Католики отмечают Рождество немного раньше, чем православные верующие. Великое событие ежегодно празднуется в конце декабря.

Для католической церкви Рождество является главным религиозным праздником. Ежегодно 25 декабря католики вспоминают удивительную историю этого события, украшают свои дома и дарят своим близким рождественские подарки. Несмотря на то, что каждая церковь отмечает этот день в соответствии со своей верой, все же некоторые традиции схожи.

Католическое Рождество в 2017 году

Ежегодно католическое Рождество выпадает на 25 декабря, а православное — на 7 января. Почему же один и тот же праздник отмечается в разные дни? С 1582 года многие страны мира стали исчислять время, следуя Григорианскому календарю, именно поэтому большинство религиозных событий у католиков и православных верующих не совпадают. Православная церковь рассчитывает события по Юлианскому календарю, где Рождество Христово выпадает именно на 7 января.


Разница в датах празднования Рождества не отразилась на значимости праздника. В этот день верующие отмечают рождение Великого Младенца, который стал Спасителем всего человечества. Его явление в мир стало настоящим чудом. Господь выбрал Деву Марию Матерью Иисуса Христа, и послал Ангела оповестить ее об этой новости. Муж ее Иосиф сначала не поверил в это и грозился аннулировать брак. Однако посланник Божий объяснил ему, что этот ребенок — благословение Царя Небесного, и Иосифу необходимо растить и любить его, как родного сына. Еще до родов пара отправилась в Вифлеем с надеждой поселиться в гостинице, но им это не удалось. Мария и Иосиф были вынуждены расположиться в хлеву. Первыми Сына Божьего увидели пастухи. Звезда, засиявшая в Вифлееме, привела туда также трех мудрецов, которые принесли в дар ребенку золото, ладан и мирру. Ирод, узнав о появлении Божественного Младенца, решил убить всех детей до двух лет, но Иисус Христос смог избежать смерти. Ангел явился к Иосифу и предупредил его о злых намерениях царя, и они вместе с ребенком и Марией отправились в Египет, где и прожили до смерти Ирода.

Как празднуют Рождество католики

Рождество является одним из двунадесятых праздников и относится к числу непереходящих. Как у католиков, так и у православных верующих дата Рождества неизменна. Несмотря на единую историю праздника, традиции этого дня все же отличаются.

Рождественский пост — своего рода подготовка к Рождеству Христову. Люди очищают тело и душу и готовятся достойно встретить Великого Младенца. У католиков этот период называется Адвента, и длится он четыре недели.


Украшение дома венками из еловых веток со свечами — еще одна католическая рождественская традиция. Круглая форма венка символизирует вечную жизнь, зеленый цвет — воплощение жизни, огонь — свет, которые освещает весь мир в день Рождества.

В домах и церквях устанавливают фигурки Девы Марии и Младенца Христа. Это также могут быть елочные игрушки , инсталляции и просто картины.

В Рождество католические верующие посещают мессу — рождественскую церковную службу. Во время ее проведения священник укладывает в ясли фигуру в виде Младенца Божьего и освящает ее. В этот момент люди могут почувствовать себя участниками этого Великого события.

Рождественские угощения в каждой стране разные. В Англии и Америке принято подавать на стол индейку, в Испании — свинину, а в Латвии — рыбу. Блюд обязательно должно быть много, чтобы гости ушли сытыми и довольными.

Для православных верующих Рождество наступит лишь 7 января. Однако еще до его наступления вы можете узнать, что ожидает вас в 2018 году. Рождественские гадания намного сильнее и правдивее, чем обычные, ведь именно в этот день мы можем достигнуть единения с Высшими силами.

Рождество в 2021 году отмечается 7 января. Это государственный праздник, официальный выходной день. Его принято справлять в семейном кругу. В православном календаре Рождество выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга.

Содержание статьи

История праздника

В христианской церкви во II-IV веках Рождество отмечалось 6 января. Праздник назывался Богоявлением и был связан с Крещением Господним. В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря. После перехода в 1918 году с юлианского на григорианский календарь православная церковь начала отмечать его 7 января.

В период советской власти празднование Рождества было запрещено. Обычаи распространялись лишь в узком кругу людей. Их хранителями были патриархи и отчасти жители сельской местности. Многие приверженцы религиозных обрядов преследовались. Традиции Рождества Христова начали возрождаться лишь в 90-х годах ХХ века.

Традиции и обряды на Рождество

Рождественский период начинается с Большого сорокадневного поста, который продолжается с 28 ноября по 6 января. В это время принято воздерживаться от мясной пищи, читать молитвы и проявлять милосердие.

Празднование Рождества начинается вечером 6 января. После восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, люди садятся за торжественный стол. После трапезы верующие отправляются в храмы на богослужения: всенощное бдение и рождественскую литургию. Службы под руководством главных лиц духовенства транслируются по национальному телевидению.

В некоторых регионах вечером 6 января крестники носят своим крестным родителям вечерю - кутью. За это крестные дают им сладости, деньги, игрушки.

В сельской местности сохранились традиции колядования в ночь под Рождество. Парни и девушки наряжаются в народные костюмы, ходят по дворам и поют колядки - обрядовые песни, которые прославляют Христа, хозяина дома и содержат пожелания плодородия и здоровья. Хозяева щедро одаривают их деньгами и сладостями. Главный атрибут колядующих - звезда. Ее изготавливают из цветной бумаги и лент, в центре размещают образ Божией Матери.

Рождественский ужин

Вечером 6 января, в Сочельник, хозяйки ставят на праздничный стол 12 постных блюд, которые символизируют 12 апостолов. Главным блюдом является кутья, которую варят из цельных зерен риса или пшеницы. В нее добавляют мед, орехи, изюм, курагу, мак. Традиционные рождественские блюда - запеченная рыба, овощные салаты, рагу, соления, голубцы с грибами, пироги с овощными и сладкими начинками, растягаи, кулебяки, пирожки. Главный напиток на праздничном столе - узвар или компот из сухофруктов и шиповника.

Люди, которые придерживались сорокадневного поста, начинают разговение утром 7 января. На столах появляется изобилие мясных блюд: запеченный гусь или курица, домашние колбасы, котлеты, заливное. Гостям наливают вино.

Рождественские украшения

Рождеству предшествует Новый год, поэтому уже в начале декабря в домах и на площадях городов устанавливаются елки и вспыхивает яркая иллюминация. В канун праздника церкви украшают декоративными композициями, которые воспроизводят сцену рождения Иисуса Христа. Главными их персонажами выступают: младенец в яслях, Иосиф, Мария, волхвы, животные из хлева.

В некоторых регионах хозяйки уделяют особое внимание оформлению праздничного стола. Они застилают его новой скатертью. Под нее кладут пучок сена, который олицетворяет ясли. По углам стола размещают монеты и зубчики чеснока, которые символизируют здоровье и благополучие. В некоторых домах распространен обычай класть под стол топор. Во время ужина все члены семьи ставят на него ноги, чтобы в следующем году обладать здоровым духом и телом.

Гадания на Рождество

Ночь с 6 на 7 января - начало святочных гаданий, которые продолжаются до 19 января (Крещения). В это время люди пытаются предсказать свое будущее, узнать, исполнится ли загаданное желание. Среди незамужних девушек распространено гадание на суженого-ряженого. Наиболее популярны предсказания по зеркалам, расплавленной свече.

Что нельзя делать на Рождество

На Рождество женщинам запрещено стирать, шить, вязать и убирать в доме. 7 января нельзя ссориться, иначе весь год пройдет в разногласиях. В этот день не разрешается охотиться. В этот праздник нельзя говорить о плохом.

Приметы и поверья на Рождество

  • Если 7 января стоит теплая погода, то весна будет поздней и холодной.
  • Если в ночь на Рождество на небе много звезд, то год будет урожайным.
  • На рождественском столе должно присутствовать 12 блюд. За ужином следует оставлять чистую тарелку и приборы для умерших родственников.
  • Если первым гостем в доме в день наступившего Рождества будет женщина, то в следующем году семью ожидает несчастье.
  • Найти какую-то вещь на Рождество - к достатку и материальному благополучию в наступившем году, потерять - к убыткам.

Поздравления

    Поздравляю с Рождеством,
    Светлым праздником Христовым.
    Счастье пусть войдет в ваш дом,
    Станет жизненной основой.

    Я желаю, чтоб душа
    Никогда не обнищала.
    Вифлеемская звезда
    Вам дорогу освещала!

    Сегодня праздник светлый - день Рождества Христова,
    Благая весть, как птица, вспорхнула в небеса.
    Тебе желаю счастья я чистого такого,
    С душою жить открытой и верить в чудеса.

    Твоей судьбы красиво пускай звезда сияет,
    И помыслы пусть будут всегда чисты твои.
    Пусть Рождество Христово тебя оберегает,
    Пусть сердце согревает огонь святой любви.

Какого числа Рождество Христово в 2022, 2023, 2024 году

2022 2023 2024
7 января Пт 7 января Сб 7 января Вс

Республика Молдова далеко не уникальна в этом плане. Кроме нашей страны официально двойное Рождество 25 декабря и 7 января празднуют ещё в четырёх странах мира.

Так когда родился Иисус?

День рождения Иисуса Христа - Рождество - является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. Это государственный праздник в более чем 100 странах мира: ежегодно его отмечает большая часть населения планеты.


Принято считать, что Спаситель родился 25 декабря, хотя в Библии нет прямого ответа на вопрос: “Когда родился Иисус?”. Дата 25 декабря впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, а в 337 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа. Однако вопрос о реальной дате (а также реальном годе) рождения Спасителя всё ещё является спорным и однозначно нерешенным.

Попытки установить год рождения Иисуса Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов) не привели к конкретной дате, но считается, что, по-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 гг. до н.э. Во всяком случае, согласно Библии, Иисус родился “во дни царя Ирода”, который, как было точно установлено, умер в 4 г. до н.э. Тем не менее, сегодня мы пользуемся ошибочным летоисчислением, введенным римской церковью в 533 году. В его основу были положены расчеты архивариуса Папы Римского, скифского монаха Дионисия Малого, произведенные в 525 году.

В 1278 г. от основания Рима Папа Иоанн Первый поручил Дионисию составить пасхальные таблицы. Для удобства их составления Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление - до и после Рождества Христова. Однако в своих расчетах Дионисий допустил ряд грубых ошибок: как считают некоторые исследователи, при подсчете сроков правления Римских императоров он просто проглядел четыре года из правления императора Августа (он не учёл, что данный император в начале своего правления несколько лет царствовал, как Октавиан, а потом ещё и как Август). Так что реальный Иисус был несколько старше, чем официально считается церковью.

Летом 1996 г. в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй признал, что историческая дата Рождества Христова неизвестна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры - “официального” Рождества Христова. Тем не менее, исправлять ошибки Дионисия Малого (а в своих расчётах он, к тому же, еще не использовал “0”, потому что в Европе в то время было не известно это математическое понятие) сейчас, естественно, никто не будет.

Такая же путаница возникла и с датой рождения Иисуса Христа. Одно из основных указаний на время его рождества - это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Её символ сейчас украшает все рождественские ёлки.

Скорее всего, волхвы наблюдали реальное астрономическое явление. Наиболее вероятным “кандидатом” в Вифлеемские звезды учёные называют вспышку новой или сверхновой (другие версии - комета Галлея, соединение планет, гелиактический восход).

В 1977 г. английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течении 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г. до н.э. Причём им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. Астрономические расчёты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии, откуда пришли волхвы, а в целом - от Сирии до Китая и Кореи, низко над горизонтом, перед восходом солнца - все точно по Евангелию Матфея. Путь из Персии в Иерусалим занимал не менее 5-6 месяцев, следовательно, волхвы прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э. - скорее всего, в конце сентября или в октябре, и к тому моменту они уже наблюдали Святое семейство с младенцем Иисусом.

Из расчётов сторонников версии, что Вифлеемская звезда - это комета Галлея тоже выходит, что Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е, но уж никак не 25 декабря. О том, что Спаситель мог родиться в конце сентября - начале октября свидетельствуют и некоторые косвенные указания в Библии: например, время зачатия и рождения Иоанна Крестителя, который, судя по текстам, был на 5-6 месяцев старше Иисуса. Еще одно косвенное подтверждение этого вывода - указание евангелиста Луки о переписи по указу римского кесаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе. Подобное мероприятие вряд ли могло происходить зимой, когда путешествие было довольно затруднительным и дорогостоящим, а декабрь и январь - достаточно холодные месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Кстати, Свидетели Иеговы считают, что Христос родился именно в начале октября. Однако церковное празднование Рождества Христова было закреплено за 25 декабря.

Современные ученые считают, что это было сделано намеренно, и связано не столько с реальными изысканиями возможных сроков рождения Спасителя, сколько с политической конъюнктурой того времени. Дело в том, что даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С особенно большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу - Dies Natalis Solis Invicti (Рождество Непобедимого Солнца), установленный в 274 г. императором Аврелианом. Чтобы устранить языческие традиции в 337 г. Римская церковь официально и постановила считать 25 декабря днём Рождества Иисуса Христа.

“Католическое” и “православное” Рождество

Обычно считается, что 25 декабря отмечается католическое Рождество, а 7 января - православное. На самом деле это не так.

В ночь с 24 на 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и лютеране и другие протестанские конфессии, а также 11 Поместных Православных Церквей мира (они пользуются не “католическим” григорианским календарём, а так называемым “новоюлианским”, который пока совпадает с григорианским - расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году).

А вот в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают ряд православных церквей, оставшихся в старом стиле (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская), афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, Армянская Апостольская Церковь (отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия), греческие старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви, православные арабы в Иерусалиме, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов. В 2014 г. к юлианскому календарю после отмены соборного решения 1924 г. о введении нового стиля вернулась и Польская Православная Церковь.

На самом деле различается не дата Рождества Христова, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря, используют современный - григорианский календарь. Остальные отмечают рождение Спасителя тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю, а эта дата в григорианском календаре в XX и XXI веках приходится на 7 января. Но так будет не всегда. Уже через век разница между стилями будет составлять не 13, а 14 суток. Следовательно, в XXII веке наши потомки будут отмечать Рождество 8 января по старому стилю, а через два века - 9 января.

Юлианский календарь был введен в 45 г до н.э. Юлием Цезарем. Согласно ему, год начинается 1 января, насчитывает 365 дней, каждый четвертый год является високосным, когда в феврале добавляется еще один день - 29 февраля. Однако юлианский календарь не учитывал ещё одного дня, который накапливался каждые 128 лет.

В 1582 г. папа Римский Григорий XIII признал юлианский календарь неточным (у духовенства возникли проблемы с расчетом даты Пасхи). В нём нашли ошибку: отставание календарного учёта от астрономического. В итоге 4 октября 1582 г. в католических странах Григорием XIII был введен новый, “григорианский” календарь, который сегодня используется в большинстве стран мира. На момент проведения реформы 1582 г. между датами в юлианском и григорианском календарях возникло расхождение в 10 дней.

Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по старому - юлианскому календарю. Правда, в 1923 г. по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Так появился не принятый всеми Православными Церквями и их отдельными подразделениями т.н. “новоюлианский” календарь, на данный момент совпадающий с григорианским.

Так что христианские церкви и конфессии сегодня используют сразу три календаря - юлианский, новоюлианский и григорианский. Отсюда и расхождение в праздновании Рождества Христова и других христианских праздников.

Рождество с политическим привкусом

В Молдове первую попытку отпраздновать Рождество “по-европейски” предпринял кишинёвский мэр Дорин Киртоакэ. Было это в 2007 году и вылилось в знаменитые “ёлочные войны”.

В декабре 2007 г. генпримар Кишинёва распорядился нарядить ёлки в городе, включая “центральную” зелёную красавицу, 10 или 15 декабря - чтобы “Кишинёв в этом плане шёл в ногу с крупными европейскими городами”. Вице-мэр Анна-Лучия Кулев на заседании мэрии отрапортовала, что к 25 декабря в честь Рождества по новому стилю будет подготовлена праздничная культурно-художественная программа.

В общем, отмечать “европейское” Рождество столичное руководство собиралось с размахом. Однако правящие на тот момент центральные коммунистические власти запретили мэрии устанавливать рождественскую ёлку на центральной площади Кишинёва ранее 30 декабря. Киртоакэ не послушался. Ёлка была установлена. К ней - для охраны - были приставлены двое активистов Либеральной партии. Тем не менее, той же ночью “ёлка Киртоакэ” внезапно “переехала” с центральной площади города в близлежащий парк.

В 2008 г. операция “Brad de craciun” повторилась. Только на этот раз “ёлке Киртоакэ” сначала не дали доехать до столицы (на пути в Кишинёв она была перехвачена полицией, заявившей, что на ёлку нет документов, значит перевозить её запрещено), а потом у мэрии возникли проблемы с ёлочными украшениями. 25 декабря вновь не получилось.

Всё изменилось в 2009 г., когда к власти пришёл “Альянс за евроинтеграцию”. В ноябре 2009 г. правительство Владимира Филата, несмотря на возмущение православного духовенства, единогласно проголосовало за объявление 25 декабря выходным праздничным днём. Молдавская митрополия тут же направила правительству письмо с просьбой пересмотреть своё решение по Рождеству, так как это религиозный, а не светский праздник, а религиозные праздники определяются по церковному календарю.

“Если власти приняли это решение с учётом того, что другие религиозные конфессии отмечают Рождество 25 декабря, то и в этом случае возникает не меньшее недоумение. Православная церковь в Молдове уважительно относится к представителям всех конфессий, официально зарегистрированных на территории нашей страны, однако объявление выходного дня на национальном уровне для праздника религиозного меньшинства кажется странным”, - говорилось в заявлении Митрополии (по переписи населения 2004 г. 93,3% граждан Молдовы причисляли себя к православным христианам, а по переписи 2014 г. эта цифра составляла 96,8%).

Двусмысленность ситуации, по мнению православного духовенства, также заключалась в том, что был не ясен мотив данного решения правительства, поскольку и Митрополия Молдовы, и Митрополия Бессарабии в соответствии со своим статусом следуют юлианскому календарю, который исключает возможность празднования Рождества 25 декабря. “Мы живём в стране, где люди чтят праздники и традиции, которые характеризуют нас, как народ, а также нашу культуру. Мы не вправе терять то, что унаследовали и предавать свою идентичность”, - подчёркивалось в заявлении Митрополии.

Однако правительство, заявив, что хочет идти в ногу с Европой, объявило 25 декабря выходным и праздничным днём и в 2010, и в 2011, и в последующие годы. А кишинёвская мэрия вообще отказалась от какого-либо празднования Рождества 7 января. Столичные власти тогда так прокомментировали новый подход к Рождеству Христову: “Празднование Рождества было организовано 25 декабря на площади Великого национального собрания музыкой и танцами. 7 января никаких мероприятий не будет”.

Окончательную точку в вопросе празднования Рождества в РМ поставил парламент в 2013 г. 20 декабря 2013-го законодательный орган в окончательном чтении утвердил поправки в постановление о днях памяти, праздничных днях и днях отдыха в Республике Молдова, согласно которым 25 декабря, когда празднуется Рождество по новому стилю, было объявлено официальным выходным днём наряду с 7 и 8 января (Рождество по старому стилю). Находившиеся в оппозиции коммунисты тогда заявили, что теперь, по логике вещей, официальными выходными в Молдове следует также объявить католическую Пасху, еврейский новый год и Рамадан, поскольку представители этих религий и конфессий также представлены в Молдове, составляют религиозное меньшинство и теперь вправе требовать удовлетворения своих прав, раз прецедент положен.

Таким образом, Республика Молдова официально уже десять лет дважды празднует Рождество - по григорианскому и юлианскому календарю, но это не является чем-то уникальным. Дважды празднуют Рождество и в ряде других стран. Например, в Беларуси, Ливане, Эритрее и Украине. Причём позже всех к рождественскому дублю пришли на Украине - в 2017 г. и тоже из политических соображений. Как заявил в декабре 2017 г. спикер Верховной Рады Андрей Парубий, новый закон о Рождестве “освободил Украину от московской ментальной оккупации и вернул в семью свободных народов мира”.

А вот в Белоруссии двойное Рождество является устоявшейся традицией по другой причине: страна находится на пересечении сфер влияния двух конфессий - православия и католицизма, и двойное Рождество здесь используется как символ объединения народа и взаимопонимания между католической и православной церквями.

“Представители православной церкви принимают участие в праздновании Рождества 25 декабря, мы принимаем участие в праздновании Рождества 7 января. Людям это нравится, они видят, что мы ведем себя как братья. Я не вижу в этом никакой проблемы. Так люди хотят, поэтому так и будет продолжаться”, - заявил белорусской прессе в 2017 г. католический архиепископ - митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Так что где-то двойное Рождество разделяет общество, а где-то наоборот - объединяет.

В Республике Молдова граждане в этом вопросе стараются не разделяться - большинство не осуждает тех, у кого праздник 25 декабря и с удовольствием в этот день отдыхает, а празднует Рождество по традиции, унаследованной от предков -7 и 8 января.

Владислав Бордеяну

Рождество – основной христианский праздник, который связан с рождением Иисуса Христа. Отмечается в более чем в 40 странах по всему миру. Корни возникновения этого праздника уходят далеко в старину, но важным он является, и по сей день. Празднование происходит в семейном кругу за традиционными блюдами.

История

Дата празднования не связана с настоящей датой рождения Иисуса Христа. Первое упоминание о праздновании было зафиксировано в 336 году, когда Римская церковь установила по «Календарю Фиокала» праздник Рождения Иисуса 25 декабря. Эту дату связывают с языческим праздником «Рождением Солнца Правды».

Примерно в это же время в церквях востока Рождество ассоциировали с Крещением Господнем и назывался он Богоявлением. Празднование происходило 6 января вплоть до VI века. Армянская церковь и сегодня отмечает Рождество в данной интерпретации.

По средневековому преданию считается, что Христос умер в день его зачатия. В Евангелие указана дата 25 марта. Если посчитать от нее 9 месяцев, то получается 25 декабря.

Традиции

Празднование данной светлой даты связано с очищением человеческой души и тела, обретением гармонии с природой. Для этого необходимо пройти пост в 40 дней, тем самым очиститься как физически, так и духовно. Смысл заключается в снятии с себя грехов с помощью молитвы и воздержания в еде. Такая традиция связана с тем, чтобы возродиться, как Иисус Христос и продолжить жить обновленным.

После освобождения души от тягостей жизни, необходимо заполнить ее новой чистой энергией. Для этого существуют традиции – «посевания» и «колядования».

В ночь перед Рождеством люди наряжаются в традиционные убранства и разносят по домам кутью, распевая колядки с пожеланиями счастья и достатка жителям дома. В ответ ряженые получают деньги или вкусности. А утром в день праздника необходимо раскидать в углах зерна пшеницы, проса или риса, чем посеять благополучие в доме.

В Рождество принято накрывать богатый стол. Считается, что яства напитают добрых духов энергией для борьбы со злыми демонами и защитят жителей дома от бед.

С Рождеством начинаются Святки, которые длятся до Крещения. В этот период совершаются различные гадания. В старину было принято приглашать на рождественский ужин одиноких людей и путников, выражая свою доброту. В этот день запрещается шить, вязать и выполнять домашнюю работу, а также охотится. Существует поверье, что в рождественскую ночь души умерших людей вселяются в животных.

Пару лет назад, накануне Рождества, французские студенты-социологи провели опрос среди своих сверстников, гуляющих по Парижу. Вопрос был один: "Что мы празднуем на Рождество?" Варианты предлагаемых ответов могли бы показаться шуткой: тут было "на Рождество празднуют окончание рождественских распродаж" и "на Рождество отмечают приход "Père Noël" ("Отца Рождества") с подарками", "Рождество - праздник в честь установки рождественской елки" и "Рождество - это как репетиция Нового года", "Рождество - начало двенадцатидневных зимних праздников с 25 декабря по 6 января" и даже "Рождество - это праздник связанный с выходом на экран новой рождественской кинокомедии". Только один ответ упоминал Бога: "Рождество - это день рожденье Христа".

Конечно, опрос можно было бы посчитать студенческим приколом, если бы не то пугающе малое количество респондентов, вспомнивших в этот великий праздник о Христе. Твердо веря, что в среде нашей молодежи подобное невозможно, мы все же решили кратко, конспективно изложить, в чем суть праздника Рождества и как его правильно провести. Приступим. Причем читать текст могут и те, кто давно уже подпадает под категорию +18.

1. Что мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год - начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям. Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости - рождение Иисуса Христа. Пришествие в наш мир Спасителя - поворотный момент в истории человечества.

Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже несравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат "оливье", шампанское, бессменный "Голубой огонек" и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них позже, сначала о самом рождении Спасителя.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название "Благовещение Пресвятой Богородицы", когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца". Имя Иисус и означает "Спаситель". Мария в недоумении спрашивает Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим". Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения. И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота. И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем.

4. Как мир узнал о рождении Спасителя, как мир это воспринял?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! - говорит он, - я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!" Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод "взволновался, а с ним и весь Иерусалим". От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.

Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему".

Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се (вот), Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…"

Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.

Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором: с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.

5. Традиции празднования Рождества Христова

Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Подобно тому, как волхвы шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается , день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят "до первой звезды" в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к Исповеди и Причастию, чтобы причаститься на праздник Рождества Христова, готовят рождественскую трапезу.

Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой венчают наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме ждут Христа. Потому что смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

6. В чем смысл Праздника Рождество Христово?

Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого: тайной рождения и тайной любви.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит этот путь, и делает это из любви к нам.

7. Зачем нужен праздник Рождества?

Бог приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения - это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Отныне человек не одинок в этом мире. "Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас". "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - так сформулировал великую тайну боговоплощения священномученик II века Ириней Лионский.