Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3) распространение идеалов про­тестантизма;

4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7) исторический оптимизм (век утопий);

8) торжество Разума;

9) идеи равенства всех людей.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало полити­ческие и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитив­ную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принад­лежности, систему ценностей запад­ной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея едине­ния под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм твор­ческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-поли­тические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Герма­нии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).

Литератур­ные школы:

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);


реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

Светский харак­тер искусства;

Повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

Появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);

Внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

Приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

Уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки – салоны (новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.

Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светс­кий вид музыки - опера. В Германии, Ав­стрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвеще­ния является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о че­ловеке как о венце Вселенной в опере Мо­царта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них констру­ировался мир, альтернативный существу­ющему. Мир, который отвечал представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личнос­ти. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благород­ной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картин­ные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «ес­тественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом , культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.

Культура XIX в.

В своей основе культура XIX в. базируется на ценностях культуры Нового времени - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. К XIX в. мир стал качественно другим и культура избирает путь переоценки ценностей. Главная направленность культуры - поиск места и роли человека в мире, меры справедливости. В XIX в. кризис христианской космоло­гии, организации перерастает в кризис всего христианского мировоззрения, морали.

Идея прогресса – основная в общественной мыс­ли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, зако­нов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).

Общие черты идей прогресса:

Существуют объективные зако­ны истории, определяющие развитие че­ловеческого общества - человечество идет по пути исторического прогресса, важной составляющей которого является куль­турный прогресс;

Исторический прогресс одноли­неен;

Даль­нейший прогресс должен поднять куль­туру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.

Комплекс идей, связанных с послед­ним из перечисленных положений, называют европоцентризмом. Он являет­ся порождением европейской («запад­ной») цивилизации и выражает ее собственную самооценку. Европоцент­ризм есть апологетика западной куль­туры, западных ценностей, западного образа жизни. Идеолог европоцентризма, не­мецкий философ и теолог Э. Трёльч (1865-1923: только европейский дух, унаследовавший великую античную культуру и познавший «святые истины христианства», способен понять един­ство человеческого рода и его истори­ческий путь.

Однако уже в XIX веке изу­чение культур различных народов по­рождает сомнения относительно воз­можности выстроить их в одну шерен­гу «по росту» их уровня развития. Исторические и этнографические дан­ные свидетельствуют о том, что даже в примитивных культурах отсталых на­родов имеются достижения, усвоение которых способно обогатить европейс­кую культуру (например, музыкальные формы, врачебное искусство). Пренеб­режительное отношение к «нецивили­зованным» народам встречает осужде­ние со стороны гуманистически настро­енной интеллигенции.

Искусство XIX века.

Отсутствие единой эстетической доминанты- родовой, видовой, жан­ровой. Асинхронность и многостилье, борьба противополож­ных направлений в развитии искусства. Последние попытки преодолеть разорванность искусства предпринимают в начале века роман­тизм («динамический синтез искусств»), а в конце - неоромантизм, или модерн. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действитель­ности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену: в романтизме – музыка и по­эзия, в реализме – социальный роман, и т. д.

В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры. В мир искусства наряду с про­фессиональным творчеством входит фольклор, прикладное искусство и художе­ственная промышленность. В XIX в. зарождаются «индустрия словес­ности», «индустрия зрелищ» и т. д. - эти слагаемые «мас­совой культуры».

Этапы развития искусства XIX в.:

1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);

2) эпоха реализма (40-е XIX в.);

3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой миро­вой войны).

1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:

Первое направление - уход в природу (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выра­женной в фольклоре).

Второе направление уход от действительно­сти в иное время (не находя опоры в настоящем, роман­тизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцар­ский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).

Третье направление – уход в собственный внутренний мир, в свое «Я» (сказки Гофмана, Гауфа, ро­мантический портрет).

Присущее культуре Нового времени признание высо­кого ценностного ранга личности выливается в романтиз­ме в идею ее уникальности и неповторимости. В романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, появляется идея «синтеза искусств».

2) Реализм как тип культуры продукт Нового времени, крити­ческий реализм - высшая точка реализма. Реа­лизм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердив­шейся буржуазной действительности, но и обращенность к духовному миру человека, борьба за самоутверждение лич­ности. Реализму близка открытая романтиками тема народности. Реализм интересует точное изображение характеров в типичных обстоятельствах (Мопассан, Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

3) Декаданс (от фр. - «упа­док») - в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в худо­жественной культуре. Он обозначает кризисные явления в духовной культуре кон­ца XIX-начала XX в., отмеченных настроениями безна­дежности, пессимизма, упадничества.

Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:

Понимание природы-матери, природы-первотворца усту­пает место чисто утилитарному ее пониманию как универ­сальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

Развитие науки лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей», образа и подобия Бога. Человек предстает как носитель подсознательного либидо, разновид­ность отношений по типу «стимул-реакция», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной» и т.д.

Опережение темпами тех­нического освоения мира темпов гуманистического осоз­нания последствий принимаемых решений.

Таким образом , культура XIX века унаследовала все проблемы про­шлого: стремление к преобразованию общества, развитие капита­листической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.

Вконтакте

Одноклассники

→ →

XVIII век вошел в историю общественной мысли как эпо­ха Просвещения , как век разума. Разум и Просвещение - основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Евро­пы, а просветительские идеи охватили также Англию, Герма­нию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготови­ли рождение новой культуры. Это выражалось в новом пони­мании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему.

Отличительная черта идеологии Просвещения - надеж­на на человеческий разум и гармонию общества через просве­щение людей и развитие их творческого начала.

Франция дало миру таких просветителей, как Ж. -Ж. Руссо, Д.Дидро, Вольтер.

В Англии это - Кавендиш, Филдинг, Дж. Уатт.

В Германии - Лессинг, Гете, Шиллер, Кант.

В России - Ломоносов, Радищев.

В XVIII веке быстро сменяются технологии и достижения, доминирует городская культура, представляется че­ловеку, как арена преобразующей, творческой деятельности. Новое понимание культуры как духовного творчества людей входит в массовое сознание западной цивилизации.

Авторитет науки и знания поднимается эпохой Просве­щения на небывалую раннее высоту. Великие французские просветители - Вольтер, Дидро, Руссо дали новое толкова­нии философско-эстетических категорий, таких как красота, гармония, вкус. Эти философы дали образцы всеобъем­лющего анализа художественного процесса, отдельных видов и жанров искусства. Эстетический фактор во всех аспектах художественной культуры становится определяющим.

В частности, Вольтер в статье «Вкус» выдвигает положе­ние об исторической изменчивости культуры народов в за­висимости от переживаемых ими исторических событий. Искусство рассматривается им как мощное средство преоб­разования мира. Вольтер видит в искусстве школу морали, могучее сред­ство просвещения и пропаганды новых идей.

Дени Дидро является самым разносторонним представи­телем французского Просвещения. Он основатель и создатель знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» . Дид­ро соединяет в себе талант философа, теоретика искусства, художественного критика и писателя. Его повесть «Племян­ник Рамо» получила широкую известность.

Культура Немецкого просвещения представлена творче­ством молодых немецких писателей творческого объедине­ния «Буря и натиск». Это И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Ф.М.Клинкер и другие. Они в своих работах обосновали прин­ципы :

Исторического подхода к искусству;

Зависимости искусства от природной и социальной среды;

Национальной художественной культуры, свойственной каждому народу;

Убежденности в наступлении «золотого века» искусства.

Творчество поэтов «Бури и натиска» признано оптимиз­мом, верой в возможности человека, обращенностью к инди­видуальным переживаниям людей.

В искусстве XVIII века классицизм приобретает новые черты. Он тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, идеалами политической свободы и национальной независимости. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, он тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой различных европейских стран. Имена Ф.Шиллера (драма «Братья-разбойники»), И.Гете («Фауст»), Ж.Л.Давида (полотно «Свобода на баррикадах») Моцарта, Баха, Бетховена гремят по всей Европе. Д.Дефо издает свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», в котором создает образ энергичного человека будущей буржуазной эпохи.

Во второй половине XVIII века в искусстве формируется сентиментализм - художественное течение, которое про­возглашает естественное чувство определяющим моментом жизненных ценностей. Английский писатель Л.Стерн публикует «Сентиментальное путешествие», герои которого - про­стые люди, представлены эмоционально-насыщено, слезливо, участливо. Ж. -Ж.Руссо в духе сентиментализма создает роман «Новая Элоиза», Н.Карамзин повесть «Барышня-Крестьянка» (и «Крестьянки могут любить»). Мотивы сентиментализма звучат в творчестве Гете, Шиллера, Ричардсона, а в русской литературе в творчестве Н.Львова, В.Жуковского. Излюбленные жанры писателей-сентименталистов - днев­ники, путевые заметки, элегии, романы, насыщенные исповедями и нравоучительными установками.

В культуре XVIII века закладываются основы утилитар­ной морали. («Что полезно, то и добродетельно» И.Бентам), Б.Франклин разрабатывает основные принципы буржуазной морали: «время - деньги», «бережливость и труд к богатству пилу» и т.п.

Читайте продолжение темы «Культура Нового Времени»:


Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689 - 1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Французская революция, начавшаяся в 1789 г., воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума» прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого «царства разума» должно быть" "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода и гражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке. Просвещения как передового новаторского явления. Например, Иммануил Кант (1724 - 1804) понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс (1820 - 1895) усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.

Просветителям были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже божественного проведения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, становясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.

Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

В Англии в XVII - XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632 - 1704). Основное его сочинение "Опыт о человеческом разумении" содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных. Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству"

Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени. Его секретарем был Дэвид Юм (1711 - 1776), а одним из членов - философ и экономист Адам Смит (1723 - 1790). Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Французское Просвещение представлено Ф. Вольтером (1694 - 1778), Жан-Жаком Руссо (1712 - 1778), Дени Дидро (1713 - 1784), Шарлем Монтескье (1689 - 1755), Полем Анри Гольбахом (1723 - 1789) и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движении Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал:

"Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле".

Наиболее видным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724 - 1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" - были подготовлены предшествующей философией. Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного" (1764). Прекрасное и возвышенное служит для нет стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства.

"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, кик несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм".

Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в поэме И.П. Пнина (1773 - 1805) "Человек". Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына (1783 - 1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Вместе с этим русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан. "Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками", - писал А.Ф. Бестужев (1761 - 1810). Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании". Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов. Его стараниями был открыт университет в Москве. Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе - в произведениях Д.И. Фонвизина (1744/45 - 1792), Г.Р. Державина (1743 - 1816), В.К. Тредиаковского (1703 - 1768). Представителями этого направления в русской живописи были Ф.С. Рокотов (1735 - 1808), Д.Г. Левицкий (ок. 1735 - 1822).

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Радищев (1749 - 1802) в своих произведениях (одах, "Путешествие из Петербурга в Москву", 1790) отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Крупнейший представитель русского просветительства Н.И. Новиков (1744 - 1818). Издатель сатирических журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек", организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Книги, издаваемые при его участии, охватывали все отрасли знаний. Выступал против крепостничества. В 1792 - 1796 гг. по приказу Екатерины II (1729 - 1796) Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения. Эстетическое новаторство в XVIII в. проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать традиционные формы, сколько в кидании каких-то иных форм, существующих в обход традиции и как бы независимо от нее.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения - роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно coзнавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (ок. 1660 - 1731), человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667 - 1754) в книге "Путешествия Гулливера", когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни, и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки?

Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь.

Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. В романах, например Г. Филдинга (1707 - 1754) "История Тома Джонса, найденыша", нередко прибегали к параллельному построению сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и его романах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Эмиль, или О воспитании".

Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.

Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен А. Попом (1688 - 1744) в дидактической поэме "Опыт о человеке", ставшей для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.

В конце XVII - XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759). Бах, великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он до сих пор непревзойденный мастер полифонии. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - "Саул", "Израиль в Египте", "Мессия". Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера - Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

"Отцом симфонии" называют Йозефа Гайдна (1732 - 1809). Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них - темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершиной его творчества стали "12 Лондонских симфоний", написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. XVIII в. Гайдн написал множество замечательный квартетов (83) и клавирных сонат (52). Ему принадлежит свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории - "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801 г.), в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) писал музыку и играл на скрипке и клавесине в том возрасте, когда другие дети еще не умеют складывать букв. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца - скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С

1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из сераля" (1782), "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1788), "Волшебная флейта" (1791) Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике. Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три симфонии, написанные и 1788 г. (всего Моцартом было написано около 50). В симфонии "Ми бемоль мажор" (№ 39) показана жизнь человека, полная радости, игры, веселого танцевального движения. В симфонии "Соль минор" (№ 40) раскрывается глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений. Симфония

"До мажор" (№ 41), названная современниками "Юпитер", обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.

"Музыка должна высекать огонь из людских сердец", - говорил Людвиг Ван Бетховен (1770 - 1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера "Фиделио" и музыка к драме И.В Гете "Эгмонт". Завоевание свободы в результате упорной борьбы - вот главная идея его творчества. Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор - все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой ("Лунной") и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей симфонии (1804) ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекают камерные жанры. Свидетельство тому вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Апофеозом его творчества являются - Девятая симфония (1823) и Торжественная месса (1823).

Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) - характерные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали заметное влияние на развитие мировой художественной культуры.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно гражданственной направленности. В искусстве и особенно в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма. Молодой Гойя (1746 - 1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия. Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции, которая была центром музыкальной (оперные театры, музыкальные академии и консерватории) и театральной (драматургия Гольдони и Гоцци) жизни Европы, книгопечатания, знаменито на весь мир стеклоделия (венецианское стекло). Она славилась также своими празднествами, регатами, а главное, маскарадами, длившимися почти круглый год, кроме поста. Эта театрализация жизни, проникновение театра в реальную жизнь и как бы смешение театра и подлинной жизни наложили отпечаток и на все изобразительное искусство Венеции XVIII в.

Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо (1696 - 1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., последний представитель барокко в европейском искусстве. Тьеполо принадлежали гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские.

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты - городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697 - 1768)1 прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры ("Прием французского посольства в Венеции"), и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, Щ Франческо Гварди (1712 - 1793) ("Венецианский дворик").

Английское искусство XVIII в. - расцвет национальной школы живописи в Англии - начинается с Уильяма Хогарта(1697 - 1764) живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин "Карьере проститутки", "Карьера Мота". Хогарт был единственным художников Английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате "Анализ красоты" (1753 г.). Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок.

Замечательным художником - портретистом этого времени был Томас Гейнсборо (1727 - 1788). Портретным образам Гейнсборо, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия. Знаменательно, что

этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Академии искусства, открытой в 1768 г.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением во французском искусстве XVIII в. стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к слову "раковина" (фр. рокайль). Сюжеты - только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые "триумфы" и "туалеты". Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Куше (1703 - 1770). "Первый художник короля", как он официально именовался, директор Академии, Куше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы" и т.п.

Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дени Дидро (1713 - 1784) были первой формой критической литературы по искусству. В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699 - 1779), художника, создавшего в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: "Молитва перед обедом" (около 1740 г.), "Прачка" (около 1735 г.), а от нее - к портрету.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт - во второй. Черты легкости, свободы, динамики видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714 - 1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества "Меркурии, подвязывающем сандалию" (1744). Жан Антуан Гудон (1741 - 1828) - истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу эпохи. "Вольтер" Гудона - свидетельство высшего уровня французского искусства.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII - XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество - смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое предназначение.

По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И.В. Гете в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический вид человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами.

Это был век великих открытий и великих заблуждений, век о котором русский просветитель А.Н. Радищев проницательно и афористично сказал в стихотворении "Осьмнадцатое столетие" (1801 - 1802 гг.): "Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро, Будешь проклято вовек, ввек удивление всем".

Оценка, данная русским писателем с особым на то правом, может быть распространена на всю эпоху потому, что именно в это время Россия вступает в круг современной европейской образованности, учась у нее и обретая свою самостоятельность внутри этого культурного единства. Само понятие "европейская культура" теперь имеет новое значение, рамки его расширяются настолько, чтобы в полной мер включить в себя молодую и стремительную в своем развитии культуру России.

Просвещение как научно-историческое понятие

Просвещение - это мощное интернациональное идейное движение, зародившееся в Англии в конце XVII в. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…».

Эпоха Просвещения имеет три характерных признака:

  1. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством: просветители считали, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями и интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Философов волнует идея равенства людей не только перед богом, но и перед законом, перед другими людьми.
  2. Победа разума: в распространении знаний просветители видели избавление от всех социальных неурядиц. Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.
  3. Исторический оптимизм.

Эпоху Просвещения по праву можно назвать «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

XVIII столетие подготовило господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма («признающего разум основой познания и поведения людей»), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания, а в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Впервые в эпоху Просвещения в столь острых формах пришлось решать давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он решался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым открытиям.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В своих основах Просвещение демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Национальная специфика культуры просвещения

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились рациональные ответы. Просветители были выходцами из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

Английское просвещение. Особая роль Англии в истории Европейского просвещения заключалась прежде всего в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. Резкие противоречия в английском обществе после революции и гражданских войн сгладились. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704). Основное его сочинение - «Опыт о человеческом разумении» (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. Локк считал, что неотчуждаемыми правами человека являются три права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

К английским просветителям относится и философ Томас Гоббс (1588-1679), считавший, что люди равны от природы. Затем, по его мнению, в процессе развития возникает неравенство, а из-за неравенства появляется взаимное недоверие. Следствием взаимного недоверия является война. При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. Гоббс считал, что лишь Левиафан в состоянии оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей. Этот образ был использован Гоббсом для описания могущественного государства, способного оградить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей отдельных его членов.

Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше усвоили потребности общества XVIII в., осуществлявшего беспрецедентный поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

Французское просвещение. Французское просвещение представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. В отличие от Англии, во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождающее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма («отрицание существования бога, отказ от религиозных верований»), иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. Французское Просвещение не представляло собой вполне однородного идейного течения: между его представителями были немалые различия.

Ш.Л. Монтескье (1689-1755) в своих философско-политических сочинениях «Персидские письма» и «О духе законов» выступал с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Из-за этого Монтескье считали отцом буржуазного либерализма.

Вольтер (1694-1778) был смелым и непримиримым противником церкви и клерикализма, высмеивал мораль и догмы феодального общества, беззаконие и пороки абсолютистского режима. Знаменитая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» , - отражает предельно рационалистическое и утилитарное отношение к религии, которое было совершенно чуждо средневековому человеку. Из-за своих взглядов он вынужден был часто скрываться от врагов, но все же дважды попадал в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, она определялась не столько его политическими взглядами, сколько тем духом сомнения, скептицизма, вольнодумия, которое внушало молодому поколению вольтерианство, подталкивая его прямо или косвенно на путь политической борьбы. Среди многочисленных произведений Вольтера «Философский словарь», «Философские письма», философская повесть «Кандид, или Оптимизм».

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Он видел выход не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но и в прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. Руссо требовал подчинения личности благу общества в противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом. Руссо писал: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле» . Руссо является автором выдающегося сочинения «Об общественном договоре…» (1762), в котором особое значение придается правам человека и их соотношению с правами государства. В романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил свои эстетические и педагогические взгляды.

Ж.Ж. Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры.

Просвещение в Германии. Характерной особенностью исторического развития немецкой нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Передовые умы Германии, задумываясь над судьбами своей страны, видели, что путь к ее благосостоянию лежит через устранение феодальных порядков и объединение страны. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей, но в XVIII она никогда не перерастала в национализм и шовинизм. Философия Немецкого Просвещения формировалась под влиянием Христиана Вольфа (1679-1754), систематизатора и популяризатора учения Г. Лейбница (1646-1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиететом перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфианцы были убеждены, что распространение «популярной философии», образования, незамедлительно приведет к решению всех острых вопросов современности.

Немецкие философы в отличие от французских просветителей осторожно обращались с верой в бога. Церковь не хотела терять контроль над духовной жизнью страны. В этом церковь поддерживало государство. Борьба за Просвещение в редких случаях проходила под лозунгами веротерпимости, создания «улучшенной» религии.

Немецкое Просвещение нередко получало импульсы «сверху». Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740-1786).

В дискуссии, проводившейся на страницах периодической печати, принял участие профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета, основатель критицизма Иммануил Кант (1724-1804), который именно в тот период сформулировал свою концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле этого слова, а отнюдь не в политическом. Наиболее характерен для этого периода его трактат «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» (1764), который выдержал восемь прижизненных изданий. Человеческие чувства рассматриваются в нем через призму двух категорий - Прекрасного и Возвышенного. Прекрасное и Возвышенное служат для Канта стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по мнению Канта, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особо значителен его вклад в разработку теории правового государства. Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Таким образом, движение человека к совершенству Немецкое Просвещение рассматривало как неизбежный закон человеческого развития.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. Тем не менее получилось так, что теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. Не призывая прямо к ниспровержению государственного строя, просветители внедряли в сознание человека мысль о том, что его воли и знаний достаточно для переустройства общества.