Встречи с «Летучим голландцем»

Самые интересные и распространенные темы морского фольклора – истории о призрачных кораблях, которые можно увидеть не только на море, но и на суше. Самый знаменитый из них – легендарный «Летучий голландец». Согласно преданию, этот корабль с командой мертвецов на борту время от времени появляется у побережий Западной Европы, и встреча с ним сулит несчастье.

Рассказывают, что 11 июля 1881 года корабль-призрак видел сам будущий король Англии Георг V. Произошло это близ Сиднея. Ранним утром члены экипажа заметили неподалеку от своего судна бриг, окруженный загадочным красноватым свечением. На борту его не было ни души. На глазах у 13 человек корабль внезапно растаял в воздухе…

Моряки приняли это явление за дурной знак. Действительно, вскоре один из матросов-очевидцев сорвался с реи и разбился насмерть. А затем погиб адмирал, в тот роковой час находившийся на судне.

Исследователи паранормальных явлений считают, что, возможно, речь идет о хрономиражах – «отражениях» прошлой реальности, либо о настоящих, материальных объектах, угодивших в пространственно-временную «дыру». Ведь, как известно, время от времени в море обнаруживают корабли без экипажа или с мертвыми телами на борту. При переходе в иное измерение предположительно происходит распад материи на отдельные атомы, что может привести к непредсказуемым последствиям…

Мертвецы на борту

Время от времени на морских судах появляются и призраки людей – видимо, души нашедших свою смерть в морской пучине никак не могут обрести покоя.

Жуткая история приключилась в прошлом веке с рыболовным судном «Чарльз Хаскелл», промышлявшим возле Ньюфаундленда. В 1869 году один из матросов, поскользнувшись на трапе, упал и сломал шею. Капитан счел это дурной приметой и отказался вести корабль. Лишь год спустя «Чарльз Хаскелл» отправился в свой очередной рейс. Во время урагана шхуна нечаянно протаранила другое рыбацкое судно – «Эндрю Джонсон». Этот корабль вместе с командой из 26 человек сгинул в морских глубинах. А поврежденный «Чарльз Хаскелл» возвратился в порт. К весне шхуну починили, и рыбаки вновь вышли на ней в море. Пять дней все было в порядке. А на шестые сутки ночью случилось страшное. На борт взошли двадцать шесть мертвецов с пустыми глазницами. С ужасом моряки узнали в них своих погибших товарищей с «Эндрю Джонсона». В полном молчании призраки расселись на скамьях, насадили на невидимые крючки невидимую наживку и принялись «ловить рыбу». Когда «лов» был окончен, они поднялись со своих мест, перелезли через борт и скрылись в волнах.

На следующую ночь повторилось то же самое. А когда корабль прибыл в гавань, привидения процессией двинулись по поверхности воды в сторону Салема и пропали из виду. Больше «Чарльз Хаскелл» никогда не выходил в море…

Призрак на подводной лодке

В 1916 году привидение появилось на немецкой подводной лодке U-65. С самого начала это судно пользовалось дурной славой. Когда его монтировали, в результате никак не связанных между собой несчастных случаев погибло пять человек. При спуске на воду утонул один из офицеров. А через день на борту субмарины произошел взрыв торпеды, унесший жизни пятерых матросов и лейтенанта. Вот его-то и видели на судне уже после смерти. По рассказам моряков, призрак медленно передвигался по палубе к носу лодки.

Там он останавливался и замирал, скрестив на груди руки. Но являлся он лишь тем, кого ждала скорая гибель. Так, увидевший привидение командир судна был убит при бомбежке. Другой офицер после встречи с духом покойного покончил с собой. Еще одного смыло волной за борт…

10 июля 1918 года U-65 окончила свои дни при загадочных обстоятельствах. Экипаж американской патрульной субмарины внезапно заметил это судно на поверхности воды у берегов Шотландии. Оно лежало на боку, не подавая признаков жизни. Тогда капитан отдал приказ взорвать его. Но сделать этого они не успели – лодка взорвалась сама! Позднее командир заявил, что перед тем, как прогремел взрыв, он ясно видел на носу U-65 человека в форме немецкого морского офицера со скрещенными на груди руками…

Находка в Кордильерах

Еще более удивительная история с «кораблем-призраком» приключилась в 2006 году. Группа альпинистов возвращалась назад после восхождения на одну из вершин Кордильер. Поднялась пурга, альпинистам пришлось изменить маршрут. Добравшись до неприметного горного ущелья, путешественники не поверили своим глазам: среди скал и льдов перед ними высилась громада корабля!

Роджер Фейнстоун, первым заметивший находку, решил поначалу, что у него начались галлюцинации. Однако его товарищи видели то же самое: покрытую ржавчиной корабельную громадину.

Разумеется, им были известны случаи, когда в океане и у морских берегов находили суда с исчезнувшим экипажем либо мертвой командой, при этом все вещи оставались на своих местах: картина выглядела так, словно исчезновение или смерть застали людей внезапно. Но здесь все оказалось иначе. Обследовав ржавое судно, альпинисты обнаружили, что там нет ни человеческих останков, ни каких-либо вещей, включая судовой журнал.

Отсутствовали даже мебель и навигационное оборудование. Но самое удивительное – на борту не значилось ни названия, ни порта приписки. Все инвентарные номера и клейма производителей были словно нарочно стерты чьей-то рукой. От информационных табличек на переборках остались лишь дырки для шурупов.

Дальше стало еще интереснее. Находясь на борту судна, наши исследователи вдруг ощутили иррациональный страх, им стало казаться, что вот-вот с ними произойдет что-то ужасное, и они поспешили покинуть корабль-призрак.

Вернувшись домой, альпинисты, конечно, поведали о своей находке ученым и журналистам. Поначалу те им не поверили, решили, что история о «корабле-призраке» в горах – это какой-то розыгрыш. Однако рассказчики предъявили фотографии, послужившие неопровержимым доказательством истины.

Исследователь паранормальных явлений Оскар Бернсен заявил, что, судя по снимкам, судно было построено в Европе еще до войны. Но вот как оно попало высоко в горы? Пока у Бернсена имеются две версии: либо судно перенесли в ущелье инопланетяне, либо оно попало туда из Бермудского треугольника: ведь там исчезло множество кораблей, а что с ними сталось далее – неизвестно.

Между тем, если поразмыслить здраво, существуют и другие варианты, объясняющие загадку судна, «пришвартовавшегося» в Кордильерах. Например, оно угодило в плен к пиратам, которые, убив моряков и захватив добычу, буквально выпотрошили корабль, чтобы никто не напал на его след, и спрятали в укромном месте. Но как им удалось затащить его в горы? Зачем это было нужно? И куда делись останки людей? Выброшены в море?

Можно предположить также, что с судном произошла какая-то трагедия во время Второй мировой войны. Тогда на океанских просторах и впрямь пропало немало кораблей, и отыскать эти суда либо получить какую-то информацию о них не представлялось возможным. К тому же она могла представлять собой военную тайну. Не исключено, что все «опознавательные знаки» на подбитом противником судне уничтожили по приказанию властей той страны, к которой оно было приписано.

Наконец, корабль могли разграбить мародеры, хотя опять же непонятно: зачем им понадобилось стирать все следы, способные указать на происхождение судна?

И еще одно, на сей раз полностью «сверхъестественное» объяснение. Что, если наши герои очутились в мощнейшей аномальной зоне, способной изменять свойства живой и неживой материи и за долгие годы превратившей корабль в пустую коробку? Ведь недаром люди испытывали там странные ощущения! Или корабль действительно был фантомом, на какое-то время вынырнувшим из своей призрачной реальности и даже позволившим обследовать себя и заснять на пленку?

Интересно

Затонувшие корабли: истории и фото

Трюмы, заставленные сундуками с золотом, каюты, где обитают разноцветные стайки рыб, рубки подлодок, обросшие кораллами, - ушедшие ко дну корабли давно превратились в места паломничества дайверов. Рамблер. Путешествия называют 7 самых впечатляющих спотов для любителей погружений к затонувшим кораблям и рассказывают их историю.

Затонувшие корабли Египта

Легендарный «Карнатик» во второй половине XIX века считался одним из самых современных торгово‑пассажирских судов - упоминание о нем встречается даже в романе Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней». Правда, судьба корабля оказалась печальной: в 1869 году наскочил на огромный риф неподалеку от острова Шадван в Красном море. На борту находились 230 пассажиров, а также многочисленные тюки с хлопком, королевская почта, сундуки с золотыми монетами. В результате крушения погибло 30 человек, а часть грузов не была поднята. Сейчас останки затонувшего корабля лежат на 25-30-метровой глубине. Его кормовая и носовая части сохранились практически нетронутыми, можно даже фотографировать трюмы, где до сих пор находят старинные бочки. Многие дайверы ныряют сюда, надеясь отыскать золото - говорят, часть монет до сих пор покоится на морском дне.

Эль-Мина (Хургада)

Когда‑то этот минный тральщик принадлежал СССР, однако потом был подарен Египту. Судно затонуло в 1967 году близ Хургады во время военного конфликта с Израилем. «Эль‑Мина» лежит на правом боку на глубине около 30 метров, а погружения сюда разрешены только опытным дайверам. Сейчас затопленный корабль стал домом для множества морских обитателей, в том числе и опасных. Здесь можно встретить красную крылатку, а также бородавчатку, которую называют самой ядовитой рыбой мира.

Британский военный транспортный корабль «Тислегорм» был построен в 1940 году, однако за свою историю успел сделать только три успешных рейса. В мае 1941 года судно вышло из порта Глазго в Александрию. На борту «Тислегорма» находились боеприпасы, авиабомбы, противотанковые мины, военная техника. Однако добраться до Египта кораблю не удалось: 5-тонный гигант был потоплен немецкими бомбардировщиками у южной оконечности рифа Шааб Али Суэцкого канала. Впервые «Тислегорм» был обнаружен командой Жак Ива Кусто в 1955 году. Про затонувший корабль снова забыли на долгие 20 лет - лишь в 1974 году судно нашел дайвер Шимшон Махиах. Однако уже в 90-е годы «Тислегорм» стал популярен среди дайверов. Сейчас он стал настоящим рифом, оброс кораллами, став домом для скорпен, рыб‑крокодилов, голожаберных моллюсков, осьминогов. Впрочем, полюбоваться или сфотографировать «Тислегормом» могут только опытные аквалангисты. Здесь бывают сильные течения, с которыми новички могут не справиться.


История этого 172-метрового затонувшего парохода была необычайно короткой. «Зенобия», перевозившая около сотни 40-тонных грузовиков, затонула, выполняя свой первый рейс, в 1979 году. Одни называли причиной аварии неисправные бортовые компьютеры, а другие уверяли, что все дело в полученной страховке. Тем не менее, сегодня неподалеку от кипрской Ларнаки покоится огромный пароход, где можно исследовать машинное отделение или ресторан. Судно прекрасно сохранилось - говорят, здесь до сих пор находят кухонную утварь и бутылки с газировкой. Погружения на левый борт парома, который расположен на глубине более 40 м, разрешены только опытным дайверам, зато правая часть корабля доступна даже для начинающих аквалангистов.


Затонувший корабль Михаил Лермонтов (Новая Зеландия)

Советский круизный лайнер «Михаил Лермонтов» потерпел крушение, затонув в водах Новой Зеландии в 1986 году. Судно ударилось о рифы недалеко от мыса Джексон у Южного острова. Виновником трагедии был назван помощник капитана Сергей Степанищев, как старший офицер, находившийся на мостике в момент столкновения. Однако позднее вину возложили на новозеландского лоцмана Дональда Джемисона. Балтийскому пароходству выплатили компенсацию в размере $ 2,75 млн. Деньги получили и все пассажиры лайнера. Правда, сумма устроила не всех пострадавших - суды тянулись вплоть до 1993 года. Советский «Титаник» лежит на глубине 30 метров. Исследование корабля считается делом опасным. Из‑за темноты и мутной воды у «Михаила Лермонтова» погибло три дайвера, причем тело одного из них не было найдено.

Сидар Прайд - затонувший корабль в Иордании

«Сидар Прайд» - один из самых фотогеничных wreck‑спотов Красного Моря - расположен неподалеку от Акабы. Корабль был впервые спущен на воду в 1964 году, за свою жизнь успев сменить 4 хозяев. В июле 1982 года, когда судно стояло в порту Акабы, на борту случился страшный пожар. Потушить огонь не могли несколько дней - в результате корабль выгорел почти полностью, однако сохранил герметичность. Еще три года он стоял, пока не был затоплен по приказу Принца Иордании. «Сидар Прайд» лежит в 150 метрах от берега на небольшой глубине. Погружения к нему разрешены даже начинающим дайверам. У затонувшего корабля можно полюбоваться кораллами, которыми обросло судно, увидеть семейства крылаток, рыб‑ангелов, барракуд и многих других морских обитателей.

25 января 2016 г. 15:33