Протестантизм - религиозное направление, которое оформилось в Западной Европе в XVI веке. Многие взгляды протестантизма, однако, неоднократно формулировались отдельными «сектантами» ещё в раннем “христианстве”. Это учение о спасении верой, о «всеобщем священстве» и отказе от «Священного Предания». Протестантские взгляды, в первую очередь направленные против монополии на власть (как духовную, так и светскую) папской иерархии и церкви, входили в крайние противоречия с католицизмом. Согласно протестантским взглядам, ни исполнение таинств, ни праведная жизнь не обеспечивает спасение. Лишь только вмешательство Бога, дарующего благодать, может спасти верующего. Получение благодати не зависит от церкви . Каждый человек может получить благодать и поэтому все люди должны быть священниками . Эти во многом верные высказывания протестантизма были основаны на всё том же общем “христианском” фундаменте, который в протестантизме выражался так: «Главным делом спасения души являются не дела или обряды, а лишь искренняя вера в Иисуса Христа ». Последнее действительно восходит к морали первых “христианских” общин, которые верили в свершение над Христом “пророчества” Исаии. Протестанты считают Новый Завет - единым источником веры в Бога.

Однако, лишь к началу эпохи бурного перехода от феодализма к капитализму протестантизм сумел оформиться в отдельные церкви - поскольку сам протестантизм, как учение, появившееся в Западной Европе в XVI веке - дань времени, следствие нарастания технико-технологического прогресса, усиления наук, начала эпохи Возрождения и ослабления католицизма. Скорее всего протестантизм не был так управляем, как католицизм со стороны «мировой закулисы». Последняя уже видела крах эпохи религиозного единства и вынашивала новую идею всеобщего единства, под давлением которой намеревалась очистить мир от старых отживших идей - всех видов “христианства”, и протестантизма, в том числе. Поэтому с момента начала буржуазно-демократических революций «закулисе» серьёзно курировать любые направления “христианства” было не к чему: она сориентировалась на светский тип новейшей идеологии (который оформился в XIX веке в марксизм) для сохранения толпо-“элитаризма” под своим контролем.

Начало Реформации обычно связывают с деятельностью немецкого монаха, члена ордена августинцев Мартина Лютера. Однако, приписывать одиночке инициативу раскола было бы не правильно. Если бы в Европе не получили уже широкое распространение так называемые «гуманистические» идеи, возникшие ещё в эпоху Возрождения (XIV - начало XVI вв.) - вряд ли действия Мартина Лютера имели бы отзыв в обществе. «Гуманизм» этого времени явился началом эпохи «освобождения» (около трёх столетий - закончившейся «освободительными» революциями XIX–XX веков), выражающейся в повторении отдельных постулатов античной философии - о превосходстве человеческой свободы над любыми духовными авторитетами.

Первоначально Реформация начиналась как движение за обновление и очищение католической церкви, но время брало своё и, слившись вскоре с «гуманистическим» движением, превратилось в борьбу за отказ от традиций католичества.

Вот «гуманистические» идеи , возникшие в западном обществе на базе возрождения интереса к античным «свободам» и их «правами человека», правовыми статусами социальных институтов и главенством «права» вообще - и оседлала «мировая закулиса» , как самое перспективное направление, обещающее в будущем выстроиться в некую систему взглядов светского характера, имитирующих свободу личности от всяких духовных иерархий , но в то же время, позволяющую сохранить толпо-“элитарное” устройство общества. Но даже античное извращение человеческого гуманизма - всего лишь следствие естественного стремления людей к Свободе (связи с Богом). Естественно, что «закулиса» не могла допустить такой Свободы и со времён начала кризиса католицизма начала искать её новейший имитатор.

Важной причиной, обеспечившей успех реформаторского движения, стало развитие капиталистических отношений в Европе. Многие запреты “христианства” мешали росту капиталистических отношений. Даже многие заповеди Нового Завета были отодвинуты на второй план, поскольку не “благословляли” на “обогащение”.

Исторический процесс под решающим давлением технико-технологического прогресса, раскручиваемого “приводным ремнём” ростовщичества захватывал религиозных реформаторов таким образом, что они приходили к решениям, иногда даже противоречащим их первоначальным взглядам. Практически все направления протестантизма представляют собой совсем иные учения, нежели первоначальная основа протестантизма, а тем более - учения первых “христианских” церквей, на базе которых начал развиваться ранний протестантизм католичеству и папству.


Так в католицизме греховным делом считалось ростовщичество. Но в силу развития капиталистических отношений, протестантизм, претендуя на освобождение людей, одновременно разрешил в “христианской” среде ростовщичество. Так монополия иудеев на этот вид антисоциальной деятельности была нарушена и в эту сферу хлынул поток жидов нееврейских происхождений. Ясно, что «закулиса» имела реальную возможность потерять контроль за основными европейскими капиталами, а через это - и контроль за верхушками европейских “элит”. А значит и вообще могла потерять управляемость в Европе . Упрощённый протестантизм, особенно кальвинизм, “благославлял” новые капиталистические отношения, утверждая их единственными и «богоустановленными». Протестантизм выродился в дань «животной» европейской толпе, которая тяготилась запретами католицизма и ненавидела (боясь) папскую инквизицию, а посему поддержала «свободы» Реформации. В то же время протестантизм явился самым примитивным видом библейского христианства, который нарушал даже ряд основных заповедей Нового Завета. А посему его можно было бы легко критиковать (если надо будет) и этот вид библейского христианства первый не выдержит никакой критики с позиции догматической теологии.


Три процесса шли одновременно: распространение «гуманистических» идей, эволюция протестантской веры и рост капиталистических отношений. После выступлений Мартина Лютера с тезисами против католической церкви (31 октября 1517 года) его поддержали светские правители Германии , давно желающие избавиться от зависимости от папского престола. Воспользовавшись подъёмом крестьянского движения в Германии, его направили на поддержку протестантских настроений. Одновременно Мартин Лютер стал готовить реформы церкви, объясняя это необходимостью возврата к вере апостольских времён. Спустя полвека (1555 год) в Германии победило лютеранство .


Протестантизм распространился на несколько крупных государств и имеет ряд основных направлений:


· Англиканская церковь - направление протестантизма, отделившееся от католичества с 1534 г. Имеет наибольшее из всех направлений протестантизма сходство с католичеством. Но глава церкви не римский папа, а английский король, назначающий епископов. Служба переведена на английский язык. Приверженцы - около 70 млн. верующих, проживающих в основном в Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльсе.

· Лютеранство - отступник от католицизма. Упрощённая обрядность, служба на латыни, таинства лишь - крещение и евхаристия. Общее число около 75 млн. верующих. Распространено в Германии, и Скандинавских государствах - Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии.

· Кальвинизм - учение выдвинутое параллельно лютеранству в Швейцарии проповедниками Жаном Кальвином и Ульрихом Цвингли (убит католиками). Кальвин захватил духовную и светскую власть в Женеве, откуда и стал распространяться кальвинизм. В кальвинизме просматриваются идеи расизма, присущего иудаизму. Не случайно он начал своё движение из Швейцарии. Все люди кальвинистами делятся на «предназначенных либо для рая, либо для ада ». Изменить это предназначение, согласно Кальвину - невозможно.

Не исключено, что, зародившись в логове «мировой закулисы», кальвинизм был предназначен для перехвата протестантского движения через посвящённую иудействующую верхушку церкви и для расширения сферы влияния и кадровой базы иудаизма в условиях кризиса католицизма . Именно поэтому мораль иудаизма прочно вошла в кальвинизм. Эта мораль высказывалась кальвинистами так: «Зачем заботиться о большинстве окружающих, если они всё равно обречены на ад? Их можно обманывать или нещадно эксплуатировать, а успех в собственных делах докажет превосходство кальвинизма над этими отверженными ». Ясно, что все кальвинисты считались обитателями рая в будущем, а значит - «расой господ» в настоящей жизни.

Кальвинизм насчитывает около 40–50 млн. приверженцев в основном в Европе (Голлландия, Шотландия: вместе со Швейцарией страны-центры масонских лож - наместных резиденций «мировой закулисы») и США. Штатовская мораль американской «расы господ» во многом держится на морали кальвинизма: «успех в собственных делах докажет превосходство над другими - поэтому надо делать свой успех, невзирая на интересы окружающих…». Именно поэтому США легко приняли на себя роль «сверхдержавы» во второй половине XX века, когда «закулисе» надо было кого-то мощного противопоставить победившему во Второй Мировой войне сталинизму.


Существует ещё несколько более мелких направлений протестантизма: меннонизм, баптизм, методизм, пятидесятники, мормоны, адвентисты, «Свидетели Иеговы» и некоторые другие. В развитии современного протестантского движения просматриваются две главные тенденции: дробление крупных направлений на более мелкие секты и выделение всё новых религиозных догм, отличающихся от ортодоксального “христианства” (в двух его главных разновидностях: католицизма и православия). Поэтому единого ближайшего будущего нет прежде всего у протестантизма: он погряз в своих внутренних противоречиях - как только счёл, что освободился от центральной папской власти. В действительности протестантизм обрёл такой «плюрализм» в отношении догматов библейского христианства, что приверженцы его разных направлений могут даже начать друг с другом войну. Библейский принцип «разделяй и властвуй» - в действии - а протестантизм лишь средство в руках «демонов» - руководителей протестантских сект.

Протестантизм

Тема 10.

1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации

2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий

3. Основные направления протестантизма.

Третьей крупной разновидностью христианства является протес­тантизм.Протестантизм возник вследствие второго наиболее круп­ного раскола в христианстве. В данном случае раскол произошел в Римской католической церкви. Возникновение протестантизма свя­зано с развитием широкого религиозного, социокультурного и обще­ственно-политического движения XVI - XVII вв., которое получило названиеРеформация (от лат. reformatio - преобразование, ис­правление). Реформация проходила под лозунгами исправления ка­толического вероучения, культа и организации в духе первоначаль­ных евангельских идеалов, устранения в них всего того, что в средне­вековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов.

Реформация имела глубокие исторические корни. Амораль­ное поведение и вопиющие злоупотребления католического духо­венства, церковный формализм и ханжество задолго до начала Ре­формации обличались благочестивыми верующими, мистически на­строенными теологами и общественными деятелями. Предтечами Реформации являются профессор Оксфордского университета

Джон Виклиф (1320-1384) и профессор Пражского университета Ян Гус (1369-1415).

Джон Виклиф выступал против поборов римских пап с Анг­лии, сомневался в праве руководства церкви отпускать грехи и вы­давать индульгенции, настаивал на том, что Священное Писание (т. е. Библия) имеет несомненный приоритет над Священным Преданием, отвергал идею, что в процессе таинства причастия реально, то есть материально, происходит преобразование хлеба в тело Господне, а вина - в его кровь. С похожими идеями выступал и Ян Гус, требовав­ший отказа церкви от богатств, покупки и продажи церковных долж­ностей, запрета на торговлю индульгенциями, преобразования дея­тельности церкви по образу раннехристианских общин, лишения духовенства всех привилегий, в том числе и главной обрядовой при­вилегии - причащения вином. Дело в том, что в католической церк­ви вплоть до решения Второго Ватиканского собора (1962 - 1965) в обряде причащения между мирянами и священниками существовало серьезное отличие. Миряне имели право причащаться только хлебом, а священники хлебом и вином. Ян Гус за свои еретические идеи был осужден церковным судом и сожжен на костре в 1415 г. Но его последователи (гуситы) в результате длительной борьбы в 1462 г. получили право причащения вином.

Непосредственно же Реформация проходила в Германии и Швейцарии. Ее инициаторами и вождями были Мартин Лютер (1483-1546), Томас Мюнцер (1430-1525), Ж. Кальвин (1509-1564) и У. Цвингли (1484-1531).


Как видно из вышеизложенного, благочестивым, ориентиро­ванным на глубоко внутреннюю связь человека с Богом, верующим-католикам, было больно наблюдать роскошь и разврат, которым предавалось высокопоставленное духовенство. Озабоченные про­блемой спасения души, они не могли смириться с мыслью, что дело их спасения находится в руках таких людей. Вызывали протест не только роскошь, аморальное поведение, но и крайний формализм религиозной жизни. Как отмечают исследователи этого периода, в средневековом католицизме вся религиозная жизнь замыкается в рамки церковных установлений. Все формы общения верующих с Богом унифицируются и кодифицируются и теологическим оправ­данием такой практики стало создание доктрины ex opero operate (действие посредством действия). Согласно этой доктрине обрядо­вые литургические действия имеют силу сами по себе, распростра­няют божественную благодать независимо от моральных качеств и тех, кто является объектом священнодействия, и исполняющихих священников, как бы действуют автоматически. Решающим усло­вием действенности таинств является соответствие их процедуры утвержденным каноническим нормам. Авторитет священников, их права и возможности, место в церковной иерархии также определя­ются не моральными качествами, а каноническим правом, юридиче­скими нормами.

Наиболее ярким и концентрированным выражением форма­лизации религиозной жизни и ориентации церкви на обогащение, с точки зрения благочестивых верующих, былаторговля индульген­циями. Выступление М. Лютера против теории и практики торговли индульгенциями и явилось тем отправным моментом, от которого ве­дет свое начало Реформация. 31 октября 1517 года Лютер опублико­вал в Виттенберге (вывесил на двери церкви) 95 тезисов об отпуще­нии грехов, в которых обличал корыстную торговлю «небесными со­кровищами» как нарушение евангельских заветов. Обвиненный руководством католической церкви в ереси, Лютер отказался пред­стать перед судом, а в 1520 г. публично сжег папскую буллу, отлучав­шую его от церкви. Идеи Лютера поддержали представители раз­личных сословий Германии. Ободренный такой поддержкой он разрабатывает все более радикальные доводы против официального ка­толического вероучения. Основная аргументация всего лютеровского учения направлена на разрушение власти церкви. Он отвергает особую благодать священства и его посредничество в деле спасения души, не признает папскую власть. Вместе с католической иерархи­ей им был отвергнут и авторитет папских булл (декретов) и энциклик (посланий), то, что входило в содержание Священного Предания. В противоположность господству церковной иерархии и Священно­го Предания Лютером был выдвинут лозунгвосстановления тради­ций раннехристианской церкви и авторитета Библии - Священно­го Писания.

В средневековом католицизме право читать Библию и истол­ковывать ее содержание имели только священники. Библия издава­лась на латинском языке и все богослужение шло на этом языке. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык и каждый верующий получил возможность познакомиться с ее текстом и истолковывать в соответ­ствии со своим разумением.

Лютер отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недо­вольным сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и вмешатель­ством папы в их политику. Группа немецких князей провела в своих владениях реформы в духе лютеровских идей. В 1526 году Шпееровский рейхстаг, по требованию немецких князей-лютеран, принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих поданных. Однако второй Шпееровский рейхстаг в 1529 году отменил это постановление. В ответ 5 князей и 14 импера­торских городов составили так называемую Протестацию - протест против большинства рейхстага. С этим событием и связано проис­хождение термина «протестантизм», который начали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства по своему происхождению связанных с Реформацией.

Реформация имела ряд течений. С первым из них, которое воз­главил М. Лютер - лютеранством, мы уже вкратце познакомились. Второе течение возглавил Томас Мюнцер. Мюнцер начал свою ре­форматорскую деятельность как сторонник и последователь Люте­ра. Однако позднее и в отношении вероучения, и в социально-политических вопросах Мюнцер переходи/на более радикальные позиции. В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру серд­ца». По его мнению, чтобы обрести подлинную истину, человек должен порвать со своей греховной природой, почувствовать в себе дух Христа и от безбожной мудрости обратиться к высшей божествен­ной мудрости. Источником истины для человека, по Мюнцеру, явля­ется действующий в человеческой душе Святой Дух.

Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Мюнцер делает вывод о равенстве всех сы­нов Божьих. А это означало и требование гражданского равенства и устранения по крайней мере наиболее значительных имуществен­ных различий. Таким образом, Мюнцер выступил с идеей социаль­ной справедливости, за уравнительное или коллективное земле­пользование. Идеалом Мюнцера явилось построение Царства Божия на Земле. Под этим лозунгом вспыхнуло восстание и началась Крестьянская война в Германии (1524-1525). Эта война кончилась поражением восставших и гибелью Мюнцера. Потерпев пораже­ние, сторонники Мюнцера бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию.

В первой половине XVI века реформационное движение стало быстро распространяться за пределы Германии. Появляются от­дельные лютеранские общины в скандинавских странах, Прибалти­ке, во Франции и Польше.

Наиболее крупным центром Реформации в этот период стано­вится Швейцария, в частности города Женева и Цюрих, в которых действовали Ж. Кальвин и У. Цвингли. Ж. Кальвин основные идеи своего религиозного учения заложил в двух основных трудах: «На­ставления в Христианской вере» и «Церковные установления». На базе этого учения возникает особая разновидность протестантизма

Предпосылки реформации
Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Основные направления реформации
1) Реформация Лютера:
31 декабря 1517 г.
Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов , содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций.
Лютер получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне.
В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну.
Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага , осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг , отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир , которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война , охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.

2) Реформация в Швейцарии:
В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов - австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства.
Цюрихский священник Цвингли выступил в 1523 г. с 67 тезисами , направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера , для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного - по проблеме пресуществления (причащения). В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин .
В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом , допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.
Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм.

3) Реформация в Англии:
С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима - золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.
После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму . Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило названиеангликанство .

Контрреформация.
Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации . Первым его актом явилась организация ордена иезуитов . Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г . Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г . созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства . Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице.
Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.

Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.
Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора , который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма.
На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма.

Вопрос 15. Культура и наука Западной Европы раннее Новое время XVI-XVIII вв.

XVI в . прошел под знаком гуманизма . Существовали различные течения гуманизма, от эпикурейско-гедонистического до гражданского.
В XVI-XVII вв. большие успехи делало естествознание в Западной Европе. Это было связано с коренным переломом в развитии науки, подъемом производства и материальной культурой вообще. Развитие промышленности, многочисленные изобретения дали толчок к теоретической разработке многих научных вопросов. Все более широкое применение некоторых механизмов (водяное, колесо) – расширяет круг доступных изучению явлений из области механики и требует решения некоторых задач механики и математики.
Подъем материального производства вооружил естествоиспытателя новыми орудиями и средствами научной работы. Развитие ремесленной техники подготовило изобретения в XVI-XVII вв. многих насущно необходимых для развития наук точных приборов. Появляются более совершенные часы, микроскопы, телескоп, термометр, гигрометр, ртутный барометр. Пергамент был заменен бумагой, в XV в. развивается книгопечатание .

Перелом в физике наступил в XVII в. и был связан с деятельностью Галилея . Он провел ряд опытов и доказал, что все тела под действием силы тяжести падают с одинаковым ускорением. Это дает основание считать Галилея основоположником – кинематики, динамики . Ученик Торричелли (1608-1647) разработал некоторые вопросы гидродинамики , начал изучение атмосферного давления и создал ртутный барометр . Блез Паскаль (1623-1662) продолжил изучение атмосферного давления , доказал, что столб ртути в барометре поддерживается именно атмосферным давлением. Открыл и закон о передаче давления в жидкостях и газах . Развивается оптика . Кроме изобретения телескопа, микроскопа, идет разработка теоретической оптики (закон преломления света ).
В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки , достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI-XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства.
Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени. («Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете).

Жанр романа , дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.
Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства . Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната , раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.

Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии , тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

Вопрос 16. Европейское проникновение в Америку: тенденции и различия.

Западная Европа всегда смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Первые колонии в Северной Америке создали в начале XVII века переселенцы из Англии, Голландии, Франции. Особенно массовым становился приток английских колонистов. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 году на территории будущей Виржинии. Поселенцы искали золото. В 1620 году значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль "Майский цветок" высадил группу из 102 пуритан, бежавших от религиозных преследований.

Колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю. Каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Но, несмотря на это, проблемы торговли, мореплавания, промышленного производства и финансов выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования, что и привело впоследствии к федеративному устройству американского государства.
Заселение колоний в XVII в. требовало тщательного планирования и руководства, а кроме того, оно являлось весьма дорогостоящим и рискованным делом.
Большая часть колонистов в XVII в. были англичане, однако в среднеатлантических колониях проживало небольшое количество голландцев, шведов и немцев. В Южной Каролине и в других колониях попадались французы-гугеноты, а также испанцы, итальянцы и португальцы. После 1680 г. Англия перестала быть основным источником иммиграции. Люди тысячами бежали из охваченной войнами Европы. К 1690 г. американское население достигло четверти миллиона человек . С тех пор оно удваивалось каждые 25 лет, пока не превысило 2,5 млн. в 1775 г.
С 1606 года стало приезжать немало переселенцев в поисках золота, и, наконец, с 1620 г. началось, можно сказать, великое переселение народов , которое определило характер и судьбу нового континента с населением 190 млн. человек. Заселяя Америку, Англия и европейские страны продолжали исторически традиционную северо-западную линию христианизации, начавшуюся во времена готских завоеваний.
Английские колонисты прибывали в Америку как свободные предприниматели. У них был стимул к производственной деятельности , поэтому туда отправлялись не только ссыльные или обездоленные крестьяне, но и многие фермеры-арендаторы.

Вопрос 17. Эпоха Старого порядка в Европе.

Старый порядок - политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI - начала XVII вв. до Великой Французской революции.
Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нем отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка.

Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена.
Характерной чертой Старого порядка являлась сословность . Все французское общество делилось на три сословия - католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.
Другие характерные черты - полицейский характер государства, отсутствие личной и общественной свободы, вероисповедная исключительность, господство дворян над крестьянами, особенно в форме крепостного права.

Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма.

Вопрос 18. Промышленная революция: ход и итоги (XVIII – начало ХХ вв.).

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями).
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии . В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля.
В 1810 г . в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. С 1830 по 1847 г .- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза.
Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины).
Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком .
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве , ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе.
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест . В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими.
Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше.

Возникновение протестантизма в ходе Реформации

Третьей крупной разновидностью христианства является протестантизм. Протестантизм возник вследствие второго наиболее крупного раскола в христианстве. В данном случае раскол произошел в Римской католической церкви. Возникновение протестантизма связано с развитием широкого религиозного, социокультурного и общественно-политического движения XVI - XVII вв., ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило название Реформация (от лат. reformatio - преобразование, исправление). Реформация проходила под лозунгами исправления католического вероучения, культа и организации в духе первоначальных евангельских идеалов, устранения в них всœего того, что в средневековом католицизме представлялось реформаторам отходом от этих идеалов.Реформация имела глубокие исторические корни. Аморальное поведение и вопиющие злоупотребления католического духовенства, церковный формализм и ханжество задолго до начала Реформации обличались благочестивыми верующими, мистически настроенными теологами и общественными деятелями. Предтечами Реформации являются профессор Оксфордского университета

Джон Виклиф (1320-1384) и профессор Пражского университета Ян Гус (1369-1415).

Джон Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, сомневался в праве руководства церкви отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на том, что Священное Писание (т. е. Библия) имеет несомненный приоритет над Священным Преданием, отвергал идею, что в процессе таинства причастия реально, то есть материально, происходит преобразование хлеба в тело Господне, а вина - в его кровь. С похожими идеями выступал и Ян Гус, требовавший отказа церкви от богатств, покупки и продажи церковных должностей, запрета на торговлю индульгенциями, преобразования деятельности церкви по образу раннехристианских общин, лишения духовенства всœех привилегий, в том числе и главной обрядовой привилегии - причащения вином. Дело в том, что в католической церкви вплоть до решения Второго Ватиканского собора (1962 - 1965) в обряде причащения между мирянами и священниками существовало серьезное отличие. Миряне имели право причащаться только хлебом, а священники хлебом и вином. Ян Гус за свои еретические идеи был осужден церковным судом и сожжен на костре в 1415 ᴦ. Но его последователи (гуситы) в результате длительной борьбы в 1462 ᴦ. получили право причащения вином.

Непосредственно же Реформация проходила в Германии и Швейцарии. Ее инициаторами и вождями были Мартин Лютер (1483-1546), Томас Мюнцер (1430-1525), Ж. Кальвин (1509-1564) и У. Цвингли (1484-1531).

Наиболее ярким и концентрированным выражением формализации религиозной жизни и ориентации церкви на обогащение, с точки зрения благочестивых верующих, была торговля индульгенциями. Выступление М. Лютера против теории и практики торговли индульгенциями и явилось тем отправным моментом, от которого ведет свое начало Реформация. 31 октября 1517 года Лютер опубликовал в Виттенберге (вывесил на двери церкви) 95 тезисов об отпущении грехов, в которых обличал корыстную торговлю «небесными сокровищами» как нарушение евангельских заветов. Обвинœенный руководством католической церкви в ереси, Лютер отказался предстать перед судом, а в 1520 ᴦ. публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Идеи Лютера поддержали представители различных сословий Германии. Ободренный такой поддержкой он разрабатывает всœе более радикальные доводы против официального католического вероучения. Основная аргументация всœего лютеровского учения направлена на разрушение власти церкви. В противоположность господству церковной иерархии и Священного Предания Лютером был выдвинут лозунг восстановления традиций раннехристианской церкви и авторитета Библии - Священного Писания.

Лютер отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинœения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недовольным сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и вмешательством папы в их политику. Группа немецких князей провела в своих владениях реформы в духе лютеровских идей. В 1526 году Шпееровский рейхстаг, по требованию немецких князей-лютеран, принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих поданных. При этом второй Шпееровский рейхстаг в 1529 году отменил это постановление. В ответ 5 князей и 14 императорских городов составили так называемую Протестацию - протест против большинства рейхстага. С этим событием и связано происхождение термина «протестантизм», который начали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства по своему происхождению связанных с Реформацией.

Реформация имела ряд течений. С первым из них, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возглавил М. Лютер - лютеранством, мы уже вкратце познакомились. Второе течение возглавил Томас Мюнцер В религиозном учении Мюнцера преобладают мистические мотивы, он выступает против церковной иерархии, ортодоксальных теологических учений, «самоуверенных фарисеев, епископов и книжников» и противопоставляет им непосредственную «веру сердца». По его мнению, чтобы обрести подлинную истину, человек должен порвать со своей греховной природой, почувствовать в себе дух Христа и от безбожной мудрости обратиться к высшей божественной мудрости. Источником истины для человека, по Мюнцеру, является действующий в человеческой душе Святой Дух.Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование.

Реформация затронула и Англию. В Англии она началась по инициативе правящих верхов. В 1534 ᴦ. английский парламент объявил независимость церкви от папы и объявил главой церкви короля Генриха VIII. В Англии были закрыты всœе монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской власти. Но при этом было объявлено о сохранении католических обрядов и догматов. В результате борьбы английских властей с Римским папой был найден компромисс и на основе этого компромисса в 1571 году парламентом был принят символ веры, на основе которого сформировалась третья крупная разновидность протестантизма - англиканство. Таким образом протестантизм с самого начала своего существования разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий- лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество сект, деноминации.

Вероучение. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личном отношении человека и Бога. А это значит, что вся церковная иерархия для дела спасения не нужна, не нужны и священники как посредники между человеком и Богом, не нужны монашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались огромные богатства.Из этого положения также вытекает учение о всœеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников. Служители культа в том или ином виде сохраняются в протестантизме, но у них принципиально иной статус, чем тот, которым они обладают в православной и католической церкви. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи, в своей деятельности он подотчетен общинœе. В протестантизме отменен целибат (обет безбрачия).Пастырская деятельность трактуется в протестантизме как служба, на которую уполномочивает данного человека община. Безусловно, должность пастора требует специальной подготовки в толковании Священного Писания, в совершении обрядов и т. д. Но только эта специальная профессиональная квалификация и отличает пастора от всœех других прихожан. По этой причине с точки зрения протестантизма, всœе взрослые члены общины могут играть активную роль в ее деятельности, участвовать в выборе руководящих органов.Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всœех церковных постановлений: решений Вселœенских соборов, документы пап и иных патриархов церкви, то, что принято называть Священным Преданием для того, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писания, Библии. Библия, в том виде как она открывается твоему разумению и является тем важнейшим резервуаром, откуда верующий человек обретает свое познание Бога, те важнейшие религиозно-нравственные установки, которыми он руководствуется в своей жизни.

Главным догматом протестантизма является догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную Жертву Иисуса Христа . Иные способы добиться спасения (обряды, посты, богоугодные дела и т д.) считаются несущественными. Принятие этого догмата вытекает из признания протестантизмом коренной испорченности природы человека, которая наступила в результате совершенного им первородного греха. В следствие грехопадения человек утратил способность самостоятельно совершать добро. Все те добрые дела, которые творит человек, не являются его заслугой, а оцениваются лишь как следствие любви к Богу, проистекающей из веры в благую весть Иисуса Христа. В силу этого человек не может спастись своими заслугами, так называемыми «добрыми делами». Спасение может прийти к нему только как результат божественного вмешательства, спасение - это дар божественной благодати.

С точки зрения протестантизма, верующий человек - это человек, сознающий греховность своей природы. И этого достаточно для того, чтобы он непосредственно обратился к Богу с молитвой о своем спасении. Из учения о принципиальной испорченности природы человека и оправдании его одной лишь верой в искупительную жертву Христа вытекает очень важное положение протестантского вероучения о предопределœении. С точки зрения протестантизма, каждый человек, еще до своего рождения, как говорится «в Адаме», уже предопределœен спастись или погибнуть. Никто не знает и не может знать своей судьбы. Имеются лишь косвенные свидетельства о том, какой достался тому или иному человеку жребий. И эти косвенные свидетельства связаны с его верой и осуществлением призвания. Глубокая вера в спасительную жертву Христа - это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив данный дар, может надеяться, что он избран к спасению. Осуществление призвания это тоже не заслуга человека. Успешное ведение им своего дела - знак расположения к нему Бога. В наиболее последовательной форме это учение представлено в кальвинизме.Протестантизм, отвергнув догмат о спасающей роли церкви, тем самым значительно упростил и удешевил культовую деятельность. Богослужение сведено главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии. Библия читается на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два:крещение и причащение. Отвергнуты молитвы за умерших, поклонение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и икон. Религиозные сооружения - храмы, молитвенные дома в значительной мере освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй. С них сняты колокола

Билет 36. Основные направления протестантизма.

Исторически первой и одной из самых крупных по числу последователœей разновидностей протестантизма является лютеранство или евангелическая церковь. Лютеранство оформляется как самостоятельное вероисповедание и религиозная организация в северных немецких княжествах в результате так называемого «Аугсбургского религиозного мира». Он установил полную автономию князей в вопросах вероисповедания и их право определять религию подданных, исходя из принципа «чья страна, того и вера». При этом предусматривалось право на переселœение тех людей, кто не захочет принять навязываемое ему вероисповедание. С этого времени лютеранство получило официальное признание и обрело право быть государственной религией.

Вероучение лютеранства базируется на Священном Писании - Библии. Вместе с тем лютеранство признает основные положения Никео-Царьградского символа веры: о Боге как творце мира и человека, о божественной Троице, о Богочеловеке и т. д. В Лютеранстве, наряду с Библией, имеются свои вероучительные книги: «Аугсбургское вероисповедание» (1530), составленное Ф. Меланхтоном (учеником и последователœем Лютера), «Книга согласия» М. Лютера, куда вошли «Большой» и «Малый Катехизис», «Шмальнильдинские статьи», а также «Формула согласия». В этих документах излагаются основные претензии лютеран к католической церкви и те новые положения, которые Лютер внес в вероучение. Главным из них является догмат об оправдании только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Лютеранство признает таинство крещения и причащения. Обряду крещения, как в католической и православной церкви, подвергаются младенцы. Четыре других традиционных для католицизма и православия таинства рассматриваются как простые обряды:

конфирмация, брак, рукоположение (ординация) и соборование. По отношению к исповеди в лютеранстве не выработано единой позиции. В лютеранстве сохранены священнослужители и епископат. Духовенство отличается от мирян соответствующим облачением. При этом функции и назначение служителœей культа в лютеранстве принципиально иное, чем в католицизме и православии. Οʜᴎ выступают как организаторы религиозной жизни, толкователи Священного Писания, проповедники Слова Божия, нравственные наставники.

В наиболее яркой форме компромисс протестантского вероучения и культа с католическим вероисповеданием осуществился в англиканстве. В 16- начале 17 века была завершена разработка «Книги общих молите», а в 1571 году был утвержден символ веры англиканства - так называемые «39 статей».

В этом документе главой англиканской церкви объявляется правящий монарх - король или королева. В то же время сочетаются положения о спасении личной верой с положением о спасающей роли церкви. Сохраняется церковная иерархия, не отклоняется представление о священнике как посреднике между человеком и богом. Обряд рукоположения в священнослужители - ординация, с точки зрения англиканства, не свидетельствует, что в данный момент посвящаемый получает какую-то особую силу для совершения таинств и отпущения грехов. В англиканстве отрицается значение Священного Предания и проводится учение о Священном Писании как первоначальном источнике вероучения.

В культовой практике также присутствуют элементы католической и протестантской обрядности. Богослужение в англиканских церквях в значительной мере напоминает католическую мессу. Священнослужители имеют особые облачения. При этом из семи таинств признаются только два: крещение и причащение. Также, как в лютеранстве, этим обрядам придается символический характер. При совершении обряда причащения отрицается возможность преосуществления.

Одной из характерных черт англиканства является его епископальное устройство, что означает наличие церковной иерархии, претендующей, как и католическая иерархия, на преемственность власти от апостолов..

Наиболее радикальные преобразования вероучения и культа осуществлялись в кальвинизме. На базе кальвинизма сформировались реформатская и пресвитерианская церкви. В отличие от лютеранства, в реформатстве и пресвитерианстве нет общеобязательного символа веры. Единственным источником вероучения считается Библия. В кальвинизме наиболее жестко дается оценка собственных возможностей человека добиваться спасения. В разделœе о свободе воли Вестминстерского исповедания говорится:«Грехопадение полностью лишило человека способности направлять свою волю на какие-либо духовные блага или на что-либо ведущее к блаженству. Таким образом природный человек полностью отрешен от добра и мертв во грехе и в связи с этим не может по своей воле обратиться (к Богу - авт.) или даже приготовить себя к обращению». Из этого следует, что вера в Бога является исключительным даром Бога.

На основе этого учения в кальвинизме наиболее ярко проявились учения о религиозном смысле «мирского призвания» и «мирского аскетизма ». С точки зрения кальвинизма, человек в любое время и на любом месте находится на службе у Бога и несет ответственность за предоставленные ему Богом дары - время, здоровье, таланты, собственность. Каждый человек должен осмысливать всю свою жизнь как исполнение долга перед Богом и движения к цели, поставленной им. Энергия и результаты усилий являются косвенным свидетельством о том, что данный человек избран к спасению.

В кальвинизме значительно упрощена культовая деятельность и церковная организация. Богослужение ведется на родном языке прихожан. Главные элементы богослужения: чтение проповеди, пение псалмов и гимнов, чтение Библии. Основные обряды, крещение и причащение, утратили значение таинств и истолковываются, как символы близости Иисусу Христу и верующих друг другу. Внутреннее убранство реформатских и пресвитерианских церквей очень строгое. Отсутствует алтарь, иконы, статуи, свечи и другие атрибуты католических и православных храмов. На переднем плане стоит большой крест и на небольшом возвышении - подиуме стоит кафедра, с которой проповедует пастор.

В основе вероучения баптизма лежит Библия. Баптисты разделяют положения протестантского вероисповедания. Особое внимание они уделяют учению об искупительной жертве Иисуса Христа͵ который своими страданиями и мученической смертью уже заранее искупил перед Богом грехи каждого человека. Чтобы человек стал причастен этой жертве от него требуется только вера. Верит же только тот, кого Бог избрал к спасению. Для баптистов характерны настроения их исключительности, богоизбранности. Отличительным признаком баптистской догматики является учение о «духовном возрождении» человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит под воздействием входящего в него «Святого Духа». После этого всœе верующие получают один дух с Христом, становятся «братьями» и «сестрами» Христа и друг друга.

Из христианских таинств в баптизме остались только два обряда: крещения и причащение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ принято называть хлебопреломление. Эти обряды осмысливаются приверженцами баптизма как символы духовного единœения с Христом. Крещение рассматривается как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. В баптизме имеется также особый ритуал бракосочетания и погребения.

Из всœех христианских праздников баптисты оставили лишь те, которые связаны с биографией Иисуса Христа͵ так называемые двунадесятые праздники: рождество, крещение, воскресение и т. д. Введены и новые праздники, такие как Праздник жатвы, День единства. Праздник жатвы - это не только форма выражения благодарности Богу за всœе, что он дал людям за год, но и отчет о результате миссионерской деятельности. Миссионерской деятельности - проповеди своей веры - баптисты придают огромное значение. Последователи баптизма два - три раза в неделю собираются в молельном доме на молитвенные собрания. Молельный дом в принципе ничем не отличается от обычного дома. Он не имеет никаких особых предметов культа. В случае если это специально оборудованное здание, то на переднем плане находится возвышение - подиум, на котором стоят кафедра, стол и стулья. На стенах развешаны лозунги типа «Бог - это любовь». А за столом сидит руководитель общины и почетные гости - представители братских общин.

Баптистская община представляет собой сплоченный коллектив единомышленников, оказывающих друг другу как материальную, так и духовную помощь. Основные решения в общинœе принимаются на демократической основе. Во главе общины стоит совет, состоящий из выборных пресвитеров и авторитетных членов общины.

В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентизм (от лат. adventus - пришествие). Основатель этой церкви Уильям Миллер, объявил, что он точно вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 ᴦ. При этом в данный день второе пришествие не состоялось. Дата второго пришествия была перенесена на год. Но и в 1844 году пророчество не сбылось. Теперь приемники Миллера не называют точных сроков второго пришествия, однако его ожидание и вера в скорую близость составляет одну из отличительных особенностей адвентизма.

Таким образом адвентизм представляет собой одну из разновидностей эсхатологических вероисповеданий. Адвентисты учат, что мир вскоре будет уничтожен огнем. А для верующих будет создана новая земля. Человек умирает духовно и телœесно. Он может воскреснуть также с душой и телом. Воскрешение состоится после второго пришествия Христа. Это воскрешение обретут праведники

Сторонники адвентизма, исповедующие его учения и ведущие соответствующий образ жизни. Иисус Христос во время второго пришествия установит свое/тысячелœетнее царство, в котором праведники будут наслаждаться близостью с Иисусом Христом. После этого срока будут воскрешены и неправедники, для того, чтобы вечно служить праведникам.

Из различных направлений адвентизма наибольшее распространение получили адвентисты Седьмого дня (АСД), основателœем и ведущим деятелœем этой церкви стала Елена Уайт (1827-1915). Она выдвинула два важных положения. Первое - о праздновании седьмого дня - субботы и второе - о «санитарной реформе» В первом случае ссылка делается на Ветхий Завет, где седьмой день недели, в который Господь «почил от дел» принято называть суббота. Во втором случае выдвигается идея своеобразной аскезы - санитарной реформы, которая должна подготовить тело человека к воскресению. Эта реформа провозглашает запрет на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя.

Пятидесятничество Название этого направления связано с рассказом о Новозаветной Книге «Деяния апостолов» (Е. 118) «О сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи и получении ими вследствие этого способности пророчествовать и говорить на разных языках» (глоссалия). По этой причине, оставаясь близкими по своему вероучению и обрядности к баптизму, пятидесятники подчеркивают возможность непосредственного мистического общения с Богом во время богослужения и «крещения Святым Духом». Тот, кто прошел такое крещение и освятился сможет стать органом Святого Духа и получить дар провидения и пророчества Для молитвенных собраний пятидесятников характерна обстановка крайнего нервного возбуждения и религиозной экзальтации.

Пятидесятники разделœены на несколько направлений. С 1947 года существует всœемирная пятидесятническая конференция.

Билет 37. Ислам как мировая религия. История возникновения.

Ислам - вторая по числу последователœей мировая религия.. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.)

Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями

Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии - курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в ᴦ. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию сосœедние племена и населœение близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.

При этом данный процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо - пророк Мухаммед (ок. 570 - 632). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама -мусульмане- «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что всœе должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, крайне важности соблюдать простые нормы нравственности.

В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку и Мекка превращается в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителœем этого государства. В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Мединœе. После смерти Мухаммеда на пост Халифа - приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всœей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

Билет 38. Ислам: особенности вероучения.

Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» - Коране (араб. куран - чтение). Как и другие мировые религии, ислам является религией откровения. По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. Вера в единого бога Аллаха составляет. фундамент мусульманского вероисповедания. Аллах - это единственный бог, сотворивший всœе сущее и определяющее его существование. Он - высший и всœемогущий, мудрый, всœемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны всœе явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны - это бестелœесные существа, выполняющие волю Аллаха.

Для ислама характерна также вера в пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Пух (Ной), Иса (Иисус). При этом главное значение придается «печати пророков», «посланнику Аллаха» - Мухаммеду. Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - посланник Аллаха».

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места͵ где в изобилии имеется всœе, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всœевозможные наслаждения. Ад - это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (немусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.

Какова судьба каждого человека, что ему уготовано - рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Аллах на Страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.

В исламе очень сильно выражена вера в божественное предопределœение. Все подчинœено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. В 6-ой суре аят 125 говорится: «Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека всœе получится как нужно, тот, от кого Аллах отвернулся, всœе равно ничего не выйдет. Тем не менее, удел всœех - безусловная покорность божественной воле.

Билет 39 Культовая система Ислама.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина. Первое культовое предписание - произнесение вслух махады - основного положения символа веры - «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед - посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности - первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином. Второе культовое предписание - ежедневный пятикратный ритуал - намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз - молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая - полуденная, третья - во второй половинœе дня до заката Солнца, четвертая - при закате Солнца, пятая - в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определœенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

Третье культовое предписание - соблюдение поста (перс. ура-за) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.

Четвертое культовое предписание - закят - обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование - садака -1/40 часть годового дохода.

Пятым культовым предписанием является хадж паломничество в Мекку. Хадж состоит в посœещении в Мекке главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама - гробнице Мухаммеда в Мединœе, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование - хаджи.

Помимо выполнения этих обязательных предписаний в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров . Кааба - это священный храм в Мекке - четырехугольное каменное здание с плоской крышей, без окон. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всœей видимости метеоритного происхождения. «Черный камень» ассоциировался с присутствием Аллаха, это его символ.

В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исламе, является и поклонение святым местам - мазарам. Мазарами считаются различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение.

Ураза-байрам - это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля - десятого месяца мусульманского лунного календаря и принято называть праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр - то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.

Курбан-байрам - день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принœести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принœести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня.

Мирадж - посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. При этом, по преданию, всœе это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу, пророк Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Этот праздник празднуется 27 числа месяца раджаб.

Мавлюд - день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.

Пятница - день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.

Кроме этих базовых праздников у каждого народа в каждом регионе традиционного распространения ислама существуют свои специфические обряды и ритуалы, переходящие из поколения в поколение.

Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть - это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети - организация обучения детей. При мечетях создаются школы - мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы - медресе, где готовят будущих священнослужителœей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность-умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.

Возглавляет религиозную общину имам (впереди стоящий) и мулла. Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (араб. шариа - надлежащий путь) - свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне - святом предании ислама. Сунна - сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. К моменту окончания формирования шариата действия мусульман были разделœены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

Билет 40. Религиозные секты.

Се́кта - термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления.

Секты характеризуются следующими признаками:

1. Секта всœегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своего вероучения в формах, иск

В XVI в. формируется особое направление в христианстве - протестантизм. Он стал результатом Реформации - идейного движения в западноевропейских странах по возвращению Западной церкви к нормам жизни евангельского христианства. Требования реформации церкви отчетливо выражаются уже у таких деятелей XIV в., как Джон Уиклиф (Англия) и Ян Гус (Чехия). Но ключевым событием в возникновении протестантизма является опубликование в 1517 г. немецким богословом Мартином Лютером 95 тезисов об отпущении грехов.

В средние века в Римско-католической церкви утвердилась практика продажи индульгенций -подписанных Римским папой грамот, отпускающих грехи. Такая практика оказалась возможной благодаря учению о запасе добрых дел. Католические богословы считают, что искупление грехов достигается совершением добрых дел. Есть святые люди, которые совершили очень много добрых дел, - так много, что только части их достаточно, чтобы искупить собственные редкие прегрешения. Большая часть этих дел («сверхдолжные заслуги») переходит в запас Церкви, из которого Папа римский может выделить нужное количество для покрытия грехов того или иного христианина.

Мартин Лютер, ссылаясь на отсутствие такой практики у апостолов, показал несоответствие христианству как самой этой практики, так и учения о спасении заслугами святых, а также подверг критике догмат о чистилище и молитвы за умерших. Именно этому были посвящены его 95 тезисов. После того, как 1520 г. Римский папа отлучил Лютера от Церкви, Лютер стал центральной фигурой Реформации, объединившей разные слои общества в борьбе не только против формализма, лицемерия и дороговизны Римско-католической церкви, но и за независимость Германии от папской власти. Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1526 г. они добились права решать вопрос о вероисповедании своих подданных, а когда в 1529 г. Шпейерский рейхстаг отменил это право, они составили «протестацию», то есть заявили протест против этого решения. Так возникло название нового направления в христианстве - «протестантизм».

Процессы Реформации охватили всю Европу и в разных странах имели свои особенности. Таким образом, с самого начала своего исторического существования протестантизм не представлял единого течения. Тем не менее, можно выделить характерные черты протестантизма в целом:

1) главным условием спасения человека провозглашается не соблюдение таинств, обрядов и догматов Церкви, не монашество, посты и поклонение святым, а личная вера в искупительную жертву Иисуса Христа;

2) единственным источником вероучения считается Библия, переведенная на национальные языки;


3) Ветхий Завет включает только 39 канонических книг;

4) священной признается вся мирская деятельность человека, живущего верой во спасение.

Уже в XVI в. в протестантизме выделились три крупных течения: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Течения, возникшие в эпоху Реформации, принято называть ранним протестантизмом.

Лютеранство основывается на учении М. Лютера об оправдании верой. Человека спасает только личная вера, а не помощь святых, посты, добрые дела в пользу Церкви. Поэтому лютеранство отрицает культ святых, поклонение мощам, святым реликвиям, монашество, посты и большинство таинств. Таинствами признаются только два: крещение и причастие (некоторые лютеранские общины считают таинством и исповедь), остальные рассматриваются только как обряды. Священство не считается наделенным особой благодатью, церковная иерархия также не признается. Священник (пастор) у лютеран - это профессиональный служитель культа и руководитель христианской общины. Безбрачие священства отрицается.

У лютеран сохраняется храмовое богослужение, алтарь, крест, органная музыка, возжигание свечей, особые облачения священника. В храмах есть картины на библейские сюжеты, но икон нет. Богослужение проводится на национальных языках. Вероучительной книгой для лютеран, кроме Библии, служит так называемая «Книга согласия», основу которой составляют произведения Лютера. Лютеране признают Никео-Константинопольский символ веры (он также включен в «Книгу согласия»). Лютеранство не имеет единой системы церковного устройства: имеются епископальные организации с централизованным управлением, есть и пресвитерские организации, действующие по принципу автономности общин. Лютеранские церкви в разных странах, как правило, совершенно самостоятельны. Вообще, лютеране склонны считать обрядовые и организационные формы абсолютно безразличными для веры.

Наибольшее число приверженцев лютеранство имеет в Германии и странах Северной Европы. В Америке самые крупные лютеранские организации в США и Бразилии, менее крупные - в Канаде и Аргентине. В Африке лютеранство представлено, главным образом, в Танзании, Эфиопии и Намибии. Из азиатских стран значительной численностью лютеран выделяются Индонезия и Индия. В нашей стране лютеранство является традиционной религией российских немцев.

Кальвинизм-течение протестантизма, связанное с именем Жана Кальвина, выдвинувшего в 30-е гг. XVI в. собственное понимание христианства. В основе этого понимания лежит принцип предопределения, согласно которому Бог изначально предопределил каждого человека: одного - ко спасению, другого - к погибели. Человек ничего в божественном решении изменить не может. Добрые дела и добропорядочная жизнь - не залог спасения, а его знак. По тому, как человек ведет свою земную жизнь, можно примерно судить о его посмертной жизни. Труд Кальвин объявил священной обязанностью человека. Богатство перестало рассматриваться как помеха к вечной жизни. Каждый человек был провозглашен священником самому себе (принцип всеобщего священства).

Таинств в кальвинизме осталось только два - крещение и Вечеря Господня (причастие), впрочем, многие кальвинисты не проводят различий между таинствами и символическими обрядами. Культ предельно упрощен: чтение Библии, песнопения, проповеди. Храмы кальвинистов - это молитвенные дома: без алтаря, икон и каких-либо изображений, часто - без креста.

Религиозные организации кальвинистов предполагают либо пресвитерскую форму (управляются пресвитерами - профессиональными священниками или старейшинами), либо конгрегационную (то есть община управляется общим собранием). Кальвинисты представлены, прежде всего, в Европе (больше всего в Нидерландах, Швейцарии, Шотландии), США, Южной Корее, Индонезии, ЮАР, Нигерии, Малави, Гане, на островах Океании.

Англиканство берет начало от организационного обособления Английской церкви от Римско-католической. В 1534 г. английский король Генрих VIII провозгласил себя главой христиан Англии. В дальнейшем произошли следующие изменения: богослужение было переведено на английский язык, отвергнуты монашество, почитание святых мощей и икон, учения о верховенстве римских пап, чистилище и сверхдолжных заслугах святых. На формирование англиканства оказали влияние, с одной стороны, лютеранство и кальвинизм, с другой - реставрация католицизма в Англии в 1553- 1558 гг.

Несмотря на то, что единственным источником вероучения Англиканской церкви считается Библия, признаются и Никео-Константинопольский символ веры с католическим добавлением «филиоквэ», и догматы четырех первых вселенских соборов. Признавая важность таинств, англикане считают подлинно таинствами только два (крещение и Вечерю Господню, то есть причастие), поскольку они были установлены самим Иисусом Христом. Учение о спасающей силе Церкви, принятое в традиционном христианстве, англикане соединяют с принципом всеобщего священства.

Англиканскую церковь называют епископальной. Священство Англиканской церкви не обязано сохранять безбрачие. В зависимости от различий в понимании вероучения и в культовой практике в современном англиканстве выделяют пять течений: англо-католики, высокая церковь, широкая (или центральная) церковь, низкая церковь, евангелисты. Описанные выше принципы характерны именно для высокой церкви - официальной религии королевской семьи и британской элиты.

Англо-католики предельно близки к католицизму. Они исповедуют веру в особую благодатность духовенства, в некое подобие чистилища, совершают богослужение наподобие католической мессы, практикуют таинство исповеди. Священство принимает обет безбрачия. Широкая церковь не признает авторитета Священного предания и даже Библию рассматривает как собрание исторических, а не вероучительных книг, богослужение значительно упрощено. Низкая церковь предельно близка к лютеранству. Евангелистское течение, вышедшее из недр низкой церкви, отличается максимальным упрощением обрядности: отсутствуют крест на алтаре, возжигание свечей, коленопреклоненные молитвы.

Англиканская церковь является государственной в Великобритании. Независимые англиканские церкви существуют в бывших колониях Великобритании (наиболее многочисленные - в Уганде, Нигерии, ЮАР, Кении, Австралии, США).

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЗДНЕГО ПРОТЕСТАНТИЗМА

В XVII - начале XX в. в протестантизме появляется множество разнообразных течений (деноминаций), некоторые из которых недружелюбно относятся не только к традиционному христианству, но и друг к другу. Обобщенно эти течения называют поздним протестантизмом, в отличие от раннего протестантизма,-течений, возникших в XVI в. В нашей стране из деноминаций позднего протестантизма наиболее многочисленны баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, активно действуют мормоны и Армия Спасения.

Баптизм (от греч. баптисмос - «крещение») уходит своими корнями в одно из движений эпохи Реформации - анабаптизм, сторонники которого не признавали крещения младенцев и требовали перекрещивания (анабаптизма) в сознательном возрасте. Однако возникает баптизм как течение в пуританизме, религиозно-политическом движении в Англии конца XVI - начала XVII в., выступавшем за упрощение церковной обрядности и отделение церкви от государства. Из-за различий в понимании свободы человека и божественного предопределения баптисты образовали две группы: так называемые общие и частные баптисты. Именно частные баптисты, разделявшие кальвинистскую доктрину о предопределении, обрели в дальнейшем многочисленных сторонников. Развитие баптизм получил в США, поскольку многие пуритане из-за преследований