Классическая философия -- стиль мышления, который сформировался в 17-19 веках (в рамках классического рационализма -- Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель). К ее характерным особенностям можно отнести следующие:

1. Главный базовый принцип -- рационализм (ориентация на разум, науку) . Математика является образцом, моделью рациональности. Изложение ведется в понятийной форме.

2. Гносеологизм, разработка методологии, четкое определение понятий. Человек рассматривается в качестве субъекта познания.

3. Объективная онтология.

4. Представление о делении философской проблематики на онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, этическую и т. д.

5. Системность мышления и изложения идей.

Неклассическая философия -- философия конца 19-20 в. в. , для которой характерно переосмысление указанных выше положений (Ф. Ницше, А. Бергсон, экзистенциалисты, постмодернисты) . Характерные особенности:

1. Иррационализм, ориентация на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт, откровение), метафоризация реальности, сближение с искусством, мифологией.

2. Нет теории познания: философия выражает переживания субъекта "по поводу" реальности (объективной или субъективной) .

3. Субъективная онтология, бытие как существование человека.

4. Универсализм, синкретичность философских идей.

5. Антисистемность (проблемность) -- решение конкретных философских проблем.

Основные идеи философии марксизма.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине Х1Х века.

Характерные черты:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.



Согласно диалектическому материализму , основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики

– единства и борьбы противоположностей,

Перехода количественных изменений в качественные,

Отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка . Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе лежит определенный уровень производительных сил (средства производства +люди) и

производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил,

рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян,

капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат– рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Философия жизни».

Согласно представителям (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, А.Бергсон, О.Шпенглер и др. ) этой школы в основе развития мира ичеловека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостныйорганический «поток » («порыв», «длительность»), в которомнеразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное,логика и интуиция. И эта постоянно изменяющийся поток жизнинеобъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизмапредшествующей философии. Такие тезисы-символы рационализмакак «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно»в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум нетождественные понятия! Жизнь– это процесс , свободное стихийное иинстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, вкотором противопоставляется субъект (человек) и собственно жизнь(объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно«схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».

Главное в жизни – не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.

Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов ): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.

В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе . Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своейжизни смысл путем избавления от «воли к жизни » Шопенгауэрссылается на положения древнеиндийской философии, зовущейчеловека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человекаи безнадежности его жизни и попыток познать законы природы иобщества. Ни о каком построении разумного и счастливогогосударства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речинет.

Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир – это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя – самоутвердиться.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным . Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то

хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полу удачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер !), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство. Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей », к замене морали рабов на мораль господ – «сверхлюдей ». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютная порода людей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

Анри Бергсон- основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва («жизненного порыва») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств. Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизнь может быть познана только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим. Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через «длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни. Интеллект познает мертвые вещи, утратившие «длительность», в обмен на пространственную фиксацию.

Неклассическая философия - это совокупность разнообразных течений, школ, концепций, которые возникли с середины 19 века. Эта философия отражает все радикальные изменения в обществе, которым подвергалась в то время. Прежде всего, стоит отметить Французскую революцию 1789 года, которая нанесла первый удар по умам людей. Гражданская война и террор заставили многих мыслителей того времени задуматься над возможностями науки и разума. Отдельные философы, такие как Ницше и Шопенгауэр, стали говорить о сомнительности прогресса, иррациональности истории и релятивности истины.

20 век ознаменовался для человека не только большими успехами в науке и искусстве, но и целым рядом революций, войн, крушением колониальной системы, формированием и распадом социалистической системы и возникновением большого количества глобальных проблем, которые поставили под сомнение существование всего человеческого рода.

Война показала, что знания науки могут использоваться во вред человечества, что способствовало также переосмысливанию многих духовных ценностей. Произошла так называемая революция в сознании людей, которой способствовало появление компьютерных технологий и а также огромный скачок в науке. Так зародилась неклассическая философия.

Все эти процессы смогли вызвать уход от классического восприятия мира. Многие ученые и мыслители пересмотрели проблемы смысла человеческой жизни, изменилось отношение человека к религии и смерти. Философия начала очень быстро изменяться, произошел переход от старых ценностей к новым. На первое место встали новые проблемы и способы их решения. Философия рационализма уходит на второй план и практически полностью замещается. Мыслители того времени стали больше внимания уделять существованию самого человека и его свободе.

Неклассическая философия условно делится на несколько программ, которые направлены на полное переосмысление классической философии:

  1. Социально-критическая программа, ориентированная в первую очередь на изменение общества. Сюда можно отнести такие учения, как постмарксизм и марксизм.
  2. Философский иррационализм (иррационалистическая традиция). Сторонниками этого направления можно назвать таких великих мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и
  3. Аналитическая программа, которая заключается в пересмотре научно-рационалистических приоритетов и различных ценностей. К этой программе относят такие учения, как прагматизм,
  4. Экзистенциально-антропологическая программа. К ней относятся экзистенциализм, психоанализ, феноменология и герменевтика.

Процессы распада классической модели философии происходили на фоне кардинальных перемен в культуре и социуме. Общество делится на 2 части; одна часть борется за научно-технический прогресс, а другая выступает против него. Тем самым формируются два общества, по-разному воспринимающие научно-технический прогресс - сциентизм и антисциентизм.

Представители сциентизма рассматривали научный прогресс как наивысшую ценность, а антисциентисты видели в науке злую силу, которая угрожает всему человечеству. На сегодняшний день наука является далеко не единственным методом познания мира, хоть и считается самым главным. Именно поэтому, наверное, многие философы стараются заново понять учения Востока и найти тайный смысл в примитивных религиях.

Современная неклассическая философия - это совершенно новый этап в развитии всего человечества. С появлением новой философии формируются и новые духовные ценности и

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.

Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.

Реальная история 18 и 19 ст ., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни. Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения. В 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба , обозначившая непримиримые позиции в обществе вылилась в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.

Другим фактором , оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция . Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро-магнитной индукции, Ампером- теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем- телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной «философией», ибо их использование обещало новые блага.

Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно-идеи А. Шопенгауэра, «философия жизни», прагматизм да и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т.д. в сущности являются иррационалистическими . Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии.



Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная «разноголосица» среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры.

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ «ПЕРВОГО ПОЗИТИВИЗМА» (О. КОНТ, Г. СПЕНСЕР, ДЖ. МИЛЛЬ)

В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли 19 в. - позитивизм . Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 - 1857), Герберта Спенсера (1820 - 1903), Джона Стюарта Милля (1806 - 1873). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, «неметафизической» философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.

В 40-е годы XIX века Огюст Конт , родоначальник позитивизма, выступил с критикой гегелевской метафизики и сформулировал задачу социального познания: сделать учение об обществе («социологию» - термин впервые ввел О. Конт) такой же «положительной», «позитивной» наукой, как и естественнонаучные дисциплины - математика, механика, - с использованием «точных», математически - экспериментальных методов и без всяких сверхопытных гипотез.

Переход от метафизики к позитивному знанию О. Кант обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. С его точки зрения, «человеческий разум», в силу своей природы, в каждом из своих исследований пользуется тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен теологическим, метафизическим, позитивным. Следовательно, существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир.



На теологической стадии духовного развития человек стремиться объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев…

Метафизическое исследование тоже стремится достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире, но только через ссылку на различные придуманные первосущности и первопричины, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте.

Метафизическое мышление , по мнению Конта, способствует тому, что мысль приобретает большую широту и незаметно подготавливается к истинно научной работе. Но коренная ошибка этого мышления в том, что, как и теологическое мышление, оно стремится узнать абсолютные начала и причины всего. Но это невозможно, у нас нет средств выйти за пределы опыта.

На третьей, позитивной стадии познания , утверждал Конт, «человеческий ум признает невозможность приобрести абсолютное знание, отказывается от исследования происхождения и цели вселенной и знания внутренних причин явлений для того, чтобы заняться… открытием их законов, т. е. неизменных отношенийпоследовательности и сходства явлений» (без анализа вопроса об их сущности и природе). Наука и ее законы могут отвечать только на «как», но не «почему», как считал Конт.

В гносеологическом плане это означает, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объектов, их явлений и отбросить умозрение как средство получения знаний и метафизику как учение о сущности .

Задачами философии являются систематизация и обобщения специально - научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания. Правда, в задаче такого обобщения Конт видит и нечто специфичное, свойственное только философии - исследование связей и отношений между конкретными науками.

Конт впервые предлагает объективные принципы классификации наук в зависимости от их предмета и содержания. В системе классификации Конта выделяют следующие науки - математика, астрономия, физика, химия, физиология, социальная физика (социология), мораль, которые размещаются в этой системе по принципу движения от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому..

В это время были заложены основные идеи позитивистского направления в философии. К этим исходным идеям относятся:

Полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума;

Поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки;

-гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки;

-методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

-дескриптивизм - сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.

Если натурфилософские концепции противопоставляли философию как «науку наук» специальным наукам, то позитивизм противопоставил науку философии. И поскольку такая философия не имеет дела с метафизическими мировоззренческими проблемами, она отвергает как материализм, так и идеализм.

Позитивизм фактически остался в рамках классического идеала рациональности, согласно которому научное знание идеологически и нравственно «нейтрально»: научное – «позитивное» - познание, согласно позитивистской программе должно быть освобождено от всякой мировоззренческой и ценностной интерпретацией, и вся «метафизика» должна быть упразднена и заменена либо специальными науками («наука - сама по себе философия»), либо обобщенным и «экономическим» образом эмпирических знаний, либо учением о соотношении наук о языке и т. п.

Марксизм

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения -марксизма , который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали :

Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3.Главными произведениями основателей марксизма являются:

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

"Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).Суть исторического материализма в следующем:

На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему , которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису ;

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:

Средства производства;

Отчуждение;

Прибавочная стоимость;

Эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда . Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качественаемной рабочей силы за заработную плату .

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью , часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений , при которых:

Будет ликвидирована частная собственность на средства производства;

Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

Частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

Произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Неклассическая философия 19 века появилась как результат осмысления достижений классической немецкой философии. Представители неклассической философии, с одной стороны, испытывали глубокое воздействие идей немецкой классической философии, а с другой стороны, пытались повергнуть критике эти концепции, выйти за их пределы и достичь нового взгляда на мир.

Так, материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса является попыткой пересмотра глобальной системы объективного идеализма Г. В. Ф. Гегеля. Основу философии марксизма, также как у Гегеля, составляет диалектика. Однако, в отличие от гегелевского объективного идеализма, философия Маркса и Энгельса является материализмом.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. Основными произведениями марксизма являются: «Капитал» К. Маркса, «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Диалектика природы» Ф. Энгельса.

Марксистская теория состоит из двух больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма. Обычно считается, что исторический материализм является частью диалектического, формулирующего общие законы существования и развития мира.

Основные положения диалектического материализма таковы:

  • — бытие определяет сознание
  • — сознание является лишь свойством материи отражать саму себя
  • — материя вечна и бесконечна, она развивается согласно законам диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания)

В рамках исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс создают масштабную теорию развития общества. Основанием человеческой жизни, в соответствии с материалистическими предпосылками, Маркс и Энгельс считают практическую деятельность по производству и распределению благ (то есть всего, что способно удовлетворять человеческие потребности). Следовательно, в основе социальной структуры всегда лежат экономические отношения. Они составляют базис общества. Все остальные отношения (в результате развития которых формируются: семья, культура, религия, государство и т. д.) Маркс и Энгельс называют надстройкой, указывая на их зависимость от экономики.

Базис и надстройка составляют исторически определенный тип общества, который Маркс и Энгельс называют общественно-экономической формацией. Всего в марксизме выделяют пять основных формаций, каждая из которых отличается особым типом производства, который состоит из уровня развития производительных сил и характера производственных отношений (то есть отношений, в которые вступают люди в процессе производства). Выделяют:

  • 1. Первобытнообщинный строй (низкий уровень развития производительных сил, зачатки производственных отношений)
  • 2. Рабовладельческая формация (основа производства – отношения раба и господина)
  • 3. Феодальная формация (производственные отношения между феодалом и крепостным крестьянином)
  • 4. Капиталистическая формация (основные производственные отношения между буржуа и наемным рабочим)
  • 5. Коммунизм (свободный союз личностей)

Общество развивается, согласно Марксу, по тем же законам диалектики, что были сформулированы Гегелем для описания саморазвития абсолютной идеи. Однако Маркс наполнил диалектику Гегеля совершенно иным, социальным, содержанием. Источником развития общества, по его мнению, выступают противоречия. Прежде всего, это касается противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Действительно, производительные силы общества растут. Человек постепенно получает возможность производить большее количество благ, затрачивая на это меньше труда: ручной труд оснащается инструментами, начинается использование тяглового скота и сил природы, изобретаются и строятся сложные механизмы, человеческий труд сменяется работой роботов и автоматов. Ремесленные мастерские сменяются мануфактурами, которые затем уступают место фабрикам и заводам. Однако развитию производительных сил общества должно соответствовать развитие производственных отношений. Когда оно отстает, в обществе формируется конфликт, разрешение которого является скачком на новый этап развития.

Еще одним значительным направлением неклассической философии стал позитивизм . Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Другими представителями позитивизма являются Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

Философия Конта, также как и марксизм, стала попыткой переосмысления гегелевской диалектики. Сохраняя принцип историзма, Конт отказался от идеализма и рационализма. Он попытался поставить философию на твердую научную основу, предполагая, что истинное знание может быть получено лишь на основе эмпирически проверенных данных.

Размышляя о развитии человеческой культуры, Конт вывел так называемый «закон трех стадий». Согласно этому закону, человеческое мышление последовательно проходит три стадии развития: теологическую (все объясняется богами), метафизическую (все выводится из умопостигаемых, идеальных сущностей) и позитивную (знания достигаются эмпирическими методами). Позитивная стадия соответствует появлению и развитию науки в Новое время. Следовательно, именно позитивное (научное) знание является достоверным.

Философия, в таком случае, должна отказаться от претензии на статус «сверхнауки» или «царицы наук». Функция философии в структуре позитивного знания, по мнению Конта, – лишь обобщение данных наук.

Английский мыслитель Герберт Спенсер продолжил развитие идей позитивизма. Он попытался объединить традиции английского эмпиризма и философию И. Канта. Спенсер отстаивал описательный характер науки. Наука может познавать лишь сходства и различи между чувственными Основной идеей позитивизма Спенсера является концепция эволюции. восприятиями, проникнуть же в сущность явлений она не в состоянии.

Прослеживая этот процесс во всех явлениях природы и общества, Спенсер сводит его к простейшему движению мельчайших частиц, склонных к соединению и рассеянию.

Как результат критики рационализма 18 века возникает иррационализм. Представители этого философского направления отрицали наличие логических связей в природе и возможность восприятия мира как целостной закономерной системы.

Известным представителем иррациональной философии был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). Его философия пессимизма долгое время не привлекала внимания читателей и мыслителей. Однако пессимизм оказал значительное влияние на последующие философские направления, такие как философия жизни или русская религиозная философия.

Шопенгауэр противостоял классическому рационализму, отвергая идеи прогресса и разумного устройства мира. Рациональному познанию он противопоставлял мистическую интуицию.

Развивая кантовскую концепцию вещи в себе, Шопенгауэр утверждал, что разделение на субъект и объект в процессе познания является лишь некоей внешней видимостью, элементом мира как представления (феномена). Непознаваемой сущностью мира, лежащей в его основе является воля. Воля понимается Шопенгауэром как некая реальность, недоступная познанию (аналогичная понятию вещи в себе в философии И. Канта). Единая воля является источником всех существующих в мире сил. Она проявляется во множестве различных объективаций. Одной из объективаций воли является и человек, обладающий вследствие этого индивидуальной волей. Эту волю Шопенгауэр описывает как волю к жизни.

Воля всегда должна находиться в состоянии стремления, поскольку это является ее сущностью. При этом воля не имеет какой-либо конечной цели, к которой нужно было бы стремиться. Вследствие этого воля не может достичь какого-либо удовлетворения от достигнутого. Относительно человека это положение означает невозможность достижения счастья.

Единственны способ избежать страданий – это уничтожение индивидуальной воли и выход в небытие. Это возможно, по Шопенгауэру, через чувства справедливости и сострадания.

Еще одним представителем иррациональной философии 19 века стал немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 – 1900). Развивая идеи Шопенгауэра Ницше вводит понятие воли к власти как надиндивидуального космического начала, движущей силы мирового развития. Воля к власти проявляется в поведении каждого человека. Это стремление к экспансии, захвату, владению. Даже когда человек стремится к освобождению от власти, Ницше усматривает в этом волю к власти.

Воля к власти способствовала развитию обезьяны и превращению ее в человека. Она же способствует преодолению человеческого в самом человеке и формированию сверхчеловека. Сверхчеловек – это следующая степень развития. Его воля и поступки находятся за гранью добра и зла и не могут оцениваться при помощи норм морали и права.

Однако не стоит ассоциировать ницшеанскую концепцию сверхчеловека с более поздними построениями нацистской идеологии. Сверхчеловек не является представителем какой-либо расы, национальности, нации или социального класса. Он одинок по своей природе, и как бы исключен из общества. Его поступки задают нормы человеческого общества как деяния героев мифов и пророков.

Стремление к выявлению иррациональных сил, управляющих природными и социальными процессами, было свойственно не только философии 19 века, но и науке того времени. В рамках экономики Карл Маркс формирует представление о глобальных социальных и экономических процессах, действующих «поверх» совокупности индивидуальных воль членов общества.

Выражением тех же тенденций в психологии стала теория психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд , австрийский психолог и психиатр, опроверг представления рационалистов о целостности человеческой психики. Фрейд описывал внутренний мир человека как поле борьбы между различными психическими инстанциями: «Я », «Сверх-Я » и «Оно ».

В теории Фрейда сознание, то есть та осознаваемая часть психической деятельности, которая ассоциируется с человеческой личностью, обозначается как «Я». В свою очередь, ему противопоставляется «Оно» – бессознательная сила, лежащая в основе психической деятельности как таковой. «Оно» является совокупностью влечений человека, а также источником либидо – психической энергии, имеющей сексуальный характер. «Оно» также противостоит «Сверх-я», совокупность социальных норм, усвоенных человеком вследствие жизни в обществе.

По мнению Фрейда, основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, иррациональные по своей природе. Эти влечения подавляются социальными нормами и контролем сознания человека, что приводит к конфликту между различными психическими инстанциями. Подавление влечений, с одной стороны, обуславливает возможность такого процесса как сублимация – использование освободившейся вследствие подавления влечений сексуальной энергии для иных целей (искусство, наука, спорт и т. д.). Однако, с другой стороны, именно подавление влечений является, по мнению Фрейда, причиной психических заболеваний различного рода.

Возникает как совокупность философских школ, течений, концепций, возникших с середины 19 в.

На возникновение неклассической философии повлияли:

Демократизация жизни.

Ускоренное развитие экономики

Быстрый научно-технический прогресс

Урбанизация

Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше);

2) социально-критическая программа (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3) критико-аналитическая программа (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);

4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

Для неклассической философии характерно:

1) Ограничение принципа рационализма – подлинная реальность неоднородна и противоречива

2) Дерационализация человека – Разум не является определяющем человека фактом.

3) Переосмысление отношений человека и мира.

Основные представители:

Кьеркегор

Ницше – остро критиковал религию.

Все процессы физической и духовной жизни философ стремится представить как различные модификации действия воли к власти. Ницше считал, что все те идеалы, которые нам навязывались с течением веков философией это все ложно. Новая философия и новый человек призваны реабилитировать преданные забвению смыслы, преодолеть амбиции разума и рассудка и попытаться открыть для человечества мир "по ту сторону добра и зла": "Бог умер, и я хочу – пусть живёт сверхчеловек".

Кьеркегор - Кьеркегор создаёт диалектику субъективную или экзистенциальную, в которой прослеживается процесс становления личности в её постепенном восхождении к Богу. Понятие "экзистенция" (от лат. «existence" – существование).

Экзистенциальное взросление человека – его путь к Богу, на котором он последовательно проходит три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения "истины" своего существования, этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость и отчаяние. На этой стадии человек детерминирован внешним, его целью является наслаждение. Принцип этической стадии – долг, однако, подлинное достижение экзистенции осуществляется только на высшей – религиозной – стадии.

Главное в экзистенции - Решающий выбор, в котором участвует "весь человек" и который определяет всю его жизненную судьбу, и Абсолютно свободный выбор, ни от чего внешнего не зависящем.

Основные идеи философии марксизма.

Время возникновения – вторая половина 19 в.

Представители – Маркс, Энгельс

Основная направленность философии – ориентация на анализ социальной реальности и перспективы ее переустройства.

Основные принципы:

– материалистическое понимание истории – идея материального единства мира, по которому общественный быт людей и определяет их общественное сознание, мировоззрение, их ценностные ориентиры. Т.е. общественное бытие определяет общественное сознание.

Способ производства – это производственные силы и производственные отношения.

Производственные силы – это орудия, средства труда и люди, участвующие в производстве.

Производственные отношения – это отношения между людьми складывающиеся в процессе производства.

Производственные силы и производственные отношения находятся в единстве. Производственные силы развиваются быстрее чем производственные отношения, поэтому, когда производственные силы намного опережают произв. отношения до определенного момента, то они требуют смены производственных отношений, а вслед за этим меняются и другие сферы жизнедеятельности общества. Т.е. следствием являются социальная революция.

Исторические формы позитивизма.

Классический позитивизм

Представитель - О. Конт.

Основные идеи:

Критика традиционных философских проблем. Они не способны сформировать истинного знания.

Провозглашение верными лишь те знания, которые проверены на опыте и формируются в рамках науки.

Задача философии- классификация знаний отдельных позитивных наук и выявление общих для них законов.

Эмпириокритицизм

Представитель – Э. Мах

Основные идеи:

Принцип экономии мышления – знание должно описывать факты и избегать терминов, не имеющих соответствий в опыте, типа «закон», «причина».

Понятия, основанные лишь на рассудочных суждениях не будут являться верными, будут таковыми лишь после исследований их на опыте.

Неопозитивизм

Е года 20в.

Представитель – Р. Бертран

Основные идеи:

Происходит лингвистический поворот. Философия рассматривается как средство языка и науки, отделения научных положений от ненаучных.

Все научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением математики и логики, кот. Являются условным результатом согласования ученых.

Постпозитивизм

Вторая половина 20в.

Представители – Поппер, Кун

Предмет философии – история науки.

Принцип относительности всех знаний. Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости, по которому современное научное знание носит крайне абстрактный характер, главным является не подтверждение научного знания, а возможность его опровержения.