И Лето. Его сестрой-близнецом была Артемида. Аполлон покровительствовал искусству, музыке, был связан с исцелением, очищением, пророчествами, мог также наслать на людей чуму или наоборот — научить их искусству лечения различных недугов.

Также Аполлон был богом света, солнца, правды, логики и был главой девяти муз. Часто бога изображают с золотым луком и стрелами.

Самый известный оракул Аполлона находится в Дельфах. Путешественники со всего мира приезжали сюда, чтобы узнать свое будущее.

Интересный факт: Аполлон — единственный из всех олимпийских богов, у которого не было римского имени.

Рождение Аполлона

Когда мать Аполлона, Лето, была беременна будущим богом и его сестрой Артемидой, ей пришлось искать место для родов, так как , возмущенная очередной изменой Зевса с земной женщиной, преследовала бедную женщину.

Как-то, согласно мифам, Аполлон стал жертвой своего брата-обманщика — : тот украл у бога стадо и спрятался в пещере, где создал из панциря черепахи первую лиру.

Аполлон, узнав от Зевса о том, где скрывается Гермес, нашел сводного брата. Но бог солнца был так очарован звуками лиры, что просто обменял свое стадо на удивительный музыкальный инструмент.

Символы Аполлона

Аполлон считался самым красивым богом- мужчиной среди всего Олимпа.

У него были длинные золотые пряди волос, отличное телосложение и бархатный, глубокий голос.

Вместе с этим Аполлон был очень мудрым и спокойным, но, как и его отец Зевс, очень гневался, когда кто-то оскорблял его семью.

Даже во время Троянской войны, бог отказался сражаться с Посейдоном, потому что понимал, насколько крепки их родственные связи.

Символы Аполлона — это представители животного и растительного мира, а также определенные объекты.

Наиболее часто встречающимися символами являются: лебедь, питон, волк, лавр, пальмовая ветвь, лук со стрелами, китара (лира), оракул.

В честь Аполлона в Дельфах ежегодно проводились Пифийские игры, участники которых соревновались в стойкости, ловкости и силе.

Победителей короновали лавровыми венками.

Аполлон в любви

Бог солнца, согласно мифам, был очень несчастен в любви.

В его списке — страстные истории и с мужчинами, и с женщинами, однако все они заканчивались печально: как правило, любовные чувства испытывал только Аполлон, а его избранники не разделяли их.

Несмотря на это, благодаря многочисленным любовным связям Аполлона с богинями и смертными женщинами, у него было много детей.

Самыми знаменитым из них были Орфей, Ион и Асклепий (последнему он передал свои знания об исцелении и медицине).

Аполлон (Феб, (Мусагет как предводитель муз)) , в греческой мифологии - один из главных и древнейших богов, первоначально считался охранителем стад, позже он стал богом света, покровителем переселенцев, а затем предсказателем будущего и богом поэзии, музыки и всех искусств. Аполлон родился на острове Делос, куда его мать Латона (Лето) попала случайно, гонимая богиней Герои за то, что осмелилась полюбить мужа Геры, громовержца Зевса. Когда родился златокудрый Аполлон, угрюмые скалы острова Делос преобразились, природа ликовала, потоки яркого света залили скалы, долину и море. Юный Аполлон понесся по небу с кифарой в руках, с серебряным луком за плечами. Те, кто пел гимн в его честь, от имени Аполлона учили смертных: «познай самого себя», «избегай излишеств», «лучшее - мера» . Аполлон охотнее прибегал к кифаре, чем к луку. Но иногда приходилось применять и лук, так покарал он не в меру возгордившуюся Ниобею, но самым страшным был его суд над грозным Пифоном, который преследовал его мать еще до его рождения. Пифон - порождение мрака, обосновался в глубоком и темном ущелье недалеко от Дельф. Когда он выползал из ущелья, все живое трепетало от страха. Когда Аполлон приблизился к Пифону, его тело, покрытое чешуей, извивалось, открытая пасть уже готова была поглотить храбреца, но тут зазвенела тетива серебряного лука и множество золотых стрел пронзили могучее тело Пифона.
Аполлон отпраздновал победу над чудовищем, основав в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать волю отца своего Зевса, а в честь самого Аполлона был построен первый в Греции храм по проекту самого Аполлона: чудесные пчелы принесли слепленный из воска образец и он долго витал в воздухе, пока люди не поняли замысел: основную красоту должны были создавать стройные колонны с прекрасными капителями в коринфском стиле. Тысячи людей со всех концов Древней Греции стекались в Дельфы, к подножию горы Парнас, месту обитания Аполлона и муз, чтобы спросить бога о своем будущем и будущем городов-государств, расположенных в Элладе. Жрица, пифия, так она называлась по имени змея Пифона, останки которого тлели в ущелье, вступала во внутреннюю часть храма Аполлона, она садилась на треножник и впадала в забытье от паров газа, который вырывался из расщелины скалы, находившейся под храмом. Жрец подходил к затвору, за которым находилась пифия, и передавал вопрос очередного паломника. Слова едва доносились до ее сознания. Она отвечала отрывистыми, бессвязными фразами. Жрец слушал их, записывал, придавая им связность и объявлял вопрошавшему.

Кроме оракула греков привлекали светлые и радостные службы богу. Огромное количество гимнов слагали и исполняли кифареды (играющие на кифаре) и хоры мальчиков и юношей. Вокруг храма произрастала красивая лавровая роща, которая нравилась паломникам. Лавровым венком был украшен Аполлон и те греки, которые побеждали в исполнении гимнов и в олимпийских играх, ведь в лавр превратилась прекрасная Дафна, которую полюбил Аполлон. Его прославляли и собственные знаменитые дети: Асклепий - искусством врачевания и Орфей- замечательным пением. На острове Делос, родине Аполлона, один раз в четыре года устраивали празднества, в которых участвовали представители всех городов Эллады. Во время этих празднеств не разрешались войны и казни. Аполлону воздавали
почести не только греки, но и римляне. В Риме был выстроен храм его имени и были учреждены гимнастические и артистические состязания, вековые игры, проводившиеся в Риме раз в 100 лет, которые длились 3 дня и 3 ночи.
Гомер написал прекрасный гимн Аполлону:

Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,
С водоворотов Пенейских взлетая на берег высокий.
Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой
Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.
Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость!

Аполлон очень любил свою мать и защищал ее не только от физических посягательств, но также и от оскорблений и обид: он жестоко покарал Ниобу, которая посмела насмехаться над Лето. Аполлон и Зевс очень ценили и уважали друг друга, и лишь дважды Аполлон навлекал на себя гнев своего отца - царя богов и людей. Первый раз был когда все боги Олимпа за исключением Гестии, наученные Герой, решили свергнуть Зевса и пытались пленить его.
Помешала этому Фетида: она послала Борея на помощь Зевсу, в то время как Аполлон и Посейдон находились на службе у Царя Лаомедона, для которого они возводили стены Трои.
Второй раз у Зевса и Аполлона возник спор из-за Асклепия - сына Аполлона - бога врачевания, которому поклонялись в древнем городе Эпидаре, и который был сожжен молнией Зевса за то, что он посмел оживить нескольких погибших людей и вернуть их из царства мрачного Аида. Аполлон отомстил убив Циклопов, но отец наказал его заставив служить Адмету - царю Фессалии. Аполлон был вынужден покориться: он пас тучные стада принадлежащие царю Адмету в течении целых девяти лет. Но Аполлон был нерадивым пастухом, так что новорожденному Гермесу удалось похитить пятьдесят телок.
Хотя Аполлон и не хотел жениться, он часто влюблялся, и иногда его любовь была несчастна. Его чувства по отношению к нимфе Дафне и Троянской принцессе Кассандре остались безответными, Коронида изменила ему со смертным, хотя и родила сына Асклепия, даже Марпесса бросила Аполлона ради Идоса. Гораздо большим успехом он пользовался у нимфы Сирены и у Муз, которые были связаны с его культом. Не менее известны и его связи с мужчинами: Гиацинтом и Кипарисом.
Хотя силы, приписываемые Аполлону, очень разнородны, на самом деле, они имели непосредственную связь. Аполлон был наиболее противоречивым, но в то же время наиболее ярким образом древнегреческой мифологии. Как Вы успели заметить, он был богом, карающим зло, и все неожиданные смерти приписывались его стрелам, но он также был покровителем медицины. Он обладал способностью предсказывать будущее, а также покровительствовал искусствам, особенно пению и музыке, в которых он был связан с Музами: Марсий, посмевший сомневаться в превосходстве Аполлона, был сурово наказан за свою гордыню.
Бог Аполлон покровительствовал также основанию городов и защищал социальные устои общества. В греческом мире он являлся воплощением здравого рассудка и его образ значительно отличался от образов остальных богов, которые воплощали в себе страсть или животные инстинкты.

Римская мифология

Римский божественный пантеон чрезвычайно интересен. Культура Древнего Рима основывалась на мифологии и традициях вероисповедания народов древней империи. Основу своего пантеона римляне заимствовали у древних греков, которые имели всеобщую культурную гегемонию времен зарождения Рима. Развив свою мифологию, принимая новых богов от завоеванных народов, римляне создали свою особую культуру, которая сочетала в себе черты всех подчиненных народов. Римское право, ставшее основой для современной юриспруденции, также создавалось под влиянием римской мифологии.

Аполлон, как полагают, властвовал над чумой, светом, заживлением, колонистами, медициной, стрельбой из лука, поэзией, пророчеством, танцем, интеллектом, шаманами, и был защитником стад и скоплений. У Аполлона были известные оракулы на Острове Крит и другие известные в Кларус (Clarus) и Браншидаи (Branchidae). Аполлон известен как лидер муз и режиссер их хора. Его атрибуты включают: лебеди, волки, дельфины, арки, лавр, кифара (или лира) и плектр. Жертвенная тренога - другой атрибут, представляющий его пророческие полномочия. Игры в Пифоне проводились в его честь каждые четыре года в Дельфи (Delphi). Одами называли гимны, спетые Аполлону.

Самые обычные признаки Аполлона были лирой и луком; тренога была посвящена ему как богу пророчества. Лебедь и кузнечик символизируют музыку и песню; ястреб, ворона, ворон и змея символизируют его функции как бога пророчества. Главные фестивали, проводимые в честь Аполлона, были Карнея (Carneia), Дафнефория (Daphnephoria), Делия, Гиясинтия (Hyacinthia), Пианерсия (Pyanepsia), Пития (Pythia) и Таргелия (Thargelia).

Среди римлян веру в Аполлона было принято от греков. Есть традиция, что с Дельфийским оракулом уже консультировались во время господства Супербуса Таркиниус, и в 430 году до нашей эры, храм был посвящен Аполлону по случаю мора, и во время Второй Пунической войны (в 212 г. до н.э.), Луди Аполлинарис (Ludi Apollinares) были установлены в его честь.

Также был установлен новый храм на холме Палантин и там проводились светские игры. Как бог колонизации, Аполлон имел особую власть в колониях, особенно во время пика колонизации, в 750-550 гг. до н.э. Вместе с Афиной, Аполлон (под именем Февос) был спорно назначен как талисман 2004 Летних Олимпийских Игр в Афинах. Вера в Аполлона возродилось с возвышением Гелленимоса (Hellenismos), и современным языческим движением.

Когда Гера обнаружила, что Лето была беременна и что муж Геры, Зевс, был отцом, она запретила Лето рожать на "суше", или материке, или на любом острове в море. В своем блуждании Лето нашла недавно созданный плавучий остров Тилос, который не был ни материком, ни реальным островом, и родила там. Остров был окружен лебедями. Впоследствии, Зевс обеспечил Тилос основание в океане.

Этот остров позже стал священным островом Аполлона. Альтернативно, Гера похитила Илитию, богиню рождаемости, чтобы препятствовать тому, чтобы Лето родила. Любым путем, Артемида родилась сначала, а затем помогла с рождением Аполлона. Другая версия заявляет, что Артемида родилась перед Аполлоном, на острове Ортигия (Ortygia), и что она помогла Лето пересечь море к Тилосу на следующий день, чтобы родить Аполлона. Аполлон родился в 7-ой день месяца Thargelion согласно делийской традиции или месяца Bysios согласно дельфийской традиции.

В своей юности, Аполлон убил порочного дракона Питона, который жил в Делфи около Кастальской Весны, согласно некоторым, потому что Питон попытался изнасиловать Лето, в то время как она была беременна Аполлоном и Артемидой.

Аполлон был запрещен на Олимпе в течение девяти лет. В это время он служил пастухом для Короля Адметуса Ферае (Admetus Pherae) в Фессалии.

Источником вдохновения была нимфой, которую любил Аполлон – это Касталия. Она сбежала из него и нырнула в поток в Делфи. Вода из этого источника была священной; она использовалось, чтобы убрать храмы Дельфян и вдохновить поэтов.

Греческая мифология

Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.

Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил гигантского змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф, который был отпрыском матери-земли Геи и через трещину в скале передавал свои предсказания. Убив чудовищного Пифона, Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры.

Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.

Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договоренной платы. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.

Аполлон был прекрасным музыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия, живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут в лагерь ахейцев чуму, он незримо участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом. Вместе с сестрой он губит детей Ниобы. В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу.

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон - покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (греч. phoibos, чистота, блеск).

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает ими отвергнут. Любовь Аполлона не приняли Дафна, Кассандра, ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды - Асклепия, от муз Талии и Урании - корибантов и певца Лина (по одному из вариантов мифа и Орфея). Его любимцами были юноши Гиакинт и Кипарис (иногда рассматриваемые как ипостаси Аполлона).

Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты (эпиклессы) Аполлона - лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлон в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Аполлон

Златокудрый Аполлон - родной братишка Артемиды. Как и некоторые из олимпийцев, когда-то он был заезжим малоазийским божком, похожим на египетского Гора, но быстро ассимилировался на новой почве и стал одним из самых почитаемых богов греческого пантеона, правда, сменив ориентацию и специализацию. В Греции Аполлон - бог многофункциональный. Подобно Афине он курирует массу разнообразных занятий. В сферу его интересов входят охрана стад, покровительство наукам, музыке, поэзии, медицине, естествознанию, соблюдение дорог и путников, очищение от осквернения убийством, покровительство музам и прорицание будущего.

Внешность его идеальна - Аполлон прекрасно сложен, красив, наделен прелестными золотыми кудрями и ясными глазами. Не даром мужчины только радуются, когда удостаиваются сравнения с Аполлоном, особенно почему-то с Бельведерским. Помимо внешности у Аполлона все в порядке с талантами и силой. Он вполне способен победить сильнейших из богов в состязании, прекрасно играет на кифаре, поет и стреляет из своего серебряного лука снабженного золотыми стрелами.

Молодой, да ранний

В Олимпийский пантеон Аполлон родился от Зевса и Лето на острове Делос. У него изначально были какие-то возвышенные отношения с числом семь, поэтому он вышел на свет в седьмой день седьмого месяца беременности своей матери. Тут же можно упомянуть семь струн его кифары, посвященных семи гласным греческого алфавита. Наверняка найдутся еще какие-то нумерологические зацепки, если поискать. Так или иначе природа приветствовала его рождение сиянием небес и парадом лебедей, совершивших семь кругов почета вокруг Делоса. Питаться он сразу начал пищей богов, минуя материнскую грудь, и на такой диете вырос в четыре дня до абсолютно взрослого состояния. Вооружившись полученными от Гефеста луком и стрелами, Аполлон немедленно отправился сражаться со змеем Пифоном, мучившим его мать во время ее беременности. Ему удалось сильно изранить противника, и тот спрятался было в Дельфах, надеясь залечить раны в святилище своей матери-Геи. Но Аполлон, исполненный гнева, ворвался в святое место и убил змея. К Зевсу обратилась мать чудища, славившаяся своим чадолюбием, и оскорбленная непочтительностью молодого, да раннего бога. Зевс присудил сыну пройти обряд очищения, учредить Пифийские игры в честь убитого и восемь лет служить пастухом у царя Фессалии. Отбыв наказание, Аполлон обратился к козлоногому богу Пану, дабы тот научил его прорицанию, а потом пошел и занял святилище, в котором ранее устроил бесчинства, учредив там свой собственный Оракул, воспользовавшись услугами бывшей там жрицы пифии.

Когда это случилось, туда пришли Артемида и их мать, Лето. Когда Лето уединилась в священной роще по своим делам, к ней нагло пристал один из гигантов Титий с недвусмысленными намерениями. Покладистые и верные дети, Артемида и Аполлон мгновенно прикончили насильника, и даже сам Зевс, бывший отцом Тития, не возражал против этого, а еще и назначил святотатцу наказание в аиде, в своей узнаваемой манере - Тития пригвоздили к скалам, и два коршуна без устали рвали ему печень.

Божественное самолюбие

После этого Аполлон устроил еще несколько мрачноватых историй один или в компании с Артемидой. Особенно опасно было задевать их мать Лето. Когда Ниоба, щедро одаренная детьми, расхвасталась ими перед Лето, рассвирепевшие близнецы расстреляли всех детей зазнавшейся подружки матери.

Очень не повезло Марсию, юноше, который нашел выброшенную Афиной флейту, снабженную ее личным проклятием. Когда он подобрал находку, та начала наигрывать прелестные мелодии, и Марсий стал популярен среди нимф, поскольку флейта старалась на славу. Глупенький мальчик стал хвастаться, что и Аполлону не сравниться с его мастерством, за что и нарвался на суровое состязание с признанным мастером кифары. Сначала музы, призванные судить Аполлона и Марсия признали ничью, но потом сообразительный Аполлон предложил одновременно и петь и играть, и тут же выиграл - с флейтой таким образом не управишься. Победив, Аполлон вопреки своей рафинированной внешности варварски обошелся с Марсием, заживо содрав с того кожу.

Позже Аполлон затеял похожее состязание с Паном, но тут отдуваться пришлось царю Мидасу, бывшему судьей в споре. Тот неосторожно одобрил исполнительский талант Пана, за что был награжден от раздраженного Аполлона ослиными ушами. Но если сравнить эту напасть с судьбой того же Марсия, то царю Мидасу просто повезло.

А так Аполлон - просто душка. В теплое время года живет себе в Дельфах, на зиму уезжает к Гипербореям, которые по слухам ему тоже поклоняются, кроме того в тех местах вотчина его матери.

Союзы Аполлона

Что касается любовных историй Аполлона, то они весьма разнообразны. Жениться Аполлон отказался и предпочел стиль свободных отношений. Надо сказать, что он довольно часто получал отказ во взаимности от возлюбленных. Так бедная Кассандра, в период ухаживаний получившая от него дар прорицания, когда отказала златокудрому поклоннику, была обречена им на то, что к ее предсказаниям никто никогда не прислушивался. Дафна, в которую Аполлон был долго и безнадежно влюблен, предпочла превратиться в лавр, чем стать его возлюбленной.

Аполлон сделал себе из его ветвей венок и с той поры часто носил его в воспоминание об утрате. Более удачными были его похождения с Дриопой, когда он применил зарекомендовавшую себя тактику зооморфизма при обольщении, часто использовавшуюся его отцом. Когда Дриопа пасла стада своего отца, Аполлон обернулся маленькой черепахой, девушка умилилась, подобрала его и положила за пазуху. Стоило богу оказаться близко к девичьему телу, как он обернулся змеем и в таком виде овладел ею. От этого союза родился сын Амфис. Похожий метод Аполлон избрал для соблазнения троянской девушки, приняв вид собаки, правда подробности история умалчивает. Вообще же с женщинами у Аполлона часто возникали сложности. Коронида, с которой ему удалось затеять роман, изменяла ему, и Асклепий, которого Аполлон усыновил, скорее всего, был не его родным сыном.

Активы Аполлона

Видимо устав от женских противоречий, Аполлон переключился на ухаживания за красивыми молодыми людьми. Он дарил благосклонность многим юношам Греции, но наибольшую его любовь завоевали Гиацинт и Кипарис. Оба они разными способами пришли к похожему печальному финалу. Гиацинт стал цветком, правда, после смерти, а Кипарис был обращен в дерево еще при жизни.

К спартанскому царскому сыну, Гиацинту, сначала воспылал страстью Фамирид, по слухам являвшийся родоначальником однополой любви в Греции тех лет. В это же время Аполлон стал первым из богов, кого охватил подобный любовный недуг. Аполлон легко устранил соперника, узнав, что тот неосторожно хвастался своими певческими талантами, грозясь превзойти самих муз. Златокудрый влюбленный быстро донес музам об услышанном, и те лишили Фамирида способности петь, играть и видеть. Несчастный хвастун выбыл из игры, и Аполлон спокойно, без соперников, приступил к соблазнению предмета любовного вожделения. История их любви, как это часто случается при отношениях между смертными и олимпийскими богами, была насыщенной, но короткой. Гиацинта случайно убил сам Аполлон.

Эволюция личности

Кроме Асклепия у Аполлона было много детей, молва в числе прочих приписывает ему в дети Гомера, Пифагора, Еврипида, Платона и Октавиана Августа. Впрочем, возможно, что часть этих отцовств - признание заслуг названных детей златокудрого бога, а император попал в этот список для собственного обожествления.

Асклепия, который даже не был его родным сыном, Аполлон нежно любил. Когда Зевс покарал талантливого эскулапа, посягнувшего на саму смерть и воскресившего человека, Аполлон пришел в исступление и поубивал циклопов, выковавших Зевсу оружие, лишившее его любимого сына. Зевс было уже совсем отправил Аполлона в любимое место ссылки - Тартар, но за него вступилась мать, Лето, и Громовержец избрал для него другое наказание.

После этой истории Аполлон стал сторонником умеренности и рассудительности, начал окультуривать все, что не было окультурено до него, декларировать слоган «Ничего сверх меры!» и предлагать всем познать самого себя. Окончательно отбросив старые привычки, он стал олицетворением порядка и высшей организованности разумного существа. Что не помешало ему со временем кануть в Лету, подобно остальным древним богам.

Пантеон Древней Греции состоял из огромного количества сверхъестественных существ, так или иначе влияющих на судьбу человека, а особенно почитаемыми были двенадцать олимпийцев, в том числе покровитель наук и искусств - бог Аполлон.

Происхождение

Согласно древнегреческим мифам, родителями Аполлона были сам громовержец и повелитель Олимпа Зевс и титанида Лето. Вместе со своей сестрой Артемидой Аполлон родился на уединенном острове Астерия, плавающем в океане. Причиной этому была ревность Геры, законной жены Зевса. Прознав об очередной измене мужа, богиня запретила Лето касаться ногами твердой земли и даже наслала на нее чудовище по имени Пифон.

Рождение Аполлона и Артемиды было настоящим чудом: весь остров озарился светом. В память об этом Астрея была переименована в Делос (по-гречески diloo обозначает "я являю"). Это место сразу же стало священным, как и пальма, под которой родился будущий бог солнца. Аполлон рос очень быстро и с детства обладал недюжинной силой. Так, еще ребенком он убил Пифона, столь долго преследовавшего его мать.

Дельфийский оракул

Аполлон известен как покровитель прорицателей. На месте, где по легенде был убит Пифон, возник Дельфийский оракул - одно из наиболее почитаемых святилищ Древней Греции. За советом к Аполлону и хранительнице оракула - пифии - обращались многие знаменитые люди древности. Особенно известно предсказание бога Аполлона, рассказанное Геродотом, о царе Крезе. Тот, опасаясь возрастающего могущества персов, отправил к пифии посла, спросившего, стоит ли идти войной против такого соперника. Аполлон через пифию отвечал, что если Крез вступит в сражение с персами, то сокрушит великое царство. Ободренный царь немедленно напал на врагов и потерпел сокрушительное поражение. Когда же он, возмутившись, отправил вновь посла с требованием объяснений, пифия ответила, что Крез неправильно истолковал пророчество. Аполлон имел в виду, что будет сокрушено именно царство Креза.

Помимо Дельфийского оракула, под покровительством Аполлона находились святилища в различных городах Италии и Малой Азии, например, в Кумах, Кларосе и Колофне. Некоторые дети Аполлона унаследовали пророческий дар отца. Наиболее известной и почитаемой среди них стала Сивилла.

Аполлон и Кассандра

Подобно своему отцу, Аполлон отличался любвеобильностью. В числе его возлюбленных были не только богини, но и смертные женщины, а также некоторые юноши. Удивительно, что хотя Аполлон - бог красоты, женщины его часто отвергали. Так, например, случилось когда он влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама. Желая очаровать девушку, он наделил ее даром предсказания. Однако, не встретив взаимности, бог жестоко ее наказал, повелев, чтобы все предсказания Кассандры были истинными, но никто бы им не верил. Так и случилось. Несколько раз Кассандра предвещала гибель Трои, но все остались глухи к ее пророчествам.

Троянская война

Но такое наказание для Кассандры было скорее исключением из правил. Во время Троянской войны, когда все боги разделились на два лагеря, Аполлон вместе со своей сестрой Артемидой встал на сторону троянцев. Причем его роль была значительной. Именно он направлял руку Гектора, когда тот убивал Париса, и именно он помог Парису попасть в пятку - единственное уязвимое место - Ахиллеса. Своими стрелами он однажды наслал чуму на лагерь греков. Причиной такой симпатии к троянцам могут быть смутные воспоминания о происхождении этого древнего бога. Аполлон, как считается, впервые начал почитаться именно в Малой Азии.

Темная сторона

Согласно мифам, едва ли не основной вид деятельности богов - забавы. Аполлон считался одним из самых изощренных их устроителей. Однако даже в этом, на первый взгляд безобидном божестве, есть темная сторона.

Аполлон считался покровителем наук и искусств, особенно музыки. Лира является одним из его атрибутов. Но существует любопытный миф, согласно которому, один из сатиров (существа, у которых верхняя часть тела человеческая, а нижняя - козлиная) по имени Марсий достиг такого совершенства в игре на флейте, что осмелился вызвать Аполлона на музыкальный поединок. Бог принял вызов. Его игра на лире так восхитила всех судей, что они единодушно отдали победу ему. Однако этого мстительному богу оказалось мало. Он приказал изловить несчастного сатира и заживо содрать с него кожу.

Другой неприглядный поступок Аполлона был вызван таким благородным чувством, как сыновья любовь. Одна женщина по имени Ниобея отличалась необычайной плодовитостью и родила 50 детей. Гордая собой, она вздумала насмехаться над Лето, укоряя ее в том, что та смогла произвести на свет лишь сына и дочь. Аполлон и Артемида решили вступиться за мать своеобразным способом. Вооружившись луком и стрелами, они перестреляли всех детей Ниобеи. Мать с горя обратилась в камень.

Предполагается, что именно жестокость была главной составляющей образа Аполлона в архаический период. Сохранились свидетельства, согласно которым, этот бог в те времена воспоминался как демон убийства, смерти и разрушения. В честь Аполлона даже приносились человеческие жертвоприношения.

Аполлон как защитник

Сложность греческой мифологии зачастую проявляется в том, что один и тот же бог является как источником бед, так и умиротворителем и заступником. Особенно заметна эта многофункциональность в классический период. Как следует из его прозвищ (Алексикакос, Акесий, Простат, Эпикурий, Апотропей, переводящихся как "отвратитель зла", "целитель", "заступник", "попечитель" "отвратитель" соответственно), люди в тяжелой ситуации могли рассчитыывать на поддержку бога солнца.

От нимфы Корониды у Аполлона родился сын по имени Асклепий. В наследство от отца он получил дар врачевания. И хотя Асклепий выступал как самостоятельный бог, в сознании древнего грека всегда оставалась мысль, что происходит это по милости Аполлона.

Такое изменение образа потребовало и коррекции древних преданий. Греки признавали, что Аполлон убил Пифона, пусть даже из хороших побуждений. Но с лучезарным богом солнца и красоты такие деяния уже не ассоциировались. Именно отсюда проистекают разногласия в истории возникновения Дельфийского оракула. Согласно одним преданиям, он действительно возник на месте гибели Пифона, другие же утверждают, что святилище существовало и раньше, а Аполлон явился туда, чтобы получить очищение от убийства. Когда же ему такую услугу оказали, бог взял оракул под свое покровительство.

Аполлон в услужении

Очевидно, древнейшие черты образа Аполлона изживались не сразу и с трудом. По крайней мере, неизменным осталось его своенравие. Зевс, желая смирить непокорного сына или же наказать его за очередную проделку, часто лишал Аполлона его божественной силы и как простого смертного отправлял служить какому-нибудь земному царю. Аполлон подчинялся, но в таких случаях предпочитал наниматься в пастухи.

Один раз он оказался при дворе царя уже упоминавшейся Трои Лаомедонта. Он исправно нес службу в течение оговоренного срока, а по его окончании потребовал уплаты жалованья. Лаомедонт, не подозревая, с кем имеет дело, прогнал пастуха вон и пообещал ему вдогонку, что если тот не отстанет, то он, царь Трои, прикажет отрезать ему уши и продаст в рабство. Зевс оказался справедливее Лаомедонта, и вернул отбывшему наказание Аполлону всю его силу. Мстительный бог не замедлил рассчитаться с троянским царем: наслал на Трою эпидемию чумы.

В другом случае Аполлону повезло больше. Когда он нанимался в пастухи к Адмиту, царю Фессалии, тот, будучи человеком сообразительным, понял, что стоящий перед ним юноша слишком прекрасен, чтобы быть простым смертным. Несостоявшемуся пастуху Адмит уступил свой трон. Аполлон отказался, объяснив свою ситуацию. По возвращении на Олимп бог не забыл отплатить фессалийскому царю добром за добро. Его государство стало самым богатым, а земледельцы собирали урожай два раза в год.

Атрибуты Аполлона

Среди многочисленных сохранившихся греческих статуй Аполлона можно узнать по нескольким предметам, которые он всегда имеет при себе. В частности, таковым являлся лавровый венок. По преданию, Аполлон влюбился в нимфу Дафну, но та по каким-то причинам так невзлюбила его, что предпочла превратиться в лавровое дерево.

Другие частый атрибуты древнегреческого бога Аполлона - лук и стрелы, насылающие не только чуму, но и дарующие свет знаний, а также лира и колесница. Помимо этого, с культом этого бога связывались пальма, под которой он родился, лебедь, волк и дельфин.

Внешность

Перечисленные животные явно являются пережитками тотемических верований древних греков. В архаический период Аполлон мог изображаться в виде одного из этих существ. С окончательным же оформлением олимпийского пантеона частью канона становится привлекательный внешний вид Аполлона. Боги Греции являлись носителями неких идеальных черт, к которым должен был стремиться каждый смертный, и Аполлон в этом отношении не исключение. Он представлялся красивым безбородым молодым человеком с пышными золотыми кудрями и мужественной фигурой.

Среди других божеств

Мстительность и злобность, если следовать мифам, Аполлон проявлял только по отношению к смертным или низшим духам вроде сатира Марсия. Во взаимоотношениях с другими олимпийцами он предстает как спокойное и рассудительное божество. Убив в Троянской войне множество героев, с другими греческими богами Аполлон категорически отказывается сражаться.

Не проявил Аполлон и обычной мстительности, когда Гермес решил над ним подшутить. Когда за очередную провинность Аполлон работал пастухом, Гермес обманом сумел выкрасть у него целое стадо. Богу солнца удалось разыскать пропажу, но Гермес так очаровал его своей игрой на лире, что Аполлон в обмен на этот инструмент оставил животных ему.

Почитание Аполлона

В Дельфийском оракуле, ставшим центром поклонения Аполлону, проводились регулярные Пифийские игры. На них участники состязались в силе, ловкости и выносливости. Однако главный храм во славу бога солнца располагался все же на Делосе - месте его рождения. До наших дней от огромного храма дошли лишь незначительные остатки, но и те, как, например,Терраса Львов, поражают воображение. Сохранились также руины монументального святилища в Коринфе, которое до конца разрушить не смогли даже римляне.

Особый храм Аполлону был возведен на Пелопоннесе. Он устроен так, что вращается вместе с Землей вокруг ее оси в ритме и направлении Полярной звезды. Благодаря этому святилище может использоваться как компас, поскольку ориентировано точно с севера на юг.