1

Статья посвящена анализу категории «созидательная активность будущего социального педагога», актуальность формирования которой определена потребностями развития педагогической практики вузов. Автор считает, что формирование «созидательной активности» студента может являться основой его успешного включения в социально значимую деятельность. В статье представлена характеристика понятия и содержания созидательной активности будущего социального педагога, выделены ее компоненты и критерии. Компонентами созидательной активности, по мнению автора, являются мотивационный, когнитивный и рефлексивный. К критериям автор относит мотивацию к созидательной творческой деятельности, наличие творческого продукта как результата творческой деятельности и рефлексию. В статье описаны уровни сформированности созидательной активности студентов (репродуктивный, продуктивный, творческий).

созидательная активность

будущий социальный педагог

творческий продукт

социально-значимая деятельность

1. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. – Т. 1. – 890 с.

2. Залуцкая С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения: на материале преподавания литературы: дисс. канд. пед. наук. – Якутск, 1995. – 170 с.

3. Игумнова Е.А. Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета: отчет о науч.-исслед. работе. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – 126 c.

4. Кошкина М.В. Экономические основы творческой деятельности в некоммерческом секторе культуры и искусства: монография. – Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2010. – 214 с.

5. Лучкина Т.В. Развитие творческого потенциала молодого учителя современной школы России // Гуманитарный вектор. – 2010. – № 2. – С. 21–29.

6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М. : ТОО «Горбунок», 1992. – 224 с.

7. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд. / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с. : ил.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. – М. : АСТ, 2006. – 571 с.

В настоящее время важнейшим условием становления человека как профессионала является его собственная активность, потребность в проявлении своих сил и возможностей, в том числе в учебной деятельности на стадии профессиональной подготовки. Актуальность проблематики формирования созидательной активности личности студента вуза определена потребностями развития педагогической практики высших учебных заведений, ориентирующихся на подготовку выпускников к активной и эффективной жизнедеятельности в условиях динамичного развивающегося социума. Современная высшая школа призвана не просто обеспечить студентам качественное формирование предметных знаний и умений, но и стать фактором развития его созидательной активности, позволяющей личности быть благополучной в постиндустриальном обществе.

Целью данной статьи является раскрытие содержания категории «созидательная активность будущего социального педагога», формирование которой, на наш взгляд, может являться основой успешного включения студента в социально значимую деятельность.

Раскрывая понятие «созидательная активность будущего социального педагога», необходимо обратиться к определениям понятия «активность», раскрываемых в психологии и педагогике.

В психологии активность рассматривается как социально признанное, целенаправленное поведение, результатом которого являются социально полезные изменения . Наличие активной жизненной позиции, по мнению А.Г. Асмолова, является атрибутом личности. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). В.А. Петровский рассматривает активность как высшую форму развития деятельности. Раскрывая проблемы личности, ученый вводит понятие неадаптивной (надситуативной) активности, определяя ее как способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности. «Неадаптивная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности» . Быть активным, по мнению Э. Фромма, значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, это значит обновляться, расти, испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему-либо. При этом Э. Фромм вводит понятие продуктивной активности: «это состояние внутренней активности в жизненных трудностях, сопряженное с «взращиванием» своих возможностей» .

В педагогике активность рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта. Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение . В педагогике ученые изучают различные виды активности (познавательная, социальная, учебная, организационная) в отношении различных субъектов образовательного процесса - учащихся, студентов, учителей. В.А. Сластенин указывает, что в профессиональном становлении педагога необходим такой уровень внутренне детерминированной активности, при которой педагог оказывается в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, складывающихся в его биографии, творить эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Г.И. Щукина и Т.И. Шамова, изучая познавательную активность, считают активность предпосылкой и результатом развития человека (Г.И. Щукина) и качеством личности, проявляющимся в отношении к содержанию, процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения (Т.И. Шамова). Н.В. Чекалева определяет активность как целеполагание в учебной деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, активность проявляется в творческом прогнозировании результатов деятельности. Творчество также рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию. Оно проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.

Изучая проблему развития творческого потенциала молодого учителя современной школы России, Т.В. Лучкина указывает, что творческая активность молодого учителя может служить одним из критериев его внутренних резервов . Значимым для нас является тот факт, что развитие творческого потенциала студента будет более продуктивным, если он успешно включится в творческую социально значимую деятельность, проявляя свою активность.

Овладение знаниями об активности для педагогики является важным, потому что это фундаментальные факторы развития и формирования человека (у нас - будущего социального педагога), которыми оказывается возможным управлять, использовать в качестве педагогического инструмента, педагогического средства. Приведенные определения и характеристика активности в психологии и педагогике показывают, что это широкое, многоаспектное, многогранное явление, охватывающее все сферы общества, поскольку все они заключают в себе деятельность людей и их активность.

Качественным определением анализируемого понятия является определение «созидательный». Категории «созидание» и «созидательность» в целом отражают, что это творческая деятельность, завершающаяся созданием некоего продукта. В понятии «созидание» имеется конструктивный, созидательный контекст - творение. Человек удовлетворен только в том случае, если есть акт творения своей жизни и различных ее сторон, акт творения окружающей жизни - со-зидания, если есть активная созидательность самого субъекта. Отсюда интегральной характеристикой человека-созидателя является значительная творческая и созидательная активность.

Феномен «созидательной активности» в научной литературе разработан недостаточно. Рассматривая творческие способности учащихся, С.Ю. Залуцкая указывает на то, что «созидательная активность юношества представлена двумя основными параметрами: самостоятельностью, понимаемой как способность и мотивацию к самостоятельному действию, и кооперацией, понимаемой как способность и мотивацию к солидарному действию и оказанию помощи партнерам» . В данной характеристике значимым для нас является наличие мотивации к созидательной творческой деятельности.

М.В. Кошкина, опираясь на определение творческой энергии (О.Н. Мельников, В.Г. Ларионов), определяет творческую (созидательную) активность как «внешнее проявление интеллектуально-духовных способностей индивида в период целенаправленного применения его интеллектуально-духовных ресурсов в целях создания творческих интеллектуально-духовных продуктов» . В рамках нашего исследования результатом проявления созидательной активности будущего социального педагога является конкретный конечный результат - творческий продукт (социально значимый проект).

Е.А. Игумнова с соавторами выделяют созидательную активность личности, суть которой «в осознанном и целенаправленном участии человека в общественных преобразованиях и личностном самосовершенствовании» . В нашем случае это участие в социально значимых проектах, а также в самосовершенствовании будущего социального педагога посредством рефлексивной составляющей созидательной активности.

Анализ имеющихся определений категории «созидательная активность» позволяет выделить следующие критерии созидательной активности будущего социального педагога: мотивация к созидательной творческой деятельности; наличие творческого продукта как результата творческой деятельности; рефлексия.

Мы рассматриваем созидательную активность будущего социального педагога как профессионально-личностное образование и считаем ее формой проявления надситуативной активности личности в контексте анализа социально значимой деятельности, поскольку созидательная активность - это, собственно, активность субъекта, выходящего за рамки ситуации, ее ограничений. То есть это способность личности действовать, превышая «пороговые требования» ситуации, что проявляется в готовности к поиску вариантов решения какой-либо ситуации или задачи, предпочтении сложностей и нахождении привлекательности в трудностях, умении находить оригинальные решения, потребности в самостоятельной деятельности.

Учитывая созидательный потенциал профессии социального педагога и активный характер социальной помощи, считаем, что формирование созидательной активности будущего социального педагога выступает одним из условий профессионального становления специалиста.

Характеризуя созидательную активность будущего социального педагога, мы выделяем ее мотивационный, когнитивный и рефлексивный компоненты.

Мотивационный компонент определяется системой доминирующих мотивов, выражающих осознанное побуждение к будущей профессиональной социально значимой деятельности, к собственному развитию в процессе профессиональной подготовки. Когнитивная составляющая созидательной активности будущего социального педагога имеет отношение к значимой для студента социальной деятельности, включает в себя знания об обществе и самом себе в обществе, умение их интегрировать. Проявление студентом - будущим социальным педагогом созидательной активности в различных видах деятельности предполагает наличие соответствующих им и поэтому также различных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Третьей и последней составляющей созидательной активности будущего социального педагога является рефлексивная, характеризующая познание и анализ явлений собственного сознания и деятельности. Здесь стоит отметить, что задача формирования и развития рефлексивных навыков в настоящее время рассматривается как одна из главных линий модернизации образования.

На констатирующем этапе проводимого исследования по изучению условий формирования созидательной активности будущего социального педагога в образовательном пространстве вуза была проведена диагностика студентов социального факультета педагогического университета. Были подобраны диагностические методики (диагностика мотивации по методике ТАТ (модификация Х. Хекхаузена), «Уровень проектных умений», «Самоопределение творческого потенциала личности», «Насколько Вы ответственны», «Готовность к саморазвитию» и др.), позволяющие выявить уровень сформированности созидательной активности студентов: репродуктивный, продуктивный и творческий. Представим характеристику данных уровней.

Студенты репродуктивного уровня проявляют интерес лишь к достижению прагматических целей, критерием оценки событий и людей является возможность получения личной выгоды. Не связывают собственное участие в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением. К продуктивному уровню относятся студенты, которые характеризуются преобладанием узколичных мотивов поведения, а также наличием мотивов долга и ответственности. Осознают собственное участие в социально значимой деятельности как способ включения в жизнь учебного заведения. Деятельность студентов творческого уровня внутренне мотивированна: собственное развитие в процессе деятельности, действие с другими и для других; характеризуется творческой созидательной активностью, которая предполагает стремление к теоретическому осмыслению получаемой информации, самостоятельному поиску решения проблем, к деятельности и инициативности. Они не только соотносят характер своего участия в социально значимой деятельности с личностным и профессиональным становлением, но и рассматривают его как способ повышения конкурентоспособности, саморазвития, самореализации. Выявленные уровни сформированности созидательной активности будущих социальных педагогов позволяют нам индивидуализировать процесс включения студентов в социально значимую деятельность.

Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению сущности созидательной активности будущего социального педагога позволил нам дополнить новыми характеристиками категорию «созидательная активность». На наш взгляд, это: профессионально-личностное образование; форма проявления надситуативной активности; социально значимые действия; внутренняя готовность к выполнению будущей профессиональной деятельности; творческое отношение к социально значимой деятельности; энергичная самодеятельность, направленная на преобразование действительности и самого субъекта социальной работы; рефлексивная активность.

Рецензенты:

  • Бордонская Л.А., д.п.н., профессор кафедры физики, теории и методики обучения физике Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Клименко Т.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Жеребятникова Г.В. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5334 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о том, какой вклад он вносит в свою жизнь и существование окружающих людей. Нам всем хочется быть полезными, любимыми близкими, получить признание, состояться в той или иной деятельности. Достижению этих целей во многом способствует понимание необходимости развить и укрепить созидающее начало в своей жизни. Многие люди постепенно приходят к тому, чтобы взять его за основу.

Если обратиться к толковому словарю, то можно узнать, что созидающий – это воссоздающий, творящий жизнь по своему великому желанию это делать. Однако главная мысль здесь заключается не в том, чтобы действовать вопреки общественным установкам, жить по своим правилам, не согласуя их с мнением большинства, а чтобы направить все силы и энергию на раскрытие своего творческого потенциала.

Итак, что же значит созидать? Значение словавосходит к построению наполненной особым смыслом жизни. В данной статье мы постараемся ответить на вопросы о том, какие компоненты включает в себя созидание и что это такое в самом общем случае.

Открытость новому опыту

Человек, готовый принимать меняющиеся условия собственного существования, всегда стремится к обновлению. Неважно, что это будет – приобретенная специальность, получение знаний, изучение каких-либо предметов. Главное, такая личность не боится рисковать, не чувствует себя виноватой от того, что потратила деньги на себя. Созидая жизнь вокруг себя, человек становится подлинно счастливым.


Почему для нас так важно принимать новый опыт? Дело в том, что мы живем постоянно обучаясь. Если то, чему мы научились, приятно, то, как считают многие, можно гордиться своими достижениями. Если данное обстоятельство не очень одобряется в обществе, то, скорее всего, человек не примет новый опыт, станет его скрывать и, как следствие, ничего полезного из этого не вынесет.

Творчество

Что может сравниться по силе с тем счастьем, которое испытывает творец, когда ему удалось довести до конца произведение? Творческие порывы бывают у многих, но лишь единицы на самом деле готовы работать над развитием своего таланта. Созидающий – это, прежде всего, тот, кто не боится рисковать. Верность своим идеалам – критерий, который продвигает талант и помогает проявиться неординарным способностям. Если у человека имеется четкий план развития и становления себя как замечательного автора книг, картин или музыкальных творений, то он гораздо быстрее добьется успеха.

Благотворительность

Мы не смогли бы жить на этой планете в одиночку. Человек так устроен, что даже при благополучном стечении обстоятельств, ему все равно требуется помощь, участие другого. Пусть даже маленькая поддержка, вовремя сказанное слово, улыбка, взгляд – все это не раз помогало сохранить веру в себя, воспрянуть духом в сложных ситуациях.


Многие считают, что благотворительность – это удел очень богатых людей, которые могут и должны делиться с теми, кому повезло значительно меньше. Между тем истинная помощь всегда рождается в сердце, то есть внутри человека. Всякий может оказаться полезным своему ближнему. Для этого надо иметь веру в себя и открытое сердце.

Целостность

Созидающий – это тот, кто находится в гармонии с собой и целым миром, а значит, обладает целостностью. У такого человека обострено чувство собственного достоинства, он никому не позволит себя обидеть. Им невозможно манипулировать, он настолько мудр и самодостаточен, что недоброжелатели обходят его стороной.

Целостность обозначает стремление жить в согласии с законами мироздания. Личность, обладающая гармонией, способна отдавать и искренне заботиться о других. Она совершенно лишена эгоизма, но имеет индивидуальные цели, амбиции, которые хочет претворить в жизнь. Вот что значит в полной мере созидать. Значение слова здесь рассматривается как способность быть самим собой, без масок и ложного притворства.

Любовь к жизни

Счастливый человек – щедрый человек. Он хочет делиться, его переполняет изнутри чувство изобилия, и сам он радуется при этом. Его лицо озаряется искренней улыбкой, когда он общается с другими людьми, животными, природой, целым миром. Такой человек много времени проводит как во взаимодействии с ближними, так и в одиночестве. Ему неведом страх остаться одному. Духовные практики, медитации – вот его сила, центр личности, созидающая визуализация.


Тот, кто по-настоящему любит жизнь, никогда не станет вредить ни одному существу. Он мысленно и практически (то есть на деле) предпринимает определенные попытки для поддержания благополучия во всем мире. Сюда относится охрана природных ресурсов, конкретная помощь людям.

Таким образом, созидающий – это воссоздающий жизнь, счастливый, целостный, внутренне наполненный человек, тот, кто может отречься в нужный момент от собственного эгоизма и послужить истинным участием на благо других.

Что такое созидание? Что означает слово созидание?

Aleksandr lxxv

Это слово сродни слову "создавать" и раньше часто использовалось в смысле "строить, творить, основывать" (например, в Библии). В похожем смысле употребляется и сегодня, но только чаще всего в форме "созидающий процесс, характер, комментарий, критика" (иногда даже "созидающий человек", то есть человек, который не останавливается на месте, а постоянно самосовершенствуется) итд, что по большому счёту означает "конструктивный", "обоснованный".

Слово созидание обозначает ведение положительного образа жизни.

Например работа на работе, приносящей обществу пользу или изготовление каких-то полезных людям вещей.

Противопоставляется слову созидание слово разрушение. Не только в смысле разрушения зданий, но и в смысле каких-то плохих дел, ведения преступного образа жизни.

Слово ""созидание"" сзвучно слову ""создание"" и означает практически то же самое, создание чего либо. Разница, на мой взгляд, в том, что созжают что то обыденное, например страницу Вконтакте а созидают что то величественное, например, картину

Слово СОЗИДАНИЕ означает какой-то творческий процесс, творение, создание чего-то нового.Для художников- новая картина, для писателей, поэтов- новое произведение, для ученых- новое открытие.Созидание- это движение нашего прогресса вперед.

Pozitivnost

Созидание - это синоним создавать, построить, сделать. Например создать проект, чтобы по этому проекту построить новый дом, стадион, олимпийский объект. Созидать идею придумать какой-нибудь бизнес-проект.

Значение слова. Созидательный созидательная деятельность

Геннадий донской

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна (вчсок.) . Создающий что-н. , творческий. Созидательная деятельность. Мирный с. труд. II сущ. созидательность, -и, ж. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, созидательная, созидательное; созидателен, созидательна, созидательно (книжн. ритор.) . Прил. к созидание, творческий. Созидательный процесс. Созидательная деятельность. Словарь Ушакова
Цель созидательной деятельности в нашей школе - развитие мотивации личности к познанию творчества, реализация дополнительных программ в интересах ребенка.
Созидательная деятельность - это практико-ориентированная форма организации культурно-созидательной деятельности ученика.
- это проектно-проблемный тип деятельности, базовая сфера развивающего образования.
- это дополнительность, непрерывность и системность в образовательном процессе.
- это условие для личностного роста ребенка, которое:
формирует систему знаний, дополнительных умений и навыков в опоре на основное образование;
помогает реализовать индивидуальные способности и склонности ребенка;
обеспечивает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

В строгом смысле слова творение означает создание всей материальной или физической реальности, а также всех духовных существ помимо Самого Бога, во оно подразумевает также дальнейшее производство на основе созданного материала. Указание на это мы видим уже в рассказе книги Бытия: "Да произведет вода..." (Быт, 1:20) или: "Да произведет земля..." (Быт. 1:24). Описание создания человека показывает, что


использовался определенный материал - "прах земной" (Быт. 2:7). Ева была создана из ребра Адама (Быт. 2:21). Всех животных полевых и всех птиц небесных Бог тоже образовал из земли (Быт. 2:19). Вполне возможно, что сначала Бог из ничего создал просто материю, а затем уже придал форму всему из созданных Им атомов. Различные виды, произведенные позднее, были таким же Божьим делом, как и создание изначальной материи. Следовательно, если Бог действует постоянно, к Его творческим делам относится и создание генетических видов, возникших позднее, даже таких как современные сорта роз, гибридные виды зерна, скота, собак. В этих последних случаях человек выступает как партнер Бога. Учтите, однако, что человек работает с тем, что уже сотворил Бог. Следовательно, даже созданные в наши дни виды - тоже Божья работа, ибо все делается на основе созданного Им материала и генетических законов, установленных Им.

Богословский смысл учения

Обратимся теперь к рассмотрению богословского смысла учения о творении. Что же по сути утверждается им? И, для нас это не менее важно, что им отвергается?

1. Прежде всего учение о творении со всей очевидностью означает, что все, что не есть Бог, берет начало от Него. Иными словами, отвергается идея, что есть иная конечная реальность помимо Бога. Для дуализма нет места. В дуализме по определению два конечных принципа. Есть Господь, Творец, Созидатель. И есть то, что Творец использует, над чем Он работает, материал, с помощью которого Он творит. Греческие представления были в том или ином смысле дуалистическими. Типичный пример - дуализм материи и формы. Есть порядок, структура или схема всего - Формы или Идеи. И есть то, что надо привести в порядок, структурировать или организовать - материя. Процесс творения, следовательно, состоит из того, что кто-то или что-то соединяет эти две категории

воедино или запечатлевает форму на материи513. Но христианское учение отстаивает иной подход. Бог работал не над тем, что уже существовало. Он создал сырье, которое затем использовал. Если бы это было не так, Бог не был бы бесконечным. Это означало бы существование чего-то, что было всегда. А работа Бога зависела бы от внутренних свойств материала, который Он использовал. Согласно же христианскому учению, Бог Сам создал этот материал и с самого начала наделил его теми свойствами, которыми хотел.

2. Изначальный акт божественного творения уникален. Он не похож на человеческие "творческие" дела по переработке и моделированию подручных материалов. Создавая произведение искусства, художник зависит от свойств используемого материала, будь то ковкость металла, характеристики красок, используемый им язык или скорость и четкость кадров в фильме. Более того, выражаемые художником мысли зависят от его предшествующего опыта. Его работа может быть либо прямым отражением личного опыта, либо выражением ранее пережитого в какой-то иной форме; подлинно новые и свежие идеи встречаются крайне редко. Даже если писатель для передачи своих идей пытается создать новый язык, его все равно связывают языковые ограничения как таковые. Бога же не связывают никакие внешние обстоятельства. Единственные Его ограничения относятся к Его собственной природе и сделанному Им выбору. Богу не


нужны никакие материалы. Поэтому, в отличие от человеческих "творений", Его дела не могут расстраиваться из-за внутренних свойств используемого материала.

3. Учение о творении означает также, что не создано ничего внутренне порочного. Все исходит от Бога, и в рассказе о творении пять раз повторяется: Бог увидел, что это хорошо (Быт. 1:10,12,18, 21, 25). Затем, завершив творение человека, Бог увидел все, что Он создал, и нашел, что это хорошо весьма (Быт. 1:31). В Божьем изначальном творении не было ничего порочного.

В любой разновидности дуализма проводится внутреннее различие между высокими и низкими принципами или элементами514. Поскольку высшая сфера божественна, а низшая нет, первая мыслится как более реальная по сравнению со второй. В конечном счете это метафизическое различие начинает рассматриваться и как нравственное - высшее относится к сфере добра, а низшее к сфере зла. Такое различие проводится в позднем

платонизме. Платон учил, что Идеи и Формы, невидимые понятия, более реальны. Со своей стороны, осязаемые или эмпирические предметы - лишь тени, отбрасываемые Формами. В неоплатонизме стало проводиться и нравственное различие. Материальная или видимая сфера считается порочной, а духовная или невидимая нравственной. Под влиянием неоплатонизма и других разновидностей дуализма, таких как манихейство, некоторые христиане тоже начали рассматривать материальный мир как внутренне порочный.

Если, однако, вся реальность обязана своим происхождением Богу и если все сделанное Богом было "хорошим", мы не можем считать материю внутренне и органически порочной515. Здесь встает проблема: христианство, как и всякая другая мировоззренческая система, должно считаться с присутствием зла в мире. Дуалистические теории решают этот вопрос очень просто. Коль скоро Бог благ, Он не может быть источником зла.

Следовательно, все, что не есть Бог, например материя, с которой Ему пришлось работать, представляет собой прибежище зла. Но последовательный креа-ционизм не может прибегнуть к такой уловке, ибо он исходит из предпосылки, что природа не обладает таким независимым статусом. В то же время, согласно библейскому рассказу, Бог, сотворивший все, не может нести ответственность за наличие зла и греха в мире. Причем не потому, что не Он создал мир, а потому, что Он сотворил его хорошим, и даже хорошим весьма. Следовательно, зло - не результат несовершенного творения, брака в работе516. Откуда же берется зло? К этому вопросу мы вернемся в главе 19.

4. Учение о творении возлагает ответственность на человека. Он не может оправдывать свое поведение, ссылаясь на присутствие зла в материальной сфере. В материальном мире нет органического зла. Грех человека - проявление его собственной свободы. Он не может избежать ответственности за свои дела. Не может он переложить ее и на общество. Грехи конкретной личности нередко объясняются влиянием общества. Дело представляется таким образом, что человек - нравственное существо, а безнравственное общество толкает его к греху. Но человеческое общество - тоже часть Божьего творения, а оно было весьма хорошим. Поэтому представление об обществе как об источнике греха неправильно и


ошибочно. Если же общество изначально было хорошим, нам следует задаться вопросом: почему оно стало таким сегодня?

5. Учение о творении удерживает от недооценки воплощения Христа. Если бы материальному миру было органически присуще зло, трудно было бы объяснить факт, что второе Лицо Троицы привяло человеческую форму, в том числе физическое тело. И действительно, были люди, исходившие из представления о порочности материи и на этом основании отрицавшие реальность физического тела Иисуса. Он просто "казался" в человеческой плоти. Их называли "докетиками" от греческого слова dokew ("казаться"). С другой стороны, правильное понимание учения о творении - все сотворенное Богом было хорошим - позволяет нам утверждать полноту воплощения Иисуса Христа - с принятием на Себя человеческой плоти.

Учение о творении удерживает нас от аскетизма. Вера в порочность материальной природы побуждает многих, в том числе христиан, подавлять физическое тело и отказываться от любых удовольствий. Духовная сфера, будучи более божественной, представляется единственным носителем добра и праведности. Такие люди занимаются медитацией, а условиями духовности считают строгую диету и воздержание от половой, жизни. Но учение сотворении утверждает, что Бог сотворил все, и сотворил все хорошим. Все поддается искуплению. Спасение и духовность достигаются не бегством от материального мира, а освящением его.

6. Если все творение совершено Богом, между различными его частями есть сходство и связь. Я брат всем другим людям, ибо всех нас сотворил и о всех заботится Бог.

Поскольку неодушевленная материя тоже исходит от Бога, я по сути един с природой, ибо мы члены одной семьи. Между нами могут; возникать конфликты, но это, скорее, семейные ссоры, а не борьба с внэшним врагом. Все творение принадлежит Богу и имеет для Него значение. Мы, люди, склонны считать себя единственными Божьими чадами, а следовательно, единственными объектами Его отеческой любви. Но Иисус ясно показал, что Бог любит все Свое творение и заботится о нем (Мф. 6:26-30; 10:29). Все принадлежит Ему, и все имеет для Него такое же значение, как и мы.

7. Учение о творении исключает не только любую форму дуализма, но и такой тип монизма, который рассматривает мир как эманацию Бога. Согласно учению о творении, Бог просто создает из ничего. Различные объекты и существа, составляющие творение, не исходят из Бога. По мнению же сторонников теории эманации, мы имеем дело с излиянием Божьей природы, с отделением от Него части Его сущности. При этом подразумевается, что эманация сохраняет Божественность, поэтому такие взгляды обычно ведут к пантеизму. Согласно таким представлениям, речь идет об изменении положения, а не о начале нового бытия.

Можно было бы предположить, что такой взгляд на мир как на эманацию Бога должен в значительной степени повышать представление о статусе составных его частей, коль скоро все они исходят из божественной природы. На практике же чаще всего происходит противоположное. Результатом становится принижение независимого статуса отдельных


объектов или даже тезис об иллюзорности самостоятельного существования. Поскольку все объекты и существа - часть Бога, важно как можно больше сократить расстояние между ними и Богом. Индивидуальность надо свести к минимуму. Цель - соединение в одно целое. Из имен существительных с собственным статусом составные части мира превращаются в прилагательные к конечной реальности, Богу.

Христианским учением о творении из ничего все это отвергается. Составные части мира - подлинные творения, зависящие от Бога Творца. Они четко отделены от Него (они не эманация Его природы) и представляют собой конечные, зависимые творения. Грех исходит не из ограниченности и конечности, это не зло, которое надо просто отделить и ограничить. Грех исходит из неправильного использования человеком своей ограниченной свободы, из стремления быть независимым от Бога (и, следовательно, равным Ему). Далее, ограниченность не исчезает в процессе спасения. Спасение заключается не в отрицании сотворенной человечности, оно есть по сути исполнение, восстановление сотворенной человечности.

Далее, учение о творении указывает на ограничения, внутренне присущие творению. Ни одно существо или группа существ не могут быть равными Богу. Он всегда возвышается над ними как Создатель, они никогда не были и не будут Богом. Поэтому нет никакого основания для идолопоклонства - поклонения природе или человеку. Природа и человек ниже Бога, никогда не надо забывать о расстоянии между Ним и Бго творениями. Бог занимает уникальное положение, и поклоняться следует только Ему (Исх. 20:2-3).

Громадный метафизический разрыв во вселенной мы порой представляем себе как количественный разрыв между человеком и остальным творением. На самом же деле существует громадный метафизический количественный и качественный разрыв между Богом и всем остальным517. Только Ему надо поклоняться, возносить хвалу и

повиноваться. Все же остальные существа должны лишь, демонстрировать Ему эти акты повиновения.

Творческий, зиждительный, создающий Словарь русских синонимов. созидательный см. творческий Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, созидательная, созидательное; созидателен, созидательна, созидательно (книжн. ритор.). прил. к созидание, творческий. Созидательный процесс. Созидательная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (высок.). Создающий что н., творческий. Созидательная деятельность. Мирный с. труд. | сущ. созидательность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

созидательный - , ая, ое. Высок. Связанный с созиданием, творческий. == Созидательный труд (работа). патет. ◘ Трудящиеся Литвы украсили плодами созидательного труда свой край. Сов. Лит., 6. Советский Союз был свободен от экономических и политических… … Толковый словарь языка Совдепии

Созидательный, созидательная, созидательное, созидательные, созидательного, созидательной, созидательного, созидательных, созидательному, созидательной, созидательному, созидательным, созидательный, созидательную, созидательное, созидательные,… … Формы слов

Разрушительный … Словарь антонимов

созидательный - созид ательный; кратк. форма лен, льна … Русский орфографический словарь

созидательный - кр.ф. созида/телен, созида/тельна, льно, льны; созида/тельнее … Орфографический словарь русского языка

созидательный - Syn: творческий … Тезаурус русской деловой лексики

созидательный - см. созидать; ая, ое. Созида/тельный труд. С ая сила … Словарь многих выражений

Книги

  • Созидательный реванш , Поляков Юрий Михайлович. Юрий Поляков не боится предстать перед читателем в развитии. Его ошибки, заблуждения, метания, обольщения, разочарования происходят не от желания приспособиться, прильнуть, "встроиться", а от…
  • Созидательный реванш , Поляков Ю.. Юрий Поляков не боится предстать перед читателем в развитии. Его ошибки, заблуждения, метания, обольщения, разочарования происходят не от желания приспособиться, прильнуть, «встроиться», а от…

Созидательная деятельность - это когда Вы приносите людям подлинную благость: материальную, техническую, сподручную, для тела, для души, для психики, для повышения духовности, для очищения души, для наработки положительных качеств, для расширения сознания и так далее. То есть если Вы способствуете оздоровлению или насыщению тела человека без каких-либо разрушительных эффектов в этом плане, то есть без вредных химических веществ, без употребления мясной пищи, без принятия наркотических, алкогольных и курительных веществ, Вы занимаетесь созидательной деятельностью. Если Вы с благими намерениями помогаете в ремонте и обслуживании технических устройств, их улучшении и модернизации, настройке, обслуживании, разрешении проблем и неполадок в компьютерных и технических системах, чините сломавшуюся аппаратуру или любые предметы быта, занимаетесь строительством домов, изобретением вспомогательных изобретений и средств, созданием и распространением различных необходимых для применения в жизни предметов быта, которые только не предназначены именно для использования в плане отрицательного характера, например, охотничьи ружья, взрывоопасные вещества, наркотики, то это тоже является проявлением с Вашей стороны созидательной деятельности, но некоторые люди могут впоследствии направить оказанную Вами помощь, отремонтированные Вами технику, приборы, бытовые средства во вред себе или другим, то есть отрицательным образом. Но это уже будет способствовать наработке отрицательной кармы ими самими, а не Вами, если Вы им помогали с добрыми намерениями, а не в плане каких-то отрицательных мотивов. Если Вы способствуете повышению духовности людей, наработке их душой положительных качеств, Вы таким образом совершаете еще более благую созидательную деятельность, это могут быть гуманитарии разных профессий, проповедники духовности, несущие людям Свет Истины Высших Знаний, энергодуховные целители, оказывающие людям всевозможную помощь и поддержку, психологи, проводящие семинары йоги, духовные практики, занимающиеся разного рода видами творчества, которое приносит душе положительные и возвышающие душу энергии, пробуждает и расширяет их сознание определенным образом, вызывает у них чистые и светлые чувства и эмоции, это могут быть художники, певцы, музыканты, лирики и другие. Если же Вы способствуете определенным образом разрушениям тела и души людей, принесением им определенного физического, психического, душевного или духовного вреда, то Вы занимаетесь разрушительной деятельностью. К ней относится производство алкоголя, табака, наркотиков, оружия, порнографии, всяких содержащих вредные химические вещества продуктов, насаждение низкой морали и нравственности, показ фильмов и передач, пропагандирующих жестокость, насилие, аморальное поведение, низкая и грубая музыка, вроде техно, металла, рэпа, панк-рока, распространение вредных для здоровья продуктов и лекарств, отравление и засорение природы злокачественными химическими и прочими излияниями, загрязнение атмосферы в самих городах от промышленных отходов и транспортных средств, насилие и убийство живых существ, проповедование средствами массовой информации ложных ценностей, предпочтений, устремлений, образа жизни, способствование зачерствлению людей, набору их душами темноотрицательных энергий, это всевозможное завлечение людей материальными ценностями, карьерным ростом, соперничеством, запудривание и забивание их голов всякими жесткими деловыми, юридическими, формальными законами и правилами, борьбой за выживание и место под солнцем, чтобы у всех в глазах были только деньги, чтобы молодежь привлекали всякие низконравственные развлечения, чтобы речь у них была сквернословной, чтобы все думали как бы побольше заработать, нажить побольше всякого добра для себя, всякие шаблонизирующие ум и мышление убеждения, да большинство профессий, существующих сейчас в мире, являются несущими разрушение и большинство людей сейчас занимается именно разрушительной, а не созидательной деятельностью. Например, продавцы, повара, официанты, где людей подчуют алкоголем, мясосодержащей пищей, химически вредными продуктами, занимаются разрушительной деятельностью, потому что это несёт как вред для здоровья, так и для души, а также нарабатывает отрицательную карму для всех принимающих в этом участие, или привести в пример разработчиков большинства компьютерных игр, где присутствуют элементы жестокости, насилия, безнравственности, алчности, пагубного влияния на психику, здесь просто пиршество процессов разрушения и соответствующие последствия как для душ разработчиков, так и для заядлых игроков, в которых просто хлещут, бурлят и переполняют отрицательные энергии. Чтобы Ваша деятельность была созидательной, она должна способствовать истинному благу для людей в любом отношении, и в материальном, и в физическом, и в психическом, и в моральном, и в нравственном, и в духовном. Задумайтесь над тем, чем Вы занимаетесь по роду своей деятельности, что Вы этим несёте людям: энергии созидания или разрушения. Может Вам следует поменять свою работу, чем Вы измените баланс между протекающими в мире созидательными и разрушительными процессами, а также измените свою собственную полярность в плане Вашей профессиональной деловой направленности. Вам стоит хорошо задуматься в этом отношении, потому что от этого во многом зависит как жизнеуклад данного мира, так и Ваше собственное становление души.