15 февраля 1932 года в Москве начался снос исторического района Охотный ряд, что позволило до неузнаваемости преобразить центр столицы в соответствии с принципами советской архитектуры. И сегодня мы расскажем про пять исторических мест в Москве , которые были разрушены и застроены знаковыми для города сооружениями.

Охотный ряд: гостиница Москва и Государственная Дума Российской Федерации

Название «Охотный ряд» закрепилось за торговыми прилавками неподалеку от Кремля, где разрешалось продавать дичь, привезенную подмосковными охотниками, а также живой птицей – Москва вплоть до двадцатого века была городом с преобладающим частным сектором. А куры и свиньи могли бегать по улицам даже в непосредственной близости от Кремля.





После пожара 1812 года на месте сгоревших деревянных рядов были построены капитальные каменные здания, дожившие до начала 20 века. За последнее столетие своего существования этот район стал символом торгового разнообразия Москвы, богатства ее жителей. Здесь также стояли дворец 17-го века князя Голицына и церковь Параскевы Пятницы.



Вся эта историческая застройка была снесена в 1920-30-х годах, а на ее месте советская власть построила парадный фасад столицы молодого государства – гостиницу «Москва» и Здание Совета Труда и Обороны, ставшее затем Совнаркомом, Советом Министров, Госпланом СССР и Государственной Думой Российской Федерации.





В 2004 году ставшую к тому времени легендарной гостиницу «Москва» (архитектор Алексей Щусев) разобрали, чтобы построить на ее месте новое здание, полностью повторяющее формами прежнее сооружение, но сделанное из современных материалов и исходя из современных представлений о гостиничной инфраструктуре.



О бывшем районе Охотный ряд сейчас напоминает одноименная улица и станция метрополитена, выходящая на нее.

Зарядье: гостиница Россия, парк

Название «Зарядье» появилось благодаря географическому расположению этого района Москвы. Ведь он находился за несколькими рядами торговых лавок от Кремля. До начала двадцатого века это была торговая и промышленная слободка, окруженная Китайгородской стеной. Прибывающие сюда по Москве-реке корабли привозили со всего мира товары, которые прямо тут и продавались.





В Зарядье было множество храмов и даже две синагоги. Дело в том, что только в этом районе Москвы было разрешено останавливаться еврейским купцам, так что тут образовалось своего рода гетто – район компактного проживания «детей Сиона». Церкви, а также отдельные куски стены Китай-города – это единственное, что осталось от Зарядье после его сноса в 1930-х годах.



Изначально планировалось построить в Зарядье Дом Наркомтяжпрома, но война смешала все планы и остановила работы. Строительство продолжилось в 1947 году. Здесь должны были возвести одну из так называемых «сталинских высоток», и в 1953 уже была закончена ее стилобатная часть, а также несколько этажей стального каркаса.



Но после смерти вождя планы изменились – на готовом стилобате выросли четыре 12-этажных корпуса гостиницы «Россия» и одноименный концертный зал. А оставшиеся ненужными металлические части использовались при возведении стадиона «Лужники».



Гостиница успешно просуществовала до 2006 года, после чего была закрыта и разобрана. С тех пор появлялось несколько проектов по застройке образовавшегося в самом центре Москвы пустого пространства. И сейчас актуальной является идея превращения этого пустыря в молодежный парк.




Волхонка: Алексеевский монастырь, Храм Христа Спасителя, Дом Советов, бассейн Москва, Храм Христа Спасителя

В начале 19 века на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя, находился Алексеевский монастырь – женская обитель, появившаяся еще 1360-х годах, а здесь обосновавшаяся в середине века 16-го.



Монастырь этот снесли вначале 1830-х, когда на государственном уровне было принято решение построить в этом месте величественный храм, посвященный победе русской армии над Наполеоном. Заложили его в августе 1837, в день 25-летия Бородинской битвы.

Существует легенда, будто настоятельница монастыря, будучи сильно недовольной сносом своей вотчины и переездом ее в другую часть Москвы, прокляла это место и предрекла, что новый храм долго не простоит.



Строительство храма продолжалось более сорока лет и было полностью окончено лишь в 1883 году. Церковь стала главным культовым сооружением Российской Империи, здесь короновали и венчали монархов, здесь состоялось первое исполнение «Увертюры 1812 года» Чайковского.



5 декабря 1931 года Храм Христа Спасителя был снесен двумя взрывами. На его месте планировалось построить Дом Советов – самую масштабную «сталинскую высотку», 100-этажное здание высотой 495 метров, которое должно было венчать «божество» новой эпохи – гигантская статуя Ленина.





Активная фаза строительства Дома Советов началась в 1937 году, и к лету 1941 года был готов его фундамент, а также множество стальных конструкций для сборки каркаса. С началом войны их пустили на противотанковые ежи для обороны Москвы. А в 1958-1960-х годах на фундаменте недостроенного здания был обустроен самый большой в мире открытый зимний бассейн – «Москва».



После распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии бассейн закрыли (правда, по финансовой, а не мировоззренческой причине), а на его месте построили новый Храм Христа Спасителя – условную копию того, что снесли большевики. Сейчас это снова главный собор России.


Страстной монастырь: Пушкинская площадь, кинотеатр «Россия»

В 1930-х года Москва недосчиталась десятков, если не сотен культовых сооружений, в том числе, уже упомянутого выше Храма Христа Спасителя, также Страстного монастыря. Основанный в 1654 году, он был расположеня у Тверских ворот Белого города, там, где сейчас находится Пушкинская площадь.



Сам Страстной женский монастырь включал в себя три церкви и несколько корпусов – жилых и административных. В 1919 году часть этих помещений была занята Военным комиссариатом, а сам монастырь упразднен, хотя монахини там жили еще некоторое время. Потому туда вселились студенты Университета трудящихся Востока, Центроархив и даже Центральный антирелигиозный музей. А в 1937 году комплекс был практически полностью снесен ради масштабной реконструкции улицы Тверской.



Сейчас на месте одного из храмов Страстного монастыря стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину (он появился еще до сноса, но потом переехал). Еще одним известным сооружением на этой территории является кинотеатр «Россия» (1961 год) – главный кинозал страны, бывший основной площадкой Московского международного кинофестиваля.





В 2012 году кинотеатр «Россия» превратился в театр. Здесь обосновалась компания «Стейдж Энтертейнмент», занимающаяся постановкой в нашей стране лучших образцов западного мюзикла. Существует множество проектов по реконструкции этого здания – пару лет назад даже прошел , широко освещаемый отечественными СМИ.


Неглинка: Манежная площадь

Еще в начале двадцатого века Манежная площадь, которую мы привыкли видеть огромным открытым пространством в самом центре Москвы, была весьма плотно застроена зданиями разного назначения. Здесь было несколько улиц, к примеру, Неглинная, а также Лоскутный и Обжорный переулки.



Лоскутный переулок дал название самому известному сооружению в этом районе – гостинице «Лоскутная», весьма популярной среди творческой интеллигенции. В ней жили Достоевский, Бунин, Толстой, Чехов, Есенин, Паустовский. В стенах этого отеля Андрей Белый встретил свою будущую жену – Асю Тургеневу.



Конец застройке на Неглинке пришел в 1930-х годах. Сначала для строительства метрополитена были снесены здания, прилегающие к Манежу. А в 1938 году будущая Манежная площадь была расчищена полностью. Отныне ее границами стали Кремлевская стена, гостиница «Москва», фасад домов на Моховой и Манеж.

Манежная площадь после реконструкции. Источник фото: 2do2go.ru


А реконструкцией надземной части Манежки занималось предприятие «Моспроект-2» при непосредственном участии Зураба Церетели. Именно его авторству принадлежит знаменитая скульптурная композиция на площади, посвященная русским сказкам.


Гостиница «Москва», построенная в 1935 году, была крупнейшей в столице – она занимала целый квартал. Это одна из первых гостиниц, построенных в советской Москве. В 2000 году здание признали аварийным и через четыре года разобрали. К 2013 году на этом месте появилось новое здание, повторяющее формы прежнего, но превосходящее его в объеме. Сейчас там расположен отель «Времена года» (Four Seasons Moscow), различные магазины и рестораны.

Стройка началась в 1933 году и продолжалась два года на месте Охотного ряда с его торговыми лавками и церквями. Новая гостиница задумывалась как своеобразный антипод таких знаменитых дореволюционных отелей, как «Националь» и «Метрополь».

Оборона Москвы, 1942 год. Пулеметная установка на крыше гостиницы «Москва»

Проект гостиницы выполнили молодые архитекторы Стапран и Савельев, которые работали в духе конструктивизма. Однако суровый аскетизм массивного здания не увязывался с исторической застройкой - Кремлем, Историческим музеем, домами на Тверской и Моховой улицах.

День Победы. Выступление Большого Государственного симфонического оркестра на Манежной площади

А. Щусев переработал архитектурный облик будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками - здание стало величественнее. Асимметрия двух башен на фасаде, выходящем на Манежную площадь, послужила поводом для рождения красивой легенды.

Гостиница «Москва», 1949 год

Поговаривали, что глава советского государства Иосиф Сталин лично утверждал проект гостиницы. На согласование ему представили проект главного фасада с двумя вариантами оформления на одном чертеже, разделенном вертикальной линией ровно посередине. Справа на чертеже был изображен более строгий вариант, а слева - проект с бо́льшим количеством декоративных деталей.

Сталин поставил подпись посередине: уточнить, что именно имел ввиду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления в буквальном соответствии с утвержденным чертежом.

Гостиница «Москва», 1971 год

Однако это легенда. Асимметрия фасада обусловлена исключительно технологическими причинами. При строительстве второй очереди гостиницы было решено не сносить старый «Гранд-отель», а надстроить его этажи до нужного уровня - визуально толщина позволяла это выдержать. Но при возведении 11 этажа стены старой гостиницы начали трескаться.

Гостиница «Москва», 1979 год

Виды Москвы, 1980 год

Оказалось, что «Гранд-отель» только снаружи выглядел мощным - на деле его стены представляли собой полые коробки, заполненные строительным мусором. Архитекторам пришлось решать задачу по укреплению стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы. Именно поэтому были заложены оконные проемы на первых этажах (отсутствие окон на первых четырех этажах видно на старых фотографиях) и убран декор правой башни.

С годами комфортабельность «Москвы» снижалась, и в 2000 году здание гостиницы было признано аварийным.

Реконструкция гостиницы «Москва»

В начале 2000-х «Москву» решили снести, а при строительстве нового здания воссоздать исторический облик легендарной гостиницы. 20 июля 2003 года она была закрыта на реконструкцию, 15 сентября ее начали разбирать.

Разбор завалов на Манежной площади после сноса гостиницы «Москва»

Реконструкция гостиницы «Москва»

Реконструкция гостиницы «Москва»

Проект предусматривал воссоздание в прежних размерах гостиницы класса «5 звезд» с четырехуровневой подземной частью.

Макет гостиницы «Москва» по проекту архитектора Дмитрия Свердловского представлен в ГУП «Моспроект-2»

Площадь здания составляет 185,5 тыс. кв. метров, площадь гостиницы с апартаментами - 58,4 тыс. «квадратов».

Строение разделено на зоны: гостиница с апартаментами, апарт-отель, конгресс-центр с административной частью, торговая и общественная зоны, подземный паркинг на 717 машин.

Реконструкция гостиницы «Москва»

На основании проектного решения здание гостиницы вводится тремя пусковыми комплексами. В декабре 2011 года сдан в эксплуатацию первый пусковой комплекс, в состав которого вошли подземный гараж, торговая зона, офисная часть (конгресс-центр), апартаменты и благоустройство со стороны Охотного Ряда, площади Революции и Театральной площади.

Реконструкция гостиницы «Москва»

Второй пусковой комплекс введен в мае 2012 года (резиденция - с 4 по 10 этаж, VIP-резиденция - с 11 по 15 этаж, благоустройство со стороны Манежной площади).

Здание отеля сети Four Seasons Hotels and Resorts на месте бывшей гостиницы «Москва»

В состав третьего пускового комплекса в 2013 году вошла сама гостиница на 180 номеров.

Фото: ТАСС/О. Конорринг, Николай Ситников, Виктор Великжанин, Валентин Мастюков, Виктор Кошевой, Эмиль Матвеев, Григорий Сысоев, Юрий Машков, Марина Лысцева, Виталий Белоусов, Артем Коротаев.

История строительства

Первоначально на месте района Зарядье планировалось построить восьмую по счету сталинскую высотку - 32-этажное здание высотой 275 метров. Автор проекта - Д. Н. Чечулин .

К весне 1953 года работы по сооружению стилобата были практически завершены, стальной каркас был возведён до восьмого этажа. Под стилобатом находился технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который мог использоваться в качестве бомбоубежища.

Решение о «недостройке» было принято в 1954 году, и тяжелее всех этот удар судьбы перенёс архитектор Чечулин , который воспринял произошедшее как личную трагедию и долгое время не мог прийти в себя. К проекту возвращаются только в 1960-е годы , и тот же самый Чечулин с 1964 по 1967 год строит на оставшемся стилобате гостиницу «Россия». Существует легенда, что Никита Сергеевич Хрущёв опять чуть не довёл академика до инфаркта, когда повелел увеличить её высоту на три этажа - с 10 до 13.

На момент постройки гостиница «Россия» была самой большой гостиницей мира и в 70-х годах была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса ».

Архитектурные особенности

Вид на гостиницу «Россия» с Большого Каменного моста

Гостиница «Россия» представляла собой четыре 12-этажных корпуса, поставленных замкнутым прямоугольником размером 250 на 150 м, которые образовывали внутренний двор. Из-за перепада рельефа между улицей Варварка и Москворецкой набережной более чем на 10 м три корпуса были построены на высоком стилобате .

Под гостиницей находятся объекты военного назначения.

Оценка проекта

Гостиница «Россия», 2006 год

Комплекс гостиницы «Россия», несомненно, стал бы архитектурным центром для формирования крупного городского ансамбля, если бы для него было выбрано соответствующее место на плане столицы. Вторжение гиганта в одну из ценнейших заповедных зон Москвы -Зарядье , наполненную уникальными произведениями русского зодчества XV-XVIII веков, подавило историческое архитектурное окружение и превратило маленькие, изящные по формам, цвету и пластике памятники, лишённые соразмерного окружения, в ожерелье миниатюрных, как бы экзотических украшений, эффектно выглядящих в пространстве вокруг гостиницы и на фоне её огромных фасадов . Современная, из стекла и алюминия, архитектура гостиницы от этого выиграла, уникальные памятники проиграли... Чрезмерная близость массива гостиницы к древнему центру Москвы - Кремлю и Красной площади - в существенной степени ограничила объём панорам неповторимых по красоте исторических ансамблей и в какой-то мере ослабила доминирующее значение древнего центра Москвы .

Пожар

Примечания

Ссылки

В самом центре Белокаменной за высоченными заборами разлегся пустырь. Вид этой зоны отчуждения, уже успевшей изрядно зарасти кустиками, кажется, вполне располагает вдохновиться мыслью о создании парка, но «пост-«российский» пейзаж обманчив. Под кучами развороченной земли и безмятежными ростками зелени скрывается настоящий монстр эпохи тоталитарного коммунистического государства — огромный подземный бункер.

В 1948 г. возле Москворецкой набережной снесли несколько старых кварталов Зарядья и на их месте начали рыть глубокий котлован. По проекту известного архитектора Д.Чечулина здесь собирались построить самую большую из восьми «сталинских» высоток «ростом» почти 300 метров. «Административное здание в Зарядье» предназначалось для Совета министров СССР. Как утверждала молва, всемогущий товарищ Берия, бывший в ту пору первым заместителем главы Совмина, хотел из окна своего нового кабинета взирать сверху вниз на Кремль.

Строительство «старшей» из высоток сильно отставало от остальной семерки. К 1954-му успели закончить подземную и цокольную часть здания, смонтировали металлический каркас до высоты 8-10 этажей... Но вдруг все работы были прекращены, а затем стальной скелет разобрали, и стройплощадка обезлюдела.

2006 год. Гостиница «Россия» доживает последние дни.

Официальных комментариев по поводу этих событий никто не давал. Возможно, такой поворот в судьбе «высотки № 8» связан с уничтожением самого Берии. А может быть, вдруг спохватились, что 43-этажная громада, возведенная в двух шагах от Красной площади, совершенно задавит ансамбль Кремля...

Строительная эпопея в Зарядье возобновилась в 1964-м. Здесь решено было возвести большую гостиницу, этакий русский «Хилтон». Главным архитектором проекта стал все тот же Чечулин. При сооружении гостиницы использовали сохранившийся от «сталинского» проекта стилобат — огромную бетонную платформу-пьедестал, предусмотренную для выравнивания склона речного берега, на которой и должен был подняться дом Совета министров. Теперь на этой «подставке» построили новую гостиницу.

Москвичи, сами того не зная, долгие годы любовались фрагментами несуществующего высотного здания: цокольный этаж, в который «врезали» кинотеатр «Зарядье», и широкие каменные лестницы, ведущие от него к площадке перед концертным залом, остались еще от проекта 1950-х годов. Стилобат сталинских времен пережил и супергостиницу в Зарядье: при сносе «России» его фактически не тронули.

— Это можно было бы сделать лишь с помощью взрывов, — поясняет архитектор Виталий Мазурин (на фото). — Ведь конструкции стилобатной части выполнены из бетона высочайшего качества марки 700 (именно такой собирались применять при сооружении легендарного Дворца Советов). Так что ломать этот монолит даже с использованием самой современной строительной техники нельзя. А закладывать мощные заряды взрывчатки в нескольких сотнях метров от Кремля никто не согласится... Кроме того, надо учитывать, что под стилобатом находится еще и несколько подземных этажей. Об этой части старого сооружения мало кому известно, однако мне довелось досконально изучить детали грандиозного проекта «сталинской» высотки.

Так уж распорядилась судьба, что профессиональная деятельность самого Виталия Андреевича вот уже более полувека связана с Зарядьем, с той поры, как пришел в 1960-м после окончания института в коллектив архитекторов, создававших под руководством Чечулина гостиницу «Россия».

— Проект высотного здания в Зарядье предполагал создание под ним бомбоубежища и бункера для эвакуации руководителей страны. На чертежах этой огромной постройки хорошо видна ее подземная «начинка». Сначала два подвальных технических этажа с мощными бетонными перекрытиями. Потом 3—4-метровый слой бетона и под ним еще 4 уровня подземных сооружений, которые соединены тоннелем с территорией Кремля. В общей сложности все подземные этажи «высотки» уходят в глубь метров на 30.

По площади стилобатная часть высотного здания занимает более 62 тысяч кв. метров. На этой бетонной «подставке» сталинских времен с запасом уместились все четыре корпуса крупнейшей в Европе гостиницы.

— При строительстве «России» часть помещений внутри стилобата мы приспособили для обеспечения работы хозяйственных служб отеля. Например, была оборудована подземная автостоянка, сделан кольцевой проезд под гостиницей, — поясняет Мазурин. — А во внутренних двориках русского «Хилтона» располагались — недоступные для посторонних — несколько так называемых зон обслуживания подземных сооружений объекта гражданской обороны, находящихся на нижних уровнях: загрузочные магистрали, вентиляционные шахты. Были такие «спецзоны» и под концертным залом «Россия».


Эти конструкции до сих пор остаются там, среди развороченной земли в Зарядье, которое предлагается превратить в «очаг зелени».

За идеями на сей счет столичные власти обратились к народу. До 15 марта продлится прием проектов на Открытый творческий конкурс, объявленный по горячим следам после путинского «рейда» на площадку бывшей «России».

Поучаствовать в таком состязании решил и архитектор Виталий Мазурин.

— Информационные и графические материалы, размещенные для конкурсантов на сайте столичного Комитета по архитектуре и градостроительству, вызвали у меня недоумение. По ним очень трудно сделать проект, учитывающий реальные особенности этой территории Зарядья. Например, на предлагаемых двух видах участка с птичьего полета вообще никак не отображено наличие того самого старого стилобата — показано просто идеально ровное поле. А ведь в реальности «ступенька»-то там очень внушительная! Да и размещение предусмотренных условиями конкурса подземной автостоянки на тысячу машин и всесезонной подземной пешеходной зоны возможно только с учетом конкретных конструкций сохранившихся под землей построек.


Панорама дореволюционного Зарядья.

Кроме того, странные метаморфозы произошли с размерами площадей будущего комплекса в Зарядье. Первоначально шла речь о том, что парк должен занимать 10 га, а на участке в 1,5-2 га будет воссоздан концертный зал «Россия», уничтоженный вместе с гостиничным комплексом. Однако в условиях Открытого творческого конкурса, опубликованных на упомянутом уже сайте, эти числа почему-то «перетасованы» совсем иначе: «территория разработки эскизного проекта составляет 11,2 га, площадь застройки концертного зала — 0,8 га...» То есть зал вдруг «съежился» вдвое! Почему? Чья инициатива? И разве может хватить такого «лоскутка» земли для сооружения действительно крупного современного концертного зала, который можно было бы по праву назвать преемником прежнего знаменитого на всю страну ГЦКЗ «Россия»?!

В общем, наш разговор с Виталием Андреевичем заставил лишний раз вспомнить про «проклятье старого Зарядья», о котором мне рассказывали старожилы.

Когда почти полвека назад бригады строителей ударными темпами возводили здесь гостиницу «Россия», жители еще уцелевших соседних домов увещевали: «Не старайтесь, все равно толку не будет! Место это обиженное! Московскую старину исконную здесь порушили, потому земля-матушка держать на себе коробки новомодные не желает...»

Найдется ли сейчас «лекарство» против этой давней «болезни» Зарядья?

Власти Москвы отстояли право на реконструкцию гостиницы «Россия».

Гостиница «Россия» в Москве была построена в 1964‑1969 годах под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. Она была возведена в историческом центре Москвы, на улице Варварка ‑ одной из старейших и красивейших улиц столицы. Почти сразу после окончания строительства она была включена в книгу рекордов Гиннеса как самый большой отель в Европе.

Здание гостиницы состояло из четырех 12‑этажных корпусов, занимающих территорию почти в 13 гектаров. Все корпуса «России» были ориентированы по сторонам света, благодаря чему гостиница обладала прекрасными видовыми характеристиками: из окон открывался замечательный вид на Красную площадь, Кремль, Собор Василия Блаженного, набережную Москва‑реки. В состав комплекса входили также знаменитый киноконцертный зал «Россия» и кинотеатр. В гостиничном комплексе было 2722 номера, благодаря чему отель одновременно вмещал свыше 5000 посетителей. Гостиница «Россия» обладала разнообразными категориями номеров, среди которых одно‑ и двухместные номера, люксы и полулюксы.

Помимо стандартного набора услуг, представляемых в любом отеле высшей категории (паркинг, конференц‑зал, бары, кафе, прачечная‑химчистка, бильярд, ресторан), гостиница «Россия» располагала собственной библиотекой, почтой, аптекой, отделением банка, медицинским центром с сауной, массажным кабинетом и солярием, бутиками, ночными клубами. К услугам гостей предлагались также туристические агентства, пункты обмена валют, игровые автоматы, сувенирные магазины, салон красоты. В последние годы гостям предоставлялась такая услуга, как Интернет-бронирование номеров. Для удобства посетителей был создан официальный сайт гостиницы «Россия», где размещалась подробная информация об отеле и его услугах.

25 февраля 1977 года в отеле вспыхнул пожар. Гостиница горела в течении нескольких часов. Погибли более 40 человек, более 1000 человек, среди которых были гости и служащие, были эвакуированы.

За все время своего существования гостиница «Россия» приняла свыше 11 млн гостей. В гостинице несколько раз проводился косметический ремонт, однако в XXI веке большая часть номерного фонда значительно обветшала. 10 августа 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о сносе гостиницы. На месте «России» планировалось построить многофункциональный гостинично‑офисный комплекс в шесть этажей общей площадью 410 тысяч квадратных метров с подземной автостоянкой на 2,5 тысяч машиномест.

29 ноября 2004 года правительством Москвы был проведен конкурс на реализацию инвестиционного проекта реконструкции гостиницы «Россия». Победителем была объявлена компания «СТ Девелопмент», принадлежащая известному предпринимателю Шалве Чигиринскому. Победитель по условиям конкурса должен был получить в собственность 51% общей площади нового многофункционального комплекса.

Один из конкурентов «СТ Девелопмент» - «ЗАО "Монаб"» - оспорил решение конкурсной комиссии. Представитель "Монаб" заявил тогда, что проект, представленный «СТ Девелопмент», не соответствовал условиям конкурса, и в феврале 2005 года в Арбитражный суд города Москвы был направлен иск. 6 декабря 2006 года правительство Москвы, которому принадлежит 100% акций гостиничного комплекса, решило возобновить деятельность ОАО «Россия». 24 июля 2007 года в уставный капитал компании было внесено распоряжение на оформление права собственности на здание государственного концертного зала «Россия» площадью 25 375,9 квадратных метров.

Три судебных инстанции отклонили исковые требования ЗАО «Монаб» и лишь Высший арбитражный суд РФ постановлением своего президиума от 24 октября 2006 года признал итоги конкурса недействительными и отменил решение конкурсной комиссии. При этом дело было направлено на новое рассмотрение в столичный арбитраж в части признания последствий этого конкурса недействительными. К этому времени гостиница была демонтирована, как заявлял Чигиринский, на 95%.

В первой инстанции «Монаб» конкретизировал иск и попросил суд признать недействительными договоры о строительстве новых зданий. Но суд в августе 2007 года отклонил этот иск. «Монаб» обжаловал это решение в апелляции.

1 апреля 2008 года Девятый арбитражный апелляционный суд признал незаконными договоры между правительством Москвы и компанией «СТ Девелопмент» на строительство зданий на месте гостинцы «Россия».

22 октября 2008 года Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил недействительность трех договоров, заключенных между правительством Москвы и компанией «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. Таким образом, суд отклонил кассационные жалобы правительства Москвы и «СТ Девелопмент».

17 ноября 2008 года Девятый арбитражный апелляционный суд отклонил жалобу ЗАО «Монаб», требовавшего признать недействительным распоряжение правительства Москвы от 24 июля 2007 года о внесении здания государственного концертного зала «Россия» в уставный капитал ОАО «Россия».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников