Гонец принёс жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умм Саляме радостную весть: её служанка Хайра разрешилась от бремени, родив мальчика.

Радость наполнила сердце матери верующих (да будет доволен ею Аллах), озарив её благородное лицо.

Она поспешила послать людей, чтобы они привезли мать с ребёнком к ней и та провела дни послеродового кровотечения в её доме.

Умм Саляма очень дорожила Хайрой и любила её всем сердцем. Она сгорала от нетерпения, желая увидеть её первого малыша.
* * *

И спустя немного времени Хайра с ребёнком на руках переступила порог её дома. Посмотрев на новорождённого, Умм Саляма сразу же почувствовала симпатию к нему и привязалась к мальчику.

Мальчик был красив лицом и ладен телом, и глядя на него, глаз радовался, а сердце наполнялось любовью к нему.

Повернувшись к служанке, Умм Саляма спросила:

— Хайра, ты уже дала имя своему сыну?

Та ответила:

— Нет, матушка… Я оставила выбор за тобой, чтобы ты сама выбрала ему имя, какое пожелаешь.

Умм Саляма сказала:

— Тогда назовём его, с благословения Аллаха, аль-Хасаном.

После этого она воздела руки и обратилась к Аллаху с благими мольбами за новорождённого.
***

Однако появлению на свет аль-Хасана радовались не только в доме матери верующих Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах). Эту радость разделили с ними обитатели другого мединского дома.

Это дом благородного сподвижника Зейда ибн Сабита, который в своё время записывал Откровение для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Ясар, отец аль-Хасана, был его слугой. Зейд дорожил им и любил его.
***

Аль-Хасан ибн Ясар, впоследствии известный как аль-Хасан аль-Басри, провёл своё детство в одном из домов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и воспитывался под присмотром одной из жён Пророка — Хинд бинт Сухайль, известной как Умм Саляма.

Умм Саляма относилась к числу самых разумных, достойных и решительных женщин. К тому же, она принадлежала к числу тех жён благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха), которые обладали наиболее глубокими познаниями в области религии и передали от него много хадисов. Она передала от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) 387 хадисов. И, наконец, она была одной из тех немногих женщин, которые умели писать во времена невежества.

Однако связь между счастливым ребёнком и матерью верующих Умм Салямой не ограничилась этим. Хайра, мать аль-Хасана, часто выходила из дома по поручениям Умм Салямы, и младенец плакал от голода, и когда его плач усиливался, она брала его на руки и давала ему свою грудь, успокаивая его таким образом в отсутствие матери.

Она так сильно любила ребёнка, что чистое молоко бежало из её груди ему в рот. Младенец пил его и замолкал. Таким образом, Умм Саляма была для аль-Хасана матерью дважды: она была матерью верующих и его молочной матерью.
***

Матери верующих поддерживали тесную связь друг с другом, и дома их стояли рядом. И счастливый мальчик мог ходить из дома в дом, воспринимая от своих многочисленных воспитательниц благонравие и учась у них следовать прямому пути.

По его собственным воспоминаниям, он наполнял эти дома своим неутомимым движением и затейливыми играми. Прыгая в этих домах, он старался достать рукой до потолка.
***

В такой прекрасной атмосфере, пропитанной благоуханием пророчества и озарённой его сиянием, рос аль-Хасан. Он пил из чистых источников, которыми стали для него дома матерей верующих. Кроме того, он учился у виднейших сподвижников в мечети Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он передавал хадисы от ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Али ибн Абу Талиба, Абу Мусы аль-Аш‘ари и ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, а также ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, Анаса ибн Малика, Джабира ибн ‘Абдуллаха и многих других.

Однако больше всего он привязался к повелителю верующих ‘Али ибн Абу Талибу. Аль-Хасана привлекала твёрдость его веры, его усердное поклонение и равнодушие к благам и украшениям мира этого. На него произвели огромное впечатление красноречие ‘Али, его мудрость, умение укладывать великий смысл в несколько коротких слов и его наставления, заставляющие содрогаться сердца. И со временем он уподобился ему в богобоязненности и поклонении и обнаружил подобный дар красноречия.

Когда аль-Хасану исполнилось четырнадцать лет и он повзрослел, его семья переехала в Басру и осталась там жить. Поэтому аль-Хасана прозвали «аль-Басри» — по названию города Басра.
***

Когда аль-Хасан приехал в Басру, она была одной из величайших цитаделей знания в исламском государстве. Огромная мечеть наполнялась приезжавшими туда виднейшими сподвижниками и их достойными последователями.

Разного рода кружки, участники которых стремились к знаниям, собирались на территории мечети. Аль-Хасан очень много времени проводил в мечети, став постоянным участником кружка ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, одного из самых знающих членов общины Мухаммада. Он учился у него толкованию Корана, а также перенимал от него хадисы и способы правильного чтения Корана. С Ибн ‘Аббасом и другими аль-Хасан изучал фикх, язык, литературу и многое другое, и в конце концов стал учёным, обладавшим обширными знаниями в различных областях, факыхом и надёжным передатчиком. И люди стали собираться вокруг него, перенимая от него его огромное знание, слушая его наставления, смягчавшие чёрствые сердца и заставлявшие плакать глаза ослушников. Они стремились перенять от него его мудрость, покорявшую умы, и делали примером для себя его жизненный путь, который был благоуханнее мускуса. Слава аль-Хасана распространилась в разных областях и люди повсеместно заговорили о нём, и даже халифы и другие обладавшие властью стали спрашивать о нём, заинтересовавшись его личностью.
***

Халид ибн Сафван рассказывает: «Однажды я встретил Масляму ибн ‘Абду-ль-Малика в Хире, и он сказал мне: “Халид, расскажи мне о Хасане, который в Басре. Поистине, я имею основания думать, что ты знаешь о нём то, чего не знают другие”. Я ответил: “Да дарует Аллах благо эмиру… Я — лучший из тех, кто сможет поведать тебе о нём со знанием. Я — его сосед по дому и его собеседник на его собраниях, и знаю о нём больше всех жителей Басры”. Масляма сказал: “Поведай же мне то, что знаешь”. Я сказал: “Это человек, одинаковый внешне и внутренне, слова его совпадают с его делами. Побуждая к одобряемому, он сам претворяет его в жизнь лучше всех людей, и удерживая от порицаемого, он сам держится от него дальше всех людей. Мне он казался человеком, не нуждающимся в людях и равнодушным к принадлежащему им, тогда как люди, напротив, нуждаются в нём и стремятся обрести то, что есть у него…” Масляма сказал: “Достаточно, Халид, достаточно… Как могут впасть в заблуждение люди, среди которых есть подобный человек?!”»
***

Когда аль-Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи пришёл к власти и стал проявлять несправедливость и жестокость, показав себя тираном, аль-Хасан аль-Басри был одним из тех немногих благородных мужей, которые открыто противостояли его жестокости и, не таясь, говорили людям о его скверных деяниях, дерзая говорить слово истины ему в лицо.

Аль-Хаджжадж построил для себя дворец в Васите. Когда строительство было завершено, он велел людям собраться, чтобы полюбоваться на его хоромы и обратиться к Аллаху с мольбами, прося для него благодати. Аль-Хасан не пожелал упустить такую возможность, зная, что соберётся огромная толпа. И он отправился к месту собрания, дабы обратиться к людям с наставлением, напомнить им важные истины и призвать их равнодушно относиться к мирским благам и стремиться к тому, что у Всевышнего Аллаха.

Добравшись до места, он увидел множество людей, которые, изумлённые и восхищённые, ходили вокруг величественного дворца: столь искусными были строители, столь огромным был этот дворец и столь прекрасны и затейливы были покрывавшие его узоры и украшения…

Аль-Хасан, поднявшись, обратился к собравшимся с речью и помимо прочего сказал:

— Мы посмотрели на то, что построил сквернейший из скверных, и обнаружили, что фараон построил нечто более грандиозное и высокое, чем он. А потом Аллах погубил фараона и разрушил то, что он построил и возвёл. Пусть же аль-Хаджжадж знает, что обитатели небес возненавидели его, а обитатели земли лицемерят перед ним….

И он продолжал высказываться в таком духе до тех пор, пока один из слушателей, охваченный жалостью к нему из-за грозящего теперь аль-Хасану гнева аль-Хаджжаджа, не сказал:

— Довольно, Абу Са‘ид, довольно…

Аль-Хасан же сказал ему в ответ:

— Аллах взял завет с обладателей знания: они обязаны разъяснять его людям, а не скрывать…
***

На следующий день аль-Хаджжадж вышел к своим приближённым вне себя от ярости и обратился к присутствующим со словами:

— Пропадите вы все пропадом! Один из рабов жителей Басры поднимается и говорит о нас, что ему заблагорассудится, и никто из вас не отвечает ему и не осуждает его! Клянусь Аллахом, я напою вас его кровью, о собрание трусов!..

И он велел принести меч и кожаную подстилку для казни, затем велел позвать палача, который тотчас же явился.

После этого он послал стражников за аль-Хасаном, велев им привести его. Спустя некоторое время пришёл аль-Хасан. Все взоры тут же устремились к нему, а сердца затрепетали. Увидев меч, подстилку и палача, аль-Хасан пошевелил губами, после чего повернулся к аль-Хаджжаджу. При этом от него веяло торжественностью и величием истинного верующего, мусульманина, призывающего к религии Аллаха.

Увидев его таким, аль-Хаджжадж ощутил благоговейный страх перед ним и забормотал:

— Вот сюда, о Абу Са‘ид… Вот сюда…

И он подвинулся, освобождая ему место и продолжая повторять:

— Вот сюда…

А люди в изумлении наблюдали за ним. В конце концов, он усадил аль-Хасана рядом с собой. Когда тот сел, аль-Хаджжадж повернулся к нему и начал задавать ему вопросы, касающиеся религии, и аль-Хасан отвечал ему со стойкостью и хладнокровием, демонстрируя прекрасное владение языком и глубокие знания.

В конце концов, аль-Хаджжадж сказал:

— Ты — господин учёных, о Абу Са‘ид…

Затем он велел принести благовония, умастил ими бороду аль-Хасана и попрощался с ним. Когда аль-Хасан вышел от него, привратник аль-Хаджжаджа последовал за ним и спросил его:

— О Абу Са‘ид! Ведь аль-Хаджжадж позвал тебя не для того, что он сделал с тобой… И поистине, я видел, как ты пошевелил губами, увидев меч и подстилку. Что же ты сказал?

Аль-Хасан ответил:

— Я сказал: «О Обладатель оказанной мне милости и Тот, к Кому я обращаюсь за защитой в трудную минуту! Сделай месть его прохладой и благополучием для меня подобно тому, как Ты сделал огонь прохладой и благополучием для Ибрахима!».
***

Подобных происшествий у аль-Хасана с наместниками и предводителями было немало, и от каждого из них он выходил, сделавшись великим в глазах обладающих властью. Величественность эту даровал ему Всевышний, и Он же хранил и оберегал его.

Когда равнодушный к мирским благам халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз покинул этот бренный мир и власть перешла к Язиду ибн ‘Абду-ль-Малику, он назначил наместником Ирака ‘Умара ибн Хубайру аль-Фаззари, после чего расширил сферу его влияния, подчинив ему ещё и Хорасан.

Язид правил совсем не так, как его великий предшественник. Он посылал ‘Умару послание за посланием, требуя исполнять содержащиеся в них приказы, которые далеко не всегда были справедливыми.

И вот однажды ‘Умар ибн Хубайра вызвал к себе аль-Хасана аль-Басри и ‘Амира ибн Шурахбиля, известного как аш-Ша‘би, и сказал им:

— Поистине, Аллах сделал повелителя верующих Язида ибн ‘Абду-ль-Малика правителем для Своих рабов и сделал покорность ему обязательной для людей. И, как вы видите, он поручил мне править Ираком, после чего отдал под мою власть ещё и Фарс (Персию). И иногда он присылает мне указы, справедливость которых вызывает у меня сомнения. Можете ли вы найти для меня оправдание в религии, если я буду подчиняться ему в этом и исполнять его веления?

Аш-Ша‘би дал ответ, в котором прозвучало лояльное отношение к халифу и желание облегчить трудное положение, в котором оказался его наместник. А Аль-Хасан молчал.

‘Умар ибн Хубайра посмотрел на аль-Хасана и спросил:

— А ты что скажешь, о Абу Са‘ид?

Тот ответил:

— О Ибн Хубайра! Бойся Аллаха в своём отношении к Язиду и не бойся Язида, когда дело касается Аллаха. И знай, что Всевышний Аллах защищает тебя от Язида, а Язид не сможет защитить тебя от Аллаха… О Ибн Хубайра! Близится то время, когда низойдёт к тебе ангел грубый и сильный, который не ослушивается Аллаха в том, что Он велит ему, и заберёт тебя с этого ложа и перенесёт тебя из простора дворца твоего в тесноту могилы. И там ты не найдёшь подле себя Язида, а обнаружишь только свои деяния, совершая которые, ты противоречил Господу Язида… О Ибн Хубайра! Поистине, если ты пребудешь с Всевышним Аллахом и в покорности Ему, то Он избавит тебя от вреда, который может нанести тебе Язид ибн ‘Абду-ль-Малик в этом мире и в мире вечном. А если ты будешь ослушиваться Всевышнего Аллаха вместе с Язидом, то Аллах поручит тебя Язиду. И знай, о Ибн Хубайра, что не должно быть покорности творению, кем бы оно ни было, в том, что является ослушанием Всевышнего Творца!

И ‘Умар ибн Хубайра заплакал так, что борода его стала мокрой от слёз, и от аш-Ша‘би склонился к аль-Хасану, возвеличив его и почтив.

Когда они вышли от наместника и направились к мечети, люди собрались вокруг них и стали спрашивать, как прошла их встреча с правителем «двух Ираков» (Куфы и Басры).

Аш-Ша‘би посмотрел на них и сказал:

— О люди! Кто из вас сможет предпочесть Всевышнего Аллаха Его творениям в любом положении, пусть так и сделает, ибо клянусь Аллахом, аль-Хасан не сказал ‘Умару ибн Хубайре ничего такого, чего бы я не знал, однако я, говоря, стремился к лику Ибн Хубайры, а он, говоря, стремился к Лику Аллаха. И Аллах отдалил меня от Ибн Хубайры и приблизил аль-Хасана к нему, внушив ему любовь к нему…
***

Аль-Хасан аль-Басри прожил около восьмидесяти лет, наполняя мир знанием, мудростью и пониманием религии. И к самому ценному из наследия, оставленного им будущим поколениям, относились его высказывания, призванные смягчить сердца и ставшие весной для сердец, и его наставления, которые по сей день заставляют сердца трепетать, а глаза — проливать слёзы, указывают заблудившимся путь к Аллаху и раскрывают перед обольщёнными и беспечными сущность мира этого и истинную природу связи людей с ним.

Например, он сказал человеку, который спросил его о мире этом и его положении:

— Ты спрашиваешь меня о мире этом и мире вечном! Поистине, мир этот и мир вечный — словно восток и запад: приближаясь к одному, ты непременно отдаляешься от другого… И ты говоришь мне: мол, опиши мне эту обитель. А что здесь описывать, если начало её — страдание, а конец её — исчезновение, и за дозволенное в ней будет расчёт, а за запретное — наказание? Разбогатевший в ней впадает в обольщение, а обедневший печалится…

А другому человеку, который спросил о его положении и о положении людей, аль-Хасан сказал:

— Горе нам, что мы сделали со своими душами! Мы истощили нашу религию и откормили нашу земную жизнь. Мы износили до предела наше благонравие, но обновляем обстановку своих домов и свою одежду. Один из нас опирается на левую руку и ест из имущества, которое не принадлежит ему. Еда его приобретена нечестным путём, и слуги его бегают неустанно. Он велит принести себе сладкого после кислого, и холодного после горячего, и свежего после сушёного… А когда его начинает распирать от обжорства и у него появляется отрыжка от переедания, он говорит: эй, слуга, принеси мне лекарство от несварения… Глупец! Клянусь Аллахом, не переваришь ты ничего, кроме собственной религии. А где же твой нуждающийся сосед? Где же голодный сирота из числа твоих соплеменников? Где же бедняк, который смотрит на тебя? Где же то, что наказал тебе Всевышний Аллах? Если бы ты только знал, что ты — это определённое число дней, отпущенных тебе, и число это уменьшается с каждым заходом солнца, и каждый уходящий день забирает с собой часть тебя…
***

В ночь пятницы в первые дни месяца раджаб 110 года от хиджры аль-Хасан аль-Басри внял призыву Господа своего, покинув этот бренный мир.

Утром облетевшая город весть о его кончине стала потрясением для людей. Его тело омыли, завернули в саван и совершили погребальную молитву после пятничной молитвы в мечети, под сводами которой он провёл большую часть своей жизни, побыв и учеником, и учителем, и призывающим к религии Аллаха.

После этого все люди пошли провожать его погребальные носилки. В тот день в мечети Басры не совершалась предвечерняя молитва (‘аср), потому что некому было совершать её там. И не было такого дня, в который бы в этой мечети не была совершена какая-то молитва — с тех пор, как мусульмане построили её, и до сегодняшнего дня — кроме того дня, в который аль-Хасан аль-Басри покинул этот мир, отправившись к Господу своему.
[‘Абду-р-Рахман Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников]

Как может заблудиться народ, в котором проживает Хасан аль-Басри.
(Маслама ибн Абдулмалик)

К жене посланника Аллаха Умм Саляме прибыл гонец с радостной вестью о том, что ее служанка Хайра разрешилась от бремени и родила мальчика. Счастье переполняло сердце матери правоверных, да будет доволен ею Аллах, и радость буквально растекалась по ее благородному и величественному лицу. Она поспешила отправить к ним посланца, чтобы он привел к ней счастливую мать с младенцем, дабы она оправилась от родов проведя некоторое время в ее доме. Хайра была очень дорога и любима сердцу Умм Салямы. Она истомилась от ожидания, страстно желая увидеть новорожденного.

Когда Ираком стал править Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафи (ум. 95 г. по хиджре – Прим. ред.), и сразу же обратил на себя внимание тем, что перешел все границы дозволенного, чиня произвол и насилие, ученый Хасан из Басры был одним из тех малочисленных смельчаков, которые выступили против его тирании. Он бесстрашно обличал перед людьми его злодеяния и открыто отстаивал слово истины. Так, например, известно, что когда Хаджадж построил для себя дворец в Васите (город между Басрой и Куфой в Ираке) он призвал людей прийти поглядеть на него и совершить молитву призывая на него благодать. Хасан аль-Басри не желал упускать такую возможность стечения столь огромной массы людей. Он также отправился к ним, чтобы наставить и увещать их, удержать их от неуемного стремления к украшениям этого мира и побудить их к тем благам, что у Аллаха, Славен Он и Велик. Когда он прибыл на место, то увидел толпы людей, которые обходили высоченный дворец охваченные восхищением, дивившихся просторными залами и поражавшиеся красотой его отделки. Он остановился посреди них и обратился к ним с проповедью. Среди прочего из того, что он сказал, было и следующее:
— Прежде мы уже взирали на то, что было воздвигнуто самыми отвратительными и обнаружили, что фараон был самым лучшим из строителей и воздвиг самое высокое из того, что когда-либо было воздвигнуто. И затем Аллах погубил фараона и уничтожил то, что он воздвиг. О, если бы Хаджадж знал, что обитатели небес его презрели, а обитатели земли обманывают его, подкупая своей лживой лестью! И так он продолжал в том же духе пока один из слушающих его людей не пожалел его опасаясь мести Хаджаджа и сказал ему:
— Довольно! О, Абу Саид, хватит!
На что Хасан ответил ему:
— Аллах взял обет с ученых мужей в том, что они будут разъяснять людям истину и ничего не будут скрывать от них.
На следующий день Хаджадж вошел в Совет, с признаками особенной ярости и обратился к заседающим:
— Смерть вам и погибель! Явился один из рабов басрийских и сказал здесь то что вздумал сказать и затем не нашлось среди вас ни кого, кто бы смог остановить его и воспрепятствовать ему в этом. Клянусь Аллахом я орошу вас его кровью. О, сообщество трусов!
Затем он приказал принести меч и кожаный коврик (стандартный набор провинившегося приговоренного к казни) и ему подали их. Потом он позвал палача и он тут как тут предстал перед ним. И после этого он направил нескольких полицейских за Хасаном приказав им чтобы они привели его.
Прошло совсем немного времени как явился Хасан. Взоры присутствующих обратились к нему и их сердца затрепетали в ожидании ужасного действа. Когда Хасан увидал приготовленный для казни палас и палача его губы что-то прошептали. Затем, он предстал перед тираном спокойно и достойно, как и подобает настоящему верующему мусульманину и стойкому проповеднику.
Когда Хаджадж увидел его в таком состоянии им охватило сильное волнение и страх. Он сказал ему:
— Сюда, о, Абу Саид! Прошу сюда! Он долго повторял это, пока не усадил его на свое место и люди взирали на тирана в полной растерянности и удивлении от такого поворота событий. Когда наконец Хасан уселся в его кресло Хаджадж повернулся к нему и начал расспрашивать его о некоторых религиозных проблемах. И тот отвечал ему на каждый вопрос утверждающе твердо, привлекательно ясно и исчерпывающе полно. И сказал Хаджадж ему:
– Ты господин ученых о, Абу Саид! После чего он попросил чтоб ему принесли благовония умастил ими бороду Хасана, а затем проводил его.
Когда же он вышел от него, к Хасану подошел привратник Хаджаджа и сказал:
— О Абу Саид поистине не для этого позвал тебя Хаджадж. Я смотрел за тобой когда ты подошел и увидел приготовленные меч и коврик для казни. Ты что-то прошептал в тот момент. Что же ты говорил?!
— Я сказал - О мой Владыка, я прошу твоей милости и поддержки в момент моей скорби. Сделай его месть прохладой и миром для меня, как ты сделал огонь прохладой и миром для Ибрахима - ответил Хасан.

Известно много других историй повествующих об отношениях Хасана с власть имущими и правителями. И всегда в глазах облеченных властью он выходил из этих перипетий величественным, укрепленным Аллахом и Им убереженным. Из их числа и следующая история. После того как халиф-аскет Умар ибн Абдель Азиз переселился к своему Господу и власть перешла к Язиду ибн Абдулмалику он назначил правителем Ирака Умара ибн Хубейру Аль-Фазари. После чего он облек его еще большими полномочиями и передал ему в правление также и Аль-Хурасан. Халиф был известен среди людей образом жизни далеким от образа жизни своего праведного предшественника. Он посылал к Умару ибн Хубейре депешу за депешей приказывая исполнить все, что в них содержалось даже если придется иногда жестоко попирать чьи-то права.
И тогда Умар ибн Хубейра позвал к себе Хасана Басри и Амира ибн Шурахбиля более известного как Аш-Шааби (это произошло в 103 году по хиджре – Прим. ред.) и сказал им:
— Поистине, по воле Аллаха повелителем правоверных стал Язид ибн Абдулмалик, которому обязаны подчинятся его подданные. Он назначил меня как вы знаете правителем Ирака, наделив меня полномочиями править еще и персами. Время от времени он посылает мне письма, в которых приказывает мне исполнить то, что не согласуется со справедливостью. Не нашли бы вы для меня выход из этой ситуации согласно нашей религии. Аш-Шааби стал отвечать ему, и в его ответе ощущалась благожелательность к халифу и сочувствие к Умару. Хасан же молчал. И тут Умар ибн Хубейра повернулся к Хасану и сказал: - что ты скажешь о, Абу Саид?
— О, ибн Хубейра! Бойся Аллаха в том что касается Язида, и не бойся Язида в том, что касается Аллаха. Знай, что Аллах, Славен Он и Велик, защитит тебя от Язида, но ты не защитишь его от Аллаха. О, ибн Хубейра! Поистине ты близок к тому дню, когда к тебе спустится ангел смерти сильный, грубый который не ослушается в том, что приказывает ему Аллах. Тот, который вырвет тебя из этой постели и перенесет тебя из обширных просторов твоего дворца в теснину твоей могилы. Перенесет тебя туда, где ты не найдешь Язида, туда где ты обнаружишь лишь свои дела, которые поместит в нее Господь Язида. О, ибн Хубейра! Поистине если тебе ближе Всевышний Аллах и послушание Ему, то Он избавит тебя от его мук в этой жизни и в последней. Если же тебе ближе Язид в твоем ослушании Всевышнему Аллаху, то Он вверит тебя Язиду. И знай о, ибн Хубейра, что нет послушания сотворенному который ослушивается Творца, Славен Он и Велик.
И тут Умар ибн Хубейра заплакал, так что от его слез намокла его борода. А аш-Шааби склонился к Хасану и стал превозносить его, говоря о его величии и благородстве. Когда они вышли от него, то направились в мечеть, где вокруг них столпились люди и начали расспрашивать их о разговоре с правителем города Куфы и Басры. Аш-Шааби повернулся к ним и сказал:
— О, люди! Кто может из вас предпочесть Аллаха Его творениям в любом положении пусть делает это. Клянусь тем, в чьей длани моя душа, не сказал Хасан Умару ибн Хубейре ничего унижающего его достоинство. Однако я пожелал сказать нечто, стремясь угодить ибн Хубейре, а Хасан пожелал сказать нечто, стремясь к лику Аллаха. И Аллах отдалил меня от ибн Хубейры и приблизил к нему и внушил ему любовь к Хасану.

Хасан аль-Басри прожил около восьмидесяти лет жизнь полную знаний, мудрости и глубокого понимания религии. Его наставления которые не переставали содрогать сердца и вызывать слезы, указывать блуждающим путь к Аллаху и раскрывать для обольщенных и беспечных сущность этого мира. Из их числа, его слова, сказанные некоему человеку, спросившему его об этом мире и его значении.
— Ты спрашиваешь меня о ближней жизни и о жизни последней. Поистине ад-дунья и аль-ахира подобны восходу и закату. Когда увеличивается близость к одной из них, возрастает и отдаленность от другой. Он сказал - опиши мне эту ближнюю обитель.
— Как мне описать тебе обитель началом, которой является тяжелый труд, а завершением исчезновение, где за всем дозволенным последует спрос, а за всем запретным - наказание. Обители, в которой всякий богатый обольщен, а всякий бедный опечален.
Из этого же числа и то, что он сказал спросившему о его собственном состоянии и положении людей. На что он ответил:
Горе нам, что мы сделали для своих душ?! … Мы небрежны по отношению к нашей религии и в изобилии украшаем свою мирскую жизнь … Наши нравы изношены, тогда как наши наряды постоянно обновляются … Мы хотим опереться на кого-то и питаться за чужой счет … Таким образом пропитание становится незаслуженным, а служба – угнетением. Это формирует у человека негативные инстинкты – когда он забывает вкус кислого, помня только сладкое, привыкает к теплоте забыв о холоде, всегда утолен забыв о жажде. В итоге он приобретает брюзжащий вид, исторгающий отрыжки.
Затем он сказал:
— О, юноша! Я тебе скажу ровно столько, сколько ты сможешь усвоить.
— О, глупец! Помни о том, чтобы не попрать права религии:
— Где твой нуждающийся сосед?!
— Где голодный сирота?!
— Где бедняк, который смотрел на тебя?!
— Где все они, которыми Аллах, Славен Он и Велик, наставляет тебя?
— Помни, что твоя жизнь это набор определенного количества дней. И всякий раз, когда заходит солнце, уменьшается число твоих дней, а вместе с ними уходит и часть тебя.
В ночь на пятницу в начале месяца раджаб, сто десятого года по хиджре Хасан аль-Басри ответил на приглашение своего Господа. И когда люди проснулись и узнали о его смерти, Басра затряслась в тот миг, отвечая на его кончину. После пятничного намаза его омыли, завернули в кафан и совершили над ним погребальную молитву в соборной мечети, в которой прошла значительная часть его жизни - ученого, учителя и проповедника, призывающего к Аллаху. После чего все люди отправились хоронить его, и в этот день в соборной мечети Басры не проводился послеобеденный намаз, ибо город буквально опустел.

Доктор Абдурахман Рафат Баша: "Картинки из жизни табиинов" Перевод: Абдурашид Самурский

Вопрос:

Что подразумевается под аскетизмом суфиев? Был ли аль-Хасан аль-Басри суфием?Какая разница между суфийским аскетизмом и философским аскетизмом?

Ответ:

Хвала Аллаху!

Следует знать, что слово «тасаввуф» является нововведенным словом в Исламе, так как оно не было известно во время пророка , да благословит его Аллах и приветствует, также и во время сподвижников. Более того, оно не было распространено в первых трех золотых веках.

Шейху-ль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Что касается слова «ас-суфийя», то оно не было известно в первые три века, а распространилось позже. Высказывания о нем пришли от многих ученых и шейхов, таких как Ахмад ибн Ханбаль, Абу Сулейман ад-Дарани и других. Некоторые приводят, что Суфьян Ас-Саури высказвался о нем, а другие упоминают и аль-Хасана аль-Басри ». См. «Маджму’у-ль фатава», 5\11.

Основываясь на этом, можно сказать, что приписывание аль-Хасана аль-Басри к суфизму в таком смысле, в каком его понимают поздние ученые, является неправильным. Поистине суфизм в таком понимании еще не развился во времена аль-Хасана аль-Басри.

Во-вторых:

Что касается аскетизма, про который говорится в суфийских книгах, приводится от аль-Хасана аль-Басри или же других саляфов , то под ним подразумевается уделение внимания нравственным качествам, аскетизму, мягкосердечию и тому подобное. От аль-Хасана аль-Басри приведено много полезного в этой теме. В этом заключается секрет присутствия некоторых его высказываний в книгах суфизма.

Суфизм в этом смысле и есть религия Ислам. И это то, что требуется от нас.

В-третьих:

Философский суфизм — это результат в понятиях и представлениях, которые вошли в суфизм и сопровождали его постепенное изменение. Результат отклонения суфизма от пути праведных предшественников — это, во-первых, введение новых религиозных обрядов, которые противоречат первому поколению, а также тому, на чем были праведные предшественники; во-вторых — это введение различных научных вопросов, понятий и представлений. Это нововведенные вопросы, которые появились по причине связи научных движений с греческой философией, с философией многобожия в общих чертах, а также с мазхабами батинытов и гностицизма.

Поистине суфизм начинался как «религиозное движение, которое распространилось в исламском мире в третьем веке хиджры, с индивидуальными взглядами, которые призывали к аскетизму и проявлению усердия в поклонении, как противовес культурной роскоши. Затем эти взгляды постепенно развивались до тех пор, пока не стали отдельным направлением, известным под названием «суфизм». Они ставят перед собой цель воспитания души и ее возвышения, желая этим познать Всевышнего Аллаха прозрением и мушахадой, а не следованием методам, узаконенным шариатом. Поэтому они стремились к своей цели, пока не смешались с языческой философией: индийской, персидской, греческой и др. » См. «Энциклопедия религий…», 1\249.

Философский суфизм разнится в своем отдалении от религии на разные категории, исходя из вероубеждения и деяний, которые противоречат Корану, Сунне , пути сподвижников и саляфов в аскетизме и отдалении от мирского. Иногда доходило до того, что некоторые суфии совершали деяния, выводящие из Ислама, противоречащие основам религии и .

Шейху-ль Ислам Ибн Теймия , да помилует его Аллах, сказал:

«Большие шейхи, которые были упомянуты Абу Абдурахманом ас-Сильми в книге «Табакату с-Суфия», а так же Абу ль-Касимом аль-Кушейри в его книге «ар-Рисаля», были на пути ахлю сунна ва ль-джамаа, на пути ахлю-ль хадис. Это такие, как Фудейль бин Ияз, аль-Джунейд бин Мухаммад, Сахль бин Абдулла ат-Тустари, Амр бин Усман аль-Макки, Абу Абдулла Мухаммад бин Хафиф аш-Ширази и другие. Их слова можно найти среди ученых ахлю сунны, также они составляли книги. Некоторые поздние суфии были на пути приверженцев каляма в некоторых вопросах вероубеждения, но не никто из них не был на пути философов.

Поистине приверженность к философии появилась в более позднем суфизме. Таким образом, некоторые суфии следуют пути ахлю ль-хадис, иногда пути каляма, а иногда пути философов, как эти безбожники ». См. «Ас-Сафдия»,1\267.

Аллах знает лучше!

Абу Саид аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (араб. ; 642, Медина - 728, Басра) - исламский богослов и знаток хадисов, один из первых исламских аскетов (захид), предшественник суфизма.

Биография

Родился в 642 в Медине. Имя его отца упоминается в 3 различных сообщениях как Фируз, Ясар или Джафар, а имя матери его - Хайра. Сообщается, что она была служанкой у жены Мухаммеда Умм Салама бинт Абу Умайя.

С 657 года жил в Басре. В 663-665 годах участвовал в военном походе на территории нынешнего Афганистана. Хасан участвовал в войне против Персии, был секретарём наместника Хорасана Раба ибн Зияда. Когда правителем Ирака стал Хаджадж ибн Юсуф (694 год), принял участие в организованной последним работе по снабжению букв в тексте Корана диакритическими знаками. При халифе Умаре ибн Абдул-Азизе аль-Хасан стал кади Басры.

Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства, а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты, и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии.

Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 728 году.

Воззрения

Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния. В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады. Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком. Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами.

Биография

Группировавшийся вокруг Хасана аль-Басри теологический кружок был центром интеллектуальной жизни Басры и всего Омейядского государства , а авторитет основателя кружка был настолько велик, что к своим учителям его относили и сунниты , и рационалисты (основатель мутазилизма Васил ибн Ата вышел именно из этого кружка), и суфии .

Хасан аль-Басри умер и был похоронен в Басре в 110 году по хиджре , 728 году от Р.Х. .

Воззрения

Из немногочисленных сведений о его воззрениях представляется, что в вопросе о свободе воли он придерживался точки зрения, характерной для кадаритов, и утверждал ответственность человека за совершаемые им в этом мире деяния. В духе учения мурджиитов он утверждал, что спасения и места в раю мусульманин может достичь, произнеся перед смертью первую часть шахады . Позиции промежуточной между позициями хариджитов и мурджиитов он придерживался в вопросе о том, кем считать мусульманина, совершившего тяжкий грех: он считал такового мунафиком . Эта позиция соответствовала умеренным политическим взглядам богослова, стремившегося сохранить единство уммы и осуждавшего вооруженные конфликты между мусульманами .

Примечания

Литература

  • И. Аббас. Ал-Хасан ал-Басри. Каир, 1952.
  • Массиньон, Луи . Essai sur les origines du lexique technique de la mystique musulmane. Париж, 1954, с. 174-201.

Ссылки

  • Хасан аль-Басри - статья на dic.academic.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ал-Газали, Абу Хамид
  • Арба

Смотреть что такое "Хасан аль-Басри" в других словарях:

    Хасан аль-Басри - (21/641 110/728) известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль Хасан ибн Йасар аль Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он,… …

    ХАСАН АЛЬ-БАСРИ, Хасан Басрййский - (642 728) один из первых аскетов и мистиков в исламе, предшественник суфизма. X. а. Б. отвергал мусульм. догмат о предопределении, признавал наличие свободной воли у человека … Атеистический словарь

    Рабия аль-Адавия - Рабия араб. رابعة العدوية القيسية‎‎ … Википедия

    Маварди Абу аль-Хасан - (364/974 450/1058) известный мусульманский мыслитель, ученый и философ. Развивал суннитское направление мусульманской мысли. Он был последователем Шафиитского мазхаба. Был высокообразованным человеком и обладал большим авторитетом в обществе.… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Ибн аль-Хайсам - Ибн ал Хайсам Абу Али ал Хасан ибн ал Хайсам ал Басри (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم‎‎, англ. Abu Ali Hasan Ibn Al Haytham) великий арабский учёный универсал (965, Басра 1039, Каир). Благодаря своим выдающимся способностям он занимал в… … Википедия

    Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа - «люди сунны и согласия общины», сунниты. Самоназвание подавляющего большинства мусульман. Это название состоит из двух частей. Первая часть подразумевает следование сунне (пути) пророка Мухаммада и его сподвижников. Сунниты принимают Коран и… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Тасаввуф - духовное учение и практика в Исламе. Мусульмане утверждают, что путь совершенствования духовного мира каждого человека было указан пророком Мухаммадом и выражен в кораническом аяте: «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Абу Ханифа - Мечеть Абу Ханифы Абу Ханифа ан Нуман ибн Сабит ибн Зута (араб. ابو حنيفة النعمان بن ثابت بن زوطا‎‎) (… Википедия

    Тафсир - открытие чего то тайного, возвещение. Происходит от арабского слова фасара, которое означает объяснить, указать цель или приподнять завесу. Так называется наука о толковании смыслов коранических аятов. Ученых тафсира называют муфассирами.… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    Умар ибн Абдул-Азиз - Умар ll عمر بن عبد العزيز 8 й Омейядский халиф арабов 717 720 Предшественник … Википедия