Совет превечный / открывая Тебе, Отроковице, / Гавриил предста, / Тебе лобзая и вещая: / радуйся, земле ненасеянная; / радуйся, купино неопалимая; / радуйся, глубино неудобозримая; / радуйся, мосте, к Небесем преводяй, / и лествице высокая, / юже Иаков виде; / радуйся, Божественная стамно манны; / радуйся, разрешение клятвы; / радуйся, Адамово воззвание: / с Тобою Господь.

Совет предвечный открывая Тебе, Отроковица, / Гавриил предстал Тебе, приветствуя Тебя и возглашая: / "Радуйся, земля незасеянная; / радуйся, куст терновый несгорающий; / радуйся, глубина, непроницаемая взором; / радуйся мост, приводящий к небесам / и лестница высокая, которую Иаков видел; / радуйся, Божественный сосуд с манной; / радуйся, избавление от проклятия; / радуйся, призвание Адама ко спасению, / с Тобою Господь!"

Это песнопение посвящено событию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста — воспевает святая Церковь в начале службы великого праздника Благовещения.
Превечный Совет Святой Троицы о воплощении Единородного Сына Божия для искупления и спасения человеческого рода был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда же приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева Мария — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод — Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Что такое превечный Совет? Это то таинственное совещание Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа, которое было посвящено сотворению мира и человека и последующей судьбе творения. Господь сотворил мир по неизреченной Своей благости. Он сотворил мир для того, чтобы были существа, которые, живя в этом мире, соединялись с Ним и наслаждались того блаженства, которым Он обладает в абсолютной степени. Такими существами стали сначала ангелы, затем растительный и животный мир, а венцом творения стал человек. И именно о судьбе человека в первую очередь и шла речь на этом таинственном Превечном совете. Об этом мы узнаем не из Священного Писания, но из церковного предания и из умозрения святых отцов Церкви, которые говорят нам о том, что Тайна Боговоплощения была задумана Богом вне времени, в Его Божественном и Неизреченном Превечном совете.
Тайне этой суждено было открыться тогда, когда, как говорит апостол Павел, "пришла полнота времени" (Гал. 4. 4), когда это было угодно Богу. И тогда Господь послал Своего ангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии для того, чтобы возвестить ей, что благоволение Божие почило на Ней, что Она обрела благодать в очах Божиих, и что от Нее неизреченным и таинственным образом родится Сын, который станет Спасителем мира. Именно это событие стало началом или, как говорят церковнославянские тексты, главизной нашего спасения, потому что в этом событии неизреченно соединились мир горний и мир дольний, мир Божественного присутствия, мир ангелов и мир человеческий.
В лице Пресвятой Богородицы, которая еще до своего рождения была предуготована к тому, чтобы стать Вместилищем Божества, чтобы стать Купиной неопалимой, чтобы стать Землей незасеянной, чтобы стать Лествицей, возводящей к небесам, - в Ее лице человеческое естество достигло своего высочайшего нравственного и духовного предела. Выше Нее только Богочеловек Иисус Христос, неизреченным образом родившийся от Нее и от Святого Духа.
Почему мы прославляем Пресвятую Богородицу? Потому что Она своей жизнью, преданностью Богу, всецелым посвящением себя Ему настолько превзошла не только людей, но и ангелов, что Церковь прославляет Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. И когда архангел Гавриил сошел с неба к Ней для того, чтобы возвестить Ей о Тайне Боговоплощения, Она вострепетала, потому что увидела пред собою представителя горнего мира и посланника Божия. Но ангел вострепетал еще больше, как мы слышим об этом из богослужебных текстов, потому что он предстал перед Той, которая выше ангелов по своей человеческой святости, которая превзошла все разумное естество и которая стоит у престола своего Сына, Господа Иисуса Христа и которую мы прославляем вместе с Ним, которая с ним соединена настолько тесными узами, что мы, православные христиане, не можем, прославляя Спасителя, не прославлять одновременно и Его Пречистую Матерь.

Один из верховных ангелов - Гавриил возвещает пресвятой Богородице тайну, «о которой от вечных времен было умолчано» (Рим. 14; 24). Она «обрела благодать у Бога» (Лк. 1; 30) и чудесным образом станет причиной спасения «всех родов» (Лк. 1; 48). Библейские образы, пророчески указывавшие на домостроительство спасения становятся реальностью - сбываются чаяния ветхозаветного Израиля.
Пресвятая Богородица сравнивается с «землею ненасеянной» - Она пребыла Приснодевой как до рождества Богомладенца, так и после (ср. Лк. 1; 27-35, Мф. 1; 25, Лк. 20; 28, Быт. 38; 8), Её человеческая природа осталась нетронутой плевелами греха, лишь «доброе семя» (Мф. 13; 24) дало всходы в душе Марии (Мф. 13; 32, Мк. 4; 26), вознесши несравнимо выше ангельских сил. Таким образом, центральной мыслью этой строфы является не только чистота Пречистой, но и очищенность воспринятого Господом человечества, цепь передачи первородного греха прерывается - Новый Адам свободен от всякой скрытой греховности, но добровольно принимает на Себя все ограничения «бытия, подточенного греховной неполнотой».
«Воплощение совершается действием Святого Духа, - пишет В.Н. Лосский. - Он завершает очищение Её утробы, соделывая её совершенно девственной, и таким образом сообщает Деве Марии самим совершенством чистоты силу к восприятию и рождению Слова. Всесовершеннейшее девство, даруемое Духом, как чистота всего существа, совпадает с Богоматеринством». Т.е. в воплощении, предрешенном «прежде создания мира» (1Пет. 1; 20), раскрывается действие всех Трех Участников Превечного Совета: Отец благоволит, Сын воплощается и Дух очищает. Ничто нечистое не может войти в полноту богообщения, и предочищенные и освященные наитием Св. Духа недра Марии становятся «купиной неопалимой» (Исх. 3; 2), вместившими «огонь поядающий» (Исх. 24; 17), «Господа славы» (1Кор. 2; 8, Иак. 2; 1).
В стихире Богородица называется «глубиной неудобозримой» - Боговоплощение является неизреченной «тайной, сокрывавшейся от вечности в Боге» (Еф. 3; 9), принятие неописанным Божеством «совершенной человеческой жизни» не может быть до конца исчерпано ограниченным человеческим языком, догматическими формулами - всегда останется неизреченный остаток тайны домостроительства Сына.
Сам акт творения человека (Быт. 1; 26) связан с риском, т.к. человек способен как отпасть от Источника жизни, так и уподобиться Ему. И Господь не замыкается в недоступных Небесных обителях, предоставляя мир самому себе, но Превечный Совет являет нам то, что вся ответственность за судьбу тварной вселенной ложится на Творца. И Господь в домостроительстве спасения предоставляет каждому возможность выбора.
Именно об этой возможности восхождения к Господу через снисхождение Сына говорится в стихире: "Радуйся, мосте к небесем приводяй, И лествице высокая, юже Иаков виде " (Быт. 28; 12).

«Неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, - снисхождение, открывающее людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения твари с Божеством... Нужно было добровольное уничижение Сына Божия, дабы падшие люди смогли выполнить свое призвание, призвание к обожению твари действием нетварной благодати», - пишет прот. Ливерий Воронов. В перспективе предопределенного (Еф. 1; 5) спасения как обожения через последовательное снисхождение Господа в тварную вселенную вплоть до адовых глубин необходимо рассматривать и следующую строфу:
"Радуйся, божественная стамно манны" (ср. Исх. 16, Ин. 6; 30-35).
«Хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» , - говорит Иисус о Себе (Ин. 6; 33).
Последние строки стихиры говорят о цели Превечного Совета, результате спасительного действия Отца, Сына и Св. Духа: «разрешение клятвы,... Адамово воззвание» (Быт. 3; 17), упраздняется проклятие, преступление Адама врачуется. «С Тобою Господь » - через пришествие Господа в мир и свободное согласие человечества устами Марии не только на принятие плодов кенозиса, но и на активное участие в деле спасения (Лк. 1; 38) возвращается полнота богообщения - «приблизилось... Царствие Божие» (Лк. 10; 9).

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Д о сотворения человека, состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором решалось Богом, быть или не быть человечеству.

«В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. - пишет протоиерей Олег Стеняев. - Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством.

Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя - всегда настоящее.

Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми.

Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога - оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается.

Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа - ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.

Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого.

Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте.

Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9,32-33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5).

По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству - выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти.

Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас.

В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно - пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6, 54-57).

В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу» .

Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, - есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение».

Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6,4).

Обновленная жизнь - есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.

Для католиков с их «юридической» теорией Искупление - это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление - это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление.

Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого - здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание.

Сказано о Тайне Боговоплощения: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1,9-10).

«Прежде положил в Нем» - и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого.

Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4-5).

О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19-20).

Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения):

Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36).

Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13).

Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9,11-12); и еще: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24).

Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира».

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ? ОТВЕТ: В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством. Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя - всегда настоящее. Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми. Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога - оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается. Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа - ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога. Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого. Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте. Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас»(Иов 9,32–33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5). По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству - выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас. В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно - пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6,54–57). В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, - есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение». Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим.6,4). Обновленная жизнь - есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом. Для католиков с их «юридической» теорией Искупление - это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление - это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление. Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого - здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание. Сказано о Тайне Боговоплощения:«открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1,9–10). «Прежде положил в Нем» - и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого. Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4–5). О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19–20). Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения): Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3,16). Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36). Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13). Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9,11–12); и еще:«Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24). Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира. Протоиерей Олег Стеняев.

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

Какого-нибудь исчерпывающего ответа на данный вопрос в православной богословской литературе мы не найдем. Богословие – это не только «слово о Боге», но в то же время и слово Самого Бога, а потому не все в богословии может быть выражено человеческим языком и доступным человеческому пониманию. Так, святой апостол Павел, описывая один из своих духовных опытов, говорит, что, будучи восхищенным в рай, он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (см.: 2 Кор. 12:4). Спасение, по словам первоверховного апостола, – это «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), а потому многие истины мы должны принимать на веру и не пытаться постичь их своим ограниченным умом.

К одной из таких истин мы можем отнести и представление о Предвечном Совете Пресвятой Троицы. По мнению большинства богословов, под данным термином следует понимать некий внутритроичный предвечный (то есть существовавший еще до начала времени) Божественный замысел о сотворении мира и, в частности, о спасении человека.

Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, знал о том, что некогда созданная Им же Самим тварь может отпасть от своего Творца, а потому приуготовил все возможные средства для будущего восстановления и спасения человека. Причем, по словам преподобного Максима Исповедника, для реализации этого плана единственно возможным становится Боговоплощение, то есть пришествие в этот мир Самого Бога, Который должен будет стать подобным нам человеком и принести Себя в жертву ради каждого из нас. Именно поэтому известный христианский писатель – апологет К. С. Льюис однажды сказал: «Господь видел Распятие еще тогда, когда творил первые туманности».

Однако, когда мы говорим о некоем Совете между Лицами Пресвятой Троицы, то должны понимать, что само слово «совет» не отражает всей глубины вопроса. Как уже было сказано ранее, человеческий язык недостаточен для того, чтобы максимально адекватно выражать те или иные Божественные реалии. Так, слово «совет» вызывает в нашем представлении некий спор, возможность рассмотрения различных, иногда противоречащих друг другу вариантов, относящихся к проблематике «совета». Но в данном случае никакого спора не было и быть не могло. Пресвятая Троица – это троичность Божественных Ипостасей при единстве Божественной природы, а так как воля – это свойство именно природы, а не лица, то никакого разногласия в волеизъявлении Божественных Лиц быть не может.

Исходя из этого, Предвечный Совет более уместно выразить понятием «Предвечное волеизъявление», ведь по большому счету никакого совещания между Лицами Пресвятой Троицы быть не могло. Об этом говорит, между прочим, и преподобный Иоанн Дамаскин: «Бог созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Именно такие «мысли», по мнению преподобного, и составляют Совет Божий.

Комментируя библейский рассказ о сотворении человека, отцы Церкви обращают особое внимание на слова: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1, 26). Когда Бог творил небо, землю, светила, растения и животных, Он ни с кем не советовался. Но перед рассказом о сотворении человека ход библейского повествования вдруг как бы прерывается, и автор приоткрывает тайну внутритроичных отношений, ибо в библейском «сотворим» святоотеческое богословие видит однозначное указание на совещание трех Лиц Святой Троицы: «В начале, — говорит святой Василий Великий, — при сотворении мира, видим, что Бог беседует с Сыном и Духом... Ибо кому говорит "сотворим" если не Слову и Единородному Сыну, через Которого, по слову евангелиста, все начало быть, и Духу, о Котором написано: Дул: Божий, сотворивший меня?»

Совещание Лиц Святой Троицы перед сотворением человека в восточнохристианской богословской и литургической традиции получило наименование «Предвечного Совета» (слав. «Превечный»). Преподобный Иоанн Дамаскин называет его «Предвечным и всегда неизменным Советом» Божиим. Максим Исповедник говорит: «Великий Совет Бога и Отца есть окруженное молчанием и неведомое таинство домостроительства. Единородный Сын открыл и исполнил его через воплощение, став Вестником великого и Предвечного Совета Бога Отца». Одна из стихир праздника Благовещения Пресвятой Богородицы начинается словами: «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...» Весть, которую получила Богородица от Ангела, была следствием Божественного решения, принятого на Предвечном Совете Святой Троицы, — решения о том, что для спасения и обожения человека Бог воплотится и Сам станет человеком.

На Предвечном Совете речь шла о судьбе человека и о том, каким будет ответ Бога на возможное уклонение человека от воли Божией. Человек создан по образу и подобию Божию: это значит, что в своей природе он будет иметь характерные черты троичного Бога, будет обладать свойствами, которыми в абсолютной степени обладает только Бог, в том числе свободой воли. Однако если для Бога свобода означает бесконечную и непоколебимую волю к добру, то для человека она может означать право выбора между добром и злом. Свобода сотворенного Богом человека настолько неограниченна, что человек, если захочет, сможет отделиться от Бога и свое желание жить так, как ему хочется, противопоставить воле Божией и Промыслу Божию.

В этой возможности уклонения человека от воли Божией заключался, по словам В. Лосского, «риск творения», ибо, «сотворяя личность, Божественное всемогущество осуществляет некое радикальное "вторжение" нечто абсолютно новое: Бог создает существа, которые, как и Он — вспомним здесь о Божественном Совете книги Бытия, — могут решать и выбирать». Но риск этот «парадоксальным образом вписывается во всемогущество Божие»:

Вершина Божественного всемогущества таит в себе как бы бессилие Бога... Бог становится бессильным перед человеческой свободой, Он не может ее насиловать, потому что она исходит от Его всемогущества... Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл...

Сотворив человека свободным, Бог связал Свою жизнь с жизнью человека, ибо Он взял на Себя ответственность за судьбу человека.

Необходимость Боговоплощения вытекает из самого акта творения, поскольку без того, чтобы Бог стал человеком, человек не может стать богом. Но спасение и обожение человека является не только делом Сына Божия: в нем принимают участие все три Лица Святой Троицы. В Евангелии говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 16). Это значит, что Бог Отец настолько возлюбил человека, что отдал Своего Сына на смерть ради спасения человека. И Христос говорит о Себе, что Он пришел исполнить волю Отца (см.: Ин 6, 38). А воля Отца состоит в том, чтобы никто не погиб — ни один из созданных Им людей. О Святом Духе Христос говорит: Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин 16,7)

На основании этих слов Христа можно «реконструировать» — разумеется, в совершенно условном, символическом плане — то, что происходило на Предвечном Совете. Бог Отец, желая сотворить человека по образу и подобию Своему, обращается к Сыну, вопрошая Его, готов ли Он взять на Себя ответственность за судьбу человека вплоть до того, чтобы Самому стать человеком и разделить судьбу человечества. Святой Дух также участвует в этом совещании, и сошествие Святого Духа на людей, Его присутствие в мире ставится в прямую зависимость от воплощения Сына Божия. Иначе говоря, Предвечный Совет означает согласие всех Лиц Святой Троицы взять на Себя ответственность за судьбу человека.

Тема Предвечного Совета нашла отражение в русском религиозном искусстве. В литературной форме она выражена протопопом Аввакумом в первых главах его знаменитого «Жития»:

И сие смотрение в Бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. Рече Отец Сынови: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. И ответа Другий: сотворим, Отче, и преступит бо. И паки рече: о Единородный Мой! о свете Мой! о Сыне и Слове! о сияние славы Моея! аще промышляеши созданием Своим, подобает Ти облещися в тлимаго человека, подобает Ти по земли ходити, плоть восприяти, пострадати и вся совершити. И отвеща Другий: буди, Отче, воля Твоя. И посем создася Адам.

Иконописным изображением Предвечного Совета является образ Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева. На этой иконе представлены три Ангела, склонившиеся друг к другу в молчаливой беседе, причем средний Ангел указывает перстом на чашу с жертвенным агнцем. Три Ангела символизируют три Лица Святой Троицы, чаша символизирует Боговоплощение и Крестную Жертву Сына Божия. Между тремя Божественными Собеседниками нет разногласий или противоречий: Они пребывают в гармоничном и нерушимом единстве. Между Ними царствует любовь — та самая Божественная любовь, которая стала причиной сотворения мира и человека и причиной Боговоплощения.

Итак, только после того, как было решено, что Бог Сам становится залогом, гарантом спасения человека, сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Бо-жию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их (Быт 1, 27). Говоря о сотворении человека по образу и подобию Божию, Григорий Нисский сравнивает Бога с художником, а человека — с живописным произведением, в котором отражены совершенства Создателя:

Божественная красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какой-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели... Как живописны представляют на картине человеческие лииа красками, растирая для этого краски таких цветов, которые близко и соответственно выражают подобие, чтобы красота подлинника в точности изобразилась в списке, так представь себе, что и наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, т.е. добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственной Своей красотою, чтобы в нас показать собственное Свое начальство. Многообразны и различны эти как бы краски изображения, которыми живописуется истинный образ: это не румянец, не белизна, не какое-либо смешение этих цветов одного с другим; не черный какой-либо очерк, изображающий брови и глаза; не какое-либо смешение красок, оттеняющее углубленные черты, и не что-либо подобное всему тому, что искусственно произведено руками живописцев, но вместо всего этого — чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего плохого и все однородное с тем, чем изображается в человеке подобие Божеству. Такими цветами Творен собственного Своего образа живописал наше естество.

Тема образа Божия — одна из центральных в антропологии отцов Церкви. В святоотеческом Предании существовали различные понимания образа Божия в человеке. Большинство отцов усматривало образ Божий в человеческой душе" или в ее высшей области — уме. По словам святителя Григория Богослова,

Было, когда высокий Логос Ума, следуя великому Уму Отца, Основал мир, который до того не существовал.

Он сказал — и совершилось все, что Он хотел. Но когда все это —

Земля, небо и море — составило космос,

Понадобился и созерцатель Премудрости, матери всего,

Благоговейный царь всего земного. Тогда Логос...

Взяв часть новосозданной земли,

Бессмертными руками составил мой образ,

Которому дал нечто от Своей жизни, потому что послал в него

Духа, Который есть струя невидимого Божества.

Так из персти и дыхания создан человек, образ Бессмертного,

Так как в обоих царствует природа ума.

Поэтому из-за своего земного (происхождения) я привязан к здешней жизни, Но из-за частицы Божества ношу в груди любовь (к божественному).

Иногда образ Божий видели в свободной воле человека. Некоторые отцы также делали различение между «образом» и «подобием»: образ — это то, что было дано человеку в самый момент его сотворения; подобия же, то есть уподобления Богу, человек должен достичь в результате нравственного совершенствования и доброделания.

Святитель Григорий Нисский, кроме того, говорил о том, что человек создан по образу Триипостасного Бога. В первой человеческой семье — Адаме, Еве и их сыне — Григорий видел образ Отца, Духа и Сына. Бог сотворил не одного человека, не одинокую самозамкнутую монаду, единицу, а «мужчину и женщину», которым повелел «плодиться и размножаться» (см.: Быт 1,27-28). Как Бог Един в трех Ипостасях, так и человек создается как существо многои-постасное. Адам, Ева и их последующие потомки — это всечело-век, человечество. У всех людей одна природа и одна сущность, но одновременно каждый человек представляет собой неповторимую ипостась, личность.

Говоря о человеке как об образе Святой Троицы, Анастасий Си-наит предлагает следующую трактовку: образом Святой Троицы является душа, разум и ум. При этом душа «является нерожденной и не имеющей причины во отпечатление нерожденного и не имеющего причины Бога Отца», разум же рождается из души по образу Сына Божия, а ум исходит из души по образу Святого Духа.

По словам апостола Иоанна Богослова, Бог есть любовь (1 Ин 4,16). Бог не просто обладает любовью, направленной на что-то внешнее по отношению к Нему: Он внутри Себя, в Своем бытии есть Любовь. Но Бог не был бы Любовью, если бы не был Троицей, ибо ничто изолированное или самозамкнутое не может быть любовью. Точно так же и человек не мог бы любить и быть причастен любви, если бы оставался один, если его личностный потенциал не реализовался бы в контакте с другими личностями. Человек становится человеком благодаря общению с людьми. И именно через людей он опытно приобщается к любви.

Человек задуман и сотворен Богом как существо, призванное реализовать тот потенциал любви, который заложен в него в момент создания. В младенчестве он тянется к матери, и узы любви соединяют его с нею, с ближайшим окружением, с семьей самым тесным, нерасторжимым образом. Повзрослев, человек вступает в брачный союз, и происходит то, о чем сказано в Библии: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей (Быт 2, 24). Плодом любви между мужем и женой становится ребенок, на которого изливается любовь родителей. Таким образом, именно любовь является главной движущей силой человеческой истории, передаваясь из поколения в поколение как божественное и никогда не оскудевающее наследие.

Бог сотворил человека из праха земного, но вдунул в лицо его дыхание жизни (Быт 2,7). Под «дыханием жизни» отцы Церкви чаще всего понимают душу, которой Бог наделил человека. Святитель Григорий Богослов называет душу «дыханием Бога». Полученное из уст Божиих, это дыхание Божие возвышает человека над всем мирозданием и ставит его в непосредственную близость к Создателю.

Сотворив человека, Бог наделяет его правом нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым (Быт 2,19—20). Дав человеку право нарекать имена тварям, Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином, ибо назвать имя какого-либо существа, в понимании.

себя животные остаются неназванными, но слово человека нарекает им имена, и таким образом человек управляет ими с более высокого уровня, чем сами они управляют собой. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, имена нарекаются человеком для того, «чтобы в наречении имен виден был знак владычества». Златоуст ссылается на обычай людей при покупке рабов менять им имя; «так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным». Право нарекать имена, кроме того, указывает на способность человека прозревать в суть вещей, тем самым уподобляясь Богу и участвуя в Божественном творчестве. По словам Василия Селевкийского, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие».

Сотворив Адама из земной материи, Бог создает Еву из ребра Адама. Для чего Бог творит помощника человеку? Святой Феофил Антиохийский полагает: для того, чтобы между ними была любовь. Блаженный Августин отвечает: для чадородия. При этом рассматривается вопрос о предполагаемом способе размножения людей в том случае, если бы они не согрешили. Восточная богословская традиция исходит из того, что «в раю процветало девство», и слова «плодитесь и размножайтесь» не означают обязательного брачного союза, «ибо Бог мог умножить род людей и другим способом, если бы они сохранили заповедь до конца». Святитель Григорий Нисский считает, что люди могли бы размножаться так же, как и Ангелы. В западном богословии утвердилось мнение блаженного Августина, который говорит, что брачный союз непременно должен был осуществиться, но люди не успели вступить в него, находясь в раю, потому что «сразу же после сотворения жены, прежде чем они вступили в союз, последовало то преступление, за которое они... были выведены из этого блаженного места».

Согласно библейскому откровению, человек был создан как властелин вселенной (Быт 1, 26). Иоанн Златоуст подчеркивает, что «человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, пресмыкающиеся, скот, все бессловесные животные».

Первозданный человек, по учению Церкви, пребывал в гармонии с самим собой, с природой и с сотворившим его Богом. По словам Макария Египетского, Адам был другом Божиим, пребывал в чистоте, царствовал над своими помыслами и блаженствовал. В Адаме пребывало Слово, и он имел в себе Духа Божия: «Пребывавшее в нем Слово было для него всем — и знанием, и ощущением, и наследием, и научением». Близость Адама к Богу была очень велика: «Ангелы трепетали, Херувимы и Серафимы не дерзали прямо взглянуть на Бога, тогда как Адам беседовал с Ним, как бы с другом».

В то же время первозданный человек не был настолько утвержден в добре, чтобы не иметь возможности впасть в грех. Поэтому Бог насаждает в раю древо познания добра и зла (Быт 2, 9), «как некое испытание и пробу», и дает человеку заповедь, исполняя которую, он должен упражняться в добре. Ибо человеку «не было полезно, чтобы он, будучи еще неискушенным и неиспытанным, получил нетление», так как в этом случае оставался риск, что он впадет в гордость и подвергнется осуждению диавола.

Первозданный человек был создан для того, чтобы «возделывать» землю (см.: Быт 2, 5) В этом можно усмотреть указание на призвание человека к творчеству. В Библии Бог представлен как Творец-Демиург-Делатель: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5,17). Человек тоже становится делателем, и хотя, в отличие от Бога, он не может творить «из ничего», он может брать Божии дары и совершенствовать их, доводя до еще большей красоты и гармонии. Человек может сделать из дерева дом, из камня скульптуру, из глины кувшин. Творя, человек подражает Творцу и уподобляется Ему. Человек вводится в материальную вселенную как посредник между Богом и тварью, как священник всего мироздания. Подобно тому как священник во время литургии, произнося «Твоя от Твоих», возвращает Богу Его же дары с благодарением, человек был призван к обладанию этим миром для того, чтобы царствовать над ним, вести мир к совершенству и обожению. Через исполнение заповедей человек должен был возвращать мир Самому Творцу, Который поставил его господином и царем над мирозданием.

Отцы Церкви говорят о человеке как о наивысшем создании Божием, как об увенчании творческого процесса Создателя. По словам Иринея Лионского, «слава Божия есть живой человек». Иринею вторит Григорий Богослов: «Твоя слава — человек, которого Ты поставил здесь Ангелом, певцом Твоего сияния!» В другом месте Григорий говорит о человеке как о храме Божием и «сотворенном боге»:

Если будешь низко о себе думать, (то напомню), что ты —

Христово творение И дыхание, досточтимая частица (Его), а потому и небесный, И земной; ты — сотворенный бог, незабываемое произведение (Творца), Через страдания Христа идуший к нетленной славе... Ибо человек есть храм великого Бога; и тот делает себя таким (храмом), Кто отрешается от земли и непрестанно идет к небу. Этот храм я повелеваю тебе сохранять благоухающим От твоих дел и слов, всегда имеющим внутри себя Бога...

Главное назначение и призвание человека — восходить от земного к небесному, от человеческого к Божественному. Бог, согласно Григорию, создал человека для того, чтобы он достигал большей славы и, «заменяя в себе земное (на небесное)... как бог, шел отсюда к Богу». Будучи богом по своему потенциалу, человек должен достичь такой степени богоуподобления, при которой он станет всецело обоженным. Цель жизни человека — «сделаться богом и духом... стать в чине светозарного ангельского лика, получив за великие труды еще большую награду». В этом утверждении Григорий верен всей восточнохристианской традиции, которая определяет цель жизни человека термином «обожение».