Способ 1

На убывающую луну вам следует нарезать осиновые колышки длиной 5-10 см и толщиной 1 см. Потом бросить их в сосуд со святой водой. Зарядить (наговорить) примерно такой фразой:

«Боже Святый, сохрани и огради мой дом, мой участок от воров, недругов, супостатов, от всякой нечисти поганой, от слова проклятого ».

При этом можно прочитать несколько самых известных и действенных молитв. Заряженные осиновые колышки нужно закрепить, вбить, приклеить любым способом внутри жилья по всем углам комнат, а также под дверью главного входа с двух сторон. То же самое надо сделать и на участке, вбив колышки по углам и под главными воротами. Затем полить эти колышки святой водой, в которой они находились, пока заряжались. Запомните, нужны именно осиновые колышки, которых избегают пришельцы из темных миров. Недаром говорится: «Осина не древесина » и «В осиновом бору черти не водятся ». Внутри квартиры, жилья над главным входом повесить пучок красного жгучего перца или ветку можжевельника. Над дверью главного входа можно повесить небольшую шкуру с волосом от злого зверя, например, собаки, взяв ее со старой, уже не нужной шапки из собачьего меха.

Способ 2

Если вы слышали, как проклинали вашу землю или ваше подворье, вы можете провести следующий ритуал. Пойдите в церковь. Купите три свечи и поставьте их в следующем порядке. Первую - о здравии своих врагов. При этом приговаривайте мысленно:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Я недругов своих и завистников всех простил. Господи, Боже мой, прости их так же! Аминь! »

Вторую свечу поставьте перед образом Николая-угодника, приговаривая мысленно:

«Никола-угодник, Божий помощник и пособник! Даруй мне свою помощь и защиту! Защити мою земельку от проклятого слова! Аминь! »

А третью поставьте перед иконой Богородицы, мысленно приговаривая:

«Матерь Божья, помоги и защити землю раба Божьего (свое полное имя) от проклятого слова и напастей, от вражьих пакостей! Аминь! »

При выходе из храма сделайте посильное пожертвование на его нужды. Когда будете возвращаться домой, бросьте на первом перекрестке монетку достоинством в пять копеек. При этом мысленно проговорите: «Уплачено сполна! » О том, что выделали, никто не должен знать. В течение трех дней после проведения этой манипуляции вы не должны ничего давать из своего дома, а также нельзя ни у кого ничего брать.

Способ 2

Если вы желаете снять проклятие со своей земли, то пройдите три перекрестка, бросив на каждом монету. При этом приговаривайте мысленно: «От проклятия откупился, с чертом за него расплатился! » Когда будете уходить, не оглядывайтесь. Этот ритуал выполняется на убывающей луне. На следующий день пойдите в церковь и купите там четыре свечи. Поставьте у той иконы, где ваше сердце этого пожелает. При этом приговаривайте:

«Отправляю я беду на чужую сторону! Святой, помоги, беду мою сопроводи! »

При выходе из храма сделайте посильное пожертвование на его нужды. О том, что вы делали, никто не должен знать.

Способ 3

Пойдите в церковь до полудня. Поставьте свечу о здравии человека, который проклинал вашу землю. Мысленно прочтите трижды заговор:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Я прощаю раба Божьего от всего сердца. Отныне тебе только Господь судья. Аминь! »

При выходе из храма сделайте небольшое, посильное для вас, пожертвование. На первом перекрестке бросьте монетку, сказав: «Уплачено! » В течение трех дней никому ничего не давайте из своего дома. О том, что вы делали, никто не должен знать.

ВБИВАТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего . ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего . Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого-либо или чего-либо враждебного, нежелательного. В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол в могилу этого мифа (Н. Тихонов. Победа, какой ещё не знал мир). - От суеверного обычая вбивать осиновый кол в могилу колдуна, чтобы он не мог вредить после своей смерти. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1935. - Т. 1. - С. 1398.

"Вбить осиновый кол в могилу" в книгах

Груздь осиновый

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

Матримониальные даты: «вбить вместе золотой гвоздь дружбы»

Из книги Наблюдая за мужчинами [Скрытые правила поведения] автора Ястребов Андрей Леонидович

Осиновый Колышек. Мощнейшая энергетика защиты

Из книги Анастасия. Предметы могущества, удачи и процветания автора Игнатова Мария

Осиновый Колышек. Мощнейшая энергетика защиты «Осина – дерево особое, с ним много старинных легенд связано. Разное об этом дереве говорят, и хорошее, и плохое. Но вот в чем все эти рассказы сходятся, так это в том, что энергетика осины мощнейшая, сила в ней скрыта огромная.

Заговор от порчи на осиновый кол

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Заговор от порчи на осиновый кол «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь, аминь, аминь. Осина – для дьявола трясина, забери себе ленту атласную не с косы русой, а с души крещеной. Что через осину взяла, то осине и отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь, аминь,

Как сделать так, чтобы Осиновый Колышек в Силу вошел

Из книги 15 Предметов Могущества и Удачи автора Игнатова Мария

Памятка для читателей Я хочу предложить вашему вниманию книгу, в которой собраны древние знания о предметах, на первый взгляд, самых простых и привычных. До такой степени привычных, что некоторые из них мы используем в своем быту, совершенно не догадываясь о том, какие

6. Как Западной Европе удалось, наконец, вбить клин между Русью и Турцией

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

6. Как Западной Европе удалось, наконец, вбить клин между Русью и Турцией Мы уже неоднократно формулировали нашу гипотезу. Поэтому лишь кратко подведем итоги.1) Многолетние старания западно-европейской дипломатии привели ее к успеху в конце XVI века. Воспользовавшись

6. Как западной Европе удалось, наконец, вбить клин между Русью и Турцией

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

6. Как западной Европе удалось, наконец, вбить клин между Русью и Турцией Мы уже неоднократно формулировали нашу мысль. Поэтому подведем итоги. Многолетние старания западно-европейской дипломатии привели ее к успеху в конце XVI века - начале XVII века. Воспользовавшись

Б.Н. Ельцин. Я не хотел вбить клин в единство Центрального Комитета…

Из книги Горбачев - Ельцин: 1500 дней политического противостояния автора Доброхотов Л Н

Б.Н. Ельцин. Я не хотел вбить клин в единство Центрального Комитета… Суровая школа сегодня, конечно, для меня за всю жизнь, с рождения, и членом партии, и в том числе работая на тех постах, где доверяли Центральный Комитет партии, партийные комитеты.Сначала некоторые

Груздь осиновый, тополевый

Из книги Справочник грибника автора Онищенко Владимир

Груздь осиновый, тополевый Хрящ-молочник осиковий Lactarius controversus Описание. Шляпка диаметром 5-25 см, плотномясистая, сначала выпуклая, затем вогнуто-распростертая, с закрученным войлочным, а затем опущенным голым краем, голая, липкая,

14. Подосиновик твердоватый (осиновый)

Из книги Грибы. Определитель грибов русских лесов и полей автора Вишневский Михаил Владимирович

14. Подосиновик твердоватый (осиновый) Leccinum duriusculum (Fr.) Sing. Шляпка 6 – 30 см, различных оттенков коричневого, серо-коричневого, желто-коричневого. Трубочки и поры беловатые, с возрастом приобретают коричневый оттенок. Ножка 8 – 15 x 2–3,5 см, в основании утолщенная, в верхней

Осиновый шок

Из книги В начале была командная строка автора Стивенсон Нил

Осиновый аппликатор

Из книги Оздоровление позвоночника и суставов: методики С. М. Бубновского, опыт читателей «Вестника «ЗОЖ» автора Бубновский Сергей Михайлович

Осиновый аппликатор Радикулит, суставные боли Я вычитал в «ЗОЖ» о целебных свойствах осинового полена. Решил попробовать: помогает, но полено очень неудобно использовать. Поэтому я сделал по-своему. Распилил полено на кружочки по 2 см толщиной, сделал в них дырочки, как

29. Осиновый кол

Из книги В конце концов автора Полевой Борис

ТРЯСЕТСЯ, КАК ОСИНОВЫЙ ЛИСТ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

ТРЯСЕТСЯ, КАК ОСИНОВЫЙ ЛИСТ Осина или дрожащий тополь, в исключение с прочими деревьями, снабжена некоторою особенностью в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее чем пластинка, и широко сплюснут. У места соединения черешка с пластинкой

СМЕРТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ШКУРО: «ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ» - ОТВЕТ НА «ДЫШЛО В ГЛОТКУ»

Из книги 2008_43 (591) автора Газета Дуэль

СМЕРТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ШКУРО: «ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ» - ОТВЕТ НА «ДЫШЛО В ГЛОТКУ» (Продолжение. Начало в №№ 39, 41)Обстоятельней, пронзительней и красочней всех писал о смерти Солженицына «Московский комсомолец». Ещё бы! Нельзя не признать, что ведь на покойника иногда и

Когда-то давно наши предки жили в гармонии с природой и верили в ее мистическую силу. Они считали, что все растения обладают собственной энергетикой, и знали, как правильно с ними взаимодействовать. Особо почитали деревья – лекарей тела и души. Однако об осине в народе сложилось неоднозначное мнение.

По преданию, крест Иисуса Христа был сделан из этого дерева, поэтому оно считается проклятым, а после распятия на осине повесился предатель Иуда, осознав весь ужас содеянного. С тех пор считается, что ее листочки «дрожат от страха». Тем не менее, в некоторых обрядах осина используется, как оберег от нечистой силы. Рассмотрим народные приметы об этом дереве подробнее.

Нельзя сажать осину возле дома

Нежелательное соседство объясняется просто – это дерево относится к категории мощных энергетических вампиров растительного мира. Причем, забирает оно, как положительную, так и отрицательную энергию, поэтому даже после недолгого пребывания рядом человек чувствует слабость, головную боль и апатию.

Осина на участке − плохая примета, которая сулит болезни и семейные неурядицы. Чтобы не навлечь на себя беду, нельзя использовать ее древесину в качестве дров для печи или камина, а также при постройке жилища.

Сажать осину возле дома или дачи (менее чем в 50 м от постройки) опасно и с практической точки зрения. Дерево быстро растет, но его ствол часто подвержен сердцевинной гнили. Болезнь развивается незаметно, постепенно разрушая осину изнутри. Внешне она выглядит здоровой, но при сильном ветре может обрушиться на дом или его жителей.

Интересно!

Несмотря на это, использование осиновой древесины при строительстве парилки в банях вполне допускается. Такая порода очень устойчива к температурным перепадам и долго не гниет в воде.

Если дерево уже выросло неподалеку от дома, то согласно приметам, его нужно срубить, полностью выкорчевать пень и сжечь все вместе. Такие радикальные меры позволят избежать несчастий.

Колдун, чтобы стать невидимым или обратиться в волка, должен был перекувыркнуться через осиновый пень. Ведьмы использовали ветки дерева для приготовления зелья. Старое поверье гласит, что человек, желающий подружиться с лешим, должен призывать его ночью, стоя в лесу на поваленных осинках.

Дерево, растущее у дома, становится обителью злых сущностей, которые могут переманить одного из домочадцев на сторону темных сил. Узнать, стал ли кто-то в семье приспешником нечистого, помогут осиновые веточки. Их нужно срезать в полночь и положить перед зеркалом. Если спустя несколько часов они потемнеют или начнет отслаиваться кора, значит в доме поселилась нечисть.

Оберег от злых духов

У славян существовал обряд – в купальскую ночь втыкать в стены хлева и по обе стороны ворот осиновые веточки. Они защищали домашний скот от проделок ведьм – кражи молока и наведения порчи. Новую лошадь заставляли переступить через осиновый брус, проложенный у входных ворот.

Осиновый кол – самое известное средство уничтожения вампиров и оборотней. Его вбивали в грудную клетку покойника на похоронах, чтобы он не превратился в «ходячего мертвеца».

Интересно!

Если усопший умер не своей смертью, кол вгоняли в могилу или устанавливали на ней осиновый крест.

Осина «забирает» болезни

В старину считали, что если больного человека посадить на свежесрезанный пень, дерево примет его хворь. В обмен на исцеление он должен пообещать осине никогда не причинять ей вреда: не ломать ее веток, не рубить и не жечь.

С той же целью под деревом закапывали личные вещи больного. Во времена, когда свирепствовала эпидемия холеры, в четырех сторонах села в землю вбивали небольшие срубленные осинки. Считалось, что такой обряд способен защитить его жителей от нашествия болезни.

Издавна практики использовали магические свойства осины от сглаза и порчи. Дерево ослабляет проклятья на беспричинный страх, невроз, депрессию и панические атаки, а также отваживает от жилища потусторонние сущности. Удивительное растение и изделия из коры или веток блокируют любое магическое воздействие.

Магические свойства осины

Основная стихия, приписываемая изящному дереву, это воздух, потому легче всего наладить контакт Водолеям, Весам и Близнецам.

Осина, наделенная особой силой планетой Меркурий, символизирует силу воли, терпение и твердость духа. Уникальное деревце, считающееся во многих культурах священным, поглощает любые виды магического воздействия, потому ведьмы и колдуны, заключенные в деревянные оковы, теряли способности. Растущее деревце, веточка или предметы из коры отгонят любые потусторонние сущности и защитят жилище. В Киевской Руси, когда истончалась грань с Навью, вокруг дома и поля вбивались осиновые колышки.

По поверьям древних кельтов и германцев, осина снимала клеймо смерти с воина, а потому древки, щиты и рукоятки холодного оружия изготавливались из нее. Из дерева опытными практиками создаются защитные обереги, которые работают исключительно за счет внутренних сил растения. Однако подобные обряды из-за специфики дерева не всегда срабатывают. Нахождение рядом с деревцем не позволит практику пополнить энергетические запасы, но дерево мудрости раскроет тайные знания и внутреннюю суть человеческой души.

Какие части используются в магии?


При проведении магических действ может быть использована кора данного дерева.

Чтобы смастерить своими руками амулеты, эзотерики советуют заготовить сырье в марте или начале апреля. Оптимальное время сбора - 5-6 утра. При этом важен приподнятый дух. В магических ритуалах используются следующие части растения:

  • кора;
  • щепки;
  • молоденькие ветки;
  • почки;
  • листья.

Способы применения

Для владельцев дачных участков и частных домов, наиболее эффективный способ использования дерева - высаживание 2-3 осин, которые очистят от негатива и не впустят злых людей. Альтернативный вариант защиты - закапывание прутьев у ворот. В роще из осин можно укрыться от магических атак, сбросить приставшую потустороннюю сущность, подселенца или оборвать связь с человеком, высасывающим жизненные силы.

Практики рекомендуют изготовить осиновую шкатулку для амулетов, чтобы магические инструменты не влияли на энергетику жилища и практика, а также оставались незамеченными другими практикующими. Современные эзотерики отмечают, что диагностика не покажет предмет, укрытый осиной. Но талисман придется каждый раз активировать заново. Осиновая шкатулка полностью заблокирует магические свойства.

Как сделать оберег?

Один из самых доступных амулетов из данной древесины – бусы.

К наиболее простым защитным амулетам относят деревянные бусики и браслеты, но можно изготовить мощный талисман из коры. Забирая кусочек, следует выразить мысленную благодарность и облить ствол ключевой водой. Кора плотно укутывается салатовой натуральной тканью и обвязывается шнурком. Лучше всего носить оберег, как подвеску, но допустимо просто носить с собой в кармашке или сумочке. Никто не должен знать о талисмане, а также категорически запрещены чужие прикосновения.

Рабочие заговоры

Денежная магия

Чтобы улучшить финансовую ситуацию, получить дополнительный источник дохода и выбраться из долгов, рекомендуется прийти по утру к молодому деревцу со стороны восходящего солнца и произнести тихим голосом: «Едва слышимым рокотом, почти неразличимым шепотом прошу. Осина, хорошая, выручи, помоги, зашепчи как нужно, зарокочи тихонечко, отпугни плохое - и человека, и нечистого. Меня спаси, деньги подари».

Для произнесения другого денежного заговора нужно в осенний месяц, едва покажутся первые солнечные лучи, без обуви от жилища дойти до деревца. Обняв ствол и легонько пошатнув, нужно произнести: «Сестра-осина, твои богатства не счесть, так подари мне (имя) десятую частичку того, что хранишь. Путь денежки сами придут, меня найдут. Буду счастливой жить, больше мне не тужить, по злату не грустить. Радостно буду тратить. Поделись денежкой, сестра любимая. Не жалей, прошу, и так босая я!». Обряд заканчивается тройным постукиванием лбом о кору.

Оси́на , или Оси́на обыкнове́нная , или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula ) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Легенды, связанные с осиной

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

По одной из версий мифа греко-римской мифологии в две осины превратили сь сёстры Фаэтона — гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом молнии, и тот упал в реку По. Слёзы, которые они роняли в быстрые воды реки По, становили сь янтарём.

В христианской мифологии осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии . Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель.

Ермолов А. С. в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» (изд. 1905 года) пишет: «Объяснение, почему осина вечно дрожит и шепчется, у малоросов несколько иное, нежели у великоросов: „Як Спасытель ховався от жидив, так тоди Вин пишов та й сив пид осыкою (осиною), а вона як зашелестыть, та й злякала Спасытеля; за це Вин прокляв ии и сказав: бодай же ты шелестыла з витром и без витру“. Существует ещё и вариант этого поверья: под осиною укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею». На Украине существовало также поверье согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся симья дрожатыме день и нич од хворобы так, як дрожыт осыка».

Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок).

Осине приписывается свойство отгонять нечистую силу:

  • Ведьма боится осины (малоросс.). Если в плетень загороди повтыкать осиновые веточки, то в такую изгородь не может войти ведьма и не будет портить коров (малоросс.) .

Также считается, что осиновый кол, вонзенный в сердце вампира, может его остановить .

Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки и шутки

  • Осина — и без ветру шумит
  • Горькая осина — про́клятая Иудина виселица
  • Осина всё шепчется, а про́клятое дерево
  • Осина бьёт в ладоши (листы на ней трепещут) (Смол. губ.)
  • «Про испуганного человека говорится, что он „дрожит, трясётся, как осиновый лист“. Насчёт того, на каком дереве повесился Иуда, у малороссов существует два мнения: Осына тим трусыцця, що на ий Скариёт повисывся; други кажут, що вин на бузыни повисывся, и тим вона не годыцця для постройкы (в бузнику чёрт живе)»
  • Одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина (Как осина — горькое дерево, так рябина — горькая ягода: плохи те места, где только эти два дерева растут).
  • Листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая. Народная примета .
  • Сей овёс до распускания осины (Яросл. губ.)
  • На осине почки большие — к урожаю ячменя
  • Если весною осина пушистая, то и гречиха родится (Тобольск. губ.)
  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (хороший зерном)
  • Осина в серёжках — урожай на овёс (Оренб. губ.)
  • Если с осины весною, ещё до распускания почек и роста трав, свесятся кисточки — к урожаю ячменя и полбы (вотяцк.)
  • На осине длинные шишки — ячмень родится (Пермск. губ.)
  • Когда на осине в начале весны много крупных серёг — к хорошему урожаю гороха (Владимирск. губ.)
  • Если на осине бывает цвет (овечки) сильный — то будет ячмень хороший (Калужск. губ.)
  • Когда на осине не будет барашков, в тот год не будет и овсов (латыш.)
  • Когда рябина или осина цветут хорошо, так будет и хороший горох (латыш.)
  • 16 октября в народном календаре — Денис Позимний. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой — и залететь в глаза. Осенние лихорадки — ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница . Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.
    Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.
    Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги. Коли болит голова нестерпимо — осиновое полешко кладут под голову.
  • Известно, что «осина не горит без керосина» (имеется в виду невысокая ценность осиновых дров как топлива)

Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Кол считается наиболее мощным и эффективным инструментом для упокоения беспокойной нежити. «Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , — указывает Владимир Даль. Однако каким именно должен быть правильный кол? Каковы его размеры, материал изготовления, особенности заточки? Нужно ли наматывать на кол бечёвку и для чего она вообще? Какие дополнительные инструменты нужны для применения кола, есть ли какие-то обязательные процедуры, которым нужно следовать при изготовлении (заговоры, ритуалы)? Вопросов много, а ответов в фольклорных материалах и этнографических исследованиях на удивление мало. Их явно недостаточно, что сделать кол самостоятельно. Нам пришлось отыскать живых носителей традиции изготовления колов, по-прежнему использующихся в деревнях России для упокоения упырей и совершения других апотропеических (охранительных) действий по проверенным временем технологиям.

1. Материал для изготовления кола

То, что кол должен быть именно деревянным, а не стальным или костяным , в этом ни у кого из исследователей расхождений нет. Некоторые авторы, мало вдававшиеся в детали, так просто его и именуют — «деревянный кол», без лишних подробностей, как это сделал, например, Брэм Стокер в своём романе «Дракула» (wooden stake — и всё тут). Между тем, материал очень важен, любое дерево не подойдёт. Кол необходимо изготавливать только из того дерева, которое само по себе уже является оберегом против нежити.

«К числу деревьев и растений, занимающих одно из первых мест в верованиях простого народа — принадлежит осина . В народных песнях осина не встречается и не воспевается, подобно тому, как воспеваются дуб, явир, тополя, береза, калина, верба; но в верованиях простого народа о чертовщине, о ведьмах, выходцах с того света тесно и неразрывно связаны с представлением об осине, как об обереге и предохранителе от всей этой «нечисти». Народ считает это дерево первейшим оберегом и предохранительным средством от чертей, ведьм, покойников, упырей и пр. <...> С осиновой палкой в руках можно во всякое время ночи и куда угодно идти, и никакая нечисть не приступит к человеку. Если на окнах и у дверей, когда ходит покойник, положить по куску осины, то покойник уже не войдет в хату» ,— пишет этнограф Иван Беньковский (Киевская Старина. 1898. № 7-8).

«Осину использовали при похоронах самоубийц, колдунов и ведьм. В случае смерти колдуна или ведьмы осиновый кол вбивали в потолок дома, чтобы в отверстие забрался чёрт и взял в ад душу колдуна. При кончине колдуна нечистая сила выходила из его тела в виде чёрного животного, которое полагалось убить, проткнув осиновым колом. Из осины делали гроб для самоубийц, а также колышки, которыми его забивали <...> Подозревая в покойнике упыря, в могилу при похоронах вбивали осиновый кол или клали на грудь умершему осиновые крестики или щепки <...> Чтобы помешать покойнику „ходить“, его могилу разрывали, а сердце пробивали осиновым колом » (Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого. Т. 3. 2004).

Итак, наилучший материал для изготовления кола — осина. Помимо осины, использовались и некоторые другие растения, например, дуб. Южные славяне также делают колы из тёрна или бузины, известных своими обережными свойствами.

2. Размер кола

В голливудских фильмах об упокоении вампиров вместо колов любят изображать миниатюрные деревянные палочки длиной сантиметров 15-20 и диаметром 2 сантиметра. Героические охотники с полпиха втыкают маленькие колышки в рыхлые тела вампиров, причиняя им тяжкие травмы, несовместимые с их нежизнью. Однако настоящих фольклорных вампиров этим не пронять: welcome to real life:) Чтобы упокоить вампира, кол приставляют к его телу (груди, голове, заду) и забивают мощным ударом молота или кувалды. Брэм Стокер, например, советовал взять тяжёлый молоток, которым вы обычно разбиваете угольные глыбы у себя в подвале.

Кол не имеет обязательного фиксированного размера, который может зависеть от непосредственной цели использования. Одно дело, если вы хотите просто вбить кол в отдельно взятого упыря; другое — если вы хотите разрыть могилу и пробить насквозь гроб и вампира в нём, пригвоздив его к земле. Высота стандартного гроба — 50-70 см, т. е. длина кола для пробития гроба составит не менее 80 см. Таким образом, длина кола будет варьироваться от полуметра до метра и более. Диаметр кола зависит от размеров осины, выбранной для изготовления кола, и обычно равен диаметру осины. Однако слишком тонкий кол может сломаться, поэтому не рекомендуется использовать колы диаметром менее 40 миллиметров. Максимальная толщина ограничена только биологическими особенностями осины и вашими физическими возможностями: вбить целое бревно в труп, особенно если он сопротивляется, не каждому под силу.

Итак, необходимая длина кола — 50— 100 см и более, диаметр — 4— 7 см. Получается достаточно увесистый дрын.

3. Обработка кола

Гламурные синематографические колы аккуратно обструганы, тщательно ошкурены и иногда даже отполированы. Такое произведение искусства даже жаль вбивать в вампира. Но так ли важна эстетика? Тем более что кол — оружие одноразового применения, после забивания обратно не вынимается. Так как же должен быть изготовлен и обработан традиционный осиновый кол?

3.1. Нужно ли высушивать древесину осины и делать кол из сырого дерева?

Нет, сушить не нужно. Древесина должна быть «сырой». Эта практика даже нашла отражение в словарях второй половины XIX века:

«Избавиться от вампира, по мнению простонародья, одно средство: выкопать его труп, забить въ него острый сырой кол , отрубить голову и, вырвав сердце, сжечь его» (Настольный словарь для справок по всемъ отраслям знания под ред. Ф. Толля. Т. 1. 1863. С. 398).

«Избавиться от вампира, по мнению Кальмета, есть одно средство: выкопать его труп, забить в него сырой кол , отрубить голову, и вырвав сердце, сжечь его» (Справочный энциклопедический словарь под ред. А. Старчевского. Т. 3. 1854. С. 41).

Во втором примере есть отсылка к фундаментальному труду бенедектинца Антуана Августина Кальмета Traité sur les apparitions (1746). Однако в данном трактате нет ни слова о материале, из которого должен быть изготовлен кол или о том, что нужно использовать сырую или сухую древесину. Английский перевод трактата, выполненный в 1850 году, доступен в books.google.com и на Project Gutenberg. Таким образом, по всей видимости, в словарях отражена именно реальная восточнославянская практика того времени по изготовлению колов из сырой древесины. Этнографическая экспедиция, о которой пойдёт речь ниже, подтвердила этот вывод.

3.2. Нужно ли снимать кору с осины, ошкуривать кол?

Это очень интересный вопрос. Он оказался для нас неожиданным. Изначально, когда изучался диаметр кола, то выбор диаметра предполагал и обработку ствола осины, строгание под необходимый размер. Вопрос о том, чтобы оставить кору на месте даже не приходил в голову.

Вопрос о коре был поднят в ходе этнографической экспедиции Фольклорно-этнографического центра упокоения нежити Upyrnet в село Данилово Удмуртской Республики (2011). В селе до сих пор жива традиция использования осиновых колов для борьбы с нечистью. Незадолго до экспедиции в селе умирала ведьма, как и полагается весьма тяжело. Для облегчения её смерти использовался традиционный общеславянский ритуал — забивание осинового кола в конёк дома; по словам жителей села технология сработала безотказно. Наш вопрос о том, как правильно обработать поверхность кола был встречен крестьянами с недоумением: «Кору не нужно снимать. Когда кол забивают в могилу покойника, то лучше будет, если он прорастёт. Тогда уж точно покойник больше ходить не будет» , — сообщил источник. Этим же соображением объясняется и необходимость использования сырой осины — у неё больше шансов прорасти. Однако допускается и применение обструганного кола.

3.3. Как затачивать кол?

Кол должен быть достаточно острым, чтобы облегчить его забивание в мёртвое тело. Некоторые авторы указывает, что острие кола нужно обработать в огне для придания ему большей твёрдости. Большей информации в литературных и этнографических источниках разыскать пока не удалось. Крестьяне села Данилово сообщили нам больше подробностей. По их словам, острие кола должно выделываться ровно тремя ударами топора. На первый удар приговаривают «во имя Отца» , на второй — «и Сына» , на третий — «и Святаго Духа, аминь» .

4. Бечёвка

Бечёвка (тонкая верёвка) повязывается в верхней части кола. При забивании кола бечёвка находится над ладонью и препятствует случайному соскальзыванию руки. Тем не менее, помимо такого практического функционала, верёвка имеет и обережное назначение, ведь обвязывание верёвкой эквивалентно созданию магического круга . В селе Данилово бечёвку повязывают на кол в три круга, на каждый круг, аналогично с выделыванием острия, приговаривая: «во имя Отца», «и Сына» и «Святаго Духа, аминь» . Поэтому для поддержки ритуальных функций лучше воспользоваться бечёвкой из материала, который сам по себе является оберегом против ходячих покойников (лён, лыко, конопля и др.) Примечание для перфекционистов: идеальная бечёвка должна быть изготовлена 12-летней девочкой в день Святой Троицы. Степень обработанности: желательно использовать суровую (нестиранную) нить, некрашеную или красного цвета (красный цвет отпугивает нечисть).

5. Нанесение сакральных и обережных символов

Мы пока не нашли никаких регламентирующих предписаний по нанесению каких-либо сакральных и обережных символов на кол. В селе Данилово на кол ничего не наносят. Однако, на наш взгляд, использование христианской символики, например креста, который можно выжечь или вырезать на осиновой древесине, не может повредить.

Осиновый кол в могилу колдуна

Иллюстрация: shaminskiy.at.tut.by

В селе Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие. Сельчане в отдалении молча наблюдали за погребением, изредка перешептываясь друг с другом. Закола чивать крышку и опускать домовину в могилу наняли братьев из соседней деревни: те постоянно находились под градусом и ничего не боялись – ни колдунов, ни самого дьявола. К тому же, им пообещали выдать два литра самогона и закуску. Когда могила была засыпана землей, один из членов этой пьяной похоронной команды вбил в могилу здоровенный осиновый кол. "Так надо, – объяснили сельчане. – Теперь Ерофеич не поднимется, не будет по селу бродить и живых пугать". Некоторые, правда, считали эту меру не вполне достаточной. Особенно расстраивалась бабка Вера, чья матушка была родом из Вологодской губернии. "Надо было Ерофеича из избы не вперед ногами выносить, а головой, – шептала бабка, – а когда его на погост тащили, у первой реки остановиться, перевернуть в гробу и пятки подрезать. Мамка рассказывала, что у них так завсегда делали, когда колдунов хоронили..." Наконец, все было кончено. Народ с облегчением потек с кладбища. Собрались все в избе у Никифоровны. Думали – поминать усопшего или нет. Вроде бы, надо помянуть усопшего, но поминают ли колдунов – никто вспомнить не мог. "Как же за помин-то души пить, ежели он ее черту продал!" – сердилась бабка Вера. Решили просто так выпить и закусить. Пили сначала молча, но вскоре спиртное сделало свое дело – народ расхрабрился. Стали вспоминать, как помирал колдун Ерофеич. А помирал он тяжко. Несколько дней подряд его били судороги и он неоднократно падал с печки. Так под печкой и помер. А еще говорили, что перед смертью колдун старался свою волшебную силу передать. Пока еще мог ходить, бродил по селу и зазывал каждого встречного к себе в дом. Только никто к нему не пошел – страшно было. Лишь когда Ерофеич совсем ослаб, заходили к нему некоторые сердобольные сельчане – накормить да воды подать. Но все равно старались держатся от умирающего подальше и из рук ничего не давали, воду и еду ставили так, чтоб сам мог дотянуться. Предлагали, говорят, лекарства, но Ерофеич от них отказался. Колдун – он и есть колдун...

Помню, когда я ребенком отдыхал летом в деревне у бабы Нюши – сестры моей родной бабушки – мне запрещали ходить на двор к Кузиным. Все деревенские были убеждены, что старая Кузина – ведьма. Баба Нюша рассказывала, что она умеет оборачиваться свиньей, а ровно в полночь из трубы их дома вылетает пламя – это ведьма по своим колдовским делам полетела. Я однажды не удержался и, превозмогая страх, ночью подкрался к Кузинскому дому. Действительно, ровно в 12 ночи из трубы вылетел сноп искр. Тогда я жутко испугался, а теперь вот думаю, что печь эти самые Кузины чем-то не тем топили... Между прочим, деревня эта от Москвы всего в 200 км находилась, то есть не так уж и далеко от "цивилизации".

Что же касается покойного Ерофеича из Клюкова, то за несколько лет до его кончины я с ним встречался и даже имел непродолжительную беседу. Думаю, колдуном его считали не случайно. Уже тогда, то есть 15 лет назад, он казался очень старым. И внешность имел необычную: у него были длинные седые волосы, густая спутанная борода и колючий "волчий" взгляд. Жил Ерофеич бобылем, разговаривать не любил, вина не пил, а в его ветхом домишке, стоящем на самом краю села рядом с погостом, на котором его потом и схоронили, не было ни иконки, ни лампадки. На улицу Ерофеич выходил только под вечер, а что делал днем – одному черту известно (сельчане уверяли, что Ерофеич никогда не работал, жил продуктами с собственного огорода). Ходил он всегда насупившись, смотрел на белый свет исподлобья. Завидев идущего с большой суковатой палкой колдуна, сельчане спешили укрыться в избах, опасаясь "сглаза и порчи". Все свои беды (картошку колорадский жук поел, Ванька-тракторист вместе с трактором в речку свалился, теленок издох, куры плохо несутся, Матрену муж бросил и к почтальонше ушел и т.п.) они приписывали исключительно колдовским козням Ерофеича. Однако ссориться с ним, а тем паче побить, никто никогда не решался. Я, как городской житель, только смеялся над простодушием деревенских. И однажды, несмотря на то, что меня пытались отговорить, решил пойти проведать загадочного старика. Ерофеич встретил меня нелюбезно, в горницу не пустил. Отрекомендовался я писателем – мол, пишу книгу о деревне, собираю материал и хотел бы побеседовать со старожилом. Но говорить со мной старик не захотел. "Болтают тут про меня невесть что. Все потому, что подлый здесь народ живет, все пьяницы да лентяи... А с вами не о чем нам говорить, ничего я не помню и не знаю. Идите, откуда пришли..." Вот, собственно, и все слова, услышанные мной от Ерофеича. Позже мне кто-то рассказал, что Ерофеич – не местный. Будто бы еще во времена коллективизации он был раскулачен и сослан в Сибирь, но с полпути сбежал, долго где-то скрывался, а потом, когда можно стало, осел в Клюкове. Здесь он не сумел найти общий язык с местными жителями, ни с кем не подружился. Наверное, потому, что, во-первых, был чужаком, а во-вторых, обладал такой пугающей внешностью. В общем, Ерофеич затаил на людей обиду, этим и объяснялись странности его поведения. А поскольку в Клюкове испокон веков жила вера в нечистую силу, местные приняли его за чародея. Да Ерофеич от этого звания и не отказывался. Наверное, ему нравилось, что люди его боятся. И только когда он совсем занемог, страшно ему стало умирать в одиночестве, потому-то и стал он ходить по селу и зазывать к себе. Но сельчане истолковали его действия по-своему – записали в колдуны.

Традиционно в народе считается, что колдуны могут быть добровольные, невольные и природные. Добровольный, понятно дело, становился таковым по собственной воле, совершив соответствующий обряд. Невольному насильно (с помощью различных уловок) передавал знания умирающий колдун. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка – ведьмой. Люди боялись все трех категорий колдунов и для изобличения их использовали обычно три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Говорили, что если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом, стоит истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу. Было и еще несколько способов выявить колдуна. Например, положить нож острием кверху и прочитать воскресную молитву (Да воскреснет Бог) с конца – тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться. Или взять "сорокообеденный ладан" (пролежавший на престоле во время сорокоуста), растереть в порошок, всыпать в вино либо пиво и дать колдуну выпить – тогда он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет. А если в это время предложить ему напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет ее и затем потеряет всю силу. Был способ и единолично расправиться с колдуном. Для этого достаточно было ударить его наотмашь левой рукой, не оборачиваясь назад. Если при этом прольется кровь, то чародей уже испортился и в колдуны больше не годится.

Вот если бы в селе Клюкове знали хотя бы один из таких способов, то давно бы выяснили, что Ерофеич никаким колдуном не являлся, а был просто несчастным, разобиженным на весь свет, одиноким и странным человеком. Напрасно в его могилу осиновый кол вбили.