В русском языке очень много устойчивых фраз и выражений, в которых речь идет о Боге, его отношении к человеку. Одни из них несут определенный смысл, который указывает на величие Создателя. Таким выражением принято считать фразу «Человек предполагает, а Бог располагает». В статье пойдет речь о значении этого выражения, истории его появления, употреблении в литературе.

Истоки появления выражения

Многие устойчивые выражения, в которых говорится о Боге, отношении его к людям и людей к нему, взяты из Священного Писания. Например, золотое правило нравственности человечества, в котором говорится, что необходимо поступать с другими людьми так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой. Именно давал Иисус Христос, и именно оно упоминается в Евангелиях. В русском языке встречаются фразы, взятые как из Нового Завета, так и из Ветхого, причем многие из них стали крылатыми.

Фраза «Человек предполагает, а Бог располагает» взята из Ветхого Завета из книги Притч (Притчи 19:21): «Много замыслов есть в сердце у человека, но случится только то, что определено Господом». Естественно, современная формулировка сильно отличается от текста Писания, но именно эта притча стала основой для выражения.

Дословно эта фраза встречается в творениях христианских писателей. Ученые предполагают, что впервые эта фраза в дословной форме появилась в произведении «О подражании Христу». Кроме того, они считают, что автором книги является Фома Кемпийский. В этом произведении автор ссылается на христианского будто бы именно он произнес эту фразу и также говорил, что на Бога уповают все праведные люди. Это выражение свидетельствует об особом Промысле Божием по отношению к каждому конкретному человеку.

«Человек предполагает, а Бог располагает»: что означает это выражение

Фраза означает, что человек не властвует над своей судьбой, что он ею не управляет и не может знать ее наперед. Мечты, надежды, казалось бы, безошибочные расчеты, выверенные предположения, планы - все это может рухнуть в один момент, все это может быть разрушено природным катаклизмом, несчастным случаем, в результате чьего-то злого умысла или человеческой глупости. Но это все только видимые причины произошедшего. А скрытые причины заключаются в предопределенности, которую формирует кто-то и где-то…

Человек не может предвидеть, какие будут последствия его поступков. Ему вообще не дано знать, что будет для него полезным, а что принесет вред. Порой негативные события меняют судьбу человека и его самого, делая его более добрым, сердечным, гуманным, а позитивные, например выигрыш в лотерею, могут запросто погубить его.

Эта фраза содержит в себе глубокий смысл. Это наставление всем нам. Человек не должен обижаться на Господа за то, что ему приходится пережить. Необходимо знать простую истину: все, что происходит - необходимо, чтобы произошло, все действия человека и его страдания приведут его туда, где он должен быть, и сделают из него того, кем он должен быть.

Пословицы, близкие по значению

У Даля В. И. в книге «Пословицы русского народа» указано, что это устойчивое выражение, которое переведено с иностранного языка.

Пословицы, близкие по значению:

  • Против судьбы не попрешь.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Судьбинушку не обманешь.
  • Кому что на роду написано.
  • Все, что ни случается, случается вовремя.

Использование выражения в художественной литературе

Выражение «Человек предполагает, а Бог располагает» встречается в художественной литературе: у Шульгина В. В. в романе «Последний очевидец», у Козлова П. К. в очерке «Тибетская экспедиция. Географический дневник», у Мещерского В. П. в мемуарах «Мои воспоминания», у Булгарина Ф. В. в романе «Иван Иванович Выжигин», у Джаарбековой С. А. в романе «Необычная судьба»,у Войновича В. Н., Гашека Ярослава, Чехова А. П. в рассказе «Клевета».

Предполагать конечно интересно.
Что желаешь, то себе и полагай.
Так мы и поступаем ежедневно,
Не понимая, в Ад идём иль Рай.

У каждого по жизни своя правда
Нравоучения все эти - до балды.
Мы полагаемся на то, что карта
Нам враз исполнит смелые мечты.

Сердца наши, полны до края веры,
Что мигом нас к победе приведёт.
Вот потому то и грешим без меры,
Не ведая, что грех нас в Ад ведёт.

Не понимаем мы, что истина одна.
Рядом с нашей правдой, её место.
Да только, к сожаленью то, она,
Не каждому доподлинно известна.

Она известна только Богу одному.
Используя то, что в нас вложили
Дорогу жизни, нам торить самому.
И только Он осудит то, как жили.

Прокуратор ведист многобожец Понтий Пилат предлагал еврейскому народу во главе с иудейскими первосвященниками в честь праздника Пасхи выбрать свободу проповеднику Христу или разбойнику и убийце Варавве. Евреи выбрали – распять проповедника, сына Божьего. Зачем убивать проповедника? Чего боялись евреи?
Христос - посвященный и помазанник, так как посвящение сопровождалось помазанием головы благовонным маслом. Греция была мировым центром науки и культуры. Христами называли людей посвященных в тайны тогдашних наук. В еврейском языке слово «христос» не существует. Греки – это одна из ветвей миграции славянской расы. Кроме того, Христос называл себя сыном Божиим. А потомками Богов на тот момент назывались наши предки, исповедующие многобожье и ведическое Право Славие. Значит, Иисус Христос нес людям ведические знания славян, крайне опасных для еврейских жрецов. Знания свободолюбивых славян очень быстро бы сделали жрецов нищими, лишив власти и денег.
Три столетия после убийства Иисуса еврейские первосвященники отрицали принадлежность Христа к еврейскому народу, называя его – галилеянин. И только когда римский император Константин решил использовать христианство с целью контроля над массами, и христианство разошлось по миру, иудеи опомнились и решили на Иисусе Христе заработать, изменив все до неузнаваемости. Им стало выгодно причислить Христа к евреям. Сразу появились «рабы Божьи» - рабы евреев, предавших и убивших Христа. Заметьте не рабы Христа, а рабы еврейского Бога (Яхве). Церковь, коммерческая лавка евреев, нам постоянно навязывает мысль – живите и мучайтесь, вместо – живите и радуйтесь. Намеренно зомбируют на неудачи.

Когда в феврале 1917-го года буржуазия уничтожила монархию, церковники в числе первых присягнули буржуазному режиму и отреклись от царя. В церковной среде призывы к внесудебной расправе над экс царём и его семьёй. Теперь нажив миллиарды на торговле золотыми медальонами и золочёнными иконами с изображением "СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ" они продолжают неуёмное строительство церквей, своих прибыльных торговых точек, где проходят службы политруков капитализма, оболванивающих население, несущее в церковь свою последнюю копейку. Крайним кощунством явилось то, что в РПЦ сравнили протесты строительства храма в Екатеринбурге с расстрелом царской семьи - "СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ". Не зря проповедник божий Иисус призывал к свободе, а особенно от религии. Евреи же, убив его варварским способом, подняли его плащаницу, как знамя, за которым народ пошёл, как стадо баранов, сделали на нём не слабый гешефт, обув при этом практически пол мира. Коммерческие лавки работают без осечки. Самый большой обман, который используется церковью как тренд, это то, что попы могут простить человеку все его грехи. Интересно, кто им дал такую лицензию, если её нет даже у Бога. Грех не прощается. Человек обязательно получает наказание за абсолютно все свои грехи. И избежать этого ни кто и ни коим образом не может. Это закон Божий. Всё добро и зло сотворённое человеком на земле его душа несёт с собой на Божий суд. Самое поганое, что при этом ничего не прибавить и не убавить, даже на миллиграмм. Те, кто всю жизнь грешил, а в конце, на награбленные деньги, построил церковь, наивно считают, что они откупились от Бога сполна и уж точно попадут в рай. Глупцы. Богатым человек может быть только добром, добрыми делами. А тот у кого много денег, это толстосум, набивший свою душу коровьими лепёшками. Для Бога он нищий, то есть низший. Таких людей можно только пожалеть. Они сами угробили себя. Ни кто им не поможет. Есть ещё один миф, это запугивание Адом. Якобы, что там грешники варятся в котлах, а черти только успевают подкладывать дрова. Чушь, просто несусветная. Где взять столько дров и чертей, чтобы варить всех грешников? На самом деле все очень просто. Каждый человек, в своей жизни, испытал горение души. То самое чувство, когда внутри тебя горит, а ты ничего с этим сделать не можешь. Страшная вешь. По сути это и есть Ад. Грехи человека это и есть те дрова, которые горят в душе на том свете. Если на земле это со временем утихает и проходит, то там этого нет, до тех пор пока не сгорят все грехи. Жутко, но так оно и есть, а избежать этого грешному человеку не возможно. Церковь же об этом молчит, а иначе людям эта еврейская коммерческая лавка станет без надобности. Судьба же тех, кто по наивности считает себя служителями Бога и работает в этих лавках, не завидна. Блажен же только тот, чья душа заполнена добром. Те у кого Бог живёт в душе и правит всеми его земными делами. Аминь.

Чему ж мы отдавали предпочтенье?
Душе иль телу, нечистой иль ему?
Суд бога, неизбежен, к сожаденью,
И наша смерть, преддверие к тому.

Пока мы живы и разум наш при нас,
Мы не должны на чёрта полагаться.
Не за горами тот самый судный час,
Когда велят пред Богом отчитаться.

Человек предполагает, а Бог располагает

Homo proponit, sed Deus disponit


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "Человек предполагает, а Бог располагает" в других словарях:

    Человек так, а Бог иначе. Ср. Я уведомил тебя, что еду в Москву определяться в статскую службу; но... человек предполагает, а Бог располагает; капризная Фортуна моя повернула колесо иначе: вместо службы, кажется, выходит, что я женюсь...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    БОГ [бох], бога, мн. боги, ов, зват. боже, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (перевод). См. БОГ ВЕРА …

    Человѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ. Человѣкъ такъ, а Богъ иначе. Ср. Я увѣдомилъ тебя, что ѣду въ Москву опредѣляться въ статскую службу; но... человѣкъ предполагаетъ, а Богъ располагаетъ; капризная фортуна моя повернула колесо иначе:… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - [бох ], бога, мн. боги, ов, зв. боже, муж. 1. В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ. Вера в бога. Языческие боги. Б. войны (у древних римлян: Марс). Возносить молитвы богу (богам).… … Толковый словарь Ожегова

    Жить Богу служить. Кто велик, яко Бог наш (Владимир Мономах). Не нам, не нам, но имени твоему (т. е. слава). Велико имя господне на земли. В мале Бог, и в велике Бог. Разумейте, языцы, яко с нами Бог. Сильна Божья рука. Божья рука владыка. Бог не … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    Экспедиция Франклина (1845) … Википедия

    Глаг., нсв., употр. часто Морфология: я предполагаю, ты предполагаешь, он/она/оно предполагает, мы предполагаем, вы предполагаете, они предполагают, предполагай, предполагайте, предполагал, предполагала, предполагало, предполагали, предполагающий … Толковый словарь Дмитриева

    Аю, аешь; нсв. 1. (что), с инф. и с придат. дополнит. к Предположить. П. ухудшение состояния больного. О том, что произошло, можно только п. Предполагаю завтра получить письмо. Предполагаю, что встреча состоится. 2. (что) и с инф. Иметь намерение … Энциклопедический словарь

    предполагать - а/ю, а/ешь; нсв. см. тж. предполагаться 1) (что), с инф. и с придат. дополнит. к предположить Предполага/ть ухудшение состояния больного. О том, что произошло, можно только предполага/ть … Словарь многих выражений

Книги

  • Бог располагает! , Дюма Александр. 2 марта 1829 года, Франция времен правления Карла X. Последние лучи солнца при очередном закате монархии. В моде все средневековое - колеты, камзолы, шпаги, даги, яды... В Тюильри дают…
  • Бог располагает , Дюма А.. 2 марта 1829 года, Франция времен правления Карла X. Последние лучи солнца при очередном закате монархии. В моде все средневековое - колеты, камзолы, шпаги, даги, яды... ВТюильри дают…

0 В нашем лексиконе имеется огромное количество пословиц и крылатых фраз, в которых говорится о Боге, и его взаимоотношениях с людьми. Одни из них достаточно понятны по смыслу, и не требуют дополнительной расшифровки, тогда как другие следует растолковать более основательно. Особенно те, в которых указывается на величие Творца, и его деяния, подтверждающие его статус. Сегодня мы разберём одну из них, это , что значит вы сможете узнать немного позже. На нашем сайте, вашему вниманию представлены множество статей по самым разным тематикам, начиная с уличного сленга , и заканчивая тюремным арго. Добавьте данный ресурс сайт к себе в закладки, чтобы вовремя захаживать к нам на огонёк.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам прочесть ещё пару другую наших популярных новостей по тематике поговорок и фразеологизмов . Например, что значит Не говори гоп, пока не перепрыгнешь ; смысл выражения Волк в овечьей шкуре ; как понять Почём фунт лиха ; что означает Зри в корень и т. п.
Итак, продолжим, Человек предполагает, а Бог располагает, что означает? Эта крылатая фраза была заимствована из латинского языка "Homo proponit, sed Deus disponit ", и происходит из одного старого трактата "О подражании Христу ", автором которого является Фома Кемпийский (1379 - 1471).

Человек предполагает, а Бог располагает - смысл в том, что человек не способен управлять своей судьбой, и не способен знать своё будущее, а все свои мечты, надежды и тщательное планирование, в любой момент могут пойти "наперекосяк ", уничтоженные природным бедствием, чьей-то глупостью, несчастным случаем.


Синоним Человек предполагает, а Бог располагает : чему быть, тому не миновать; кому что на роду написано; против судьбы не попрёшь; судьбинушку не обманешь.

Данная фраза настолько многозначна и мудра, что её можно встретить даже в Ветхом Завете ("Много замыслов есть в сердце у человека, но случится только то, что определено Господом"). Хотя она очень сильно отличается от известной нам трактовки, и некоторые даже считают, что это эти фразы не имеют между собой ничего общего. Как уже было упомянуто выше, в том виде, в котором мы её знаем сегодня, её использовал Фома Кемпийский. В своём труде он даёт отсылки на Иеремию, христианского пророка, будто бы именно этот человек употреблял данное выражение в своём лексиконе. Эта поговорка свидетельствует об особом отношении Бога к каждому конкретному человеку.

Человек не способен определить последствия своих действий, он может только догадываться, что может принести вред, а что окажется весьма полезным для него. По сути данное выражение является наставлением человеку, мы не должны таить злобу на Всевышнего за то, что нам приходиться пережить в своей жизни. Вы должны понимать, что всё, что с вами происходит, заранее предопределено, и все ваши страдания и боль должны привести вас к Нему.

Прочтя эту интересную статью, вы теперь будете знать, что означает Человек предполагает, а Бог располагает , и теперь сможете внятно и доходчиво объяснить данную мудрёную поговорку своим родным или близким.

Человек предполагает, бог располагает

Человек предполагает, бог располагает — человек не управляет своей судьбой и не может её знать. Надежды, мечты, якобы безошибочные расчёты, чётко выверенные планы — «предположения» — в любой момент могут быть разрушены несчастным случаем, природной аномалией, чьей-то злой волей или глупостью. Но они лишь видимые причины. Скрытые — в предопределённости, формируемой где-то, кем-то…

Фразеологизм — перевод латинского выражения Homo proponit, sed Deus disponit из богословского трактата монаха Фомы Кемпийского (1379-1471) «О подражании Христу»

"Каково намерение наше, таково и наше преуспевание, и много прилежания нужно тому, кто хочет преуспеть в благом. Когда и твердый в намерении часто отступает, как быть тому, кто боится решения или нетверд в нем? Разными путями подходим мы к оставлению своего намерения: и легкое опущение упражнений никогда почти не обходится нам без какой-нибудь утраты. Праведные в намерении своем утверждаются более на благодати Божией, чем на собственной мудрости; и в Боге полагают упование свое, что бы ни предприняли, ибо человек предполагает, а Бог располагает, и Его путь не путь наш " (Книга 1, глава 19)

В свою очередь Фома Кемпийский руководствовался ветхозаветной мудростью царя Иудеи Соломона: «» («Притчи», глава 16)

"Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери, автор этой книги обнаружил в темном закоулке
одной из башен начертанное на стене слово:
АМАГКН (РОК)
Он спрашивал себя, он старался постигнуть, чья страждущая душа не пожелала покинуть сей мир без того, чтобы не оставить на челе древней церкви этого стигмата преступлений или несчастья" (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)

Синонимы поговорки «человек предполагает, бог располагает»

  • Человек играет на трубе, а судьба играет с человеком
  • Против судьбы не пойдешь
  • Судьба - злодейка, а жизнь - копейка
  • Судьбу не обманешь
  • Кому суждено быть повешенным, тот не утонет
  • Кому что на роду написано
  • Чему быть, того не миновать
  • Человек говорит, судьба смеется
  • То, что случается, случается вовремя

Применение выражения в литературе

    «Я сказал Бернарду Ивановичу: «Человек предполагает, Бог располагает » (В. В. Шульгин «Последний очевидец»)
    «Человек предполагает, бог располагает», ― говорит русская пословица » (П. К. Козлов «Географический дневник Тибетской экспедиции»)
    «Над его судьбой поразительно сбылось давнишнее изречение человека: человек предполагает, Бог располагает » (В. П. Мещерский «Мои воспоминания»)
    «Впрочем, никто не виноват: человек предполагает, Бог располагает (l’homme propose Dieт dispose)! » (Ф. В. Булгарин (Иван Иванович Выжигин»)