"Имена Аллаха". Все суры Корана открываются одними и теми же словами: “Во имя Аллаха милостивого, милосердного!” Имя Аллах в переводе на русский язык означает просто “Бог”. “Бог! — нет божества, кроме Него, у Него — прекрасные имена,” — говорится в Коране. Можно спросить: “Почему здесь говорится об именах? Разве у единого Бога может быть много имен?” Дело все в том, что речь здесь идет не об именах, а об эпитетах, прозвищах, которые отображали одно какое-либо качество Аллаха, и которые могли заменять его имя: "Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного”". Как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена.

В одной из сур Корана перечисляются такие эпитеты Аллаха: “Он — Аллах... знающий скрытое и созерцаемое... царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный... творец, создатель, образователь.” В Коране не говорится, сколько всего имен у Аллаха, но по традиции считается, что их сто, 99 известных и одно тайное, силой которого можно творить немалые чудеса. Имя это было открыто лишь немногим избранникам Аллаха — таким, как мудрый Сулейман (Соломон) или Иса ибн Марйам (Иисус Христос).

Аллах — единственный Бог, вечный, всемогущий и всесильный. Хотя в Коране иногда говорится о престоле, на котором Он восседает, это всего лишь поэтический образ. На самом деле Аллах Корана лишен человеческих черт и качеств. Он бессмертен, вечен (“всякая вещь гибнет, кроме его лика”), “его не объемлет ни дремота, ни сон”, Он — причина жизни и смерти, “изводит живое из мертвого и мертвое изводит из живого. Он оживляет землю, после ее омертвения.”

Аллах бывает разным: гневным и благосклонным, грозным и снисходительным. И все-таки главные его качества - милостивость и милосердие. Милостивость Аллаха, среди прочего, проявилась и в том, что Он сотворил мир и людей.

Известный арабам мир на
географический карте XII столетия

Творение мира Аллахом. Первоначально земля и небо были единым целым. Задумав сотворить мир, Аллах для начала разделил их. Небесам и земле он сказал: “Приходите добровольно или невольно!” И ответили они: “Мы приходим добровольно”. Затем из дыма было создано небо, разделенное на семь сводов. Необъятны размеры этих семи небес: лишь за пятьсот лет можно пересечь первое небо и столько же времени потребуется, чтобы достичь следующего.

Над верхним сводом был помещен престол Аллаха, на нижнем, ближайшем к земле — солнце, луна, звезды, “башни”, т.е. все светила. Они управляются Аллахом и направляют путь жизни человека. Небу Аллах повелел производить темноту ночи и свет утра.

Землю Аллах со всех сторон окружил горой Каф и утвердил на плечах ангела. Сам ангел опирается на скалу, скала покоится на рогах огромного быка, а бык стоит на спине плывущей рыбы. При таких опорах земля стоит непоколебимо, сотрясаясь лишь тогда, когда бык перебрасывает скалу с одного рога на другой.

На этот труд ушло два первых дня творения. Затем за четыре дня было создано все, что находится на земле. Аллах распростер землю и утвердил на ней горы, прочно стоящие, чтобы они не колебались вместе с людьми, и реки и дороги, чтобы людям ходить прямыми путями. Были созданы все растения, ветры, из воды было сотворено все живое — парами, чтобы животные могли размножаться.

Аллах произносил магическое слово “Кун!” — “Будь!”, и то, о чем шла речь, немедленно появлялось. В конце дела Аллах с удовлетворением сказал: “И сотворили Мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость”.

Ангелы и джинны. Первыми существами, созданными Аллахом, были ангелы, созданные из света, и демоны-джинны - из огня и дыма. Ангелы охраняют небо от злых духов, охраняют престол Аллаха, передают людям его волю. Каждого человека по жизни сопровождают два ангела: один отмечает его добрые дела, а другой — злые. Ангелы многочисленны и не имеют имен, за исключением немногих — тех, которые находятся у престола Аллаха. Главный - Джабраил - посредник между Аллахом и пророками, жившими на земле. Он возвестил слова Аллаха и Пророку Мухаммаду.

В отличие от ангелов, о которых невозможно сказать, мужчины они или женщины, джинны могут быть и мужчинами, и женщинами. Джинны возникли из бездымного огня и могут по желанию менять свое обличье. Они отвлекают людей от мыслей об Аллахе, мешают молиться, учат колдовству, подстрекают к злым делам, а греховному делу часто придают благопристойный вид.

Ад. Тот, кто поддается джиннам, после смерти попадает в Джаханнам — ад. Над этим страшным местом протянут мост, тонкий, как волос или лезвие остро отточенного меча. Человек после смерти должен пройти по этому мосту, но удается это только праведникам, а грешники срываются и падают вниз, на вечные муки.

Из Джаханнама нет выхода: его ворота охраняет девятнадцать ангелов, “грубых и сильных”. Грешники опутаны толстыми цепями и подвергаются самым страшным мукам: одни горят в огне, причем сгоревшая кожа всякий раз заменяется у них на новую, другие — пьют кипяток, третьи едят плоды дерева закуй, похожие на голову шайтана. Возглавляет злые силы, противостоящие Аллаху, повелитель зла — Иблис. Когда-то он входил в число приближенных к Аллаху ангелов, но потом поссорился с ним из-за людей. Произошло это так.

Аллах создает людей. Жизнь в раю. Аллах создал первого человека из “звучащей глины”, из праха земного, а затем из его плоти сотворил ему жену. Мужчину звали Адам, а женщину — Хавва.

Их Аллах поселил в раю, который у мусульман называется Джанна. Там первые люди должны были жить в полном покое и довольстве. Рай был полон темно-зеленых садов, в которых росли плоды, и пальмы, и гранаты, лотос, лишенный шипов, увешанное плодами чудесное дерево талха. В раю не случалось ни жары, ни мороза; там текли реки из воды, которая всегда оставалась свежей и прохладной, и реки из молока, которое никогда не портилось, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меда очищенного.

Новое творение Аллаха не понравилось ангелам. Когда он заявил им: “Я установлю на земле наместника”, это вызвало возражение ангелов: “Разве Ты установишь на ней того, кто будет производить там нечестие и проливать кровь?” Тогда Аллах решил доказать ангелам превосходство Адама. Он научил его именам всех созданных на земле вещей, а потом попросил ангелов: “Сообщите мне имена этих, если вы правдивы”. Ангелы не смогли назвать. Тогда Адам по просьбе Аллаха сообщил ангелам имена вещей, и те, признавая превосходство первочеловека над собой, поклонились ему.

Один только Иблис отказался сделать это. Разгневанный Аллах спросил: “Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?” Иблис ответил высокомерно: “Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его из глины!” Аллах разгневался еще больше: “Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты — среди оказавшихся ничтожными! Выходи опозоренным, униженным!” Покидая свое место у престола Аллаха, Иблис пообещал: “За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными”.

Иблис искушает Адама и Хавву. Первыми жертвами вражды Аллаха и Иблиса стали Адам и его жена. Поселив их в раю, Творец разрешил им питаться всем, чем угодно, оставив запретным одно из деревьев. “Не приближайтесь к этому дереву, — сказал Он, — а то вы окажетесь несправедливыми”.

Но Иблис, прокравшись в рай, коварно нашептал им, что Господь запретил им это дерево, опасаясь, как бы они не сделались ангелами или не стали вечными. Он указывал им на дерево вечности и притворялся добрым советником.

Искушение оказалось слишком велико; Адам и Хавва нарушили запрет, вкусили дерева, и, поняв, что они обнажены, начали изготовлять для себя одежды из листьев райских деревьев. Аллах, немедленно узнавший о нарушении его приказа, лишил ослушников своей милости. “Низвергнитесь! — повелел Он им. — Для вас на земле местопребывание... На ней вы будете жить и на ней будете умирать!”

Адам и Хавва на земле. На земле Адам и Хавва оказались разлученными. Он оказался на острове Цейлон, а она — в Аравии, в Хиджазе. Долгих сто лет они бродили по земле в поисках друг друга, и встретились наконец в районе будущей Мекки. Там они и поселились. Потомство Адама было многочисленным, и от него пошел весь род людской.

Несмотря на свой первоначальный гнев, Аллах не лишил Адама своих милостей. Ему был дарован небесный камень — белый прозрачный яхонт, сквозь который можно было узреть рай. Именно для этого камня, повинуясь приказу Аллаха, Адам построил святилище Каабы. Позже камень почернел из-за грехов и порочности людей; так появился Черный камень - Кааба.

Адам прожил долгую жизнь и после смерти был похоронен вместе с Хаввой около Мекки, в “пещере сокровищ”. Однако после Всемирного потопа его останки были перенесены в Иерусалим.

Зачем Аллах создал все? Почему существует все то что есть во круг и существует именно в той форме в какой есть?
Не забавляясь созданы небеса, земля и все что между ними. Аллах сказал в Его Куране что, он не забавляясь создал все. Аллах сказал:

*Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь. (Куран;21/16)
*Я сотворил джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне. (Куран;51/56)

Он создал нас с целью поклонения Ему одному и без сотоварищей.

*Он - Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: “Вы будете воскрешены после смерти”, - то неверующие скажут: “Это - не что иное, как очевидное колдовство!” (Куран; 11/7)

Аллах создал все что, мы называем вселенной чтобы испытать нас. Это наше не последнее назначение. То что, мы оцениваем как “добро” или “зло” могут оказаться противоположенностью.

*Благославлен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, прощающий. Он создал семьи небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидешь никааой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину? Потом взгляни еще раз, и еще раз, и твой взор вернется к тебе униженным, утомленным. (Куран; 67/1-4)

Куран говорит нам р сущности сотворения и как же быстро мы забываем о прекрасных благословениях сопровождающих нас повседневно. Аллах ясно описывает наше отношение в Его писании:

*Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: “Попользуйся благами со своим неверием немного! Воистину ты будешь одним из обитателей Огня!” (Куран; 39/8)

Мы забываем, так как были созданы забывающими. Это часть нашего испытания. Будем ли мы использовать только избирательную память и смотреть чем мы обладаем перед Создателем или будем благодарны даже когда у нас трудности или неудачи в этой жизни?

*Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”. Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!” (Куран; 89/16-16).
Потом Аллах сделал для нас очевидными причины за которыми это имеет место быть:
*Но нет! Вы же сами не почитаете сироту, не побуждаете друг друга кормить бедняка, жадно (или целиком) пожираете наследство и страстно любите богатство. (Куран; 89/17-20)
Аллах создал нас и дал нам так много, пока мы так беззаботны касательно Его Правоты быть поклоняемым исключительно и отрицать Судный День когда мы все будем спрошены о Его Великодушии, Благородстве.
*О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал.О нет! Вы же считаете ложью воздаяние. (Куран; 82/6-9)

И как же мы будем обозревать наши условия и окружение? И как мы будем учить остальных? Будем ли мы внимательны к другим и будем быстры в осуждении или в прощании? Все это вещи часть нашего испытания, вещи о которых с нас спросят в Судный День.

Имена и атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на две группы. К первой группе причисляют божественные имена и атрибуты, непосредственно относящиеся к Его святой сущности. К подобным атрибутам, например, относятся знание, могущество, неизменность, власть, владычество Аллаха. Ко второй группе причисляют божественные имена и атрибуты, относящиеся к Его действиям. Их ещё называют атрибутами действий Аллаха. К ним, например, относятся господство, способность творить, наделение творений пропитанием, воля, милосердие Господа. В исламском богословии различными путями доказано, что обе группы божественных имён и атрибутов являются атрибутами совершенства, присущими Всевышнему Аллаху. Посредством этих атрибутов Он непрерывно доводит до всего сущего свои бесконечные блага и милости. И такой атрибут как способность творить требует, чтобы Он беспрерывно творил и никогда не прекращал своей созидательной деятельности. В Коране в связи с этим сказано: «Каждый день Он занят делом».

Ещё одна тема, которой необходимо уделить внимание при ответе на вышеизложенный вопрос, заключается в следующем. Всевышний Аллах мудр, а как известно мудрый никогда не совершает бесполезных и напрасных действий. Сотворённое мироздание является гармоничной и упорядоченной системой, тянущейся к определенной цели. Данная цель берёт своё начало в возвышенных устремлениях, рвущихся к священной сущности Всевышнего Творца. В этой гармоничной системе нет и следа хаоса, беспорядка или каких-либо проявлений путницы. Все части упорядоченного мироздания, несмотря на то, что не обладают речью, словно говорят:

«Нет в пределах мира большой или малой путницы,

Я принимаю это без лишних вопросов».

В соответствии с аятами Корана Мудрый Творец не сотворил все существа и явления понапрасну, и Он не сделал этого забавляясь. Всё сотворённое мироздание, его основы и начала базируются на прочной истине. И эта истина гласит, что в мироздании, которое является наилучшей упорядоченной системой, даже самое мелкое явление и самое незначительное создание имеет возвышенную цель и стремится к ней. И существование каждого подобного явления и создания не лишено смысла.
«В этом мироздании пользу содержит каждое явление,
Хотя мы и не можем постигнуть до конца его Создателя».

Не следует упускать из виду того, что главной и конечной целью сотворения бытия, а также создания всех явлений и существ был человек. Иными словами, Всевышний Аллах создал огромное мир для того, чтобы сотворить человека, ибо он является наилучшим и совершенным божественным творением, тогда как его Господь является наилучшим творцом. На фабрике бытия не было создано существа подобного человеку. В одном из священных хадисов содержатся слова Аллаха: «О сын Адама! Всё, что окружает тебя, Я создал для тебя. А тебя Я сотворил для себя».

После рассмотренных тем, являющихся своего рода попыткой подготовить читателя для восприятия ответа, вернёмся к нашему вопросу и скажем: Какой бы не была цель сотворения человека, в конце концов она возвращается к нему самому, а не к Аллаху, ибо Он самодостаточен и ни в чём не испытывает нужды. Тогда как творения, одним из которых является человек, беспрерывно испытывают нужду в своём Творце, как сказано об этом в Коране: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный».

Пророк Муса (да будет мир с ним) обращался к своему народу: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей говорил: «Поистине, Аллах, превелик Он и достохвален, сотворил тварей и, сотворивши их, был свободен от того, чтобы нуждаться в их подчинении, и в безопасности от того, чтобы опасаться их неподчинения. Поскольку не причиняет Ему ущерба неподчинение неподчиняющихся и не приносит Ему прибыли подчинение подчиняющихся». Из этих слов имама следует, что подчинение повелениям Аллаха и отстранение от грехов несёт пользу и выгоду самому человеку.

Священная книга мусульман не обошла стороной такую важную тему, как цель сотворения человека, и эта тема описана в ней различными словами и выражениями. Многочисленные аяты Корана указывают на разнообразные стороны цели человеческого сотворения. В одном из них сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Во втором аяте говорится: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». Божественные испытания, о которых упоминается в данном аяте, носят воспитательных характер, вследствие чего они способствуют совершенствованию человека. В третьем отрывке небесного писания сказано: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого». То есть Аллах сотворил людей для того, чтобы они принимали Его милость и достигали совершенства.

Все эти аяты, используя различные слова и выражения, на самом деле говорят об одном – о воспитании, наставлении и совершенствовании человека. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что конечной целью и важнейшей причиной сотворения человека является достижение им совершенства, подлинного счастья, высочайших нравственных и человеческих качеств, а также нахождение пути к вечному царству божественного света. И достичь этого возможно только посредством познания, постижения, богослужения и основанного на собственной воле поклонения Единому Господу. По этому поводу говорится: «Поклонение Господу – это бесценная драгоценность, внутренним содержанием которой является господство». Это выражение означает, что каждый, кто завладеет бесценной драгоценностью, то есть начнёт искренне поклоняться Господу, получит власть над всеми, кроме естественно Аллаха.

В хадисе, переданном Имамом Садиком (да будет мир с ним), мы можем прочесть: «Однажды Имам Хусейн (да будет мир с ним) вышел к своим соратникам и обратился к ним: «Воистину, Всемогущий и Всеблагой Аллах создал своих рабов для того, чтобы они познали Его, а познав, поклонялись Ему. Начав поклоняться Ему, они утратят потребность поклоняться чему-либо кроме Него».

Сура «Милосердный», аят 29

Аль-манхадж аль-кува, т.5 стр.516; Ильм аль-йакын, т.1 стр.381

Сура «Ангелы», аят 15

Сура «Ибрахим», аят 8

Нахдж аль-балага, проповедь 193

Сура «Рассеивающие», аят 56

Сура «Власть», аят 2

Сура «Худ», аяты 118 и 119

Мисбах аш-шариа фи хакикатиль-убудийа

Аль-мизан, т.18 стр.423

Для чего Аллах создал человека? Имена и атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на две группы. К первой группе причисляют божественные имена и атрибуты, непосредственно относящиеся к Его святой сущности. К подобным атрибутам, например, относятся знание, могущество, неизменность, власть, владычество Аллаха. Ко второй группе причисляют божественные имена и атрибуты, относящиеся к Его действиям. Их ещё называют атрибутами действий Аллаха. К ним, например, относятся господство, способность творить, наделение творений пропитанием, воля, милосердие Господа. В исламском богословии различными путями доказано, что обе группы божественных имён и атрибутов являются атрибутами совершенства, присущими Всевышнему Аллаху. Посредством этих атрибутов Он непрерывно доводит до всего сущего свои бесконечные блага и милости. И такой атрибут как способность творить требует, чтобы Он беспрерывно творил и никогда не прекращал своей созидательной деятельности. В Коране в связи с этим сказано: «Каждый день Он занят делом». Ещё одна тема, которой необходимо уделить внимание при ответе на вышеизложенный вопрос, заключается в следующем. Всевышний Аллах мудр, а как известно мудрый никогда не совершает бесполезных и напрасных действий. Сотворённое мироздание является гармоничной и упорядоченной системой, тянущейся к определенной цели. Данная цель берёт своё начало в возвышенных устремлениях, рвущихся к священной сущности Всевышнего Творца. В этой гармоничной системе нет и следа хаоса, беспорядка или каких-либо проявлений путницы. Все части упорядоченного мироздания, несмотря на то, что не обладают речью, словно говорят: «Нет в пределах мира большой или малой путницы, Я принимаю это без лишних вопросов». В соответствии с аятами Корана Мудрый Творец не сотворил все существа и явления понапрасну, и Он не сделал этого забавляясь. Всё сотворённое мироздание, его основы и начала базируются на прочной истине. И эта истина гласит, что в мироздании, которое является наилучшей упорядоченной системой, даже самое мелкое явление и самое незначительное создание имеет возвышенную цель и стремится к ней. И существование каждого подобного явления и создания не лишено смысла. «В этом мироздании пользу содержит каждое явление, Хотя мы и не можем постигнуть до конца его Создателя». Не следует упускать из виду того, что главной и конечной целью сотворения бытия, а также создания всех явлений и существ был человек. Иными словами, Всевышний Аллах создал огромное мир для того, чтобы сотворить человека, ибо он является наилучшим и совершенным божественным творением, тогда как его Господь является наилучшим творцом. На фабрике бытия не было создано существа подобного человеку. В одном из священных хадисов содержатся слова Аллаха: «О сын Адама! Всё, что окружает тебя, Я создал для тебя. А тебя Я сотворил для себя». После рассмотренных тем, являющихся своего рода попыткой подготовить читателя для восприятия ответа, вернёмся к нашему вопросу и скажем: Какой бы не была цель сотворения человека, в конце концов она возвращается к нему самому, а не к Аллаху, ибо Он самодостаточен и ни в чём не испытывает нужды. Тогда как творения, одним из которых является человек, беспрерывно испытывают нужду в своём Творце, как сказано об этом в Коране: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный». Пророк Муса (да будет мир с ним) обращался к своему народу: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный». Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей говорил: «Поистине, Аллах, превелик Он и достохвален, сотворил тварей и, сотворивши их, был свободен от того, чтобы нуждаться в их подчинении, и в безопасности от того, чтобы опасаться их неподчинения. Поскольку не причиняет Ему ущерба неподчинение неподчиняющихся и не приносит Ему прибыли подчинение подчиняющихся». Из этих слов имама следует, что подчинение повелениям Аллаха и отстранение от грехов несёт пользу и выгоду самому человеку. Священная книга мусульман не обошла стороной такую важную тему, как цель сотворения человека, и эта тема описана в ней различными словами и выражениями. Многочисленные аяты Корана указывают на разнообразные стороны цели человеческого сотворения. В одном из них сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Во втором аяте говорится: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». Божественные испытания, о которых упоминается в данном аяте, носят воспитательных характер, вследствие чего они способствуют совершенствованию человека. В третьем отрывке небесного писания сказано: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого». То есть Аллах сотворил людей для того, чтобы они принимали Его милость и достигали совершенства. Все эти аяты, используя различные слова и выражения, на самом деле говорят об одном – о воспитании, наставлении и совершенствовании человека. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что конечной целью и важнейшей причиной сотворения человека является достижение им совершенства, подлинного счастья, высочайших нравственных и человеческих качеств, а также нахождение пути к вечному царству божественного света. И достичь этого возможно только посредством познания, постижения, богослужения и основанного на собственной воле поклонения Единому Господу. По этому поводу говорится: «Поклонение Господу – это бесценная драгоценность, внутренним содержанием которой является господство». Это выражение означает, что каждый, кто завладеет бесценной драгоценностью, то есть начнёт искренне поклоняться Господу, получит власть над всеми, кроме естественно Аллаха. В хадисе, переданном Имамом Садиком (да будет мир с ним), мы можем прочесть: «Однажды Имам Хусейн (да будет мир с ним) вышел к своим соратникам и обратился к ним: «Воистину, Всемогущий и Всеблагой Аллах создал своих рабов для того, чтобы они познали Его, а познав, поклонялись Ему. Начав поклоняться Ему, они утратят потребность поклоняться чему-либо кроме Него». Сура «Милосердный», аят 29 Аль-манхадж аль-кува, т.5 стр.516; Ильм аль-йакын, т.1 стр.381 Сура «Ангелы», аят 15 Сура «Ибрахим», аят 8 Нахдж аль-балага, проповедь 193 Сура «Рассеивающие», аят 56 Сура «Власть», аят 2 Сура «Худ», аяты 118 и 119 Мисбах аш-шариа фи хакикатиль-убудийа Аль-мизан, т.18 стр.423.

Исламская студия istiqama Меня зовут Рама Кришна, я изучаю физиотерапию и мой вопрос заключается в следующем: «Для чего Аллах создал Адама и Хаву, и все остальное человечество? С какой целью это сделано?» Второй вопрос: «Все, что сотворено, сотворено кем-то, следовательно, Бог должен быть сотворен кем-то» И что означает слово «Аллах»? Брат задал три вопроса. Первый вопрос: «Почему Аллах сотворил Адама и Еву, и для чего создал вселенную и человеческий род» Всевышний Аллах сотворил Адама и Еву, мир им, чтобы от них произошел человеческий род. Они являются нашими прародителями. Всевышний сказал в суре «Комнаты», аят 13: يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». Воистину, мерилом оценки любого человека является не богатство, не цвет кожи, не внешность, а богобоязненность, благочестие и набожность. Следовательно, Адам и Ева, мир им, были нашими первыми предками, моими предками и твоими предками, и предками всех людей без исключения. Поэтому я тебя называю братом, потому что мы братья по человеческому роду. Всевышний сказал: «О люди!» то есть, все люди, без исключения. Также в суре «Перенос Ночью», аят 70 Всевышний сказал: «وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ Мы почтили сынов Адама. Всевышний Аллах оказал почтение всем сыновьям Адама, независимо от того, в Индии они родились, или в Америке, или в Англии. В индуистской семье родились, или мусульманской, или христианской. Всевышний сказал: «Мы почтили сынов Адама». Если ты человек, то Всевышний почтил тебя. Нет разницы как зовут тебя: Закир, Абдуллах, Рама Шанкар. Если ты родился человеком, то Всевышний почтил тебя! И теперь перейдем к вопросу: «Почему Аллах сотворил человеческий род». Всевышний говорит, что человек – это одно из самых лучших Его созданий. Все остальные творения Аллаха послушны Ему и подчиняются. Например, ангелы. Любое повеление Аллаха они тотчас послушно выполняют, и у них нет права выбора. А человек – это творение Аллаха, которое обладает свободной волей. Мы можем повиноваться, и можем ослушаться. Следовательно, Аллах сотворил нас, лучших из Его творений, в наилучшем виде. Но у нас есть выбор: между послушанием и ослушанием. Если повинуемся Аллаху, то нас ожидает Рай, а если ослушаемся – то мы попадем в Ад. То есть это испытание для конечной жизни. В суре «Власть» аят 2 Всевышний говорит: الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ Аллах Тот, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий. И в суре «Рассеивающие», аят 56 Всевышний говорит: وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ - Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Поэтому нам предписано поклоняться Аллаху и повиноваться Его велениям. И все эти люди с их различиями обладают свободной волей и выбором между повиновением и ослушанием. Все остальные творения, такие, как звезды, деревья, и даже горы, как об этом сказано в Коране, восхваляют Аллаха и беспрекословно подчиняются Ему. Мы обладаем свободной волей! И когда Всевышний предоставляет нам волю, и мы по собственному выбору подчиняемся Ему, мы становимся лучше ангелов. А если не подчиняемся, обладая свободной волей, то мы становимся подобными дьяволам. Значит, Всевышний нас создал, чтобы испытать нас для конечной жизни.