Влияет ли имя на жизнь человека? Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика - будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) - упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена - в этом легко убедиться, раскрыв святцы, - носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.
Имя древнееврейское, которое в переводе значит - Благодать Божия.
В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.
Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.
И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.
Иоанн Власатый - Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.
Иоанн Дамасский - отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.
Иоанн Кронштадтский - великий русский пастырь и общественный деятель.
Иоанн Палестинский - выдающийся постник.
Иоанн Константинопольский - патриарх и выдающаяся личность своего времени.
Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.
То же наблюдаем относительно других известных имен.
Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя - определяло место, которое должен занимать в мире его носитель. Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю, называя каждое светило его именем, и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным и этим самым определить их место и роль в мире Адама.

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого; Навал - безумец и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей - вынутый из воды, иногда - на предназначение человека: Исаия - да спасет Бог. Имя считалось как бы отпечатком личности человека!
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье - Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи - Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения - Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен).
Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь - это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман, Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил - происходило от названия города Рим; имя
Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и с Христом - Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет:

«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности».Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».
Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.
День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами, или днем Ангела.

Святой Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:

«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов.

Как правильно дать имя православному ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем не православным - это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.
Некоторые святые имеют по два имени - имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия, Ольга - Елены. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.
Можно дать имя, как сегодня распространено, в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.
С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери - Марии. Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария - в честь святых Марий, которых множество.

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя - на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя.).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них - обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Каждый православный христианин носит имя какого-либо святого, который становится его небесным покровителем и заступником. В этом православном календаре приведены наиболее распространенные имена святых, прославляемых Церковью, и указаны дни их памяти по новому стилю.

Если человек крещён в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известно, в честь какого святого он был наречён. Но бывает и так, что люди, крещённые в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого они названы. К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре (святцах, месяцеслове) не раз. Так, святых с именем Александр встречается около тридцати, с именем Иоанн - более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

В Церкви сложилась следующая практика: если в православном календаре встречаются несколько дней памяти святых, тезоименитых с Вами (тезоименитый - соименный, с тем же именем), то из этих дней Вашим днём Ангела будет день, совпадающий с днём Вашего рождения или ближайший после Вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет Вашим небесным покровителем.
Если Вашему святому совершается в течение года несколько дней памяти, то в ближайший день после Вашего дня рождения - это день Ваших именин, остальные же дни его памяти называют малыми именинами.

В полной мере и к нашему времени можно отнести слова святителя Феофана Затворника: «Имена у нас стали выбирать не по-Божиему». Святитель поясняет: «По-Божиему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или в дня три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих».

Даруя родителям ребёнка и устанавливая день его рождения, Господь уже тем самым указывает на его имя. Определить же Божию волю мы можем по православному календарю - месяцеслову, в который включены имена святых, прославленых Церковью.

То, что ребенку дается при Крещении имя, известно всем. Причем делается это не по выбору или желанию родителей, а в честь какого-либо святого, обычно того или той, память которого (которой) отмечается в этот день Церковью. Выбирается имя в соответствии с так называемыми святцами - церковным календарем, в котором указано памяти какого святого посвящается день.

Церковный именослов исполнен глубокого смысла, который, впрочем, был ведом на Руси всем - от простого крестьянина до монарха. Каждый день посвящается памяти определенных святых, празднику или чудотворной иконе. И не имя дается, как внешний знак, человеку, а человек «дается» имени, причисляется как бы в «дружину» того или иного-мученика или подвижника. Важно, в какой день, под чьим именем ты родился и тебя крестили: Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер.

Следует учитывать, что в православные святцы попали имена еврейские, греческие, римские, которые на этих языках могут иметь и положительный смысл, но для русского слуха неблагозвучны или вызывают неприятные ассоциации.

Христианские имена появились на Руси еще до принятия христианства - их принесли варяги. С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые календарные имена (Анисим, Федор, Анна, Мария, Елизавета). При Крещении человеку давалось второе, календарное, имя, которое могло иметь древнегреческие, латинские, древнееврейские, арамейские, древнеперсидские или древнеегипетские корни.

Для русского человека чужестранное имя было непонятно и им пользовались только в документах, в быту его не употребляли.
Имена в святцах часто повторяются, так как наиболее популярные из них (например, Александр, Андрей, Владимир, Василий) повсеместно использовались для именования людей, а многие редко используемые были исключены из списков.

Важно, в какой день родился ребенок и под чьим именем его крестили: именно Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер. Поэтому следует правильно выбирать имя ребенку при Крещении. Ребенок должен получить защиту ангела-хранителя.

Святой, именем которого называется ребенок, считается «покровителем» своего тезки. Поэтому верующий празднует не день своего рождения, а день Ангела, т. е. день святого, по имени которого назван. «Именины» никак не связаны с днем рождения, как некоторые считают, это день Крещения.

Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)

Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.

Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!

Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.

Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!

Что такое крёстное имя и как его выбирают?

Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена

Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.

Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным

(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт

гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).

Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,

Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).

Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.

Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.

Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).

Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.

Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали

европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).

Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).

Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .

Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!

Мученицы, праведницы, преподобные…

Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,

преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?

  • Мученицы - это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученицы - это мученицы за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Преподобные - это монахини, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); монахиня (по-другому и нокиня), игу менья (настоятельница монастыря)
  • Преподобномученицы - святые мученицы из числа монахинь (монахини, принявшие смерть за веру)
  • Девы-мученицы - незамужние, целомудренные девушки (не монахини), пострадавшие при гонениях на христиан; иногда в святцах пишут отрокови ца (то есть девочка-подросток)
  • Праведные (праведницы) - к ним относятся такие святые женщины, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (то есть не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру. В качестве святых они почитаются за свою праведную , то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный , напрямую связано со словами правда, правый, справедливый )
  • Жёны-мироносицы - женщины, ставшие первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа из мертвых; мироносицами в древности были женщины, которые переносят сосуды с ми ро м (ми ро - это ароматное, благовонное масло, используемое при миропомазании и других церковных обрядах); несколько мироносиц стали первыми свидетелями воскресения Иисуса Христа из мертвых, к их числу относятся Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария Магдалина - все они считаются святыми праведными (праведницами)
  • Равноапостольные - «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства), среди равноапостольных были не только мужчины, но и несколько женщин
  • Благоверные - царицы и княгини, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Блаженные и юродивые. Блаженная, то есть «счастливая» (в латинском языке - beata ): такой эпитет носят несколько известных святых IV-IX века (святая Мария Хиданская, святая Муза Римская, святая царица Феофания), а также святая Матрона Московская (XX в.). Эпитет «блаженная» в применении к остальным русским святым имеет другой смысл: юродивая (например, святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая), от древнерусского уродливый ; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Новомученики - под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти

В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:

мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная

Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая

Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):

святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr

Именины (день именин, именинный день, праздник именин)

Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.

Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).

Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».

Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица

Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица

Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.

У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так

называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.

При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было

внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.

Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они

считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.

Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя

соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.

Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном

жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США

или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви

Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,

Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе

Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).

При общении со священником полезной может оказаться информационная строка

«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим

женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и

английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)

жития святых»).

Полностью книга доступна только в печатной версии.

18918 (782 за неделю) / 31.10.16 09:00

Старая православная традиция состояла в том, что имена девочек выбирали по церковному календарю в честь того святого, чей праздник пришёлся на день рождения младенца. Происходило это на восьмой день - в день наречения имени.
В наше время православным святцам соответствуют многочисленные варианты православных девичьих имён. Проще всего подобрать подходящее православное имя для дочери можно в соответствии с календарём православных имён (православными святками). По дате рождения или назначенного крещения девочке подбирают православное имя, соответствующее этой дате. Желательно проверить, благозвучно ли сочетание данного имени с отчеством и фамилией ребёнка. Святитель Феофан считал, что нарекать православным именем новорожденную девочку следует в день её рождения либо крещения, либо в любой день между ними. Крайним сроком имянаречения может быть третий день после дня крещения. В наше время укрепилась также традиция присваивать девочке имя святой, наиболее почитаемой в данной семье.
Поскольку дни памяти святых указываются по юлианскому стилю, то чтобы получить из указанной в святках даты современную, к ней следует прибавить 13 дней.

О выборе имени

Вопрос выбора имени у православных людей относится к особенно важным. Считалось, что имя праведника, присвоенное ребёнку, частично освящало его жизнь, наставляло на путь истинный, указывало пример для подражания.
Нарекать детей в честь святых, которые становились заступниками и покровителями, на Руси стали уже в первые века после прихода христианства. Сам креститель Руси - равноапостольный князь Владимир получил после крещения православное имя Василий.
В состоятельных православных семьях в России имена детям выбирали родители. Но в крестьянской среде имена девочек по церковному календарю давал преимущественно приходской священник, а родители, если могли заплатить, пытались скорректировать его решение. Сегодня же выбор имени целиком остаётся во власти отца и матери, а священнослужитель может лишь подсказать, как верно использовать святцы.

Святцы


Месяцесловом или святцами называется церковный календарь, в котором перечислены церковные праздники и дни поминания святых. На протяжении веков святцы постоянно пополнялись, в результате чего получилось, что в наше время церковью каждый день отмечается память нескольких святых. Поэтому нет проблем с выбором православного имени для ребёнка.
При этом разрешается выбирать даже имя того святого, память которого отмечается спустя восемь дней после появления ребёнка, поскольку в древности именно в этот день и давали имя новорожденному. Если родителям не приглянулось ни одно из возможных имён, то можно заглянуть на сороковой день от рождения - срок, когда младенца приносят в церковь для свершения таинства святого крещения. Над матерью произносится очистительная молитва, после чего она возвращается в лоно церкви и может участвовать в причастии и исповеди.
Случаются и исключения, когда ребёнку дают имя особо почитаемого святого, например, если младенец появился на свет по его молитвенной помощи. Такие случаи отдельно обсуждаются со священником.
В святцах присутствуют не все имена. Если ребёнок рождается у родителей, которые активно участвуют в жизни православной церкви, то обычно проблем с наречением не бывает. Но часто по неосведомлённости родители могут выбрать для ребёнка имя, хоть и православное, но в его местной или европейской форме, которое отсутствует в святцах. В этих ситуациях священник употребляет его церковнославянский вариант во время крещения и заранее уведомляет родителей, что имена по церковному календарю будут звучать несколько иначе. Так, Анжела превращается в Ангелину, Оксана в Ксению, Жанна в Иоанну, Полина в Апполинарию, Светлана в Фотинию, Марта в Марфу и т. д.

Выбор небесного крестителя малыша

В современном свидетельстве о крещении отмечается небесный покровитель и день, на который у окрещённого приходятся именины (день ангела). Если девочку назвали Ксенией, то именины у неё не в каждый тот день, когда в календаре отмечен день памяти святой Ксении, поскольку святых с этим именем множество. Именинами же считается день памяти конкретного святого. Можно по-разному выбирать небесного покровителя среди одного из святых с одинаковыми именами.
Выбор по почитанию не означает, что человек считает одного святого более значимым, чем другого. Но порой семья испытывает более сильную духовную связь с конкретным святым, выбирает его в качестве небесного заступника. Поэтому в знак благодарности она называет своё чадо в его честь.
При втором варианте выбирается тот святой, день почитания которого является ближайшим ко дню рождения младенца.
Православная церковь не поддерживает традиции давать детям двойные имена (например, Анна-Мария). Благоговея перед именем Пречистой Девы Марии, очень многие родители называют своих дочерей в её честь, но также память святых с этим именем празднуется 26 января, 22 июля и в другие дни.

Именины и день ангела


В народе днём ангела называют день памяти святого, которое носит человек. При крещении человек получает ангела-хранителя - верного спутника и помощника в духовной жизни. Но и святой, давший имя человеку, в переносном смысле также именуется ангелом, то есть вестником воли Божией. Поэтому точнее говорить про именины или день конкретного святого.
Любой человек в отношении своего небесного покровителя должен знать:

  • его жизнеописание;
  • молитву к нему;
  • пытаться следовать его святости.

Верующий человек стремится завести у себя икону с ликом своего святого, его житие и особые молитвы к нему - канон и акафист.

Чин наречения имени

По церковному уставу наречение христианского имени происходит до крещения, являясь одним из подготовительных шагов к нему. В старину имя нарекалось задолго до крещения младенца, теперь же оно даётся в день крестин перед чином оглашения. Требник же указывает, что младенцы должны получать имена на восьмой день от рождения, как это было у Христа.

Список имен для девочек

Январь

3 января: Юлия
4 января: Анастасия
6 января: Клавдия
8 января: Анфиса, Макария, Августа, Мария, Агриппина
10 января: Гликерия, Агафья, Домна
11 января: Наталья, Евдокия, Анна, Матрёна, Варвара, Ефросинья, Агриппина
12 января: Мария, Федора
13 января: Меланья
14 января: Эмилия
15 января: Юлия
16 января: Малахия
18 января: Евгения, Полина
21 января: Юлия, Антония, Анастасия, Василиса
25 января: Татьяна, Евпраксия
27 января: Нина
28 января: София, Ефроксинья
29 января: Леонила
31 января: Мария

Февраль

1 февраля: Ефрасия
2 февраля: Инна, Пинна, Римма, Васса, Евсевия, Евтихия, Василиса
3 февраля: Агния, Анастасия
4 февраля: Анастасия
5 февраля: Евдокия, Екатерина, Милица
6 февраля: Ксения
7 февраля: Фелицата
8 февраля: Мария
12 февраля: Пелагея
13 февраля: Афанасия, Феодотия, Феоктитста, Евдоксия
16 февраля: Анна
17 февраля: Рафаила, Анна, Екатерина
18 февраля: Агафья, Феодулия
19 февраля: Дорофея, Кристина, Марфа, Мария
23 февраля: Анна, Еннафа, Валентина, Павла
24 февраля: Федора
25 февраля: Мария
26 февраля: Анна, Вера, Ирина, Зоя, Светлана
28 февраля: София, Ефросинья

Март

1 марта: Валентина
2 марта: Марианна, Нина
7 марта: Евгения, Параскева, Елизавета, Ирина, Варвара
11 марта: Анна
13 марта: Марина, Кира
14 марта: Евдокия, Ольга, Анна, Дарья, Александра, Надежда, Антонина, Домна
15 марта: Евфалия
17 марта: Юлия, Ульяна
18 марта: Ираида, Евлогия, Евлампия
19 марта: Елена
20 марта: Матрёна, Мария, Евдокия, Екатерина, Антонина, Надежда
22 марта: Наталья, Александра
23 марта: Василиса, Ника, Галина, Федора, Анастасия
26 марта: Кристина
30 марта: Марина
Другие месяцы:

Апрель

1 апреля: Дарья, София, Матрёна, Васса
2 апреля: Светлана, Анатолия, Параскева, Домна, Александра, Клавдия, Матрёна, Юлия, Евфимия, Феодосия
5 апреля: Анастасия, Лидия, Мария
9 апреля: Мария, Матрёна
14 апреля: Мария
16 апреля: Феодосия
25 апреля: Афанасия
26 апреля: Марфа
28 апреля: Василиса, Анастасия
29 апреля: Агапия, Ирина, Ника, Галина, Василиса, Федора

Май

2 мая: Матрёна
6 мая: Александра
7 мая: Мария, Иванна, Марфа, Сусанна, Елизавета, Тамара
9 мая: Глафира
10 мая: Анастасия
11 мая: Анна
14 мая: Нина, Тамара
15 мая: Зоя
16 мая: Мавра
17 мая: Пелагея
18 мая: Ирина
23 мая: Исидора, Таисия
26 мая: Гликерия, Ирина
29 мая: Муза
30 мая: Ефросинья, Евдокия
31 мая: Александра, Клавдия, Фаина, Матрёна, Юлия, Кристина

Июнь

2 июне: Нина
3 июне: Елена
5 июне: Ефросинья
8 июне: Елена
9 июне: Феодора
10 июне: Елена
11 июне: Феодосия
14 июне: Вера
15 июне: Юлия, Ульяна
19 июне: Архелая, Фёкла, Сусанна
20 июне: Валерия, Мария
22 июне: Фёкла, Марфа, Мария
23 июне: Антонина
25 июне: Анна
26 июне: Акилина, Трифилия, Александра, Пелагея, Антонина, Анна
30 июне: Пелагея

Июль

3 июля: Анна, Римма, Мина
5 июля: Зина, Юлия
6 июля: Агриппина
8 июля: Феврония
10 июля: Иоанна
14 июля: Ангелина
17 июля: Марфа, Александра, Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Феодотия
18 июля: Елизавета, Варвара, Анна
19 июля: Юлия, Марина, Марфа, Лукия
20 июля: Евдокия, Ефросинья
24 июля: Ольга, Елена
25 июля: Мария
29 июля: Матрёна, Алевтина, Валентина, Юлия
30 июля: Марина, Маргарита

Август

4 августа: Мария
6 августа: Кристина
7 августа: Анна, Олимпиада
9 августа: Анфиса
10 августа: Анастасия, Елена, Мавра
13 августа: Анна, Елизавета
14 августа: Соломия
17 августа: Евдокия
18 августа: Евдокия, Мария, Дарья, Нона
22 августа: Мария
24 августа: Сусанна
27 августа: Ева, Евдокия
28 августа: Мария, София
29 августа: Анна

Сентябрь

1 сентября: Фёкла
3 сентября: Васса, Марфа
4 сентября: Евлалия
6 сентября: Кира
8 сентября: Наталия, Мария
9 сентября: Анфиса
10 сентября: Анна
12 сентября: Елизавета
14 сентября: Марфа, Татьяна, Наталья
15 сентября: Серафима, Ксения
16 сентября: Домна, Василиса
18 сентября: Елизавета, Раиса
21 сентября: София
22 сентября: Анна
23 сентября: Татьяна
24 сентября: Феодора
28 сентября: Евдокия, Мария, Людмила
29 сентября: Евфимия, Людмила
30 сентября: Вера, Надежда, Любовь, Ирина, София

Октябрь

1 октября: Ариадна, София, Ирина
2 октября: Мария
5 октября: Параскея
6 октября: Поликсения, Ираида
7 октября: Фёкла
8 октября: Ефросинья
11 октября: Мария, Анна
13 октября: Александра
15 октября: Устина, Анна
17 октября: Домнина, Вероника, Проскудия
18 октября: Харитина
20 октября: Пелагея
21 октября: Пелагея, Татьяна, Мария, Надежда, Таисия
22 октября: Афанасия
23 октября: Евлампия
24 октября: Зинаида
26 октября: Злата
27 октября: Параскевья
31 октября: Елизавета, Злата

Ноябрь

1 ноября: Клеопатра
3 ноября: Пелагея
4 ноября: Анна, Елизавета, Гликерия
7 ноября: Матрёна, Анастасия
9 ноября: Капитолина
10 ноября: Прасковья, Неонилла
11 ноября: Анастасия, Мария, Агафья, Анна
12 ноября: Анастасия, Елена
13 ноября: Мавра
14 ноября: Феодотия, Елизавета
16 ноября: Евдокия
19 ноября: Нина, Серафима, Александра, Клавдия, Матрёна
20 ноября: Елизавета
22 ноября: Матрёна, Феоктиста
23 ноября: Анна, Ольга, Феоктиста
24 ноября: Мина, Степанида
26 ноября: Манефа
27 ноября: Анна, Феодора

Декабрь

3 декабря: Татьяна, Фёкла, Анна
5 декабря: Апфия, Прасковья
7 декабря: Екатерина, Анисия, Августа
15 декабря: Маргарита, Феврония, Тамара, Мария, Матрёна
17 декабря: Варвара, Юлия, Екатерина, Кира
21 декабря: Анфиса
22 декабря: Анна, Ефросинья
23 декабря: Мина, Александра, Татьяна, Евдокия, Фёкла, Анна
28 декабря: Анфия
29 декабря: Марина
31 декабря: Зоя, Вера

2 1

День Ангела - день нашего Ангела Хранителя, данного нам при Святом Крещении, а день празднования памяти святого, имя которого мы носим, называется именинами. Поэтому день Ангела следует праздновать в день крещения, а именины - в день памяти святого небесного покровителя.

Для того, чтобы узнать, в честь кого из святых мы названы, следует взять церковный календарь и найти ближайший после даты нашего рождения день памяти святого с нашим именем. Этот день памяти святого покровителя и станет именинами, когда бы в церковному году ни праздновался.

А вот если этих праздников несколько, тогда выбирают ко дню рождения или ко дню крещения, или ко дню воцерковления - как будет угодно. Конечно, православный имеет иконочку своего святого и знает его жизнь. Жизнь нашего святого служит нам примером и вдохновением.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.


Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки (X, 20)

В нашу жизнь возвращается чудесный праздник - именины.

Как и многие другие культурные традиции, празднование именин последние десятилетия находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: "как на... именины испекли мы каравай". Между тем, именины - праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на "октябрины" и "звездины". Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, "почетные родители", иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с "пережитками" доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила "Муху-Цокотуху" К. Чуковского за "пропаганду именин".

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца , апостола Петра , Св. Александра Невского и т. д.

В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, например.

Именины обращают нас к одной из наших ипостасей - к личному имени.

Быть может, к древнему девизу "Познай себя" следует добавить: "Познай свое имя". Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать "а место в обществе - сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.

В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой ("хорошее имя - хороший знак"). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен - столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени.

Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других - практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал - значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения "обманных", ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен - непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели "малое" имя, известное всем, и "большое", которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов - в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших - неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь - имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские "молочные" имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов ("чертыхаться"): таким образом можно было накликать "недобрую силу". Древние евреи не смели называть Имя Божие:

Ягве (Иегова) в Ветхом Завете - это "неизреченное Имя", священная тетраграмма, которую можно перевести как "Я семь, Который есмь". По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными - в них присутствует Божие "неизреченное Имя": так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, "человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования... всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово".

Предназначением христиан считается святость, и в прошлом каждое христианское имя считалось святым. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже "реализовалось" в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, "помощника", "молитвенника". С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один "избранный народ".

В Православии сила имени считается столь значительной, что святость икон действительна лишь в том случае, если лик изображенного святого "подтвержден" написанным именем.

Почтительность к высоким именам выражалась и в том, что в православной традиции не было принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением - Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

В начале XX века в православном монашестве возникло характерное течение - имяславцы, которые утверждали, что в Имени Божием сокрыто богоприсутствие, сила и энергия, исходящая от Самого Господа. В краткой форме это положение выражалось словами Св. Иоанна Кронштадтского: "Имя Божие есть Бог". В имяславии Имя становилось мостом, соединяющим небесное и земное. Проблема соотношения Имени и Сущности имеет свои корни в философии и богословии, как проблема соотношения Энергии и Сущности, которую разрабатывали еще неоплатоники, а в Средние века - Св. Фома Аквинат и Св. Григорий Палама.

Имяславцы оказали сильное влияние на русскую философию начала века. А.Ф.Лосев в 20-х годах написал работу "Философия имени", где дал глубокий анализ "мира как имени". Лосев пишет: "В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени... Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей" (досовское "имя", конечно, шире понятия "личное имя"). В те же годы новомученик о.Павел Флоренский развивал имяславческие идеи о том, что святые люди имели определенный склад личности и "определенную кривую жизненного пути", как носители имен, более того, как "наилучшие их выразители" ("по имени - житие, а не по житию - имя"). Силою своей благодати, святые посылают от Небесного Чертога энергию своего имени на соименных людей. Флоренский определяет имя как формообразующую силу, как "эмблему" и выражение типа личности, ее духовного и душевного строения.

Русский христианский именослов складывался веками.

Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: "прозвищное" имя и два крестильных имени (одно - явное, другое - потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские "прозвищные" имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен - в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).

С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские - Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: "нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских - есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества".

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания "дехристианизации" именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлен на переустройство, а значит - и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись "красные святцы", выдумывались новые, "революционные" имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего "социалистического лагеря") продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории - здесь уместно вспомнить другую мысль о.Павла Флоренского: "имена не придумаешь", в том смысле, что они "наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев".

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур - западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но "дехристианизация" и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство "массовых культур" - стремление к усреднению, стандартизации).

Мужские имена:

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 13 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Православные имена

Православные женские имена на буквы: А, Б, В

Августа с вященная, величественная (лат.)

7 декабря – мученица Августа.

Авдотья – см. Евдокия

Агапия, Агапея – любовь

29 апреля – мученица Агапия.

Агафия (Агафа, Агафья) – благая, добрая (греч.)

6 января – мученица Агафа.

10 января – мученица Агафия Никомидийская.

18 февраля – мученица Агафия.

Агафоклия – доброславная (греч.)

30 сентября – мученица Агафоклия.

Агафоника, Агафоникия

26 октября – мученица Агафоника.

Аглаида, Аглая – красивая, светлая (греч.)

1 января – праведная Аглаида.

4 апреля – мученица Аглаида.

Агния (Агна, Агнея) – огненная, непорочная (лат.)

27 января – мученица Агния.

3 февраля мученица Агния дева.

12 августа – праведная Агния.

4 октября – праведная Агиа.

Агриппина, Аграфена – горестная (лат.)

6 июля – мученица Агриппина.

Аза – крепкая, сильная (древнеевр.)

3 ноября – мученица Аза.

Акилина, Акулина – орлиная (лат.)

20 апреля, 22 мая и 26 июня – мученица Акилина.

10 октября – мученица Акилина Солунская.

Аксинья – см. Ксения

Алевтина, Алефтина – здоровая (греч.)

29 июля – мученица Алевтина.

Александра – защитница людей (греч.)

2 апреля – мученица Александра.

6 мая – мученица царица Александра.

31 мая – мученица Александра дева.

19 ноября – мученица Александра.

Алёна – см. Елена

Алла – вторая, другая, следующая (греч.)

8 апреля – мученица Алла.

Аменония – лучшая (греч.)

13 апреля – праведная Аменония.

Амма

17 января – мучениица Амма.

Анания – отмеченная милостью Божией (древнеевр.)

3 апреля – преподобная Анания.

Анастасия, Настасья – возрожденная, воскресшая (греч.)

4 января – великомученица Анастасия Узорешительница.

23 марта – преподобная Анастасия.

28 апреля – мученица Анастасия.

28 мая – праведная Анастасия.

1 июня и 9 июня – мученица Анастасия.

11 ноября – преподобномученица Анастасия Римляныня.

12 ноября – мученица Анастасия Солунская.

26 декабря – праведная Анастасия.

Анатолия – восточная (греч.)

2 апреля – мученица Анатолия.

Ангелина – вестница (греч.)

14 июля и 23 декабря – праведная Ангелина, правительница Сербская.

Андропелагия

19 сентября – мученица Андропелагия.

Анимаиса (Анимаида) – воодушевленная (лат.)

8 апреля – мученица Анимаиса.

Анисия, Анисья, Аниса, Онисья – успех, свершение (греч.)

12 января – мученица Анисья.

Анна – благодать Божия (евр.)

16 февраля – пророчица Анна (и праведный Симеон).

23 февраля – благоверная княгиня Анна Новгородская (рус.)

8 апреля – мученица Анна.

13 апреля – праведная Анна.

25 июня – благоверная великая княгиня Анна Кашинская (рус.)

26 июня – преподобная Анна.

18 июля – мученица Анна.

5 августа – преподобная Анна Левкадийская.

7 августа – успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

10 сентября – пророчица Анна.

22 сентября – праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы (и праведный Иоаким).

15 октября – благоверная великая княгиня Анна Кашинская (рус.) (преставление).

4 ноября и 10 ноября – мученица Анна.

11 ноября – преподобная Анна.

16 ноября преподобная княжна Анна Всеволодовна (рус.)

3 декабря – мученица Анна Персидская.

22 декабря – праведная Анна (зачатие Пресвятой Богородицы).

Антония

10 января – мученица Антония.

Антонина, Антонида – приобретение взамен, вступающая в бой (греч.)

22 января – мученица Антонина.

30 января – праведная Антонина.

14 марта – мученица Антонина.

23 июня – мученица Антонина дева.

26 июня и 10 августа – мученица Антонина.

Анфиса (Анфуса, Анфиза) – цветущая (греч.)

7 марта – мученица Анфуса.

25 апреля – преподобная Анфуса, дева.

9 августа – преподобная Анфиса, игуменья.

4 сентября – преподобная Анфуса.

9 сентября и 4 ноября – мученица Анфиса.

21 декабря – мученица Анфиса Римская.

Анфия – цветок (греч.)

25 октября – мученица Анфия.

Аполлинария, Полина, Поллинария – войною погубляющая (греч.)

18 января – преподобная Аполлинария.

4 апреля – мученица Аполлинария.

Апраксия – см. Евпраксия.

Апфия – возжигающая (греч.)

4 марта и 5 декабря – мученица равноапостольная Апфия.

Аргира – серебро (греч.)

3 мая – мученица Аргира.

Ариадна – достойная почтения, верная жена (греч.)

4 сентября – благоверная царица Ариадна.

1 октября – мученика Ариадна.

Арина – см. Ирина

Артемия – здоровая (греч.)

20 июня – мученица Артемия царевна.

Архелая – начальница людей (греч.)

19 июня – преподобномученица Архелая дева.

Аскитрея – подвижница (греч.)

30 апреля – мученица Аскитрея.

Асклиада – посвященная Асклепию, греческому божеству врачевания (греч.)

28 сентября – мученица Асклиада.

Асклипиодота (Асклипиада) – посвященная Асклепию (греч.)

4 марта – мученица Асклипиодота.

17 июля – праведная Асклиниада чудотворица.

Асфея – волшебная (греч.)

11 марта – праведная Асфея.

Афанасия, Афонасия – бессмертная (греч.)

13 февраля – мученица Афанасия.

25 апреля – преподобная Афанасия, игуменья.

22 октября – преподобная Афанасия (жена преподобного Андроника).

19 ноября – мученица Афанасия.

Афра – африканка (лат.)

21 июня – преподобная Афра.

Библия (Вивлия) – библейская (греч.)

7 августа – мученица Библия.

Бландина, Бланда – ласковая (лат.)

7 августа – мученица Бландина.

Валентина – здоровая, сильная (лат.)

23 февраля – мученица Валентина дева.

29 июля – мученица Валентина (известна также под именем Алевтина).

10 ноября – мученица Валентина.

Валерия – здоровая, выносливая (лат.)

6 мая – мученица Валерия царица.

20 июня – мученица Валерия (известна также под именем Калерия).

Варвара – дикарка (греч.)

17 декабря – великомученица Варвара.

Варсима

6 февраля – мученица Варсима.

Василисса, Василиса, Василина – царица, царская, царственная (греч.)

21 января, 18 февраля, 23 марта, 4 апреля, 28 апреля и 29 апреля – мученица Василисса.

16 сентября – мученица Василисса Никомидийская.

Васса – пустыня (греч.)

6 июля – праведная.

20 июля и 3 сентября – мученица Васса.

4 октября – мученица Васса Тирская.

Вауфа – верная (араб.)

3 декабря – мученица Вауфа Персидская.

Вевея (Вивея, Фивея) – верная, твердая (греч.)