Мириам Розенталь была на четвертом месяце беременности - голодная, смертельно уставшая, замерзшая, грязная и перепуганная - когда у дверей барака в Аушвице появился офицер СС в огромных черных сапогах и новой форме с громкоговорителем в руках.

Он прокричал, чтобы все беременные женщины построились. Построились, построились - ваши порции еды увеличиваются вдвое.

«Можете себе представить? - спрашивает Мириам.- Даже те женщины, которые не были беременными, встали в строй. Я стояла рядом с моей двоюродной сестрой, которая была младше меня, и не торопилась следовать их примеру. Сестра сказала: «Мириам, что ты делаешь?»

«Но меня что-то сдерживало. Кто-то за мной наблюдал. Мне кажется, это, возможно, была мама или сам Господь. 200 женщин встали в строй и все 200 отправились в газовую камеру. Я сама не знаю, почему я не вышла».

«Я спрашивала об этом раввинов. Я спрашивала очень уважаемых людей, но никто мне не ответил. Если вы верите в Бога, считайте, что это сделал Бог. Если вы верите, что это были мои родители, значит это были они - лично я так и думаю».

«Мои родители были очень хорошими людьми, щедрыми и добрыми. Может быть, именно ради них, из-за них я не вышла вперед. Я спрашивала себя об этом каждую ночь, когда лежала в постели».

Ее родители до сих пор находятся в столовой ее опрятного дома на севере Торонто. Глаза Мириам наполнились слезами. Рассказы о тех далеких днях разрывают ей сердце. Она помнит каждую мелочь. «Каждый шаг». Весь ужас. Возможно, ее тело разъедает артрит, ее ноги почти не слушаются, шея болит и в воскресенье ей исполнится 90 лет, но Мириам помнит все.

«Я еще пока не страдаю старческим слабоумием»,- улыбается она.

Решение Мириам не вставать в строй стало только началом, а вовсе не концом ее истории. Она пережила еще много таинственных поворотов судьбы, которая в последние месяцы Второй мировой войны на опустошенных просторах нацистской Германии помогла семи беременным еврейским женщинам встретиться в Кауферинге, недалеко от Дахау, где позже появятся на свет семь еврейских младенцев.

Немцы уничтожили более миллиона еврейских детей. Немцы считали их бесполезными ртами, которые необходимо кормить, поэтому детей они убивали одними из первых, наряду с больными и стариками. Некоторых детей использовали для проведения медицинских экспериментов, но новорожденных умерщвляли при рождении.

Спустя почти 70 лет после окончания войны семеро еврейских детей, рожденных в Кауферинге - три мальчика и четыре девочки - семеро самых юных спасшихся жертв Холокоста до сих пор живы и находятся в разных точках мира.

«Вот мой чудом спасшийся младенец»,- сказала Мириам, остановившись на середине фразы и улыбнувшись вошедшему в комнату 67-летнему «младенцу» Лесли.

«А вот моя чудом спасшаяся мама»,- улыбнулся ей в ответ Лесли Розенталь.

Мириам Розенталь, в девичестве Мириам Шварц, родилась в городе Комарно в Чехословакии 26 августа 1922 года и была самой младшей из 13 детей в семье. Ее отец Яков был фермером.

«Меня баловали,- рассказывает она.- У меня было прекрасное детство. Я постоянно спрашивала у мамы, когда придет моя очередь выходить замуж».

Мириам вместе со своей матерью Лаурой встретились со свахой из Мискольца в Венгрии. Проглядывая записную книгу свахи, где была собрана информация о достойных холостяках, Мириам нашла своего Кларка Гейбла - красивого, как кинозвезда, сына торговца скотом - его звали Бела Розенталь. Молодые люди поженились в Будапеште 5 апреля 1944 года. Мириам приколола розу к вороту своего платья, чтобы прикрыть желтую звезду Давида.

Их медовый месяц оказался коротким. Спустя несколько коротких месяцев после свадьбы Белу отправили в трудовой лагерь, а Мириам - в Аушвиц. Затем ее перевели в Аугсбург на работу на фабрику Мессершмитта. Тем временем ребенок, которого она носила, рос.

Однажды на фабрику пришли два офицера СС с рычащими собаками на поводке и потребовали выдать им беременных женщин. Они повторили свое требование второй раз.

«Я должна была поднять руку, - рассказывает Мириам.- Беременность уже была заметна, и, если бы я не подняла руку, всех этих женщин убили бы. Как я могла не поднять руку? Девушки рыдали, провожая меня. Офицеры СС посадили меня на пассажирский поезд, что было очень необычно. Там была женщина, обычная немка, которая сказала: «Фрау, что с вами? У вас выпали все волосы. На вас обноски. Вы откуда, из психиатрической лечебницы?»

«Она понятия не имела - эта немка - какие ужасы немцы творили с заключенными. Я сказала ей, что я не из лечебницы и что я направляюсь в Аушвиц - в газовую камеру. Она посмотрела на меня так, будто я была сумасшедшей, открыла сумку и достала немного хлеба. Как же быстро я его съела. Я была до смерти голодной».

В это время офицеры СС курили в стороне, а когда вернулись, они объявили Мириам, что ей невероятно повезло, потому что крематориям в Аушвице «капут». Вместо этого Мириам доставили в Кауферинг I, лагерь недалеко от Дахау, лично довели ее до его ворот и назвали номер, вытатуированный у нее на левом предплечье - его можно прочесть до сих пор.

«Они сказали «Прощайте, фрау, удачи!» Можете себе представить? - продолжает Мириам.- Я отправилась с этот лагерь, меня проводили в подвал, и угадайте, кого я там встретила?»

Еще шесть беременных женщин, которые плакали, смеялись, поддерживали друг друга, болтали на венгерском, надеясь в душе на спасение. Один за одним родились дети - роды у матерей принимала еще одна обитательница подвала, венгерская акушерка, чьим единственным инструментом было ведро горячей воды.

Одна из еврейских женщин, в обязанности которой входило наблюдение за остальными, тайно пронесла в их помещение печку, которая помогала будущим матерям не мерзнуть во время суровой зимы 1945 года. Немцы нашли печку и сильно избили эту женщину, изуродовав ее тело своими дубинками.

«С тех пор я долго искала эту женщину,- рассказывает Мириам.- После того как ее избили, она сказала: «Не волнуйтесь, девочки, завтра же печка снова будет у вас».

Так и случилось.

«Он был очень красивым, белокурые волосы, голубые глаза,- вспоминает Мириам.- Эсэсовцы очень удивились, увидев его, и сказали, что он похож на арийца. Они спросили меня, не был ли его отец офицером СС.

«Я сказала, что его отцом был мой муж».

Американские солдаты заплакали, когда, освобождая узников Дахау в конце апреля, они обнаружили семерых младенцев - новая жизнь на костях покойников. Мириам попрощалась со своими сестрами по лагерю и отправилась домой в Чехословакию. Бела тоже остался в живых и вернулся в Комарно, в рваных сандалиях на ногах, которые держались на одном ремешке.

«Издалека я увидела, как он возвращается, как бежит, и я закричала «Бела, Бела». Я не могла поверить, что это он, а он бежал и звал меня по имени»,- рассказывает Мириам.

«Я не могу описать то чувство, которое он испытал, когда увидел нашего ребенка, когда он впервые увидел Лесли. Мы плакали и не могли остановиться».

Бела сказал, что Лесли «очень красивый». А Мириам сказала, что у него «твои уши».

Молодая семья переехала в Канаду в 1947 году. Бела нашел работу на фабрике по производству матрасов, но истинным его даром была умение говорить. Он был человеком слова и веры. Семья Розенталь переехала из большого города в Тимминс и Сюдбери, где Бела служил раввином, прежде чем они вернулись в Торонто в 1956 году. В течение более 40 лет они вместе управляли магазином сувениров под названием Miriam’s Fine Judaica и воспитывали троих детей, а затем внуков и правнуков. Бела умер несколько лет назад в возрасте 97 лет.

По словам Мириам, жизнь в Канаде не всегда была простой. Были времена успехов и неудач, кроме того их всегда преследовало их прошлое, болезненные воспоминания, никогда не покидавшие уголки их памяти.

Мириам часто снится один и тот же сон, что эсэсовцы приходят и отбирают у нее Лесли. Но когда она сейчас смотрит на него, сидящего рядом с ней этим теплым августовским днем, тени с ее лица уходят, потому что она знает, что у ее истории войны счастливый конец.

«Он такой хороший мальчик, - говорит Мириам.- Он навещает меня каждый день. Он знает, через что пришлось пройти его матери».

Дети особенно уязвимы перед нацистским убийства или смерти в эпоху Холокоста . По оценкам, 1,5 миллиона детей, почти все евреи были убиты во время Холокоста, либо непосредственно, либо как прямое следствие нацистских действий.

Фашисты выступали за убийство детей «нежелательных» или «опасных» групп в соответствии с их идеологическими взглядами, либо как часть «расовой борьбы» или в качестве меры превентивной безопасности. Нацисты особенно целевых еврейских детей, но и ориентированы этнически польских детей, ромов (цыган) детей, а также детей с умственными или физическими недостатками (детей - инвалидов). Немцы и их пособники уничтожили детей и по этим идеологическим причинам и в ответ на реальные или предполагаемые нападения партизан. Ранние убийства были воодушевлены нацистами в действии Т4 , где дети с ограниченными возможностями были загазованности с использованием окиси углерода , голодали до смерти, поскольку фенол уколов в сердце, или повешены .

Эта статья касается тех 1500000 детей, почти все еврейских, которые были убиты нацистами. Гораздо меньшее число было сохранено. Некоторые просто выжили, часто в гетто , иногда в концлагере . Некоторые из них были сохранены в различных программах, таких как Kindertransport и тысячи детей , в которых дети покинули свою родину. Другие дети были спасены, став Hidden детей . Во время и даже до войны многие уязвимые дети были спасены œuvre де Secours Окс Enfants (OSE).

Прелюдия к Холокосту: сегрегация в школах

Сегрегация в школах началась в апреле 1933 года, когда «Закон против переполненность в немецких школах» была принята и ограничение было установлено позволяет лишь 1,5 процента еврейских детей, которые будут зачислен в государственных школах, что является проблемой, потому что 5 процентов детей в Германии были еврейского происхождения. Она продолжала ухудшаться, как немецкие школы начали Aryanize. Еврейские дети должны были «учиться» из разных источников, чем их одноклассники. Кроме того, подвергаясь хуже классов, чем их сверстники арийских ли не был лучше их работа. Еврейские дети не были допущены к участию в большинстве школьных мероприятий, в результате чего многие чувствуют себя обделенными и отделены от детей, которых они когда-то были друзьями с. Со временем большинство учителей стали с большим энтузиазмом следуя правила нацизма и пошли от того, спокойнее в своих убеждениях с использованием антисемитских терминов в классе. Плохое обращение еврейских детей было более распространено в сельских школах, но даже в больших городах они сталкиваются озлоблением от своих учителей и одноклассников.

Это привело к еврейским студентам чувства отдаленно от своих одноклассников и имел различное влияние на разных семьях. Некоторые еврейские дети начали формировать небольшие удары в их школах, оставляя без разрешения во время ненависти говорить во время класса, другие пытались соответствовать не имел успеха, и некоторые родители просто взяли свои ребенок из школы. Многие матери были испуганы, чтобы узнать, что их дети были эмоционально и физически атакованы своих одноклассников и учителей за то, что еврей. Матери чаще забирают своих детей из школы, чем отцы, видя и слыша от своих детей, большинство того, что на самом деле произошло в школе.

В конце концов, еврейские школы были построены и еврейская община прыгнула на идее своих детей преподаются, не опасаясь преследований, показал, что только четырнадцать процентов еврейских детей пошли в частную школу в 1932 году до пятьдесят-два процента в 1936 году В то время как большинство из них были счастливы, что их дети могли учиться, многие родители боялись, что это то, что нацистская партия хотела все вместе, сегрегации еврейской общины от арийского сообщества.

Числа убиты

Немцы и их пособники уничтожили целых 2 миллиона детей, в том числе более миллиона еврейских детей, сотни тысяч польских детей, и десятки тысяч цыганских детей, кроме того, дети с физическими и умственными недостатками различных этнических групп, проживающих в учреждениях по немецко-оккупированная Европа, или проживающая в Советском Союзе. Помимо польского, Романи и польско-еврейских детей, многие еврейские дети из Франции, Голландии, Греции, Чехословакии, Венгрии, Италии, Румынии и других стран также погибли в результате массовых депортаций. Шансы на выживание у еврейского и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) были выше, так как они могут быть развернуты на принудительном труде. Несмотря на то, что несчастные другие дети (как правило, дети или дети младше подросткового возраста) были утилизированы в убивающих камерах, таких как газонаполненные комнаты, или просто расстреливали, чтобы выполнить «Окончательное решение» немца уничтожить евреев.

Немцы считали, что евреи нечистыми и хотели уничтожить все их население или сделать их рабами. Это когда они изобрели такие вещи, как концлагеря и газовые камеры. Большинство собирается это были выжившими взрослыми или старшими подростками, потому что дети не могли работать, поэтому они были бесполезны. Внутри концлагерей присутствие детей практически не существует; они были либо убиты, прежде чем они попали в лагерь, отправили в газовые камеры или расстрелян перед братской могилой канавы. Были также некоторые эксперименты на детях, особенно если они были близнецами, но когда Холокост закончился, и Красная Армия нашла 9.000 выживших, только 451 из них были детьми.

Причины смерти

Судьба еврейских и нееврейских детей могут быть классифицированы следующим образом:

  1. дети были убиты, когда они прибыли в убийстве центров;
  2. дети были убиты сразу после рождения или в учреждениях;
  3. дети, рожденные в гетто и лагерях, оставшихся в живых, потому что заключенные прятали их;
  4. дети, как правило, в возрасте старше 12, которые были использованы в качестве рабочих в кухне лагеря, уборка заключенных бараки, или работающих в конюшне с нацистским офицером лошадей и, как субъектов медицинских экспериментов ; а также
  5. эти дети погибли во время операций в отместку или так называемые анти-партизанских операций .

Ghetto детей

В гетто, которые немцы созданы в начале войны во многих польских городах и городах, таких как Варшава и Лодзь , еврейские дети умерли от голода и экспозиции, а также отсутствия адекватной одежды и жилья. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, потому что они считали большинство младших детей гетто непродуктивное и, следовательно, «бесполезными едоками». Действительно, немцы намеренно ограничили пищу доступной для строго контролируемых гетто под их контролем. В гетто было ликвидировано с 1942 года, а их жители убиты в различных лагерях смерти . Потому что дети, как правило, слишком малы, чтобы быть развернут как принудительный труд, немецкие власти обычно выбирают их, наряду с пожилыми людьми, больными, и инвалидов, в течение первых депортаций в убийстве центров , или, как первые жертвы привели к массовым могилам к расстрелу, Дети, которые были достаточно здоровыми для труда часто работали до смерти делает работу на благо лагеря, но иногда дети были вынуждены делать ненужные работы, как рытье котлованов.

Нееврейские дети из определенных целевых групп не были избавлены. Примеры включают ромов (цыган) детей, убитых в Освенциме; 5000 до 7000 детей, убитых в качестве жертв программы «эвтаназии»; дети, убитые в репрессиях, в том числе большинство детей Лидице; и дети в деревнях на оккупированной территории Советского Союза, которые были убиты вместе со своими родителями.

Медицинские зверства и похищения людей

Немецкие власти также заключена в тюрьму ряда детей в концентрационных лагерях и транзитных лагерях. врачи и медицинские исследователи использовали ряд детей, в том числе близнецов в концентрационных лагерях для медицинских экспериментов, которые часто приводили к гибели детей. Концлагерь власть развертывается подростки, особенно еврейские подростки, в принудительном труде в концентрационных лагерях, где многие погибли из - за условиями. Немецкие власти провели других детей в ужасных условиях в транзитных лагерях, таких, как в случае Анны Франк и ее сестра в Берген-Бельзен и нееврейских детей - сирот, чьи родители немецкие военные и полицейские подразделения были убиты в так называемых анти партизанские операции. Некоторые из этих детей - сирот были проведены временно в концлагере Майданек и других лагерях.

В их «поиск, чтобы получить„арийской крови“,» или идеальный гонки, гонки эксперты СС приказал сотни детей в оккупированной Польше и оккупированной Советским Союзом , чтобы быть похищены и переданы в рейх, который будет принят в расовом подходящих немецких семей. Хотя в основу этих решений была «раса-научных,» часто светлые волосы, голубые глаза, светлая кожа или было достаточно, чтобы заслужить «возможность» быть «германизации» . С другой стороны, женщины поляки и советские гражданские лица, которые были депортированы в Германию на принудительные работы, и которые имели сексуальные отношения с немецким человеком часто под давлением, в результате чего во время беременности были вынуждены сделать аборт или иметь своих детей в условиях, обеспечил бы смерть младенца, если «эксперты гонки» определили, что ребенок будет иметь недостаточную немецкую кровь.

Транзитные лагеря

Транзитные лагеря были временные остановки на пути в концлагерях во время Холокоста. Многие дети воспитывались со своими семьями в транзитных лагерях, не зная, что их ждет. Некоторые из них были заполнены с надеждой начать новую жизнь и заводить друзей в лагерях, в то время как многие другие были напуганы. Дети принесли в транзитные лагеря пришли из самых разных слоев. Но реальность транзитных лагерей стала очевидной.

Дети проводят с их жизнью в транзитных лагерях в то время как голые тела и металлические каркасы для кроватей окружили их. Был недостаток пищи, страх поездов, поступающих на депортацию, и не школьные принадлежности. Дети начали видеть своих родителей в другом свете, потому что каждый член семьи рассматривается с трудностями во время пребывания в транзитных лагерях.

Дети имели мало ресурсов на месте в транзитных лагерях, чтобы помочь содействовать росту. Группа венгерских сионистов сделали спасательный комитет для ведения переговоров и предотвратить депортацию. Старшие девочки были призваны заботиться о маленьких детях. Врачи, медсестры и музыканты организовали лекции, концерты и мероприятия для детей. Добровольные интерны и благотворительные организации подают еду, одежду, и организовали скрытные учебные комнаты, чтобы помочь детям продолжить свое образование. работники по уходу за детьми обучали ребенок об идеях сионизма, в духе демократии и ласковой атмосфере. Эти группы также сделали все возможное, чтобы облегчить проблемы голода в лагерях. В целом, жизнь в транзитных лагерях постепенной корректировки ненормального. Они научились жить повседневной жизнью во время обучения, чтобы иметь дело с голодом и страхом.

Освенцим

Дети были подвергнуты экспериментам в других лагерях, особенно в Освенциме , где Джозеф Менгеле был активен. Предмет исследования Менгеля был сытнее и размещены по сравнению с другими заключенными и временно защищен от газовых камер. Он создал детский сад для детей, которые были подданным экспериментов, наряду со всеми цыганскими детьми в возрасте до шести лет. Объект обеспечивается более продукты питания и условий жизни, чем в других районах лагеря, и даже включены детские площадки. При посещении его ребенок предметы, он представился как «Дядя Менгеле» и предложил им сладость. Но он также был лично ответствен за смерть неизвестного числа жертв, что он убил с помощью смертельной инъекции, перестрелки, избиений, и через выбор и смертельные эксперименты. Лифтона описывает Менгеле, как садистское, испытывая недостаток эмпатии и чрезвычайно антисемитская, считая евреев должны быть устранены полностью, как в подчиненном и опасной гонке. Сын Менгеле Рольф сказал, что его отец позже не показал раскаяния за его военные действия.

Бывший Аушвиц заключенный врач сказал:

Он был способен быть так добры к детям, чтобы они полюбили его, чтобы привести их сахар, думать о мелких деталей в их повседневной жизни, и делать то, что мы бы искренне восхищаются... А потом, рядом с что, ... крематориев курить, и эти дети, завтра или в полчаса, он собирается отправить их туда. Ну, то есть, где лежит аномалия.

Фото из документа, удостоверяющего личность аргентинской Менгеле (1956)

Менгеле был особое увлечение близнецов по нескольким причинам. Он был заинтересован в разнице между однояйцевых и разнояйцевых близнецов, а также как генетические заболевания затронуло их и где они произошли. Эксперименты также служили для различения между генетическими признаками и теми, которые разработаны в среде ребенка. Менгеле был известен притвориться внеслужебное в то время как поезд новых заключенных прибыли, только чтобы он мог лично выбрать любые близнецы, которые он видел. Концентрационные лагеря были идеальной средой для Менгеле, чтобы выполнить свои эксперименты в той степени, что он желает, так как было мало каких-либо правил. Это, в сочетании с тем фактом, что он был чрезвычайно антисемитская позволило ему относиться к своим жертвам, как если бы они не были человеком. Близнецы были его предпочитаемые предметы для своих опытов, потому что у него было увлечение с генетическими условиями. Поэтому он также работает на детей, рожденных с двумя различными цветными глазами, состояние, известное как гетерохромии. Его цель в его исследованиях было частично найти генетические недостатки в составе еврейских или ром людей подкрепить предрассудки, принадлежащие нацистской партии. Менгеле предположил, что его подданные были особенно уязвимы для некоторых заболеваний из-за их расы. В дополнение к этому, он полагал, что они были дегенеративные крови и тканей на основе его образцов.

Близнецы были подвергнуты еженедельных проверок и измерений их физических свойств по Менгеле или один из его помощников. Опыты, проведенные на Менгеле близнецов включены ненужные ампутации конечностей, намеренно заражать одного двойник с тифом или другими заболеваниями, а также переливанием крови одного двойника в других. Многие из пострадавших умер во время прохождения этих процедур. После того, как эксперимент был закончен, близнецы иногда убивают, а их тела расчленены. Nyiszli вспоминает один случай, где Менгеле лично убил четырнадцать близнецов в одну ночь с помощью инъекции хлороформа в сердце. Если один близнец умер от болезни, Менгеле убил другой, так что сравнительные отчеты посмертных могут быть подготовлены.

Опыты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз, вводя химикаты в глаза живых предметов и убивать людей с гетерохроматических глаза так, чтобы глаза могли быть удалены и отправлены в Берлин для изучения. Его эксперименты на карликов и людей с физическими отклонениями включены принимая физические измерения, забор крови, извлекая здоровые зубы, а лечение ненужных лекарств и рентгеновских лучей. Многие из жертв были отправлены в газовые камеры, примерно через две недели, и их скелеты были отправлены в Берлин для дальнейшего изучения. Менгеле разыскал беременных женщин, на которых он будет выполнять эксперименты, прежде чем отправить их в газовые камеры. Свидетель Вера Александр описал, как он сшил две цыганские близнецы вместе спина к спине в попытке создать сиамских близнецов . Дети умерли от гангрены после нескольких дней страданий.

Сисаке концлагерь

Уникальный случай сокрытия: во Франции, почти весь протестантского населения Шамбон-сюр-Линьон , а также многих католических священников, монахини и миряне католиков, спрятался еврейских детей в городе с 1942 по 1944 год в Италии и Бельгии многие дети выжили в подполье.

В Бельгии христианская организация Jeunesse Увриер Chrètiene спрятался еврейских детей и подростков при поддержке королевы-матери Елизаветы Бельгии.

1 слайд

Дети – жертвы Холокоста.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий

Цели: актуализировать знания учащихся о второй мировой войне и Холокосте ; показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма; воспитывать негативное отношение к нацизму и фашизму, воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

2 слайд

  1. Вступительное слово учителя.

Каждый человек должен помнить эти даты: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Каждый человек должен знать эти цифры: 27 миллионов человек, погибших на полях сражений, умерших от голода, замученных в концлагерях; 1418 дней длилась Великая Отечественная война, отчёт времени тогда вели не годами, не месяцами, а, именно, днями. Каждый день - это битва за свою жизнь, за жизнь родных людей, за жизнь родной страны.

3 слайд

27 января 2016 г. исполняется 71 год с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте мы будем сегодня говорить. Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.

4 слайд

Бухенвальдский набат

5 слайд

  1. Словарная работа. Значение слова Холокост.

Что такое Холокост?

Холокост (с греч. яз. Holocaust - "всесожжение") - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе.

Слово «Холокост» происходит от др. греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».

В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме.

«Холокост» - наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 - 1945 гг.

Холоко́ст - систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

  1. Беседа с привлечением выступлений учащихся.

Учитель

Как такое могло случиться в цивилизованной Европе?

Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества. Главной целью гитлеровцев являлась расчистка жизненного пространства для «высшей» арийской расы, к которой они относили лишь немцев, скандинавов, бельгийцев и население Северной Франции. Безусловному уничтожению подлежали евреи и цыгане. Остальные национальности, в частности и славянские, считались «трудоспособными» – значит годными для использования «на работах». Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми обычно зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и направляли прямо в газовые камеры.

Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта.

Ученик (читает стихотворение «Хрустальный звон»)

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

…Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон!

Валерий Агаронов

6 слайд

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев.

7-9 слайды

1сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи – это враги, и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами». (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии).

После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

10 слайд

Рассказ учащегося

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк , был офицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, - домохозяйкой. После прихода Гитлера к власти семья эмигрирует в Нидерланды. В мае 1940 году Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Анны с несколькими другими евреями скрывались в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года. Погибли все - мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны в 1947году. Дневник был переведён на 32 языка. Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю - 1 августа 1944 года.

11 слайд

Ученица читает отрывки из дневника Анны

(ноябрь 1942)

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные - все тронулись в этот смертельный поход.

Об отчаянии: Я достигла точки, когда для меня не имеет значения - жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)

О виновных: Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек… В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)

12 слайд

Рассказ учащегося

Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

13 слайд

Видеофильм

14 слайд

Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома. Дети шли парами на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать». Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.

15-16 слайд

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Учитель

Холокост – это составная часть и российской истории. Ведь нацисты, как известно, начинали с уничтожения евреев, но «на прицеле» у них были и другие народы, в том числе и славяне. Несколько миллионов мирных советских граждан других национальностей было уничтожено нацистами и их пособниками на оккупированной территории СССР. Идеологи расовой теории утверждали, что не только евреи, но и славяне являются представителями «низших рас», и, следовательно, не имеют права на свободное существование. Евреи оказались первыми в страшной очереди на уничтожение, но такая же участь ожидала и славянское население.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом.

В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев-беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

19 слайд

20 слайды

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Осень 1941 года. Оккупированный Киев. Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» начинается с текста той самой листовки, которая появилась на улицах Киева в сентябре 1941 года.

(Вот ее текст: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и пр. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».)

21 слайд

Видеофильм Бабий яр и стих. Нателла Болтянская (Маргарита Попова)

22, 23 слайды

В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

24, 25 файлы

Учитель

21 ноября 1941 г. немецкие войска на неделю захватили Ростов-на-Дону. Из-за кратковременности первой оккупации они не успели организовать массовое уничтожение евреев. Второй раз немецкие войска захватили Ростов-на-Дону 24 июля 1942 г. В первые же дни были изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации с 14 лет (включая крещенных и имеющих в паспорте обозначение о принадлежности к другой национальности). 5-6 августа 1942 г. пленные красноармейцы были посланы рыть большие ямы (размером 5-7 м. и глубиной 3 м.) и рвы близ пос. 2-я Змиевка. До 8 августа эти военнопленные были расстреляны в вырытых ими рвах и ямах. 9 августа было опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», которое обязывало явиться к 8 часам утра 11 августа на 6 сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 чел. к пос. 2-я Змиевка. Здесь каратели и полицейские расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50-60 чел.), которых предварительно заставляли раздеться догола. Детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом (мазь желтого цвета).В первый же день было уничтожено более 13 тысяч евреев. Другие места расстрелов были установлены позднее. Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем. 9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке» (без указания о национальности жертв). В сентябре 2004 г. мэр города подписал постановление об открытии в этом мемориале памятный доски со следующей надписью: «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».

26 файл

Наш разговор мы заканчиваем словами основателя Центра «Холокост», российского историка и философа Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

  1. Итог классного часа

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

27 файл

Песня Мир без войны – дети Земли


Было совершено во время Второй мировой войны. В Европе и странах бывшего Советского Союза практически нет семей, которые бы не пострадали от рук нацистов. У кого-то на войне погибли отцы, сыновья, братья, кто-то лишился родных во время бомбежек, но самое страшное - это Холокост детей, насильно отобранных у родителей. В период 1933-1945 годов пострадали миллионы ни в чем не повинных ребятишек разных национальностей и вероисповеданий. Немногим из них удалось выжить, судьбой тысяч детей в послевоенное время занимались гуманитарные организации.

Выборочное истребление детей

Гитлер был помешан на чистоте поэтому он организовал специальную программу по борьбе за ее очищение. Дети евреев и цыган уничтожались в первую очередь, поскольку они считались опасными для Германии. Истреблению также подвергались физически и умственно неполноценные ребята из захваченных территорий СССР, Польши и самой Германии. Холокост детей затронул многие семьи, в концлагеря попадали как сироты, так и ребята, насильно отнятые у родителей. Всех жертв можно разделить на несколько групп:

  • дети от 12 лет использовались в качестве рабочей силы и для медицинских экспериментов;
  • уничтоженные новорожденные;
  • дети, убитые сразу по прибытии в концлагеря;
  • рожденные в лагерях смерти и гетто, которым удалось спастись благодаря людям, укрывшим их от нацистов.

Отношение нацистов к детям

В гетто несчастные умирали чаще всего от болезней и голода. мало беспокоило, поскольку малыши для них особой ценности не имели, в большинстве случаев их уничтожали вместе с инвалидами и стариками в первую очередь. Дети Холокоста старше 12 лет использовались в качестве рабочей силы, но условия были такими, что они долго не выдерживали. Немощных нацисты отправляли в газовые камеры, расстреливали или просто оставляли умирать в муках. Холокост детей стал позором для всей нации, немцы до сих пор не могут очиститься перед общественностью за те страшные деяния. Судьбой малышей, как правило, распоряжался юденрат, по его распоряжению ребята депортировались в

Выжившие дети

Светловолосым, голубоглазым ребятам со светлой кожей повезло больше, их отнимали у родителей, но не убивали, а отправляли на воспитание в «расово полноценные» немецкие семьи, поскольку такая внешность являлась «арийской». Холокост детей не затронул тысячи маленьких евреев, которые были депортированы из Германии и оккупированных нацистами стран программой «Киндертранспорт». Были и отважные люди, которые соглашались спрятать под своим кровом несчастных. Многие дети нашли приют в Бельгии, Италии, во Франции их прятали у себя монахини, протестантские семьи.

Памятник Холокосту всегда будет напоминать людям о невиданной жестокости и зверстве некоторых исторических личностей и предостерегать от повторения подобных ужасов. Никто не вправе распоряжаться жизнью другого человека, делать из него раба или умертвлять по собственной прихоти.

«Дети – жертвы Холокоста».

"Целый мир не стоит одной слезы ребенка"

Ф.М. Достоевский

История человечества полна трагических примеров. Многочисленные войны и конфликты сопровождают людей вот уже много веков и тысячелетий. В ходе этих вооружённых конфликтов противоборствующие стороны часто совершают военные преступления против гражданского населения. Но были в истории и более страшные времена. События второй мировой войны в Европе, когда дети становились узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней. Особенно эта трагедия коснулась детей еврейского народа. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, а в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост.

Холокост - слово греческое, означающее « всесожжение», «сожжение до конца». Проблема терпимого, то есть толерантного отношения к людям другой национальности существовала во все времена, актуальна она и в наше время. В различных частях мира и по сей день происходят войны из-за национальных противоречий, в ходе которых гибнет большое количество детей.

Мне кажется, человек, знающий культуру своего народа, историю, обычаи и традиции будет уважительно относится к людям другой национальности их традициям и обычаям. А разве так важно, какой национальности человек? Значительно важнее, какой перед тобой человек, каковы его моральные ценности, какие книги он читает, о чём он, наконец, мечтает, какие видит сны!

В тридцатые годы 20 века считавшийся как бы культурным и цивилизованным германский народ, поддавшись на пропаганду вождей

«Третьего рэйха» о превосходстве немецкой нации над другими народами, о национальной исключительности, развязал чудовищный геноцид против других наций, объявив их «недочеловеками» подлежащими полному уничтожению, в том числе детей.

Мы говорим о преступлениях нацизма на захваченных территориях европейских стран. Многие народы пострадали от фашистов: славяне, цыгане, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других. И только потому, что люди имели другой цвет кожи, говорили на другом языке, принадлежали к другой нации, религии и культуре:

6 миллионов человек еврейской нации было уничтожено, в том числе 1,5 миллиона детей. Страдания детей были невыносимыми. Лишённые детства, разлучённые с семьёй, они смотрели в лицо смерти, голоду, болезням, страху.

Катастрофа еврейского народа началась с 1933 года и продолжалась по 1945 год, то есть до разгрома фашистской Германии. В 1935г. были приняты изуверские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом к преследованию и уничтожению людей еврейской национальности.

Еврейские семьи заселяли в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в школы, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой

армии по чужим землям, специальные эсэсовские подразделения проводили операции по уничтожению евреев. Зачастую в считанные дни население целых городов и деревень бесследно исчезало, а значит, десятки и сотни тысяч евреев отправлялись в концлагеря.

В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В Освенцим, Треблинку, Майданек и другие концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 миллиона евреев.

В оккупированном фашистами Киеве в «Бабьем Яру» были убиты тысячи детей вместе с родителями. А также в Белоруссии, России и других захваченных советских территориях проходили массовые казни. Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней. Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний. Жители села Хатынь были заживо сожжены пособниками «нацистов» -«Бандеровцами», каратели не жалели никого, в том числе и детей.

Сами по себе всплывают в памяти леденящие душу строки стихотворения

«Варварство» Муссы Джалиля.

Они с детьми погнали Матерей

И ямы рыть заставили,

А сами они стояли кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришёл хмельной майор

И хмурыми глазами окинул обречённых.

Мутный дождь шумел

В листве соседних рощ

И на полях одетых мглою.

И тучи опустились над землёю,

Друг друга с бешенством гоня.

НЕТ! Этого я не забуду дня.

Я не забуду никогда во веки!

Я видел плакали, как дети, реки,

Как в ярости рыдала мать земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучи опустилось на поля.

В последний раз детей поцеловали.

В последний раз

Шумел соседний лес.

Казалось, что сейчас он обезумел,

Гневно бушевала его листва.

Сгущалась мгла вокруг,

Я видео мощный дуб свалился вдруг,

Он падал издавая вздох тяжелый,

Детей внезапно охватил испуг,

Прижались к Матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной

Ребёнок – мальчуган большой

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины-

Она смотрела ужаса полна,

Как не лишиться ей рассудка?

Всё понял, понял всё малютка

« Спрячь, Мамочка, меня не надо умирать»

Он плачет и,как лист,

Сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла ребёнка Мать,

Прижала к сердцу против дула прямо.

« Я, Мама, жить хочу, не надо, Мама,

Пусти меня, пусти чего ты ждёшь?»

И хочет вырваться из рук ребёнок.

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой,

Сейчас вздохнёшь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы живым тебя не закопал палач.

Терпи сынок, терпи,

Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее,

Тонкой летной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь

Гром грянул, ветер свистнул в тучах,

Заплакала земля в тоске глухой.

И сколько слёз горячих и горючих?

Земля моя – скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор т варварство такое?

Земля моя, враги тебя громят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами.

И пусть лучи его пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей.

Что же такое фашизм?.. Фашизм, это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, плетью, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановится. Снегом присыплем… Вот ему и могилка до весны, »- вспоминает очевидец. Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали кровью. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирали по 150 человек. У ослабленных, полумёртвых детей в лагере систематически брали кровь.

Спросите у любого здравомыслящего человека, что может быть дороже детей? Что самое дорогое у любого народа? У любой матери, у любого отца? И вы услышите однозначный ответ: Дети!

Холокост- это осознанное уничтожение еврейского народа,а главное,– детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное нелюдями против невиновных людей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали детей живьем, истязали, унижали, сжигали. Эта трагедия показывает нам, что мир очень хрупкий, и зло может его разрушить, если молчать и не бороться, не противостоять злу, молчаливо созерцать страдания других. Главный урок Холокоста – Земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы и уважительны друг к другу. Многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно. Мы должны помнить о

страшных злодеяниях фашизма, это значит знать все об этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится. « Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации», - справедливо говорил академик Д. С. Лихачёв.

Холокост- это боль, страх, катастрофа и одновременно позор людей творивших и поддерживавших его. Порой кажется, что всё это осталось так далеко, что это было не в нашей с вами жизни, но это навсегда должно остаться в нашей памяти… Тема Холокоста - это всемирная боль! Человечество должно извлечь уроки из этой истории, чтобы она впредь никогда не повторилась!

Бебко Анастасия.

МКОУ Хуторская ООШ

Научный руководитель:

Быков Павел Михайлович

учитель истории

на участие в региональном этапе Международного конкурса

« Память о Холокосте- путь к толерантности»

    Название работы: « Дети – жертвы Холокоста» (эссе)

    Образовательная организация: МКОУ Хуторская ООШ, 9 класс.

    Научный руководитель: Быков Павел Михайлович, учитель истории

    Почтовый адрес: 457010, Челябинская область, Увельский район, село Хуторка, ул. Лесная, д.1-А