Урок – путешествие по МХК

«Достойная культура всех народов».

Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи:

    Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;

    Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;

    Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;

    Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки;

    Развитие памяти;

    Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.

Учитель - Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.

ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»

Учитель - Учителя!

Они у каждого найдутся

И знания из поколений

В поколения передаются.

И по крупицам собирая знания

Мы строи, пишем, создаем!

Не важно, где их применяем,

А важно, как и для чего… живем!

(на тексте дети занимают свои места)

ЗОДЧИЙ-

Учителя эпох и поколений

Я, зодчий – строю храмы и жилье.

Мои творения по всей планете…

Пизанской башни торжество.

И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.

Я воссоздал благодаря учителям.

МАСТЕР-

Хвалу я пою тем мастерам,

Которые мне вложили разум в руки.

Я мастер! Все умею, все смогу.

Тому народные творенья мне порукой.

И жостовский поднос, и Тульский самовар,

Китайский фарфор, русская матрешка.

Культуру наций, я в веках пронес

Нет большей похвалы, которую бы мог сказать

Любой народный мастер.

ЖИВОПИСЕЦ-

Я – живописец!

Хвала учителям!

Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.

Я веру вам, через икону дам!

Творения Рублева, Феофана Грека…

КОМПОЗИТОР –

А я заставлю плакать и смеяться,

Грустить и радоваться,

Горевать и возрождаться.

Я душу трону клавишей, струной

А может быть как Лель и дудочкой простой.

Я музыкой своей гимн пропою учителям

Которые отдали знанья нам.

Учитель –

Мы через творчество свое

Трудом, игрой и КВНом

Искусство и культуру стран всех познаем

И это все уроком называем.

Так вместе творчески, духовно и культурно

Мы как личности растем!

Учитель и ученики – пред вами.

Хотите знать о нас побольше – смотрите:

И увидите все сами!

ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.

БОЯН – Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Жизни бывшей…

Учитель - Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха, сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.

Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?

1ученик - в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».

2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.

3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.

4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.

5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь - в зависимости от характера их звучания.

Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.

Звучит: Будничный звон колоколов

Учитель – Во времена Петра! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.

Звучит: Егорьевский звон».

Учитель - Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.

Звучит: Набатный колокол.

Учитель - В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон, в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.

Звучит: праздничные звоны.

Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.

1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

2-й– 7 холмов – как 7колоколов!

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетов – сорок сороков.

Колокольное семихолмье.

М.Цветаева

3-й – День православного Востока,

Святись, святись великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Ф.И.Тютчев

Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.

Давайте послушаем фрагменты из этих опер:

ЗВУЧИТ:__________________________________

Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.

Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.

Боян – Пусть, Трогая сердца людские,

Потомков звоном будет звать,

Сливаться с хором литургии

В груди скорбящего рыдать!

К единству, дружбе, благостыне

Пусть он людей зовет отныне,

И в мире то исполнит он

Чему он нами посвящен.

ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон

Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…

Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.

Выходит Зодчий

Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.

1-й – (прикрепляет картинку на доску) - по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева - в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.

2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.

3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.

4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.

5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.

Демонстрация слайдов

Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?

1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.

2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.

3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.

Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих

Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.

ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.

Учитель – В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Монах - Я писал зимой и летом.

Озаренный тусклым светом,

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

Учитель – А что означает слово монах?

1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»

Учитель – кто перечислит подвиги монахов?

2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.

Учитель – Кто мог постричься в монахи?

3-й – Любой человек, достигший десятилетнего возраста.

Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?

4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.

Учитель – какова же была монастырская жизнь?

1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.

2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.

3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».

4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.

5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.

6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.

Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.

Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.

Звучит:__________________________выходит живописец

Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.

Учитель - В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.

Звучит: Аве Мария.

На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).

1-й - образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» - написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.

2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.

3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.

4-й - Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.

5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» - икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.

С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.

Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?

1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.

2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.

3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.

4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.

5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.

Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.

Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Учитель –

Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:

    Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? (с помощью колокола)

    Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)

    Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)

    Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)

    А что означает слово монах? (уединенный)

    Какими качествами должен обладать монах?

    Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?

    Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?

    Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.(на экране проецируются книги, ссылки на сайты)

ЗВУЧИТ: классическая музыка.

Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.

Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,

Спасибо, же предмету МХК.

Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран

И всех прошедших истинных событий.

Зодчий – Что знают зодчие и мастера.

Мастер – Что знают музыканты, композиторы.

А может быть простой строитель.

Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!

И свои знанья пополняю.

Я донесла от сердца своего

К сердцам детей достойную культуру

Тех прошедших дней.

ЗВУЧИТ:_______________________________________

Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.

Слайд 2

С тех пор как наши далёкие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовный и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов. Порой здание и местности составляют столь гармоничное сочетание, что оно выходит за рамки какой-то конкретно религии.

Слайд 3

Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле

Слайд 4

Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святая София: Византийское чудо

Слайд 5

Мон-Сен-Мишель

Скалистый остров с его готическим монастырём и церковью -это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Слайд 6

3300 лет хранила свои секреты гробница Тутанхамона в египетской Долине царей. Найденный в ней богатейший золотой клад потряс воображение людей во всём мире, что принесло всемирную славу человеку, который её открыл.

Гробница Тутанхамона

Слайд 7

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города-символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Иерусалим: город, избранный Богом.

Слайд 8

Этот легендарный город, возникший на пересечении древних торговых путей Средней Азии, более 2000 лет притягивал поэтов, паломников и грабителей. Когда солнечный свет играет на изысканно украшенных мечетях и минаретах города, он сверкает, как огромный золотой маяк.

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, храмы. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре. Как же был устроен русский храм тех времен? Кто и как его строил? Как храм выглядел внутри и снаружи? Какой смысл вкладывали наши предки в каждый элемент храма?




Храмы на Руси строились по византийскому образцу, но отличались от византийских. Они должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни. Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, хранилищ, библиотек. Изменился и строительный материал. Вместо мрамора на ряду с тонким византийским кирпичом стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны, которые чередовались с плинфой и плитами. Это придавало стенам храмов более суровый вид. Долгое время на Руси работали византийские артели, но с XII века в Новгороде сложилась своя школа мастеров.













Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: 2 - означают Божественную и человеческую природу Христа; 3 - три Лица Св. Троицы; 5 - Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 - семь таинств и семь вселенских соборов, 9 - девять чинов ангельских, 13 - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, 33 - по числу лет земной жизни Спасителя, 40 - как символ освящения всей своей жизни, 70 - в честь 70 апостолов.


Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.


Цвет купола также важен в символике храма: Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы,посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.







Храмовая роспись. Храм и его росписи (фрески, иконы) - это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз. Храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий.





Конспект урока

Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажем

Задачи урока

обучающие :

учить изображать:

Взгляд на форму

Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,

Выполнять графитом и красками установленную цель

развивающие :

развивать:

Чувство прекрасного

Память и воображение

воспитывающие :

воспитывать:

Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества

Внимание к живописи, духовности.

Оборудование

бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.

Ход урока и закрепление материала

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )

Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.

Семь красочных образцов:

- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.

- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.

- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.

- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.

- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.

- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.

Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы

(этюд Татьяны Лещенко)

Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.

Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.

(этюд Татьяны Лещенко)

Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.

(этюд Татьяны Лещенко)

Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .

«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.

Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.

Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»

«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».

При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.

Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.

Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.

«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.

Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма

Структура урока

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Постановка целей, задач урока (2 мин)

    Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)

    Закрепление нового материала (10-15 мин.)

    Подведение итогов урока (3-4 мин.)

    Окончание (1 мин.)

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь

Постановка целей, задач урока

Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .

Объяснение нового материала

Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа;

Наглядные: репродукции;

Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.

Оборудование занятия

Для учителя :

Для ученика :

Компьютер , книги , репродукции , плакаты .

Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .

Схема оформления доски

    Тема урока

    Педагогический рисунок

    Пример композиции

Тема урока

« Русское деревянное зодчество »

Вид занятия

Рисование по памяти , по представлению

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

    Образовательные

Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.

    Развивающие

Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.

    Воспитывающие

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности

Урок 4 – 5 Тема: Архитектура Древней Руси

Эпиграф:

Музыкальный эпиграф:

М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.

Оборудование:

Мульти-медиа проектор, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.

Цель урока:

Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи:

Образовательные:

    Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.

    Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?

    Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.

Развивающие:

    Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.

    Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».

    Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.

    Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.

    Развивать чувство национального самосознания, патриотизм

    Обогащать духовный мир учащихся.

Ход урока:

Вступительная беседа.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

О художественном искусстве Руси дохристианского периода.

Что изменилось в культуре древней Руси с принятием христианства?

Стали строить каменные храмы, писать иконы, развивалась письменность, грамотность, летописание, литература….

Посмотрите слайд фильм и попробуйте определить тему и цель нашего урока.

Звучит музыка Глинки, на экране слайд-фильм с изображениями древнерусских храмов.

На экране эпиграф: Архитектура – это музыка в камне.

Эссе Устьянцевой К. «Архитектура – это музыка в камне».

Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
- Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
- Да, конечно, деревянное.
- А в Византии?
- Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.

1. Софийские соборы.

Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.

Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.

Творческое домашнее задание: Презентация «Софийские соборы» Перминовой Кати

После презентации работа в группах: используя схемы сравните:

1, 3 группа: Храмы Святой Софии в Константинополе и в Киеве

2,4 группа: Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде.

Заполняется таблица.

Храм Святой Софии Константинополя

Храм Святой Софии Киева

Общие черты

Отличия

Какие черты Византийской архитектуры переняли русские мастера?

В чем своеобразие Киевского храма? В чем своеобразие Новгородской Софии?

Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
- Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма * .

Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева. Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.

О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».
- София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.

Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.

С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». (И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).

2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.

Творческие задания: презентации Сатлер Р., Гладышевой Н.

Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.

К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.

Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
- Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, (смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.

Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»

Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».

Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.

Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.

Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.

Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.

Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.

И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.

В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
- В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
- А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.

А теперь на компьютере и на схеме на партах расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.

Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.

(работа в группах)

Находим на схеме и выполняем задание на приведение в соответствие понятия (составные части христианского храма) и их определения.

Выводы учащихся

При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).

Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.

Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.

Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

Обобщение:

    Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.

    В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?

    Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.

    В каких из них больше проявился русский характер?

Рефлексия.

Закончите предложение:

Когда я представляю храмы древней Руси, то я вижу….

Я слышу….

Я чувствую….

Закрепление: Тест (на втором уроке)

Д/З: подготовить сообщения о иконописи в древней Руси.