5 мая 1789 г. в Версале было открыто заседание Генеральных штатов и с первых же дней, вопрос о судьбе католической церкви стал активно обсуждаться. На повестку дня были поставлены все вышеизложенные требования. Однако церковники не собирались без боя сдавать свои позиции (у них было почти 300 мест в Генеральных штатах). Эти и многие другие противоречия привели Францию к революции.

Революция сплотила в борьбе против феодально-абсолютистского гнета все классово разнородное третье сословие, однако после одержанных первых побед результатом их воспользовались не все. Власть и политическое руководство фактически перешли в руки крупной буржуазии и объединившегося с нею либерального дворянства. Как было сказано в первой главе, буржуазия и образованные дворяне были главными проводниками идей Просвещения, и им было ближе если не атеистическое, то достаточно вольное мышление. Однако основная часть дворянства, по уже известной причине, в революции отстаивала интересы абсолютистского режима, а значит, несмотря на свои вольнодумные взгляды, неустанно боролась на стороне католической религии.

Буржуазия же с первых дней революции выступила против католической церкви. В конце XVIII в. она стала сильным, богатым и экономически могущественным классом. Но при феодально-абсолютистском режиме она была политически бесправна и во время революции хотела добиться для себя политических прав, уничтожения феодальных порядков, которые искусственно сдерживали развитие капиталистических отношений А так же переустроить общество на новых, соответствующих ее интересам началах и преумножить свои богатства. Именно эти мотивы побудили крупную буржуазию к реформам католической церкви.

Новое правительство унаследовало от абсолютистского режима финансы в крайне расстроенном состоянии и большой государственный долг. Чтобы преодолеть финансовый кризис, нужны были чрезвычайные и безотлагательные меры. Тогда впервые было высказано мнение, что, все "имущества духовенства принадлежат нации". А 8 августа маркиз Лакост внес законопроект: объявить имущества церкви достоянием нации, ликвидировать десятину, установить жалованье священникам, закрыть монашеские ордена.

При этом буржуазия опасалась за неприкосновенность своих интересов. Этот законопроект вызвал опасение, что от секуляризации имуществ, то есть от передачи в руки государства всех богатств церкви, пострадает принцип частной собственности. Подобное опасение и задержало принятие решения на 3 месяца. А в это время печать всячески доказывала, что в интересах всего общества необходима секуляризация, что она нисколько не нарушает священные права граждан.

Спасая всю церковную собственность, духовенство решило не сопротивляться проекту ликвидации десятины. Для этой цели архиепископ Парижа Де Жюине предпринял такой маневр. Он предложил отмену десятины в виде "дара нации", с тем, однако, чтобы культ отправлялся "с подобающим приличием и достоинством", а бедные получали "облегчение и помощь".11 августа законопроект о ликвидации десятины 5 был утвержден.

Но существовавший в стране колоссальный финансовый дефицит, который не в состоянии были покрыть ни государственные займы, ни патриотический дар, только путем конфискации всего церковного имущества церкви можно было вывести страну из кризиса. Сложность состояла в том, что подобная акция подрывала принцип нерушимости собственности. Преодолеть эту трудность можно было лишь в том случае, если бы церковь сама отказалась от своего имущества. Здесь как нельзя кстати выступил епископ Оттенский Талейран, заявивший 10 октября "от имени духовенства" о передачи нации богатств церкви, так как они были даны не духовенству, а церкви, то есть совокупности верующих, иначе говоря - нации. Несколькими днями раньше с подобными же речами выступал Ф. Бюзо.

Тщетно возражали Камюс, аббат Мори, архиепископ Буажелен, что имущества жертвовались не духовенству как сословию, а определенным церковным учреждениям, что конфискация этих имуществ является несправедливостью. Тщетно Мори напоминал вождям буржуазии о социальной роли церкви.

Угрозы Мори не подействовали, так как большинство представителей Учредительного собрания были за секуляризацию церковных имуществ особенно убедительно об этом говорил И. - Р. Ле Шапелье. В итоге предложенный Мирабо проект декрета провозглашавший "право нации распоряжаться имуществами церкви" 2 ноября 1789 г. был утвержден Учредительным собранием большинством голосов (568 против 346).

Этими законами Учредительное собрание не только разрешало финансовые затруднения, но и нанесло ощутимый удар по феодализму, оплотом которого являлась католическая церковь. Она лишилась экономической самостоятельности. Так же секуляризация давала возможность буржуазии овладеть землей, превращала церковь из материально независимой организации в учреждение, подчиненное новому государству, а ее служителей - в простых чиновников, получающих жалование.

24 декабря 1789 г. был принят декрет, разрешающий лицам некатолического вероисповедания занимать любые гражданские и военные должности". То есть все старое деление общества на католиков и иноверцев было отвергнуто.

Декретом 13 февраля 1790 г. монахам разрешалось отказаться от данного ими обета и покинуть монастыри, и многие церковнослужители поторопились воспользоваться этим разрешением. Таким образом, оказалось возможным ликвидировать большое число монастырей. Поскольку монастыри закрывались, стало бесполезным вербовать монахов, и потому было воспрещено впредь произносить вечные обеты.

В целях той же экономии было сокращено число епархий, приходов. Но в то же время, для тех, кто пожелает остаться постриженным, в провинции сохранялось небольшое число монастырей. Сохранялись конгрегации, занимавшиеся просвещением и благотворительностью, женские монастыри, ликвидация которых обременяла бы государственный бюджет непомерным количеством пенсий.

Однако духовенство жертвовать своим имуществом во благо нации не желало и в целях срыва декрета оно начало открытую борьбу - стало вывозить национальные богатства. В ответ Учредительное собрание 7 ноября передало церковные имущества "под наблюдение властей" и грозило карой расхитителям.

Хотя за нацией и оставалось право "наблюдения", но все же фактическими хозяевами имуществ все еще было духовенство. Церковь еще не потеряла надежду как-нибудь удержать свои богатства. Но вот 9 апреля депутат Шассе, доложив Собранию о плохом состоянии финансов, призвал немедленно передать церковные имущества в руки властей и этим "прочным залогом" восстановить доверие и успокоить кредиторов государства.

В мае 1790 г. был узаконен порядок распродажи церковных имуществ. Однако вскоре срок выкупа земель был сокращен, а дробление участков отменено. При этих условиях приобретать церковные земли могли лишь зажиточные крестьяне. В ряде случаев земли покупали сами священники. Так, в департаменте Вьенн в числе приобретателей были 134 духовных лица и 55 аристократов. В результате 5/6 церковных земель достались не крестьянам, а буржуазии. Таким образом, отмечал Жорес, она "дополнила свои промышленные и торговые владения владениями сельскохозяйственными".

Проявив революционную смелость в отношении церковной собственности и, реорганизовав ее "по образу и подобию своему", крупная буржуазия и либеральные дворяне решили довести до конца начатую перестройку, покончить со всеми остатками ее феодальной организации и сломить политическую самостоятельность. Для этого было выработано новое положение о церкви под названием "Гражданское устройство духовенства". Прения по законопроекту продолжались с конца мая до середины июля 1790 г. Наибольший интерес представляло выступление Робеспьера против тех пунктов проекта, в которых говорилось об отстранении от участия в выборах священнослужителей большинства народа. Он также требовал упразднения должности епископов и кардиналов.

От имени духовенства против готовившегося декрета о гражданском устройстве высказывался архиепископ Буажелен. Клерикалы устраивали обструкцию, прерывали ораторов репликами и возгласами возмущения против очередного "мерзкого творения" революции, против ереси, раскола и т.п.

Проект декрета о гражданском устройстве клира был утвержден без изменений 12-24 августа 1790 г. Этот проект превращал церковь в частное объединение граждан на религиозной почве, на которое простирался государственный контроль.

Однако необходимо отметить, что, проводя реформу церкви, крупная буржуазия встала в то же время активно защищала католическую религию и больше всего боялась казаться недостаточно верующей. Так, например, когда обсуждался декрет о "Гражданском устройстве духовенства" Собрание обвинялось клерикалами в том, что оно "оскорбляет католическую веру, готовит осуществление богохульного и мерзкого плана". Тогда депутат дом Жерль, духовное лицо и член якобинского клуба, желая доказать, что подобных мыслей не было ни у кого, потребовал "декретировать, что католическая религия есть и всегда будет национальной религией, что только ее культ будет публично разрешен". Предложение вызвало аплодисменты клерикалов и всех правых, потребовавших немедленного голосования. Но принятие подобного решения никак нельзя было допустить - оно дало бы в руки духовенства мощное оружие для разжигания фанатизма. Левые добились отсрочки обсуждения на день. Вечером в Якобинском клубе дом Жерль раскаялся и взял обратно свое предложение.

Буржуазии понимала огромную значимость религии для общества. Некий дом Коллиньон, однажды заявил, что религия является "учреждением и моральной уздой для канальи". Новая правящая элита сама рассылала приходским священникам циркуляры, приглашающие их проповедовать спокойствие. Мартино говорил: "Лишь религия пользуется властью, которая простирается не только на все наши действия, но даже на самые тайные помыслы наши". А католицизм был очень хорошо приспособлен к нуждам правящего класса. Депутат Мену говорил: "Я уважаю католическую религию, ее одну я считаю истинной". А Шарль Ламет даже обиделся, когда один из церковников обвинил его в нападках на религию.

Поэтому ни один декрет, принятый Учредительным собранием не содержал ни одного пункта, в котором затрагивались бы, прямо или косвенно, догмы католической веры, была изменена лишь структура церкви, предпринятая для разрушения абсолютистского строя, и феодальной церкви, а не католической религии. Крупной буржуазии в голову не приходило, что надо заменить старую религию какой-то новой, либо вообще отказаться от нее. Уже в самих названиях подчеркивалось, что законодатели не намеревались вторгаться в область веры и всячески оберегали религию, учитывая ее полезность. Более того, позднее Учредительное собрание объявило католицизм государственной религией. То есть и некатолики обязаны были нести расходы на содержание чуждого им культа.

Достигнув господствующего положения и осуществив все преобразования, соответствующие ее интересам и целям, буржуазия считала задачи революции в основном исчерпанными. Она стремилась теперь не к углублению революции, а, напротив, ее усилия были направлены, чтобы затормозить ее на достигнутом уровне. Однако последующие события, во многом вызванные пропагандой духовенства вынудили принимать непредвиденные меры для пресечения беспорядков. Но здесь она уже не была такой суровой как в первое время и стремилась мирно урегулировать конфликт с клерикалами.

Учредительное собрание было ошеломлено силой сопротивления со стороны духовенства. 26 ноября депутат Вуадель докладывал Учредительному собранию об антигосударственной лиге, составленной из "некоторых епископов, капитулов и кюре". Прикрываясь маской защитницы религии, эта лига, говорил депутат, возбуждает народ против законов, стремится подготовить его к восстанию. Перечислив факты враждебных происков клерикалов, Вуадель предложил проект декрета, в котором предписывалось всем духовным лицам, состоящим на службе государства, присягнуть на верность "нации, закону и королю" и оказывать поддержку конституции. Под влиянием общественности 27 ноября проект Вуаделя стал законом.

Открыто на сторону оппозиции, то есть католической религии крупная буржуазия встала в 1791 г. Она была напугана революционными настроениями простого народа, а потому искала опоры в старых учреждениях. Так, в Париже группа семинаристов разрушила алтарь отечества на поле Федерации. Патриоты их задержали и готовились вздернуть на фонари, но прибыл командующий национальной гвардии Лафайет, и взял семинаристов под "защиту закона". Когда Людовик XVI пытался бежать из Франции, новая правящая группа спасла его от гнева народа и восстановила в правах. Больше того, мирная народная демонстрация, собравшаяся на Марсовом поле 17 июля 1791 г. с требованием низложения короля-изменника и предания его суду, была расстреляна национальной гвардией. Расстрел мирной демонстрации означал открытый переход крупной монархической буржуазии на контрреволюционные позиции. Очевидно, что политики крупной буржуазии должны были искать примирения и с церковью - учреждением, способным влиять на массы.

Буржуазные круги придерживались известного замечания Вольтера: "Хотите, чтобы ваш народ был спокоен и могуч - пусть религия подчиняется закону государства" и надеялись иметь духовенство своим союзником. Даже после того как большинство духовенства отказалось присягнуть, она не теряла надежды привлечь на свою сторону церковь. Поэтому следовало, по ее мнению, мягко обращаться с клерикалами, не раздражать епископат, достигнуть соглашения с папой. Она решительно возражала против каких-либо репрессий в отношении неприсягнувших священников, так как это должно было привести к новым конфликтам, в которые были неизбежно вовлечены и массы. Поэтому Учредительное собрание в церковном вопросе заняло примирительную позицию. Дошло до того, что священники, смещаемые с должности за отказ присягнуть, получали государственные пенсии. Буржуазная печать требовала, чтобы народ воздержался от преследования неприсягнувших священников. Даже если духовные лица стали на путь преступления, говорилось в буржуазных газетах, народ должен оставаться спокойным зрителем. "В настоящих условиях должны действовать только его (народа) уполномоченные", то есть власти. Якобинский клуб также советовал своим филиалам: "Заклинайте служителей алтаря не проповедовать войны от имени бога мира. остерегайтесь, чтобы народ, сбитый с толку, не предался каким-нибудь эксцессам против неприсягнувших". Некоторые газеты даже требовали применить крутые меры для искоренения "анархии и хаоса".

Однако местные власти несмотря на бездействие Учредительного собрания не могли не считаться с опасностью католической контрреволюции и принуждены были принять меры. Первым стал на этот путь департамент Нижнего Рейна. Движение принимало широкий размах.

В подобном политическом настроении Учредительное собрание прекратило свою деятельность, предварительно утвердив конституцию 1791 года. Накануне своего роспуска Учредительное собрание снова сделало жест примирения в отношении неприсягнувших: декреты о гражданском устройстве не были включены в конституцию. Стало быть, они могли быть отменены простым постановлением будущего парламента - Законодательного собрания. 14 сентября 1791 г. была объявлена политическая амнистия.

Законодательное собрание, избранное "активными гражданами", начало свою работу 1 октября 1791 г. Фельяны (представители монархической буржуазии и либерального дворянства) возглавили министерство. С первых же дней работы нового правительства церковный вопрос был одной из главных проблем. Крупная буржуазия рассчитывала, что теперь, когда по конституции открылся парламент, в стране установятся спокойствие и "социальный мир". Однако борьба в стране разгоралась, обострились и конфликты, вызванные церковниками. В Меце и Сансе в церквах "бросали друг в друга камнями". В Кане женщины, подстрекаемые неприсягнувшими, хотели повесить конституционного кюре. Мятежи происходили в департаментах Ман и Луара, Майенна и Лозер.

Фельяны испытывали явное затруднение. Они не решились отменить гражданское устройство духовенства - это значило отказаться от надежды приспособить церковь к "новому порядку". Стать на путь репрессий они так же не желали - это углубило бы пропасть между церковью и государством. И как утверждают некоторые авторы, желая оградить клерикалов от кар фельяны предложили отделение церкви от государства. Они доказывали, что репрессии противоречат духу революции, что "религиозная свобода является одним из краеугольных камней нашей конституции". Они предлагали официально признать неприсягнувших священнослужителей, предоставить им храмы для служб, но изъять из ведения церкви записи актов гражданского состояния и народное образование. Таким образом, крупная буржуазия из страха перед народом фактически склонна была поощрить мятежную церковь. Но при этом предусматривалось судебное преследование лиц, которые будут мешать отправлению культа.

Тем не менее, вопреки своему желанию, Законодательное собрание принуждено было действовать. Так как церковь заметно усилила свою враждебную деятельность.

В адрес Законодательного собрания поступали многочисленные требования. Из Меца писали: "Торопитесь искоренить зло, которое нам угрожает". Парижская секция Люксембург требовала прекратить козни неприсягнувших. т Марат писал о гражданской войне в Арле, "вызванной неприсягнувшими священниками, которых Людовик XVI взял под свое покровительство". Он видел "корень зла" в том, что до сих пор не предстал перед судом королевский двор, "душа всех коварных происков мятежных попов". И Марат делал вывод: "Королевство явится жертвой ужасов до тех пор, пока народ., доведенный до отчаяния, не вооружится, наконец, чтобы уничтожить своих угнетателей, всех до единого". Якобинский клуб настаивал на том, чтобы неприсягнувших священников судили, как и эмигрантов, по закону 9 ноября, то есть как изменников родины.

Однако фельяны по-прежнему считали, что к священникам следует проявлять терпимость. 12 ноября депутат Вейриэ выступил с проектом декрета по церковному вопросу. Сначала он обрисовал антигосударственную деятельность духовенства: бунтовщические речи, поджигательские сочинения, клевета на закон, раздоры в семьях, оскорбления властей, отказ допустить к таинствам покупателей церковных имуществ, союзы неприсягнувших с дворянами. Казалось, что за этим последует предложение о наказаниях, которые клерикалы вполне заслужили. Ничего подобного, Вейриэ отверг предложения о репрессивных законах как "тиранические" и предложил только одно - лишить неприсягнувших пенсий, а тем, кто подстрекал народ к неповиновению, угрожал тюремным заключением сроком на один год.

Обсуждение законопроекта продолжалось много недель. Правые старались защитить неприсягнувшую церковь, но их сопротивление слабело по мере того, как поступали новые сообщения о волнениях. Когда пришли известия о религиозных беспорядках в Кальвадосе, Камбон внес предложение, с которым до того выступил Марат, - созвать Верховный национальный суд для наказания непокорных священников. Депутат Гаде счел эту меру недостаточной, а Инар потребовал, чтобы главные зачинщики "взошли на эшафот". Только под воздействием революционных масс удалось прекратить прения.29 ноября 1791 г. депутат Ламарк предупредил Собрание: "Народ обвиняет нас в медлительности и в безразличном отношении к этому важному вопросу". Тогда, наконец, вопреки протестам крупной буржуазии проект стал законом. Хотя умеренным удалось смягчить предложенные меры наказания, этот декрет был первым государственным репрессивным актом против неприсягнувших.

Декрет 29 ноября 1791 г. отличался все же известной двойственностью. С одной стороны, в нем нашли свое выражение взгляды демократии на способы борьбы с клерикальной контрреволюцией, и в этом отношении он усиливал позиции народных обществ, клубов. С другой стороны, опасаясь, что решительная борьба развяжет революционную стихию, декрет устанавливал подчеркнуто мягкие меры наказания, а главное, давал возможность мятежникам обыкновенной гражданской присягой оградить себя от всяких преследований. В целом этот декрет был мерой, необходимой для общественного спасения, но мерой явно компромиссного характера.

Демократические газеты вроде "Революционного Парижа" считали, что декрет выгоден неприсягнувшим, так как гражданская присяга гарантировала им безопасность и давала возможность безнаказанно устраивать заговоры.

Так как декрет был принят вопреки правым буржуазным депутатам. Только королевское вето могло приостановить его проведение в жизнь. И вот группа видных деятелей крупной буржуазии, членов директории парижского департамента, в том числе Талейран, Ларошфуко и другие, 5 декабря обратились к Людовику XVI с просьбой наложить вето на декрет 29 ноября под предлогом, что он нарушает "свободу религиозных мнений". Авторы письма, обойдя молчанием преступления церковников, представляли дело так, будто декрет имеет целью преследовать духовенство за нежелание признать новую, организацию церкви. Людовик XVI, ободренный поддержкой влиятельных представителей буржуазии, отказался одобрить и декреты против эмигрантов и закон против неприсягнувших.

Известие о выходке буржуазных монархистов вызвало в Париже настоящую бурю протеста. Якобинский клуб в обращении к своим филиалам, написанном Робеспьером, подчеркивал, что монархисты пытаются подорвать власть законодательного корпуса, усиливая в то же время исполнительную власть короля. В обращении выражалось опасение, не является ли это выступление сигналом к объединению под знаменем "священников-бунтовщиков" всех контрреволюционеров. Газета "Революционный Париж" расценила это выступление как попытку "поднять все департаменты против Парижа" и призывала народ выразить свое отношение к событиям.

Авторы письма к королю и не подозревали, до какой степени их шаг скомпрометировал крупную буржуазию, ставшую союзницей монарха и неприсягнувшей церкви. Законодательное собрание буквально осаждалось делегациями от секций. Один оратор говорил: "Граждане Сен-Антуанского предместья заявляют вам, что для поддержания конституции и наших декретов. у них имеются руки, пушки, пики и то мужество, которое помогло разрушить Бастилию". Делегация во главе с Камиллом Демуленом требовала "сурово наказать заговорщиков" и не считаться с королевским вето. Граждане секции Оратуар настаивали на том, чтобы члены парижской директории предстали "перед судом нации".

В итоге добрая половина департаментов не посчиталась с королевской санкцией и приступила к осуществлению мер, предусмотренных декретом 29 ноября. Неприсягнувших высылали из департаментов, лишали их государственных пенсий и жалования, готовились, даже высылать из Франции. Это происходило в районах, в которых контрреволюционная агитация священников была всего сильнее, - в Верхнем Рейне, Финистере, Мен и других. Во многих местах неприсягнувших интернировали в главном городе департамента. Однако в десятках департаментов оставался в силе декрет 7 мая о свободе культов. К ним относились департаменты Ньевра, Сона и Луара и др.

В результате я пришла к выводу, что все первые декреты Учредительного собрания были приняты из экономических соображений, что бы сократить расходы государства, а так же для свержения "строго порядка", уничтожения феодализма, ликвидации привилегированных сословий. Но ни в одном из них не было сказано ничего, что могло бы оскорбить католический культ, либо умалить значение религии. Напротив ей всегда отводилось почетное место, крупная буржуазия и либеральное дворянство стремились подчинить себе католическую церковь, сделать ее своей союзницей. Лишь после того, как часть духовенства выступила в качестве решительного врага нового устройства государства, крупной буржуазии ничего не оставалось делать, как начать борьбу с неприсягнувшими. Но и здесь правительственные круги старались найти компромисс и не принимать решительных мер. И только в наиболее революционных кругах начинает звучать резкая критика в адрес духовенства.

Традиционная религия Франции - католицизм .

Первые христиане на территории современной Франции появились еще во II веке нашей эры. В VI веке король франков Хлодвиг I, основатель Франкского королевства, был крещен и начал распространять религию по Галлии. Со временем страну стали называть «старшей дочерью церкви», а в течение нескольких десятков лет в XIV веке на территории Франции, в Авиньоне, находилась резиденция пап, которые попали в политическую зависимость от королей. Вплоть до Французской революции католицизм был официальной государственной религией, а в XVIII веке отношения между властью и церковью существенно изменились. Церковное имущество было национализировано, должность епископа сделали выборной. В 1905 году во Франции вступил в силу закон о разделении церкви и государства, положивший начало процессу секуляризации. Церковь перестала получать финансирование, французы обрели свободу вероисповедания, а страна приобрела светский характер. Практика секуляризма постепенно привела к тому, что католицизм стал играть все меньшую роль в жизни общества.

Сегодня официально около 60% французов являются католиками , но на деле большинство из них не посещают церковь и не задумываются о религии. Тем не менее, католическая церковь продолжает существовать, и традиции религиозных обрядов во Франции не утрачены. Так, более половины французов венчаются и крестят своих детей.

Во Франции действуют законы, запрещающие носить в школах религиозную символику и молиться на улицах. Причиной их возникновения стали мусульмане, которые активно мигрируют во Францию с 60-х годов XX века. Сегодня ислам - вторая по распространенности религия в стране , в которой проживает около 5 миллионов выходцев из мусульманских стран, в основном из Северной Африки.

С XVI века во Франции появилось течение протестантизма в виде общины гугенотов. Несмотря на запреты и преследования, это направление христианства постепенно развивалось, появлялось все больше протестантских семей. Сегодня доля протестантов среди французов невелика - около 800 тысяч человек. Протестантизм стоит на третьем месте среди религий Франции по распространенности.

Четвертое место занимает иудаизм . Первые еврейские общества существовали на территории современной страны еще во времена Римской Империи, но в средневековье из-за преследований их почти не осталось. Сегодня во Франции проживает около 600 тысяч евреев. Во стране также существуют приверженцы буддизма, но их количество несущественно по сравнению с другими религиями. Кроме того, по данным социологических опросов, около 32% французов считают себя атеистами.

Франция на протяжении веков была активным католическим государством, католицизм был государственной религией, а с иноверцами, как с гугенотами (протестантами) кроваво расправлялись. Папский престол постоянно ориентировался на французских королей как на самых могущественных католиков в мире, инициировав вместе крестовые походы. Более того, XIV век вошел в историю как время так называемого Авиньонского плена пап, когда наследники Святого Петра седели не в Риме, а во французском Авиньоне. Но эти времена и события канули в лету, и сегодня Франция - светское государство, где религия четко отделена от политики. Свобода веры считается непоколебимым конституционным правом, хотя, в то же время, некоторые религиозные организации на государственном уровне признаны культами.

Итак, самой многочисленной религией во Франции считается христианство католического образца. Более чем 75% считают себя католиками, но, в то же время, намного меньше действительно регулярно посещают храмы и исполняют все обряды.

Современная католическая церковь Франции далеко не та ретроградная, фригидная и консервативная институция, как это было в XVII веке.

Кроме действительной либеральности и терпимости к другим конфессиям, католическая церковь стала более гибкой. К примеру, в 1981 году Архиепископом Парижа был избран Жан Мэри Люстигер, который походил с еврейской семьи, но принял католицизм, когда еще ему было 14 лет.

С былых времен подъема и расцвета католической церкви во Франции на сегодняшние дни остались многочисленные соборы, костелы и баптистерии. Они по истине не просто дома для молитвы, а настоящие шедевры архитектурного и декоративного искусства. Красоты французских собор описывали многие мировые писатели, среди которых - Виктор Гюго со знаменитым "Собором Парижской Богоматери".

Еще одной популярной веткой христианства во Франции считается протестантство. Большая часть последователей Мартина Лютера проживают в юго-восточной части Центрального массива, у гор Юры и Эльзаса в северной Франции. Более того, несмотря на первоначальную агрессивность католиков французов к протестантам в XVI веке, по иронии судьбы именно эта страна стала родиной одного из самых знаменитых протестантов, пастора, в честь которого назвали целое течение в протестантизме - Жан Кальвин.

Он родился в 1509 году на землях Северной Франции, хотя его главный и самый деятельный период жизни прошел в Женеве.

Помимо христианства, во Франции сегодня проживает многочисленная община мусульман. Ислам сегодня стал уже второй религией по численности во всей Европе. Конкретно во Франции проживает сегодня близко 5 миллионов мусульман, которая стремительно возростает. Фактически, большая часть французских мусульман прибыли в страну с Северной Африки.

Третьей большой религиозной общиной являются иудеи. Они проживали на территории Франции еще с римских времен, но во времена гонений за иноверцами и в годы инквизиции, их массово изгоняли со страны.

Только в 1790 году первые евреи французского происхождения получили гражданство, хотя еще долгие годы в обществе страны присутствовал антисемитизм и ущемление иудее.

Хронологические статистики

Религиозная
группа
Население
% 1986
Население
% 1987
Население
% 1994
Население
% 2001
Население
% 2004
Население
% 2006
Население
% 2010
Население
% 2012
Население
% +2016
христианство 82% 76% 69% 71% 66,2% 66,1% 67% 59% 51,1%
- католицизм 81% 75% 67% 69% 64,3% 64,0% 64% 56% -
- протестантизм 1% 1% 2% 2% 1,9% 2,1% 3% 3% -
- Другие и самостоятельные христиане - - - - - - - - -
ислам - - - - 4,3% 3,0% - - 5,6%
иудейство - - - - 0,6% 0,6% - - 0,8%
Другие религии 2,5% 3% 8% 6% 1,9% 2,3% 5% 8% 2,5%
Не религиозен 15,5% 21% 23% 23% 27,0% 27,6% 28% 32% 39,6%

Линейный график

Не религиозен

Данные опроса

Религиозные конфликты возобновились в конце 17 - го века, когда Людовик XIV , «Солнце Король», начал преследование гугенотов путем введения драгонады в 1681. Этой волна насилия запуганной протестантов в преобразовании в католицизм. Он сделал официальную политику с 1685 отзыва Нантского эдикта . В результате, большое число протестантов - по оценкам, от 200 000 до 500 000 - покинул Францию в течение следующих двух десятилетий, ища убежища в Англии, Соединенных Провинций , Дания, в странах протестантских в Священной Римской империи (Hesse , Brandenburg- Пруссия и т.д.), и европейские колонии в Северной Америке и Южной Африке.

французская революция

Французская революция лишила католическую церковь большинства его богатства, его власти и влияния. Первые революционеры стремились секуляризовать все французское общество, усилия, вдохновленный трудами и философии Вольтера . В августе 1789 г. новая Национальная ассамблея отменила десятину , обязательный 10% налог на платную католической церкви. В ноябре 1789 года они проголосовали экспроприировать огромное богатство Церкви в одаренности, земли и зданий. В 1790 годе Ассамблея отменила монашеские религиозные ордена. Статуи и святые были отвергнуты в порыве иконоборчества, и самое религиозное обучение закончилось.

В 1793 году правительство создало светский республиканский календарь , чтобы стереть память о воскресенье, святых дней и религиозных праздников, а также увеличить количество рабочих дней за счет введения 10 дней в неделю. Традиционно, каждый седьмой день - воскресенье - был днем отдыха, вместе с множеством других дней для праздника и отдыха. Правительство пыталось закончить все, что; новый календарь разрешается только один день в 10 для релаксации. Рабочие и крестьяне почувствовали себя обманутыми и перегружен. Новая система нарушена ежедневные процедуры, сокращение рабочих свободных дней, и закончилась любимые праздники. Когда реформаторы были свергнуты или казнены, их радикально новый календарь был быстро отказались.

Религиозные меньшинства-протестанты и евреи-получили полные гражданские и политические права, которые представляли собой переход к более светской власти к некоторым, и нападение на католическую церковь к другим. Новые религии и философия были разрешены конкурировать с католицизмом. Введение известных культов в революционный период - в культе Разума и культе Верховного Существа - ответил на убеждении, что религия и политика должны быть легко сплавлены вместе. Это переход от первоначального Просвещения идеалов революции, которая защищала для светского государства с допуском для различных религиозных верований. В то время как Максимилиан Робеспьер выступает за религиозную основу в республику , он поддерживал жесткую позицию по отношению к католицизму из - за его связь с коррупцией и контрреволюцией .

Культы стремились стереть старые способы религии путем закрытия церквей, конфисковав церковные колокола, и реализующей новый республиканский календарь, который без каких - либо дней для религиозной практики. Многие церкви были превращены в храмы Разума . Культ Разума первый де подчеркнуть существование Бога, и вместо этого сосредоточиться на деизме, показывая не священное, божественное, ни вечной, но естественное, землистое, и временное существование. Для того, чтобы связать церковь и государство вместе, культы трансформируются традиционной религиозной идеологией в политику. Культ Высшего Существа использовали религию в качестве политического рычага. Робеспьер обвинил политических противников, как прикрываясь Богом и использовать религию, чтобы оправдать свою оппозиционную позицию по отношению к революции. Это был сдвиг в идеологии, которая позволила культе использовать новые деистических убеждения политического импульса.

В январе 2015 года сатирическая газета Charlie Hebdo , который высмеивал исламский пророк Мухаммед, и окрест еврейский гастроном попала под атакой из радикально настроенных мусульман, которые родились и выросли в Парижском регионе. Мировые лидеры ралли в Париж, чтобы продемонстрировать свою поддержку свободы слова. Аналитики сходятся во мнении, что этот эпизод оказал глубокое влияние на Францию. The New York Times суммировал продолжающиеся дебаты:

Так, как скорбит Франции, он также сталкивается с глубокими вопросами о его будущем: Насколько велика радикализации часть мусульманского населения страны, самый большой в Европе? Насколько глубоко разрыв между ценностями Франции секуляризма, индивидуальной, сексуальной и религиозной свободы, свободы прессы и свободы шокировать, и растущего мусульманского консерватизма, который отвергает многие из этих ценностей во имя религии?

религии

буддизм

В 2000 - х годов был оценен буддизм во Франции, чтобы между 1 млн (Министерство внутренних дел) строгих приверженцев и 5 миллионов человек под влиянием буддийских учений, очень больших чисел для западных стран. Многие французские буддисты не считают себя «религиозными». По словам ученого Денниса Gira, который был директором Института науки и теологии религий Парижа, буддизм во Франции имеет миссионерский характер и проходит процесс « инкультурации » , который может представлять собой новый поворот " Колесо Дхарма », аналогичное тем, которые он прошел в Китае и Японии , с которой новое воплощение доктрины - это„- будет, возможно, возникнет французский буддизм“.

В 2012 году Европейская штаб - квартира Фо Гуан Шань монашеского ордена открыт во Франции, недалеко от Парижа. Это был самый большой буддистский храм в Европе в то время.

христианство

Христианство является крупнейшей религией Франции.

По данным опроса, проведенного (IFOP) для мозговым, 51,1% от общей численности населения Франции был христианином в 2016 году В следующем году исследование по Ipsos сосредоточено на протестантов, и на основе 31,155 интервью показало, что 57,5% от общей численности населения Франции объявлено католики и 3,1% заявили, что протестантский.

В 2016 годе Ipsos Global Trends , обследование многонационального проводится Ipsos и на основе около 1000 интервью, показал, что христианство является религией 45% работоспособного возраста, подключенный к сети Интернет населения Франции; 42% заявили, что они были католиками, 2% заявили, что они были протестантами, и 1% заявили, принадлежать к любой православной церкви.

Православное христианство

Восточное православие
Восточные Православие

Другие христиане

Другие христианские группы во Франции включают в Свидетелей Иеговы , по мормонам , и других мелких сект. Европейский суд по правам человека отсчитывается 249,918 «регулярные и случайные» Свидетели Иеговы во Франции и в соответствии с их официального сайта, есть 128,759 министры, которые преподают Библию в стране.

ислам

2016 опрос, проведенный Институт Монтень и IFOP показал, что 6,6% населения Франции имел исламский фон, в то время как 5,6% заявили, что они были мусульмане по вере. По данным того же опроса, 84,9% французы, которые имели исламский фон еще мусульмане, 3,4% были христиане, 10,0% не были религиозными и 1,3% принадлежали к другим религиям.

В том же году, Ipsos показало, что только 2% от трудоспособного возраста, подключенного к сети Интернет французский заявили, что они были мусульманами.

иудейство

В 2016 году 0,8% от общей численности населения Франции, или около 535,000 человек, были религиозными евреями. Там было еврейское присутствие во Франции, так как по крайней мере в раннем средневековье . Франция была центром еврейской учености в средних веках, но преследование увеличилось в средних веках носили на, в том числе нескольких изгнаний и возвращений. В конце 18-го века французской революции , Франция была первой страной в Европе, раскрепостить свое еврейское население . , в смысле современного неоязычества , во Франции было описано, как в два раза, с одной стороны, представленной этнически identitary религиозных движений, а с другой стороны, с помощью различных колдовстве и шаманских традиций без этнических коннотаций. По словам французского историка идей и крайне правых идеологий Stéphane Франсуа, термин «языческий» (лат paganus ), используемый христианами, чтобы определить тех, кто утверждал, политеистические религии, первоначально означало «земляк» в смысле «гражданина», то «инсайдеры» (внутри культурной традиции или граждан), а его противоположностью термин был «чужим» (лат alienus ), «другие», то «аутсайдеры», которые определены христиане. Современные французские язычники в identitary движений внимать вернуться к этому значению.

Движения Identitary Языческих большинство, и представлены кельтская Веннер, в 2003 году основные небольшие религиозные меньшинства в (20000), то, которая привела к отчету регистрирующий ряд религиозных групп, рассматриваемых как социально подрывным и / или опасным. Некоторые из этих групп были запрещены, в том числе

Исламская могила на французском кладбище.

В Париже и окружающая Иль-де-Франс области Французские мусульмане имеют тенденцию быть более образованными и религиозными, и подавляющее большинство из них отвергает насилие и говорят, что они лояльны к Франции. Среди мусульман в Париже, в начале 2010 - х годов, 77% не согласились, когда его спросили, является ли насилие приемлемым моральный ответ на благородное дело или нет; 73% сказали, что они были лояльны к Франции; и 18% считали гомосексуальность приемлемым.

В 2015 году было 2500 мечетей во Франции, по сравнению с 2000 в 2011 году В 2015 году Dalil Бакр , ректор Большой мечети Парижа , заявил, что число должно быть удвоено, чтобы вместить большое и растущее население французских мусульман.

Финансирование на строительство мечетей было проблематичным вопросом в течение длительного времени; Французские власти были обеспокоены тем, что иностранный капитал может быть использован для приобретения влияния во Франции и так в конце 1980 - х годов было принято решение в пользу формирования «французского ислама», хотя закон 1905 года о религии запрещает финансирование религиозных групп со стороны государства, По словам Салах Bariki, советник мэра Марселя в 2001 году, в коранических школе в Nièvre только три процента из книг были написаны на французском языке, и все финансировалось из - за рубежа. Она поддерживает участие общественности в финансировании исламского культурного центра в Марселе, чтобы поощрить мусульман развивать и использовать французские учебные материалы, для того, чтобы помешать иностранным индоктринации. Даже светские мусульмане и субъекты гражданского общества должны были быть представлены в центре. Местные органы власти финансируют строительство мечетей, а иногда и без минаретов и называя их «исламские культурные центры» или муниципальные залы арендованы «общественные объединения». В случае планов строительства мечети в Марселе, из - за протесты и решение Трибунала Национального ралли , в Национальном республиканском движении , и Движение за Францию , в аренде на 8000 м 2 (86,111 квого) местность для мечеть была увеличена с € 300 / год до € 24 000 / год, а срок аренды был сокращен с 99 до 50 лет.

Charlie Hebdo стрельба

Франция пришла к шуму в январе 2014 года, когда восемь писателей и карикатуристы были застрелены два террористами, которые совершили налет на французском сатирический журнал Charlie Hebdo. В течение многих лет она была под угрозой мусульман фундаменталистов за публикацию карикатур критикующих пророка Мухаммеда. Осуждение этого нападения было единодушным на Западе, но в мусульманских странах, одобрил некоторые боевики, заявив, было право убивать тех, кто оскорбляет пророка. Элизабет Auvillain утверждает, что «Эта расправа подняла важные вопросы о свободе выражения мнений и уважения к религии. Карикатуристы ли разрешено высмеивать Бог или религии запретной для критика?»

дальнейшее чтение

  • Aston, Найджел. (2000) Религия и революция во Франции, 1780-1804
  • Боуэн, Джон Ричард. (2007) Почему французы не любят головные платки: Ислам, государство и общественное пространство (Princeton UP)
  • Кертис, Сара А. (2000) Воспитание Faithful: Религия, образование и общество в девятнадцатом веке во Франции (Северного Иллинойса UP)
  • Эдельштейн, D. (2009). Террор естественного права: Республиканство, культ природы, и французская революция. Чикаго: Университет Чикаго Press.
  • Furet, F. (1981). Интерпретируя французскую революцию. Cambridge UP.
  • Гибсон, Ральф. (1989) социальная история французского католицизма, 1789-1914 Routledge, 1989.
  • Хант, Л. (1984). Политика, культура, и класс во время Французской революции. Беркли: Калифорнийский университет Press.
  • Израиль, J. (2014). Революционные идеи: Интеллектуальная история Французской революции от прав человека до Робеспьера. Princeton University Press.
  • Latourette, Кеннет Скотт. (1969) Христианство в революционном Возраст: Том I: Девятнадцатый век в Европе: Фоновая и Римско - католическая фаза онлайн повсюду на католиков во Франции.
  • Христианство в революционном Возраст: Том II: Девятнадцатый век в Европе: Протестантская и Восточной Церкви ; С. 224-34 на протестантов во Франции.
  • Latourette, Кеннет Скотт. (1959) Христианство в революционном Возраст: Том IV: Двадцатый век в Европе: римско - католической, протестантской и Восточные Церкви С. 128-53 католиков во Франции; С. 375-79 на протестантах.
  • McMillan, Джеймс. (2014) «католическое христианство во Франции от восстановления до разделения церкви и государства, 1815-1905.» . в Шеридан Гилле и Брайан Стэнли, редактора, Кембриджская история христианства (2014) 8: 217-232
  • Миснер, Пол. (1992) «Социальная католицизма в девятнадцатом веке в Европе: обзор недавней историографии.» Католический Исторический очерк 78,4 (1992): 581-600.
  • Цена, Роджер, религиозное возрождение во Франции, 1789-1870: Римско - католическая церковь между Катастрофе и Triumph (2018) онлайн обзор
  • Tallett, Фрэнк, и Николас Аткин. Религия, общество и политика во Франции с 1789 (1991)
  • Willaime, Жан-Поль. (2004) «Культурный поворот в социологии религии во Франции.» Социология религии 65,4 (2004): 373-389.
  • Зельдин, Теодор. (1977) Франция, 1848-1945: интеллект, вкус, и тревога. Том 2. (Oxford UP) С. 983-1039.

Интересно о Франции: факты, особенности, французы, француженки и религия во Франции, мифы о Франции. Отзывы туристов.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры во Францию

Франция сильно отличается, от того, что мы о ней фантазировали, читая «Три мушкетера» и «Анжелику». Слушая Шарля Азнавура и Ванессу Паради, смотря «Астерикс и Обеликс» и «Амели». Тем интереснее столкнуться с реалиями французской жизни и французских взглядов на жизнь.

Французы

Основная жизненно важная забота французов - быть истинными французами.

Мишель Сиретт

Ко всем остальным представителям рода человеческого французы относятся снисходительно, ведь людям просто не повезло, что они родились не французами. Французы считают себя истинными экспертами во всем, что представляется им важным, а если они не осведомлены в какой-то области, значит это, скорее всего, не имеющая никакого значения ерунда.

Национальный герой для истинного француза - Сирано де Бержерак, поэт и воин (увы, обремененный серьезным физическим недостатком), а также Жерар Депардье, сыгравший Сирано в кино. Вообще, французам нравится «звезды», которые поднялись из самых низов благодаря собственным усилиям.

Француженки

Француженки и элегантность - это практически синонимы. Француженки выглядят так, что мужчины испытывают потребность уступать им место в метро, носить их багаж и распахивать перед ними все двери. Француженки привыкли к поклонению, привыкли выслушивать комплименты по любому поводу, а французы привыкли их говорить.

Француженки всегда готовы к легкому флирту. Если мужчина не предпринимает попыток соблазнить свою собеседницу, она может даже слегка расстроится. Какой смысл покупать стильную одежду, демонстрировать острый ум и отточенные манеры, если мужчина отказывается играть отведенную ему природой роль?

И, кстати, посмотрите на символ Франции Марианну, прототипом для изображения которой в последние годы были Брижит Бардо, Мирей Матьё, Катрин Денёв, Патрисия Каас и Летиция Каста.

Французский язык

Но панталоны, фрак, жилет - Всех этих слов на русском нет...

А.С. Пушкин

Зато до начала 20 века, всякий образованный человек знал французский язык. Историки отмечают, что во время Отечественной войны 1812 года в ночных дозорах русские солдаты довольно-таки часто принимали своих офицеров за неприятеля, из-за привычки последних постоянно говорить по-французски.

Сейчас французский язык - это государственный язык более чем в 30 странах. Немногим известно, что на протяжении 600 лет французский язык был официальным языком Британии.

Интересные факты:

  • каждый божий день во Франции печатается две новых кулинарных книги;
  • самое длинное предложение на французском написано Виктором Гюго (роман «Отверженные») и содержит 823 слова;
  • во французском языке есть отдельные слова для русской водки - vodka, и польской водки - wodka.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Французы и религия

Французы - в большинстве своем католики, однако, католики весьма независимые. Чего стоит тот факт, что почти целых сто лет Франция имела своего собственного Папу (в Авиньоне) который успешно конкурировал с Папой всего остального католического мира.

Говорят, что французов в католицизме привлекает возможность раскаяться в самый последний момент и тем самым заработать прощение. По большей части, игнорируя религиозные обязанности и заботы, французы трепетно относятся к религиозным праздникам.

3 мифа о Франции и французах

Французы грубые

Самый распространенный и самый несправедливый миф. Французы доброжелательны, в общем и целом, но у них есть свои причуды. Например, во время разговора полагается смотреть прямо в глаза собеседнику.

Если вы заговорите с французом по-английски, он вам не ответит

Конечно, французам обидно, что бывший некогда основной язык мирового общения вытеснен вездесущим английским. Поэтому выучите пару фраз на французском, и аборигены не только покажут вам дорогу к очередной достопримечательности, а возьмут за руку и отведут к ней.

Поездка во Францию - слишком дорогое удовольствие

Если позаботиться о маршруте, дороге и ночлеге заранее, поехать не в сезон (в октябре-марте), останавливаться в трехзвездочных гостиницах (а французы специально занижают класс гостиницы по налоговым соображениям) и питаться там, где едят сами французы - то вы удивитесь, сколько вам удастся сэкономить.