Image caption "Один маленький шаг"

40 лет назад нога человека впервые коснулась поверхности другого небесного тела.

21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу телекамера на борту лунного модуля американского корабля "Аполлон-11" показала миру, как Нил Армстронг выпрыгивает из люка и, будто в замедленном кино из-за слабого притяжения, опускается подошвами на грунт.

Радиоволны донесли до Земли слова астронавта: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

Впоследствии выяснилось, что Армстронг сочинил их экспромтом.

Как все начиналось

"Отцом" лунной программы был Джон Кеннеди, что, возможно, стало его главным вкладом в историю.

Выступая перед Конгрессом 25 мая 1961 года, через 43 дня после полета Юрия Гагарина, Кеннеди поставил задачу к концу десятилетия отправить человека на Луну.

Американцы не скрывали, что программа "Аполлон" была ответом на советские достижения в космосе. Цель требовалась зримая и значимая. Не уделив ракетным технологиям необходимого внимания в 1950-е годах, США должны были доказать свое экономическое и технологическое превосходство.

В другой речи, прозвучавшей в 1962 году, Кеннеди сказал: "Мы выбрали полет на Луну не потому, что они прост, а потому, что он труден, потому что наша цель поможет привести в порядок и оценить наши лучшие силы и умения, потому что это вызов, который мы намерены принять и который не хотим откладывать, соревнование, в котором мы собираемся одержать победу".

Первый американский полет в космос состоялся уже 5 мая 1961 года. Правда, корабль Алана Шепарда не облетел "вокруг шарика", как "Восток-1", а "по-лягушачьи" прыгнул за пределы земной атмосферы по параболе. Первый полноценный американский орбитальный полет выполнил 20 февраля 1962 года Джон Гленн.

В декабре 1968 года экипаж "Аполлона-8" впервые в истории покинул земную орбиту и облетел вокруг Луны. Стало ясно, что кульминация не за горами.

С Земли на Луну

Image caption За стартом наблюдал миллиард телезрителей

"Аполлон-11" стартовал 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу. В центре управления полетами в Хьюстоне присутствовали бывший президент Линдон Джонсон, вице-президент Спиро Агню и 75-летний патриарх ракетостроения немец Герман Оберт.

Миллион человек собрался вокруг космодрома на мысе Канаверал, чтобы своими глазами увидеть вонзающуюся в небо огненную стрелу, а по телевизору за стартом наблюдало около миллиарда людей.

Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 44 минуты 22 секунды полетного времени и проработал 347 секунд.

В 4 часа 30 минут полетного времени корабль начал самостоятельное движение к Луне.

Через 55 часов полета Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в спускаемый модуль. Третий астронавт, Майкл Коллинз, должен был ждать их на лунной орбите.

Через 76 часов после старта корабль достиг орбиты Луны, а через 100 часов модули были расстыкованы.

Прилунение было возможно в автоматическом режиме, но Армстронг еще на Земле решил, что на высоте примерно 100 метров возьмет управление на себя, сказав при этом: "Автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки".

Image caption На лунной орбите

Он как в воду глядел, потому что перейти на ручной режим пришлось даже раньше.

Во-первых, автоматическая программа вела корабль в заваленный камнями кратер диаметром около 180 метров. Армстронг перелетел его, чтобы избежать переворачивания при посадке.

Во-вторых, во время снижения бортовой компьютер по неизвестной причине зажег аварийный сигнал.

Оператор в Хьюстоне верно предположил, что лампочка загорелась из-за перегрузки компьютера, который должен был одновременно управлять посадкой и поддерживать связь с орбитальным модулем, и посоветовал Армстронгу и Олдрину не обращать на сигнал внимания (впоследствии он получил за это специальную награду NASA).

Лунный модуль опустился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу.

Армстронг передал: "Хьюстон", говорит База Спокойствия. "Орел" [позывные лунного модуля; орбитальному кораблю был присвоен позывной "Колумбия"] сел". Чарльз Дьюк из Центра управления полетами ответил: "Понял вас, Спокойствие. Вы прилунились. Мы тут все посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное!".

Первые шаги

Image caption Командир выбрал хорошее место для посадки

По программе астронавтам перед выходом полагалось поспать, но они заявили, что все равно не уснут, и медицинский руководитель полета разрешил сначала погулять по Луне, а отдохнуть перед стартом.

Олдрин вышел через пятнадцать минут после Армстронга.

"Аполлон-11" пробыл на Луне 21 час 36 минут.

Армстронг оставался вне корабля 2 часа 10 минут, Олдрин - чуть больше полутора часов. Системы жизнеобеспечения в скафандрах были рассчитаны на четыре часа у каждого.

Первым делом астронавты опробовали разные способы передвижения по Луне, и нашли самым удобным обычную ходьбу.

Затем установили телевизионную камеру и американский флаг на проволочном каркасе (Конгресс еще до полета отверг идею NASA установить флаг ООН), в течение двух минут поговорили по радио с президентом Никсоном, собрали 24,9 кг лунных камней и грунта (при максимально допустимом весе 59 кг), установили два научных прибора - сейсмометр и отражатель лазерного излучения - и вернулись на корабль.

Пришлось повозиться с одной из двух солнечных панелей сейсмометра, которая автоматически не развернулась, и ее приводили в рабочее положение вручную.

Вернувшись на борт, астронавты выбросили наружу мешок с мусором (телекамера на поверхности Луны показала эту процедуру и была выключена), проверили бортовые системы, пообедали куриным супом, ветчиной и пирогом с финиками, проспали около семи часов (Армстронг в гамаке, подвешенном над кожухом двигателя взлетной ступени, Олдрин - свернувшись на полу), еще раз слегка перекусили, и в 17:57 21 июля дали старт.

К оставшейся на Луне посадочной ступени была прикреплена табличка с выгравированной картой полушарий Земли, словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 г. новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества", и подписями всех трех астронавтов и президента Никсона.

Профессиональный риск

Все понимали, что первые люди на Луне рискуют, но лишь через 30 лет, когда за истечением срока давности были опубликованы секретные документы Белого дома и NASA, сделалось ясно, насколько сильно.

Спичрайтеры Ричарда Никсона заранее написали президентское обращение к нации в случае гибели Армстронга и Олдрина.

"Судьба распорядилась так, что людям, полетевшим на Луну ради мирного ее освоения, суждено упокоиться там в мире. Их оплакивают их семьи и друзья; их оплакивает их отечество; их оплакивают народы мира; их оплакивает сама родина Земля, рискнувшая направить двоих своих сыновей в неизведанную даль. За ними последуют другие и непременно найдут дорогу домой", - говорилось в тексте речи, которая, к счастью, не была произнесена.

В частности, ученые весьма серьезно относились к метеоритной опасности. Многие полагали, что поверхность Луны находится под непрерывным обстрелом мелких частиц, а с учетом космических скоростей, даже пылинка обладает убойной силой крупнокалиберной пули.

В случае разгерметизации скафандра во время лунной прогулки астронавт мог прожить всего две минуты - недостаточно, чтобы добежать до корабля, подняться по лесенке и протиснуться в узкий люк.

Image caption Слева направо: Нейл Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин

Никто не знал, как пройдет прилунение аппарата весом в две с половиной тонны. Опоры могли провалиться в расселину или увязнуть в лунной пыли, либо отскочивший камень мог повредить топливный бак.

Но больше всего опасались, что лунный модуль не сможет взлететь из-за неисправности двигателя или бортовых систем. В этом случае астронавты были бы обречены на мучительное ожидание конца в течение примерно трех суток - пока не иссякнет воздух.

Как явствует из опубликованных документов, некоторых политических советников Никсона беспокоило, что астронавты, имея возможность все это время общаться с земными радиолюбителями, примутся проклинать правительство, пославшее их на гибель, и вообще наговорят лишнего.

Ходили слухи, будто на случай безвыходной ситуации Армстронга и Олдрина снабдили ампулами с ядом. Оба впоследствии категорически утверждали, что это досужая болтовня.

"В случае поломки двигателя астронавтам, вместо того чтобы думать о смерти, следовало бы оставшееся им время заниматься его починкой", - сказал Армстронг.

Между тем опасения были не напрасны. В 1965-1967 годах три двигателя, аналогичных тому, который использовался для старта лунного модуля, взорвались во время испытаний.

Когда летом 1968 года опытный экземпляр модуля доставили на космодром с завода компании Grumman Aerospace, специалисты NASA, по их словам, схватились за голову - так много было в нем недоработок. Конечно, за год их устранили, но полностью исключить неприятности никто не мог.

За шесть суток до старта была обнаружена течь в одном из баллонов со сжатым гелием, используемым для вытеснения окислителя из бака в маршевый двигатель первой ступени. Два техника залезли в бак и устранили ее, подтянув ключом обыкновенную гайку.

Image caption Первая лунная прогулка

При посадке на Луне в топливопроводе посадочного двигателя образовалась ледяная пробка, и начало расти давление. Первые полчаса астронавты провели, ежесекундно ожидая взрыва. К счастью, все обошлось, труба выдержала, а поднявшееся солнце растопило пробку.

Но самое опасное "ЧП", едва не погубившее экспедицию, произошло при выходе из корабля. С трудом двигаясь в тесном отсеке в громоздких скафандрах, кто-то из астронавтов - вероятнее всего, Олдрин - задел одну из кнопок на пульте управления. Вернувшись на борт, путешественники сразу увидели на полу кусочек черной пластмассы.

Невероятно, но факт: из примерно двухсот кнопок и тумблеров пострадала именно та, которая включала зажигание двигателя для взлета с Луны, а дублирование ее не было предусмотрено!

Когда астронавты доложили о случившемся на Землю, в протоколе переговоров единственный раз за весь полет появилась запись: "Долгая пауза".

В конце концов, астронавты стартовали, потыкав в образовавшуюся дырку шариковой ручкой.

При этим им пришлось пережить неприятные минуты. Протокол сохранил слова Олдрина, несколько раз докладывавшего в Центр управления полетом: "No fire!" ("Нет зажигания!"). Оказалось, клапан гелиевого баллона во втором топливном баке не сразу сработал, и топливо не поступало в двигатель.

Путь домой

Зато полет на Землю прошел без происшествий.

Стыковка с орбитальным модулем, где товарищей ждал Майкл Коллинз, состоялась примерно через три часа.

24 июля, через 195 часов 15 минут 21 секунду от начала экспедиции, "Аполлон-11" приводнился в Тихом океане в точке с координатами 13 градусов 30 минут северной широты и 169 градусов 15 минут восточной долготы.

Корабль перевернулся на воде вверх дном, но самостоятельно принял правильное положение после надувания специальных баллонов-поплавков.

Прибыл вертолет с находившегося в 20 км авианосца "Хорнет", и через 63 минуты после приводнения астронавты были на борту корабля.

Ученые очень боялись заражения неземными формами жизни. Один из спустившихся с вертолета в воду ныряльщиков - тот, которому предстояло открыть люк "Аполлона" - был одет в скафандр биологической защиты. Первым делом он передал внутрь три таких же скафандра, и обработал поверхность спускаемого отсека йодом.

На авианосце астронавтов сразу поместили в карантинный фургон. Даже президент, прибывший на борт, разговаривал с ними через герметичное стекло.

Звездные путешественники должны были провести в изоляции 21 день, но, поскольку никаких аномалий биологи не обнаружили, срок "заключения" немного сократили. Торжественная встреча в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе (астронавты перелетали из города в город на самолете) состоялась 13 августа.

Конец романтической эры

В течение следующих трех с половиной лет американцы слетали на Луну еще шесть раз (один полет закончился неудачно из-за технической неполадки; астронавты облетели вокруг Луны и вернулись на Землю). В декабре 1972 года программу объявили завершенной.

СССР в 1960-е годах активно участвовал в лунной гонке, но после того, как опередить американцев не удалось, потерял к ней интерес.

За истекшие 40 лет в области освоения космоса не случилось ничего столь же эпохального.

Правда, как сказал Русской службе Би-би-си накануне юбилея космонавт Георгий Гречко, было сделано много вещей, не столь эффектных, зато более полезных для науки.

Другой ветеран советской космонавтики, Константин Феоктистов, вообще полагает, что на нынешнем этапе пилотируемые экспедиции не нужны.

Запуск первого советского спутника и полет Гагарина породили эйфорию. Многим казалось, что колонизация других планет не за горами, и вся жизнь человечества радикально переменится. Звучали даже предложения начать с 4 октября 1957 года отсчет новой эры.

Сделалось ясно, что хозяйственное освоение даже близких Венеры и Марса в обозримом будущем невозможно, а тратить десятки миллиардов долларов на одиночные полеты, имеющие в основном моральное значение, желающих не находится.

В январе 2004 года Джордж Буш объявил о старте амбициозной программы, предусматривавшей возвращение человека на Луну к 2020-му и полет на Марс к 2031 году, но с началом глобального экономического кризиса разговоры о ней утихли.

В России пока в основном имитируют полет на Марс в земных условиях. Очередной эксперимент такого рода успешно завершился буквально на днях.

Вполне возможно, что первую базу на Луне создадут китайцы. Поднимающаяся азиатская сверхдержава нуждается в самоутверждении.

Кое-кто и сегодня, глядя на полную Луну, испытывает душевное волнение при мысли, что по этому небесному диску ходили люди, и верит в космическое будущее цивилизации. Другие - и таких, пожалуй, большинство - настроены прозаически, полагают, что следует больше заниматься земными проблемами, а далеко вперед не заглядывают.

К 40-летию полета американского космического корабля «Аполлон-11»

«Один маленький шаг для человека, один гигантский скачок для человечества» (That is one small step for a man, one giant leap for mankind) - эти слова сказал Нейл Армстронг, когда первым из людей ступил на поверхность Луны. Произошло это эпохальное событие 40 лет назад, 20 июля 1969 года.

1. Дважды два вопроса

По прошествии десятилетий вокруг темы посещения человеком Луны развилось множество легенд и спекуляций. Самая известная и сенсационная из них – что американские астронавты не высаживались на поверхность Луны, а все телевизионные репортажи о высадке и сама программа «Аполлон» были грандиозной мистификацией. Некоторые острословы даже переиначили фразу Армстронга о «гигантском скачке человечества» в «гигантское надувательство человечества». «Неопровержимой аргументации» в пользу того, что люди не были на Луне, уже посвящена обширная литература и десятки, если не сотни фильмов, снятых в разных странах и на разных языках.

Почти одновременно с этим, в конце 1980-х годов, в (тогда ещё) СССР были обнародованы сведения о наличии в 1960-1970-е гг. советской программы пилотируемых полётов на Луну. Стало известно, что в СССР также планировалось осуществить сначала облёт Луны космонавтами, а потом высадку на поверхность нашего естественного спутника.

Однако руководство СССР, как, впрочем, и США, видело в высадке на Луну только политический смысл.

После полёта «Аполлона-11» стало ясно, что Советский Союз безнадёжно отстал от США в осуществлении лунной программы. По мнению вождей КПСС, полёт советских космонавтов на Луну в таких условиях уже бы не возымел должного эффекта в остальном мире. Поэтому советская лунная программа была заморожена на стадии, уже близкой к пилотируемому полёту, а официально было объявлено, что у СССР как будто и не было никогда такой программы. Что СССР двигался альтернативным путём и уделял главное внимание не политическому престижу, а научным исследованиям Луны с помощью автоматических аппаратов, в чём наша космонавтика, действительно, добилась больших успехов. Таково наиболее популярное объяснение того, почему советские космонавты так и не повторили достижения американских коллег-конкурентов.

Итак, в историографии (если так можно выразиться) лунной проблемы сейчас господствуют два различно решаемых вопроса:

1. Высаживались ли американцы на Луне?

2. Почему не была доведена до конца советская лунная программа?

Если всмотреться внимательно, то оба вопроса взаимосвязаны, и сама постановка второго есть как бы ответ на первый. В самом деле, если советская лунная программа действительно существовала и уже была близка к осуществлению, почему нельзя предположить, что американцы смогли реально воплотить в жизнь свою программу «Аполлон»?

Ещё один вопрос, вытекающий отсюда. Если бы у советских специалистов по космосу имелись хоть малейшие сомнения в подлинности факта высадки американцев на Луне, неужели советское руководство, исходя именно из политических целей лунной программы, не довело бы её до конца только для того, чтобы уличить американцев во вселенской лжи и нанести тем самым смертельный удар международному престижу США, одновременно подняв на небывалую высоту авторитет СССР?

Хотя в этих двух вопросах уже содержится ответ на самый первый, разберёмся во всём по порядку. Начнём с официальной версии истории программы «Аполлон».

2. Как немецкий гений поднял янки в космос

Успехи американского ракетостроения связаны в первую очередь с именем знаменитого немецкого конструктора барона Вернера фон Брауна – создателя первых боевых баллистических ракет V-2 (Фау-2). В конце войны Браун в числе других немецких специалистов в сфере передовых военных технологий был вывезен в США.

Однако американцы долго не доверяли Брауну проведение серьёзных исследований. Работая в арсенале Хантсвилля (штат Алабама) над ракетами малой дальности, Браун продолжал проектирование перспективных ракет-носителей (РН), способных развить космическую скорость. Но контракт на создание такой ракеты и спутника получили ВМС США.

В июле 1955 года президент США Дуайт Эйзенхауэр публично пообещал, что его страна в самом скором времени запустит первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Однако сказать было легче, чем сделать. Если у нас гений Сергея Павловича Королёва довольно быстро создал принципиально новые ракетные системы, то у американцев доморощенных мастеров такого уровня не было.

Несколько неудачных попыток ВМС запустить свою неизменно взрывавшуюся на старте ракету побудили Пентагон благосклоннее отнестись к бывшему штурмбанфюреру СС, ставшему в 1955 году гражданином США.

В 1956 году Вернер фон Браун получил контракт на разработку межконтинентальной МБР «Юпитер-С» и спутника.

В 1957 году как громом среди ясного неба прозвучало для американцев известие об успешном запуске советского ИСЗ. Стало ясно, что США существенно отстали от СССР в деле проникновения в космос. После очередной неудачи ВМС с запуском своей РН, в руках Брауна были сосредоточены основные работы по созданию перспективных РН и ИСЗ. Эта сфера деятельности была изъята из ведения Пентагона. Для неё в 1958 году была создана особая структура – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) при федеральном правительстве США.

Браун возглавил Космический центр имени Джона Маршалла, преобразованный в 1960 году в Центр космических полётов НАСА. Под его началом работали 2 тысячи сотрудников (затем больше), сосредоточенные в 30 отделах. Все начальники отделов первоначально были немцами – бывшими сотрудниками Брауна по программе V-2. 1 февраля 1958 года состоялся первый успешный запуск РН «Юпитер-С» и вывод на орбиту первого американского ИСЗ «Эксплорер-1». Но венцом всей жизни Вернера фон Брауна стали его ракета «Сатурн-5» и программа «Аполлон».

3. На пути к Луне

1961 год ознаменовался новым триумфом советской науки и техники. 12 апреля первый полёт на космическом корабле (КК) «Восток» совершил Юрий Гагарин. Стремясь создать видимость покрытия отставания от СССР, американцы 5 мая 1961 года запустили по баллистической траектории РН «Редстоун-3» с КК «Меркурий». Первый официально считаемый таковым американский астронавт Алан Бартлет Шепард (впоследствии побывавший на Луне) пробыл в космосе лишь 15 минут и совершил приводнение в Атлантическом океане всего в 300 милях от места старта на мысе Канаверал. Космической скорости его КК так и не достиг. Следующий четвертьчасовой суборбитальный полёт «Меркурия» (астронавт Вирджил И. Гриссом) состоялся 21 июля 1961 года.

Как бы в издёвку 6-7 августа состоялся второй полноценный орбитальный полёт советского КК. Космонавт Герман Титов на «Востоке-2» пробыл в космосе 25 ч 18 мин, совершив за это время 17 оборотов вокруг Земли. Первый нормальный орбитальный полёт у американцев получился только 20 февраля 1962 года (астронавт Джон Х. Гленн) благодаря новой, более мощной РН «Атлас». КК «Меркурий» совершил всего 3 оборота вокруг Земли, пробыв на орбите менее пяти часов.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди провозгласил своего рода «национальный проект», призванный покончить с отставанием США от СССР в космической области и преодолеть возникший у американцев комплекс неполноценности.

Он пообещал, что американцы раньше русских высадятся на Луну и произойдёт это ещё до конца 1960-х гг. Отныне любые программы пилотируемых космических полётов в США (следующим стал проект «Джемини») были подчинены одной цели – подготовке высадки на Луну. Так был дан старт проекту «Аполлон». Правда, Кеннеди не довелось дожить до его осуществления.

Высадка на Луну требовала решения двух сложнейших технических задач. Первая – маневрирование, расстыковка и стыковка модулей КК на околоземной и окололунной орбитах. Вторая – создание достаточно мощной РН, способной придать полезному грузу, состоящему из двухмодульного КК, трёх астронавтов и систем жизнеобеспечения (СЖО), второй космической скорости (11,2 км/сек).

В ходе полётов КК «Джемини» вокруг Земли уже наметилось преодоление отставания США от СССР в решении сложных задач для космических аппаратов и человека в космосе. «Джемини-3» (экипаж В.И. Гриссом и Джон У. Янг) 23 марта 1965 года совершил первый манёвр в космосе с помощью ручного управления. В июне 1965 года астронавт Эдуард Х. Уайт покинул «Джемини-4» и пробыл в открытом космосе 21 минуту (тремя месяцами раньше наш Алексей Леонов – 10 минут). В августе 1965 года экипаж «Джемини-5» (Л. Гордон Купер и Чарльз Конрад) установил новый мировой рекорд продолжительности орбитального полёта – 191 час. Для сравнения: в то время советский рекорд продолжительности орбитального полёта, установленный в 1963 году пилотом «Востока-5» Валерием Быковским, составлял 119 часов.

А в декабре 1965 года экипаж «Джемини-7» (Фрэнк Борман и Джеймс А. Ловелл) совершил за 330 с половиной часов 206 витков по околоземной орбите! В ходе этого полёта было осуществлено сближение с «Джемини-6А» (Уолтер М. Ширра и Томас П. Стаффорд) на расстояние менее двух метров (!), и в таком положении оба КК совершили несколько оборотов вокруг Земли. Наконец, в марте 1966 года экипаж «Джемини-8» (Нейл А. Армстронг и Дэвид Р. Скотт) совершил первую стыковку на орбите с беспилотным модулем «Аджена».

Первые КК серии «Аполлон» были беспилотными. На них в автоматическом режиме отрабатывались элементы полёта на Луну. Первое испытание новой мощной РН «Сатурн-5» было проведено в ноябре 1967 года в блоке с КК «Аполлон-4». Третья ступень РН придала модулю скорость порядка 11 км/сек и вывела его на эллиптическую орбиту с апогеем 18 тыс. км, по сходе с которой КК сгорел в атмосфере. На «Аполлоне-5» в феврале 1968 года на орбите ИСЗ в беспилотном режиме имитировались разные режимы работы лунного модуля.

«Сатурн-5» до сих пор остаётся самой мощной РН в истории.

Стартовый вес РН составлял 3000 тонн, из которых 2000 тонн – вес топлива первой ступени. Вес второй ступени – 500 тонн. Две ступени выводили третью с двухмодульным КК на орбиту ИСЗ. Третья ступень придавала КК, состоящему из орбитального отсека с маршевым двигателем и лунной кабины, разделённой на посадочную и взлётную ступени, вторую космическую скорость. «Сатурн-5» была способна вывести на околоземную орбиту полезный груз весом до 150 тонн (включая вес третьей ступени с полными баками), а на траекторию полёта к Луне – 50 тонн. На космодроме вся эта конструкция вздымалась на высоту 110 м.

Первый пилотируемый полёт по программе «Аполлон» состоялся в октябре 1968 года. «Аполлон-7» (Уолтер М. Ширра – первым из людей трижды слетал в космос, Донн Ф. Эйзел, Р. Уолтер Каннингэм) совершил 163 оборота вокруг Земли продолжительностью 260 часов, что превышало расчётный при полёте к Луне и обратно. 21 декабря 1968 года «Аполлон-8» (Фрэнк Борман, Джеймс А. Ловелл, для которого это был третий космический полёт, и Уильям А. Андерс) отправился в первый в истории пилотируемый полёт к Луне. Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат (лунная кабина) ещё не был готов. Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. «Аполлон-8» совершил 10 оборотов вокруг Луны.

По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев.

Экипаж «Аполлона-9» (Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р. Скотт, Рассел Л. Швейкарт) в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» (Томас П. Стаффорд и Джон У. Янг – для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан) в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите! Орбитальный (командный) отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника! В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё.

4. Первые люди на Луне

«Аполлон-11» (командир корабля – Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля – Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля – Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос) стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток.

Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта. Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну.

При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального (командного) модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту. Затем Армстронг и Олдрин перебрались в лунный модуль, который вскоре был отстыкован от орбитального отсека и вышел на самостоятельную орбиту искусственного спутника Луны, выбирая место для посадки. 20 июля 1969 года в 15 часов 17 минут по времени восточных штатов США (23-17 по Москве) лунная кабина «Аполлона-11» совершила мягкую посадку на Луне в юго-западной части Моря Спокойствия.

Через шесть с половиной часов, после облачения в скафандры и разгерметизации лунного отсека, Нейл Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны. Именно тогда он и сказал свою знаменитую фразу.

Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек (из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд.) в шести частях света, включая Антарктиду, а также соцстраны Восточной Европы.

СССР это событие проигнорировал.

«Лунная поверхность в момент прилунения была ярко освещена и напоминала пустыню в знойный день. Поскольку небо чёрное, можно было вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под лучами прожекторов. Ни звёзд, ни планет, за исключением Земли, не было видно», – описывал свои впечатления Армстронг. Примерно то же он сказал в телекамеру и вскоре после выхода на поверхность: «Словно высокогорная пустыня в Соединённых Штатах. Неповторимая красота!». «Величественное одиночество!», – вторил ему Олдрин, присоединившийся к Армстронгу через 20 минут.

«Грунт на поверхности мягкий и сыпучий, – сообщал Армстронг о своих впечатлениях, – Я легко поднимаю пыль носком башмака. В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». «Серовато-коричневый грунт Луны, – писал ноябрьский (1969 г.) номер журнала «Америка», выходившего в СССР, – оказался скользким, он прилипал к подошвам астронавтов. Когда Олдрин вставлял в грунт шест, ему казалось, что шест входил во что-то сырое». Впоследствии эти «земные» сравнения стали использоваться скептиками для подтверждения мысли, будто астронавты не были на Луне.

Вернувшись в лунную кабину, астронавты подкачали кислород, сняли скафандры и после отдыха стали готовиться к взлёту. Отработанная посадочная ступень была отстыкована, и теперь лунный модуль состоял из одной взлётной ступени. Общее время пребывания астронавтов на Луне составило 21 час 37 минут, из них вне лунной кабины астронавты пробыли всего лишь немногим больше двух часов.

На орбите лунный отсек присоединился к основному, пилотируемому Майклом Коллинзом. Ему была уготована самая незавидная, но и самая безопасная роль в лунной экспедиции – кружиться на орбите, дожидаясь своих коллег. Перейдя в орбитальный отсек, астронавты задраили переходный люк и отстыковали то, что оставалось от лунной кабины. Теперь КК «Аполлон-11» представлял собой один основной блок, который и взял курс на Землю. Обратный путь был короче пути на Луну и составлял всего двое с половиной суток – упасть на Землю легче и быстрее, чем с неё улететь.

Вторая высадка на Луну состоялась 19 ноября 1969 года. Члены экипажа «Аполлона-12» Чарльз Питер Конрад (третий полёт в космос; всего он совершил их четыре) и Алан Лаверн Бин пробыли на поверхности Луны 31 час с половиной, из них вне КК 7,5 часов за два выхода. Помимо установки научных приборов, астронавты демонтировали для доставки на Землю ряд приборов с американского автоматического космического аппарата (АКА) «Сервейор-3», опустившегося на поверхность Луны в 1967 году.

Рейс «Аполлона-13» в апреле 1970 года оказался неудачным. В полёте произошла серьёзная авария, возникла угроза выхода из строя СЖО. Вынужденно отменив высадку на Луну, экипаж «Аполлона-13» совершил облёт нашего естественного спутника и по той же эллиптической орбите вернулся на Землю. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать).

Это, кажется, единственный полёт на Луну, на который Голливуд откликнулся художественным фильмом. Удачные полёты не привлекли его внимания.

Едва не случившаяся катастрофа с «Аполлоном-13» заставила уделить повышенное внимание надёжности всех бортовых систем КК. Следующий полёт по лунной программе состоялся только в 1971 году.

5 февраля 1971 года ветеран американской астронавтики Алан Бартлет Шепард и новичок Эдгар Дин Митчелл прилунились в районе кратера Фра Мауро. Они дважды выходили на лунную поверхность (каждый раз – более четырёх часов), а общее время пребывания модуля «Аполлона-14» на Луне составило 33 часа 24 минуты.

30 июля 1971 года на поверхность Луны опустился модуль «Аполлона-15» с Дэвидом Рэндольфом Скоттом (третий полёт в космос) и Джеймсом Бенсоном Ирвином. Астронавты впервые использовали механическое средство передвижения по Луне – «лунный автомобиль» – платформу с электромотором мощностью всего 0,25 лошадиной силы. Астронавты совершили три экскурсии общей продолжительностью 18 часов 35 минут и проехали по Луне 27 километров. Общее время пребывания на Луне составило 66 часов 55 минут. Перед стартом с Луны астронавты оставили на её поверхности телекамеру, работавшую в автоматическом режиме. Она передала на экраны земного телевидения момент взлёта лунной кабины.

«Лунный автомобиль» использовали участники двух следующих экспедиций. 21 апреля 1972 года командир «Аполлона-16» Джон Уоттс Янг и пилот лунного модуля Чарльз Мосс Дьюк высадились в районе кратера Декарт. Для Янга это был второй полёт к Луне, но первая высадка на неё (всего Янг совершил шесть полётов в космос). Почти трое суток КК пробыл на Луне. За это время было совершено три экскурсии общей продолжительностью 20 часов 14 минут.

Последними на сегодняшний день людьми, побывавшими на Луне, 11-14 декабря 1972 г. стали Юджин Эндрю Сернан (для которого, как и для Янга, это был второй полёт к Луне и первая высадка на неё) и Харрисон Хейган Шмит. Экипаж «Аполлона-17» поставил целый ряд рекордов: пробыл на Луне 75 часов, из них 22 часа вне КК, проехал по поверхности ночного светила 36 км и привёз на Землю 110 кг образцов лунных пород.

К этому моменту общая стоимость расходов по программе «Аполлон» превысила 25 млрд. долларов (135 млрд. в ценах 2005 года), что побудило НАСА свернуть её дальнейшее осуществление. Намеченные полёты на «Аполлонах-18, -19 и -20» были отменены. Из трёх оставшихся РН «Сатурн-5» одна вывела в 1973 году на орбиту ИСЗ единственную американскую орбитальную станцию «Скайлэб», две другие стали музейными экспонатами.

Ликвидация программы «Аполлон» и отмена некоторых других амбициозных проектов (в частности, пилотируемого полёта на Марс) стали разочарованием для Вернера фон Брауна, в 1970 году ставшего заместителем директора НАСА по планированию космических полётов, и, возможно, ускорили его смерть. В 1972 году Браун уволился из НАСА и спустя пять лет умер.

Стимулировав вначале старт лунных программ США и СССР, «холодная война» затем направила развитие космических технологий в узкое русло гонки вооружений.

Для США приоритетной стала программа КК многоразового использования «Спейс Шаттл», для СССР – долговременных орбитальных станций. Казалось, мир неудержимо катится к «звёздным войнам» в околоземном пространстве. Эпоха космической романтики и покорения пространств отходила в прошлое…

5. Откуда сомнения?

По прошествии нескольких лет стали высказываться сомнения: а правда ли американцы высаживались на Луне? Ныне существуют уже достаточно большой пласт литературы и богатая фильмотека, доказывающие, что программа «Аполлон» была грандиозной мистификацией. При этом среди скептиков есть две точки зрения. Согласно одной, в рамках программы «Аполлон» вообще не производилось никаких космических полётов. Астронавты всё время оставались на Земле, а «лунные кадры» снимались в особой секретной лаборатории, созданной специалистами НАСА где-то в пустыне. Более умеренные скептики признают возможность осуществления американцами реальных облётов Луны, однако сами моменты высадки считают фальшивкой и киномонтажем.

Приверженцы этой сенсационной гипотезы разработали подробную аргументацию. Наиболее сильным доводом, по их мнению, является то, что на кадрах высадки астронавтов на Луну лунная поверхность выглядит не так, как (опять же, по их разумению) она должна была бы выглядеть. Так, они считают, что на снимках должны быть видны звёзды, так как на Луне нет атмосферы. Обращают внимание и на то, что на некоторых снимках, якобы, положение теней указывает на очень близкое, в пределах нескольких метрах, расположение источника света. Отмечают также чрезмерно близкую и как бы обрезанную линию горизонта.

Следующая группа аргументов связана с «неправильным» поведением материальных тел. Так, установленный астронавтами флаг США колыхался как будто под порывами ветра, между тем как на Луне – вакуум. Обращают внимание и на странное передвижение астронавтов в скафандрах. Они утверждают, что в условиях силы тяжести вшестеро меньше земной астронавты должны были передвигаться огромными (чуть ли не в десяток метров) прыжками. И уверяют, что странная походка астронавтов как раз имитировала в условиях земного притяжения «прыжковое» передвижение по Луне с помощью… пружинных механизмов в скафандрах.

Внушают, что чуть ли не все астронавты, летавшие, согласно официальной версии, к Луне, впоследствии отказывались распространяться о своих полётах, давать интервью, писать мемуары. Многие сходили с ума, умирали загадочной смертью и т.д. Для скептиков это доказательство того, что астронавты испытывали страшное напряжение, связанное с необходимостью скрывать какую-то страшную тайну.

Любопытно, что для уфологов странное поведение многих астронавтов «лунного отряда» служит для доказательства совсем другого, а именно – того, что на Луне они якобы вступили в контакт с внеземной цивилизацией!

Наконец, последняя группа аргументов основывается на тезисе, будто технологии конца 1960-х – начала 1970-х годов не позволяли совершить трём людям пилотируемый полёт на Луну с возвращением на Землю. Указывают на недостаточную мощность тогдашних РН, а самое главное (неотразимый аргумент в наше время!) – на несовершенство компьютеров! Причём здесь скептики себе же противоречат. Они тем самым вынуждены признать, что в те времена не было возможностей для компьютерно-графической имитации хода лунной экспедиции!

У сторонников подлинности высадок человека на Луну существует столь же развёрнутая система контраргументов. Помимо указаний на внутренние противоречия скептической теории, а также на то, что её аргументы могут использоваться для доказательства сразу нескольких взаимоисключающих точек зрения, что по логике считается автоматическим опровержением всех их, они дают физическое объяснение отмеченным «странностям».

Первая – лунное небо, на котором не видно звёзд. Попробуйте посмотреть ночью на ясное небо, находясь в ярком свете уличного фонаря. Увидите вы хоть одну звезду? Но они там есть: стоит отойти в тень от фонаря – звёзды проступят. Взирая на лунный мир при ярчайшем (в вакууме же!) свете Солнца через мощные светофильтры, и астронавты, и «глаз» телекамеры, естественно, могли фиксировать только самые яркие объекты –лунную поверхность, лунную кабину и людей в скафандрах.

Луна почти вчетверо меньше Земли, поэтому и кривизна поверхности там больше, а линия горизонта расположена ближе, чем мы привыкли. Эффект близости усиливается отсутствием воздуха – объекты на линии горизонта Луны видны также отчётливо, что и находящиеся вблизи наблюдателя.

Колебания флага из фольги происходили, естественно, не под действием ветра, а по принципу маятника – древко с силой втыкали в лунный грунт. В дальнейшем он получал ещё импульсы для колебаний от шагов астронавтов. Установленный ими сейсмограф сразу уловил сотрясение грунта, вызванное передвижением людей. Эти колебания, как и любые другие, имели волновую природу и соответственно передавались на флаг.

Когда на экранах ТВ мы видим космонавтов в скафандрах, мы всегда поражаемся их неуклюжести в такой громоздкой конструкции. И на Луне, несмотря на вшестеро меньшую силу тяжести, они при всём желании не смогли бы летать, чего от них почему-то ожидали. Они пробовали было двигаться прыжками, но потом установили, что земной шаг (в скафандрах) приемлем и на Луне. На экранах Армстронг легко поднял тяжеленный (на Земле) ящик с инструментами и сказал с ребяческим восторгом: «Вот уж где можно далеко забросить любую вещь!». Впрочем, скептики уверяют, что сцена была наигранной, и что ящик, из которого астронавты потом доставали научное оборудование, в тот момент был…пустым.

Слишком уж грандиозной и многолетней должна была бы быть мистификация, а в тайну пришлось бы посвятить не одну тысячу учёных специалистов!

Вряд ли даже тоталитарное государство способно осуществить столь жёсткий контроль над такой массой людей и не допустить утечки информации. Члены экипажа «Аполлона-11» установили на Луне лазерный отражатель, который потом использовался для лазерной локации с Земли и определения точного расстояния до Луны. Сеанс локации тоже был сфабрикован? Или отражатель и другие приборы, передававшие сигналы на Землю до 1980-х годов, все были установлены автоматами?

Астронавты всех шести экспедиций, высаживавшихся (согласно официальной версии) на Луну, привезли на Землю в общей сложности 380 кг образцов лунных пород и лунной пыли (для сравнения: советские и американские АКА – всего 330 граммов, что доказывает гораздо более высокую эффективность пилотируемых полётов по сравнению с АКА для исследований небесных тел). Неужели все они были собраны на Земле, а потом выданы за лунные? Даже те, возраст которых составляет 4,6 млрд. лет, что не имеет признанных аналогов на Земле? Впрочем, скептики говорят (отчасти они правы), что нет надёжных методов для точного определения возраста столь древних пород. А все эти центнеры лунного грунта якобы привезены на Землю автоматами. Тогда почему их вес на три порядка выше, чем привезённого всеми прочими АКА, вместе взятыми? А если они земные, тогда почему их состав идентичен лунному грунту, доставленному автоматами на Землю или проанализированному нашими «Луноходами» на самой Луне?

Обращает на себя внимание и то, что скептики концентрируют усилия главным образом на опровержении подлинности первой высадки человека на Луну. Тогда как для подтверждения своей теории им необходимо опровергнуть по отдельности подлинность каждой из шести официально имевших место высадок. Чего они не делают.

Что касается несовершенства тогдашних технологий, то «убийственность» данного аргумента отражает ущербность сознания современного цивилизованного человечества, поставившего себя в фатальную зависимость от компьютеров.

Как раз на рубеже 1960-1970-х гг. цивилизация стала круто менять парадигму своего развития. На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества. Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу – от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил (а может быть, в известной степени, и сформировал) голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей.

Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше (я бы даже сказал – возвышеннее), чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство. Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем. Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства.

Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. В те годы США действительно обогнали СССР по многим направлениям космических исследований. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии. Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др. Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц (14,85 млрд. км) от Земли и исследующими уже межзвёздное пространство, поддерживается до сих пор.

Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа.

Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад.

6. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне?

Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий. Развитие космонавтики в СССР после успешных запусков ИСЗ и первых пилотируемых полётов стало «многовекторным». Расширялись функции спутниковых систем, совершенствовались КК для околоземных полётов, запускались АКА к Венере и Марсу. Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области.

Вторая причина – то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН – аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты – РН Н-1 (на фото) – постиг целый ряд катастроф. После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты.

Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро (ОКБ). Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов.

Другими словами, в СССР, в отличие от США, лунная программа не была единой.

Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один. Программы облёта Луны, высадки на Луну и создания тяжёлой РН реализовывались во многом раздельно.

Наконец, руководство СССР рассматривало высадку человека на Луне исключительно в политическом контексте. Отставание от США в осуществлении пилотируемого полёта на Луну почему-то оценивалось им как худшее признание поражения, нежели «отмазка», будто лунной программы у СССР вовсе не было. В последнее мало кто верил даже тогда, а отсутствие намёков на попытки хотя бы повторить достижение американцев воспринимались и в нашем обществе, и во всём мире, как признак безнадёжного отставания от США в сфере космических технологий.

Проект ЛК-1 («Лунный корабль-1»), предусматривавший облёт Луны с одним космонавтом на борту КК, был подписан руководителем ОКБ-52 Владимиром Николаевичем Челомеем 3 августа 1964 года. Он ориентировался на разрабатывавшуюся в этом же ОКБ РН УР500К (прототип последующей РН «Протон», впервые успешно испытанной 16 июля 1965 года). Но в декабре 1965 года Политбюро решает сосредоточить все практические работы по лунной программе в ОКБ-1 Сергея Королёва. Там были представлены два проекта.

Проект Л-1 предусматривал облёт Луны экипажем из двух человек. Другой (Л-3), подписанный Королёвым ещё в декабре 1964 года – полёт к Луне экипажа тоже из двух человек с высадкой на поверхность Луны одного космонавта. Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг.

В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. Главой ОКБ-1 становится Василий Павлович Мишин. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей – особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко.

Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме.

2 марта 1968 года прототип Л-1 под официальным наименованием «Зонд-4» совершил облёт Луны, однако спуск в земной атмосфере оказался неудачным. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район. Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8».

В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне…

В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть.

Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса. Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев.

Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». 30 сентября 1967 года была выполнена первая стыковка на орбите ИСЗ беспилотных аппаратов «Космос-186 и -187». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х.

Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1.

Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг.» С созданием тяжёлой РН связывались надежды на осуществление не только полёта на Луну, но и дальних межпланетных перелётов.

Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой (!) начальным весом 2750 тонн. По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле. Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн.

Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года (уже после первого облёта Луны американцами), с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению.

Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 (дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона»). Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев (от которого те потом отказались). Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта.

Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг., а первую высадку на Луну – годах в 1973-1974-м.

Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х – начале 60-х гг. такое было бы невозможно!

Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы (тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости). Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН.

Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса.

Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН (которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей) разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» (ТМК). Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю.

Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. провели в герметичной камере с автономной СЖО целый год. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы». Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1.

В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале – середине 1980-х годов.

Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны…

7. Есть ли будущее у лунных экспедиций?

Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации. Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну. Джордж Буш-младший провозгласил задачу возвращения американцев на Луну до 2020 года и последующего полёта на Марс. К тому времени сменится уже несколько президентов, и с Буша, в случае неисполнения его «предначертаний», как говорится, взятки будут гладки.

В наше время космические исследования и покорение мировых пространств решительно сместились из приоритетов на периферию общественного интереса буквально во всех странах мира.

Это хорошо видно и по удельному весу сообщений такого рода в общем медиа-потоке. Если в советское время почти каждый гражданин СССР знал, есть ли сейчас наши космонавты на орбите и кто именно, то сейчас лишь незначительное меньшинство твёрдо знает, находятся ли в данный момент космонавты на борту Международной космической станции. Впрочем, большинство, вероятно, даже не знает, что это такое.

Между тем эффективность пилотируемых полётов для научных исследований была доказана теми же экспедициями «Аполлонов». За трое суток пребывания на Луне два астронавта успевали проделать объёмы научной работы, на порядки превышавшие те, которые провели оба наших лунохода за 15 месяцев! Программа «Аполлон» имела важное значение для научно-технического прогресса. Многие её наработки были использованы затем в самых различных проектах. Испытание новейшего оборудования в условиях дальних космических перелётов – это совершенно уникальная возможность, чреватая резким рывком вперёд во всех научно-технических сферах. Многомиллиардные затраты на программу «Аполлон» в конечном итоге полностью окупились и принесли прибыль благодаря внедрению новых технологий.

Однако, несмотря на появляющиеся время от времени проекты долговременных обитаемых станций на Луне, правительства ведущих держав мира ни по отдельности, ни вместе, не спешат раскошеливаться на подобные программы. Дело тут не только в прижимистости, но и в отсутствии амбиций. Внеземные пространства перестали волновать и притягивать людей. Человечество явно нуждается в дополнительных стимулах для активизации космического вектора своего развития.

Специально для Столетия

20 июля 1969 года в 20ч17м по Гринвичу американский корабль "Аполлон-11" совершил посадку на поверхность Луны. Впервые человек воплотил свою мечту и ступил на другое небесное тело. Это был успех всего человечества, подготовленный многими поколениями. Но это был и успех США, которые в "лунной" гонке сумели опередить СССР, впервые обозначив результат "холодной войны". Через 6 часов после приземления (термина "прилунение" не существует до сих пор) астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин надели скафандры с ранцевой системой, открыли люк и спустились на поверхность Луны.

Командир экипажа Нейл Армстронг, ступив на поверхность Луны, сказал вошедшие в историю слова, которые, ясное дело, не были экспромтом: "Это небольшой шаг для человека, но огромный прыжок для человечества!" Этот спич был согласован со всеми американскими инстанциями, но после небольшой паузы Армстронг вдруг сказал вторую, неутверждённую фразу: "Успехов вам, мистер Кински". На протяжении многих лет у Нейла Армстронга выпытывали, что значат эти слова и кто такой мистер Кински, но первый человек на Луне хранил тайну...

Телетрансляцию о высадке человека на Луне вели все страны. Кроме СССР и Китая. Китайскую логику понять может только китаец. Что касается СССР, то наша страна просто не могла позволить своим гражданам присутствовать на триумфе супостата. СССР всё делал для того, чтобы обогнать Америку с высадкой на Луне. По автоматическим аппаратам мы были вне конкуренции - первый облёт Луны, первые фото, первая мягкая посадка, первые луноходы. Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт – всего 330 граммов (6 американских "Аполлонов" доставили 380 кг лунного грунта). 21 июля 1969 года очередной советский автомат "Луна-15" вновь приземлился на Луну, но, надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Армстронга. Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта только в 1976 году.
Но конечная цель – это высадка человека. Однако советская лунная ракета Н1, заложенная Королёвым и предназначенная для доставки экипажа, не сумела взлететь – четыре испытания закончились авариями. Несколько экипажей интенсивно готовились к лунной экспедиции, на неё были брошены лучшие силы. Командиром первого экипажа был Алексей Леонов – первый человек, вышедший в космос. Главным конструктором лунного корабля был Юрий Семёнов, ныне генеральный конструктор НПО "Энергия" им. Королева. Как говорил академик Семёнов, работа над лунной программой увлекла его настолько, что он именно тогда отказался от мечты самому стать космонавтом.

Три минуты после приземления на Луну астронавты находились в состоянии полной готовности к обратному аварийному старту. Это произошло бы в том случае, если бы опоры шасси ушли глубоко в грунт или наклон поверхности в месте посадки оказался больше 30º. Частота пульса Армстронга составляла в этот момент 160 ударов, у Олдрина – 156 ударов в минуту.

Через полчаса после Армстронга на поверхность Луны вышел Олдрин. В 15 метрах от корабля был установлен штатив с телекамерой, которая вела трансляцию на Землю. Астронавты сделали фотоснимки, собрали образцы грунта. Были опробованы различные способы передвижения в условиях слабой лунной гравитации: Олдрин прыгал, Армстронг страховал. Около двух минут с астронавтами говорил лично президент США Ричард Никсон. На поверхности были установлены научные приборы. Продолжительность пребывания на поверхности Луны составила 2 часа, астронавты не удалялись от корабля дальше, чем на 30 метров.

Лунная программа США стартовала, можно сказать, 12 апреля 1961 года, когда под влиянием успехов СССР в космонавтике, президент Кеннеди принял решение усилить внимание к национальной системе образования, к науке, к космонавтике. Уже 25 мая 1961 года Кеннеди в послании конгрессу и американскому народу объявил цель нации: осуществление в текущем десятилетии пилотируемой экспедиции на Луну. С 1969 по 1972 год к Луне стартовало 7 экипажей, лишь один из них не сумел выполнить посадку. Всякий раз на орбите оставался один астронавт, двое высаживались на Луну, затем возвращались в основной отсек. В первой экспедиции на орбите дежурил Майкл Коллинз.

Конечно, США не могли не придавать лунной программе политической окраски. Но делали они это не так топорно, как в СССР. На посадочной ступени, которая осталась на Луне, были прикреплены карта Земли и табличка с надписью: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от всего человечества". Под этими словами стояли подписи трёх астронавтов и президента США. На Луну были доставлены медали погибших американских астронавтов и советских космонавтов, в том числе Гагарина, а также капсула с посланиями глав 74 государств, среди которых СССР не было.

За лунную программу США была заплачена высокая цена. Один из экипажей "Аполлона" погиб во время земной тренировки. Экипаж "Аполлона-13", не добравшись до Луны, едва вернулся на Землю. Финансовые затраты НАСА на программу "Аполлон" составили 25 млрд долл. (эквивалент нынешним 120 млрд), что оказалось тяжёлой ношей для американского бюджета. Только через 30 лет после закрытия программы "Аполлон" президент Буш-младший вновь заговорил о лунных экспедициях.

Начиная с Колумба, любая великая экспедиция обрастала множеством легенд. Полеты "Аполлонов" на Луну не исключение. Последняя из легенд: астронавты на Луне видели скелеты советских космонавтов, которых СССР посылал на Луну, чтобы обслуживать свои многочисленные луноходы и приборы. Но СССР ничего не сообщал миру об этих экспедициях, потому что это были космонавты-смертники. На советскую родину возвратиться им было не суждено. По существу опровергать легенду бессмысленно. Но стоит заметить: на Луне нет бактерий гниения, и космонавт не может превратиться в скелет.

20 июля 1969 года человек впервые ступил на другое небесное тело. Наряду с первым полетом человека в космос, это событие является одним из ключевых во всей мировой истории. Человеческий интеллект, воля и любопытство помогли открыть новую космическую эру.

Самыми известными людьми, побывавшими на Луне, конечно же, стали те, кто первыми на неё высадились. Ими были Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Но члены экипажа «Аполлона-11» — не единственные, кто побывал на нашем спутнике. Всего на поверхности Луны в течение шести высадок побывали 12 астронавтов.

Аполлон-11, 20 июля 1969 года

Нил Армстронг; Эдвин Олдрин

Через шесть часов после прилунения, Нил Армстронг – первый человек на Луне – сказал свою знаменитую фразу: «That`s one small step for a man, one giant leap for mankind” (Это один маленький шаг для человека, но огромный шаг для человечества). Олдрин и Нил находились на поверхности Луны 2,5 часа. И если Армстронг был первым человеком, ступившим на другое небесное тело, то Олдрин стал первым человеком, помочившимся на другом небесном теле. Конечно же, в специальный резервуар в скафандре.

Аполлон-12, 19 ноября 1969 года

Чарльз Конрад; Алан Бин

После удачной первой высадки человека на Луну, вскоре последовал и второй полет. Чарльз Конрад совершил прогулку по Луне продолжительностью 3 часа 39 минут, во время которой собрал образцы лунного грунта и совершил эксперимент с солнечным ветром. Алан Бин провел на поверхности Луны 2 часа 58 минут. В его задачу входило разместить телекамеру на поверхности, чтобы передать на Землю цветную картинку с видеосъемкой нашего спутника. Однако во время установки объектив телекамеры был несколько секунд направлен в сторону Солнца, из-за чего та вышла из строя, поэтому землянам осталось довольствоваться фотографиями лунной поверхности.

Аполлон-14, 5 февраля 1971 года

Алан Шепард;Эдгар Митчелл

В первый день пребывания на Луне Шепард находился вне корабля в течение 4 часов 49 минут, устанавливая научное оборудование и собирая камни с поверхности. Во второй день пребывания на Луне Митчелл и Шепард совершили путешествие к находящемуся неподалеку кратеру Коун и установили на поверхность Луны научные приборы. Их выход продолжался 4 часа 35 минут.

Аполлон-15, 31 июля 1971 года

Дэвид Скотт; Джеймс Ирвин

Миссия «Аполлон-15» предусматривала нахождение на лунной поверхности в течение 3 дней. Космонавты впервые спали в лунном модуле без скафандров, а по поверхности путешествовали на специально сконструированном лунном ровере. Поэтому неудивительно, что время нахождения Дэвида Скотта и Джеймса на поверхности спутника Земли составляет более 18 с половиной часов. Общее расстояние, которое астронавты проехали на «луномобиле», составляет 27,76 км, а максимальная скорость поездки достигала 13 км/ч.


Джеймс Ирвин и лунный ровер | НАСА

Аполлон-16, 20 апреля 1972 года

Чарльз Дьюк; Джон Янг

Астронавты оставались вне лунного модуля в общей сложности 20 часов 15 минут. В этой миссии был установлен рекорд по массе доставленных на Луну научных приборов – целых 563 кг. Чарльз и Джон находились на нашем спутнике 3 дня, и результатом их работы стали путешествия к горам Стоун и Смоки, кратеру Северный Луч и сбор образцов лунного грунта.

Аполлон-17, 11 декабря 1972 года

Юджин Сернан; Харрисон Шмитт

Аполлон -17 – последний на настоящее время полёт на Луну, в ходе которого была осуществлена высадка людей на поверхность. Экипаж установил сразу два рекорда: максимальное количество привезенных на Землю образцов грунта — 110,5 кг, и самое продолжительное время на поверхности Луны – 22 часа 3 минуты.


Юджин Сернан — последний на данный момент человек, побывавший на Луне | НАСА


Мнение редакции:

Часто приходится слышать о том, что высадка на Луну была сфальсифицирована американцами с целью заставить СССР тратить на космическую программу огромные суммы и, в конечном итоге, разорить его. Иногда кажется, что люди, кричащие о том, что миссия «Аполлон-11» снята в голливудских павильонах, просто забывают или не знают о существовании ещё пяти лунных высадок, правдивость которых не вызывает сомнений. По нашему глубокому убеждению, подобные события и достижения не имеют политических и национальных границ. Нужно прекращать поддерживать глупые споры и вместе двигаться навстречу новым открытиям и мирам, которые ждут человека в далеком космосе.

Иллюстрация: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

После первых успехов по изучению Луны (первая жесткая посадка зонда на поверхность, первый облет с фотографированием невидимой с Земли обратной стороны) перед учеными и конструкторами СССР и США, задействованными в «лунной гонке», объективно встала новая задача. Нужно было обеспечить мягкую посадку исследовательского зонда на поверхность Луны и научиться выводить на ее орбиту искусственные спутники.

Задача эта была непростой. Достаточно сказать, что Сергею Королеву, руководившему ОКБ-1, так и не удалось этого добиться. В 1963-1965 было осуществлено 11 запусков космических аппаратов (каждый удачно запущенный получал официальный номер серии «Луна») с целью мягкой посадки на Луне, и все они потерпели неудачу. Между тем, загруженность ОКБ-1 проектами была чрезмерной, и в конце 1965 года Королев был вынужден передать тему мягкого прилунения в КБ Лавочкина, которым руководил Георгий Бабакин. Именно «бабакинцам» (уже после смерти Королева) удалось войти в историю благодаря успеху «Луны-9».

Первая посадка на Луну


(Нажмите на картинку, чтобы посмотреть схему прилунения космического аппарата)

Вначале станция «Луна-9» 31 января 1966 года была доставлена ракетой на орбиту Земли, а затем с нее отправилась в сторону Луны. Тормозной двигатель станции обеспечил гашение посадочной скорости, а надувные амортизаторы защитили посадочный модуль станции от удара о поверхность. После их отстрела модуль развернулся в рабочее состояние. Полученные от «Луны-9» за время связи с ней первые в мире панорамные изображения лунной поверхности подтвердили теорию ученых о поверхности спутника, не покрытой значительным пылевым слоем.

Первый искусственный спутник Луны

Вторым успехом «бабакинцев», использовавших задел ОКБ-1, стал первый лунный искусственный спутник. Старт космического аппарата «Луна-10» состоялся 31 марта 1966 года, а успешный вывод на окололунную орбиту - 3 апреля. За более чем полуторамесячный период научные приборы «Луны-10» исследовали Луну и окололунное пространство.

Достижения США

Тем временем США, уверенно шедшие к своей главной цели - высадке человека на Луне, стремительно сократили разрыв с СССР и вырвались вперед. Пять космических аппаратов серии Surveyor совершили мягкое прилунение и провели важные исследования в местах посадки. Пять орбитальных картографов Lunar Orbiter составили детальную карту поверхности с высоким разрешением. Четыре испытательных пилотируемых полета космических кораблей Apollo, в том числе два с выходом на орбиту Луны, подтвердили правильность принятых при разработке и проектировании программы решений, а техника доказала свою надежность.

Первая высадка человека на луне

В экипаж первой лунной экспедиции вошли астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин м Майкл Коллинз. Космический корабль Apollo 11 отправился в полет 16 июля 1969 года. Гигантская трехступенчатая ракета Saturn V отработала без замечаний, и Apollo 11 отправился к Луне. Выйдя на окололунную орбиту, он разделился на орбитальный модуль Columbia и лунный модуль Eagle, пилотируемый астронавтами Армстронгом и Олдрином. 20 июля он прилунился на юго-западе Моря Спокойствия.

Спустя шесть часов после посадки, Нил Армстронг вышел из кабины лунного модуля и в 2 часа 56 минут 15 секунд по всемирному времени 21 июля 1969 года впервые в человеческой истории ступил на лунный реголит. Вскоре к командиру первой лунной экспедиции присоединился Олдрин. Они провели на поверхности Луны 151 минуту, разместили на ней атрибутику и научную аппаратуру, взамен загрузив в модуль 21,55 кг лунных камней.

Окончание «лунной гонки»

Оставив на поверхности посадочный блок, взлетная ступень Eagle стартовала с Луны и состыковалась с Columbia. Воссоединившись, экипаж направил Apollo 11 к Земле. Затормозившись в атмосфере со второй космической скоростью, командный модуль с астронавтами после более чем 8-суточного полета мягко опустился в волны Тихого океана. Главная цель «лунной гонки» была достигнута.

Обратная сторона луны

(Фотоснимок обратной стороны Луны с приземлившегося аппарата "Чаньэ-4" )

Это сторона невидимая с Земли. 27 октября 1959 года с лунной орбиты обратную сторону сфотографировала советская космическая станция "Луна-3", а спустя более полувека 3 января 2019 года китайский космический аппарат "Чаньэ-4" успешно приземлился на поверхность обратной стороны и прислал первый снимок с ее поверности.