Стороны света. Ваступуруша


 
Ваступуруша (домовой) вселяется в тело дома, как Параматма в наше тело в момент его создания. Поэтому это не наше тело, не мы его контролируем и должны чтить его, как данное нам Богом.
      Как в каждом доме должен быть алтарь, так и тело украшается божественными знаками (тилака). Тело – храм бога.
     Если мы правильно к нему относимся, то Бог благодарен нам за это.
     Правильное отношение – использовать тело по законам гармонии и с правильной целью.
    Васту-шастра – это правила гармонии, а Бхагавад-гита поясняет цель.
Уважать свой дом-тело и домового, это значит не разрушать его. Без следования принципам чистоты, описанным ниже, из дома уходит Васту-домовой и поселяются приведения и другие вредные живые существа, которые разрушают счастье и гармонию.
В доме нельзя употреблять интоксикации. Разумные люди не курят дома, даже в армии есть курилка.
Нельзя играть в азартные игры, иначе в доме поселятся лицемерие и обман.
Следует соблюдать вегетарианство. Дом не должен становится моргом с холодильником.
А внесемейный секс превращает его в публичный дом.
 
   Основа всей науки Васту – понятие Ваступуруша (он же Вастудэв или Вастунара), живого существа, воплощённого в каждом доме.
    Это реальное существо, хотя и тонкоматериальное, обладающее всеми частями тела и уязвимыми точками на нём. Поэтому дом надо строить так, чтобы Ваступуруше было хорошо, тогда будет хорошо и обитателям дома.
 
История.
Шива сражался с демоном Андхака. Пот Шивы упал на землю и из него родился демон Ваступуруша. Терзаемый голодом он начал пожирать всё, что попадалась ему на пути.
Полубоги отправились к Брахме и тот велел им удерживать демона лицом вниз.
45 полубогов набросились на демона и прижали его к земле. После такого усмирения Брахма благословил его и назначил повелителем всех домов и участков земли, которому должны были все делать подношения, а он бы в ответ заботился об обитателях дома.
В классической схеме Парамасайика указаны божества, удерживающие Ваступурушу на земле.
Ваступуруша так расположен в пространстве: ступни в (ю-з) углу, а голова в (с-в) углу. Поэтому (с-в) угол считается в васту самым важным, но и все остальные части тела также важны.
 
Брихат-самхита говорит:
  • Если у Вастунары нет правой руки, владелец дома лишится богатства и будет несчастным из-за женщин.
  • Если нет левой руки, у хозяина будет нехватка денег и пищи.
  • Если Вастунара лишён головы, человек будет лишён всех добродетелей.
  • Если у Вастунары отсутствуют ноги, сыновья хозяина умрут, а сам хозяин ослабеет, и у него возникнут трудности из-за женщин.
  • Но если все телесные члены Вастунары имеют должные очертания, обитатели дома будут счастливы, богаты и уважаемы.

 

Центральное место в доме всегда отводится для внутреннего двора или зала для религиозных торжеств.
Если дом разбить на 81 квадрат, то средние 9 и есть брахмастхана. Это район вокруг пупка Ваступуруши.
Хозяин должен заботится о брахмастхане. Не должно быть в ее зоне никакой грязи или отбросов. От этого возникают большие проблемы.
В этой зоне можно устроить семейный алтарь.
Не должно быть в этой области перегородок, колонн, балок, арматуры, пожарных приспособлений, энергокоммуникаций, туалетов, лифтов, кладовок, лестниц.
Особенно важны линии, которые пересекают брахмастхану. Это чрезвычайно чувствительные энергетические линии. На этих линиях есть особые уязвимые точки – мармы . Это жизненно важные органы и суставы. Знание о мармах используется при массаже, в хатха-йоге и единоборствах.
Мармы это точки, в которых линии пересекают брахмастхану и центры квадратов, через которые проходят конасутры.
Если они травмированы гвоздями, кольями, тяжёлыми предметами – у хозяина будут проблемы в соответствующих частях тела.
 

В VASTU существует концепция Васту-пуруши, персонифицированного пространства.

В Ригведе встречается слово «вастошпати» – господин Васту, которого древние считали духом, оберегающим дом и его отождествляли с Индрой.

Научное объяснение Васту-пуруши таково. VASTU – общий термин для грубой и тонкой субстанции, поэтому все проявления энергии и материи называются VASTU. Важнее всего то, что в пространстве, воздухе, воде, огне и земле присутствует первичная энергия, без которой все остальные формы не могли бы существовать. Вибрации этой энергии, пронизывающие все остальные стихии, и составляют Васту-пурушу.Все мы суть VASTU, и энергия, сущая в нас, есть Васту-пуруша или воплощенная энергия. И наоборот, само VASTU есть живой организм, а Васту-пуруша-мандала способствует поддержанию здоровья здания как динамически развивающейся структуры.

Вездесущий дух святой, который называют мировой, космической душой (на санскрите Пурушоттама) светит во тьму, чтобы побудить каждую частицу двигаться к божественности. Этот святой дух является не чем иным, как самим Богом, а Пуруша – его сын. Тело Пуруши состоит из пяти аур, наделенных тремя качествами – гунами: саттвой (положительным началом), тамасом (отрицательным началом) и раджасом (нейтральным началом).  Древние мудрецы Риши использовали миф о Пуруше, являющимся утверждением действия невидимых сил на земле. Это дух или сущность, представляющий собой всепроникающую жизненную силу, энергию, которая является результатом взаимодействия разных видов энергий – солнечной энергии, энергии планет и магнитного поля земли. Согласно Васту, эти энергии влияют на все живое, в том числе и на дома.  Размещение, проектирование и строительство домов в соответствии с действием этих космических сил повлечет за собой благоприятное влияние как далекого, так и близкого окружения дома и на сам дом и на его жильцов. В домах, где эти энергии взаимодействуют гармонично, чувство мира и счастливого бытия становится почти осязаемым. 

Васту-пуруша-мандала представляет собой вписанную в квадрат фигуру лежащего человека, лицо и живот которого касаются земли. Его голова расположена в северо-восточном углу, а ноги – в юго-западном. Соответственно, на диагонали квадрата расположены все семь чакр, которые связаны с определенными внутренними органами и соотносятся с конкретными цветами и элементами,  в зависимости от чакры.

Существует ряд точек на теле Пуруши, которые считаются слабыми, уязвимыми, например область, соответствующая сердцу, ив этих местах запрещено ставить тяжелую мебель или размещать колонны. В древних текстах отмечается, что если на плане дома или участка у Васту-пуруши нет правой руки (сектора между восточным и юго-восточным направлениями), то жители будут лишены богатства, а хозяин будет несчастен из-за женщин. Если  у него нет левой руки (сектора между северным и северо-западным направлениями), жители дома будут плохо обеспечены материально. Если у него нет ног (сектора между юго-западным и западным направлениями), то это неблагоприятно для хозяина и грозит опасностью его сыновьям. Если же у Васту-пуруши нет головы, то это очень плохо во всех отношениях.

Большинство текстов оговаривают в качестве особого условия, что каждое строение должно сообразоваться с простым рисунком, подобным янтре, который называетсяBacmy Пуруша мандала. В свое время это рисунок служил моделью для древних городов. Такая диаг­рамма в основе своей представляет отпечаток упорядоченного мира и принимает форму, раскрываемую вселенским Пурушей в проявлен­ном мире (Васту — телесное существование, место; Пуруша — вер­ховный принцип, источник Космоса; мандала — замкнутая много­угольная фигура). Точные пропорции Васту Пуруша мандалы не име­ют значения, поскольку это не точный план, но как бы прогноз, в соответствии с которым появляется широкий набор возможностей для архитектора. Ритуальная диаграмма понимается как идеограмма. Согласно ей храм представляет материализацию понятий, которые она воплощает.

Васту Пуруша мандала — геометрический рисунок, который со­держит в себе квадрат или квадраты, однако она может принимать и другие простые формы. Самая распространенная композиция состоит из 64 (8×8) или 81 (9×9) квадратов, в которых центральная зона из четырех или девяти квадратов посвящена главному божеству, Брах­ме. Другие, более сложные типы могут быть разработаны с помощью гномической прогрессии в 1024 квадрата. Традиция определяет 32 типа мандалы, простейшая из которых — квадрат. Такая мандала называется сакала, она предписывается для аскетического места. Она представляет собой пространство вокруг жертвенного огня и никог­да не использовалась в качестве схемы здания.

Печака-мандала; на ней пока­заны четыре области, находящиеся под влиянием демонических сил. Такой план может использоваться для поклонения Господу Шиве.

Следующая мандала, состоящая из 9 квадратов, называется питха-мандала (мандала трона).

Когда мандала используется в архитектуре, в ее центральной зоне размещается утробная комната храма. 12 квадратов вокруг ядра представляют местонахождение божеств, относящихся к 8 направле­ниям космоса. Эти, в свою очередь, окружены 32 божествами небес­ных тел (28 лунных и 4 управляющих солнцестояниями и равноден­ствиями).

 

Сетка Васту Пуруши мандалы выровнена по главным точкам, так, чтобы вся структура являла собой наиболее экономичные гене­ратор и коллектор энергии. Как только проектировщик заканчивает сетку, он уже может разместить на ней стены и столбы здания. Если сетка находится в гармонии с решеткой Земли, то выбранное место и Земля пребывают в гармонии. Если же имеется какое-либо искаже­ние или отклонение на линиях сетки, то гармония выбранного места и энергии Земли нарушена.

Сетка Васту Пуруши мандалы сопрягается с сеткой тонких энер­гетических каналов, которой покрыта планета Земля — между север­ным и южными полюсами и между востоком и западом по направле­нию движения Солнца. Дом, чья энергетическая сетка совпадает с сеткой планеты, насыщается положительной энергией своего окру­жения в максимальном объеме.

Термин пуруша, как известно, соотносится с человеком и отно­сится к Универсальному Человеку. Это универсальное Я, самость, антропоморфная форма духовного постоянства в пределах бытия. Пу­руша в результате жертвоприношения пребывает в мандале. Он — первичное единство, фрагментированное и многократное. Отдельные части проявления — части его расчлененного тела. Пуруша — это тело Бога, воплощенного в земле и разделенного в пределах бесчис­ленных форм. Он принес в жертву свое тело ради восстановления единства.

Знание Васшу Пуруша мандалы — основание всей индусской ар­хитектуры. Несмотря на свое название, Васту Пуруша мандала отли­чается от обычных мандал; это фактически квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Вообще, индусам свойственно изображать черте­жи мироздания в виде квадрата; примером этого могут служить аст­рономические и астрологические карты. Квадратный гороскоп с две­надцатью меньшими квадратами для каждого знака Зодиака, распо­ложенными вокруг центральной квадратной области, известен под названием Раси чакра. Причем, слово чакра означает «колесо». Вас­ту Пуруша мандала, подобно гороскопу, — еще один способ пред­ставления круга, показывающий пересечение неба и земли на го­ризонте.

Все циклические числа индийской космологии основаны на пре­цессии равноденствий и точных долей числа 2590, которое представ­ляется как произведение 64x81x5. 5 — это число самватсары, цикла пяти лунно-солнечных лет.

В практических целях проектировщик обращается к аяди. Вычис­ления аяди направлены на согласование энергии звезд, под которы­ми родились обитатели здания, с энергетикой самого здания. Когда все эти энергетические составляющие согласованы, то находящимся внутри постройки гарантировано процветание и духовное благопо­лучие.

В науке Васту брахмастхана, или центральный внутренний двор, считается энергетическим сердцем и легкими всего дома. Эта часть дома должна всегда оставаться свободной, там не должно быть стол­бов, стен, перекрытий. Еще лучше, если она находится в прямом контакте с землей и открыта для небес: это дарует жителям духов­ную энергию. Если брахмастхану венчает крыша, то необходимо сде­лать окно для проникновения света.

Расположение комнат определяется сонаправленностью их с энер­гетическими потоками, которые, в свою очередь, коррелируются с первоэлементами — землей, воздухом, огнем, водой, пространством.

Благоговейное отношение к сакральной архитектуре связывается непосредственно с мандалой. Многие архитектурные решения осно­ваны на форме мандалы, обнаруживая целостную внутреннюю взаи­мосвязь между элементами и качествами природы. Сакральная наука также определяет процессы сознания как подъем до состояния цело­стного осознавания. Архетипы, прообразы придают форму «коллек­тивному несознанию», при этом элементы повседневной жизни мо­гут приобретать более сознательную структуру.

Мандала из 64 частей — одна из двух основных мандал, исполь­зующихся при устройстве индийских храмов, одного из элементов Васту Пуруша мандалы, системы 32 типов различных мандал.

Васту Пуруша мандала— это символ необусловленной сущности (Пуруша),проявляющей себя в существовании (Васту). Когда этг сущность принимает участие в существовании это приводит к воз никновению формы мандалы. Древние индийцы выражали это бук- вально как божественное слияние, а индивидуальные мандалы рассматривали как символ или принцип Земли. Первоначально Васту Пуруша мандаласоответствовала реальному жертвоприношению, сим волизируя начало новой мировой системы. Этот ритуал отражает сущ­ность жертвования своим безусловным блаженством, начинающим существование во всех своих формах.

32 типа Bacmy Пуруша мандалы построены на основе группы квадратов. Существует основная мандала, построенная на группе из 9 квадратов, символе земной сферы, с центральным квадратом, со­ответствующим центру мира. Это центральное ядро всех основных мандал. Мандалы одинаковых чисел строятся из центра, состоящего из четырех блоков. Эта группа блоков представляет ритм четырех этапов, сезонов, элементов, а также направлений сторон света. Она также символ Шивы, божественного преобразователя, чей непрек­ращающийся танец отражает постоянно изменяющееся движение при­роды.

Исключительная мобильность при трансформации также опи­сывает закон, на котором построен танец Шивы — танец непрерыв­ного вращения четырехлучевого космического колеса, ось которого — вечность, и которое преобразует все на своем пути.

Принцип постоянства является синонимом динамического прин­ципа Мандалы. Мандала — это космическая диаграмма координации циклов пространства и времени, объединения путей неба и Земли. Мандалу часто связывают с божественным разумом, исходящим из высшего Пуруши. И то, что божественный разум создает благодаря процессу постоянства в кристаллической форме мандалы 64 квадра­тов, является структурой города Бога.

Священные структуры, в основе которых лежит Мандала, явля­ются отражением космических законов. Мандалу из 64 квадратов окружают 28 квадратов, которые соответствуют 28-дневному лунно­му циклу и связаны в индийской астрологической традиции с 28 лунными зонами.

В каббалистической традиции 28 — число совершенного челове­ка, представляемого суммой триединства: духа, души и тела. 28 — это сумма 1 + 2+3 + 4+5 + 6+7, которую можно представить в виде треугольника со стороной, равной семи единицам измерения. Три периода по 28 лет — 84— идеальная длина человеческой жизни.

Для астрологии как системы, связанной с природой и рассмат­ривающей космические ритмы, также характерно использование мандал. Знаки Зодиака, изображающие обычно небесные сущности в природе, описывают различные психологические и земные процес­сы.

Васту — мост между человеком и природой. Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Эти элементы присутствуют на пла­нете Земля, поэтому наша планета поддерживает жизнь и законы природы, опираясь на мистерию первоэлементов. Если строить дома на земле, учитывая их отношения с элементами мироздания, люди будут жить в гармонии с окружающим миром.

Все вещи в физическом мире, независимо от их размера, фор­мы, цвета, физического или химического состава, происходят из одного источника — панчамахабхуты. Они генерируют особые вибра­ции, которые оказывают влияние на людей.

Васту стремится уменьшить серьезность проблем, стоящих перед людьми. Эти проблемы зачастую вызываются колебаниями панчама-хабхуты, коррелировать которые возможно, настраивая окружение человека.

    Человеческое тело сотворено из этих пяти элементов, и по­этому следование науке Васту имеет огромное практическое зна­чение, так как это устанавливает гармонию между человеком и его окружением.

Многим людям не известна наука васту, но когда они знако­мятся с древним знанием, они сразу производят изменения в своих домах согласно рекомендациям Васту шастры и намного улучшают свою жизнь.

Так, например, юго-западный угол дома в северном полушарии — центр энергии огня, наилучшее место для кухни. Такие принципы васту помогают создавать здания, которые наиболее точно сопряга­ются с универсальными энергиями.

Вернемся к мандале. В центре мандалы в соответствующее время устанавливаются изображение или символ определенного божества. Васту Пуруша мандала служит архитектурным проектом основы хра ма. Храм — это микромир Вселенной. Мандала также отражает этот аспект храма.

Центральный квадрат мандалы символизирует гору Меру, гео­графический центр космоса. В нем визуализируется образ горы. Вне­шняя структура храма и внутренний квадрат мандалы символизиру­ют священный пик. Вокруг горы Меру устанавливается символичес­кий пантеон богов. Каждый бог занимает свой собственный квадрат и располагается в соответствии со значением.

Васту Пуруша мандала выражает квинтэссенцию индуистской философии, перекликаясь с геометрическим выражением идеи от­ношения Божественного и человеческого. Человеку, каждому боже­ству и каждой силе во Вселенной отводится определенное место. В центре помещается творец Брахма. Мандала из 81 квадрата содержит 32 квадрата вокруг границы, представляющей четыре кардинальных точки и лунные созвездия. Это представление всего циклического времени, лунного и солнечного. В центре помещается Брахма. Вместе

с 32 богами, 33 ведичес­ких божества соотносят­ся с Адхисамватсарой, годом, составленным из 33 затмений. Еще двенад­цать божеств в середине — Адитьи, представляю­щие положения Солнца в эклиптике. Союз Сол­нца и Луны — причина творения (риту). В состо­янии фазы новой луны Луна входит в Солнце (согласно «Джайминея Упанишад Брахмане»).

Для того чтобы подчеркнуть роль храма как места пересечения энергетических потоков, мандала представляет также Космического Человека. Размеры квадрата соответствуют размерам человеческого тела: высота примерно равна охвату рук. На таком упрощенном уров­не храм становится местом пересечения космических потоков, оби­телью веры, где люди могут ощутить присутствие божества.

Веды описывают человеческое тело как мини-вселенную, в ко­торой присутствуют все составные части «большой» вселенной. В че­ловеческом теле находятся и основные элементы вселенной, а имен­но: энергия, время, место и майя.

Парамасайика — Васту Пуруша мандала из 81 квадрата. На диаграмме представлены имена божеств, которые связаны с определенными частями Васту Пуруши.

Мандука — Васту Пуруша мандала из 64 квадра­тов. Эта простая диаграмма представляет не только энергии направ­лений космоса, но имеет и астрономическое значение, передавая комплекс циклических изменений — дня, месяца, года и так далее.

Мир в представлении индийской философии предстает в виде огромного Пуруши, мыслимого как мандала. Микрокосмическое тело Пуруши заключает в себе весь мир. Одно из значений термина «вас­ту» — тончайшая частица микрокосма. Считается, что васту — орган творения обоих миров, предстающий как бесконечная неизменная частица. Составной частью этой частицы является Брахма, или изна­чальная энергия. Все, что представлено на земле, и есть Васту. Таким образом, понятие «васту» охватывает строения, сооружения и про­чие объекты, возведенные человеком. Так, Васту Брахма выступает как изначальная тончайшая сущность, а Васту — ее осязаемое пред­ставление.

Такие мандалы, 32 варианта которых насчитывают индийские учебники по архитектуре, управляют ритмами, оформлением и смыс­лом индуистского храма. Индусский храм — место, где человек ста­новится Богом.

Южно-индийские архитектурные янтры обычно отражают опре­деленный космический порядок. Три концентрических квадрата об­разуют иерархию.

Внутренний посвящен универсальной сущности, средний пред­ставляет область богов, и внешний — земную сферу. За внешним квадратом находятся жители нижнего мира.

Пример храма, построенного с применением янтр, — храм Су-рья в Конараке около Бхуванешвара (Орисса). Он был возведен в 1240-1280 годах в честь Сурьи, солнечного бога, источника всякого света, духовного и мирского. Исследования показали, что янтры были вложены в пьедестал скульптуры Сурьи. Храм имел две главные постройки: высокую башню (виману), которая сейчас разрушена и в которой находился культовый образ Сурьи, и ступенчатый пирами­дальный зал для собраний (дхагамохана), который вел во внутрен­нее помещение святилища. В фундамент святилища заложена янтра особой конструкции — Сурья Панчабья (5 лотосов) мандала.

Васту Пуруша — это дух земной энергии. С этой энергией рабо­тают во время бхуми пуджи — с целью направлять ее в благостное русло.

Три различных положения Васту Пуруши указывают на различ­ные сезонные изменения структуры сознания и природного окруже­ния. Три положения Васту Пуруши.

Если у божества Васту Нара отсутствует правая рука, то домо­владелец утратит свое имущество и не будет пользоваться успехом у женщин. Если отсутствует левая рука, то из дома уйдут деньги и еда. При отсутствии головы в доме поселится зло. При отсутствии стоп все появляющиеся на свет мальчики будут вскоре умирать, а сам отец ослабеет. Но если все части хранителя дома присутствуют и гармоничны (это бывает в случае выбора правильных форм жили­ща), то жители дома будут счастливы, богаты и пользоваться авто­ритетом в обществе.

Индуистский храм отображает в символической форме тело бога на макрокосмическом плане; он же отображает также в символичес­кой форме человеческое тело на плане микрокосмическом. Названия различных частей храма — это названия частей человеческого орга низма. Вот, например, некоторые из них: падука, пада, чарана, ангхри, джангха, уру, гола, грива, кантха, шира; ширса, карна, насика, сикха. Пада(ступня) — это колонна, джангха (голень) — части надстройки над фундаментом. Гала,или грива (шея) — часть между карнизами, на­поминающая шею.

Насика (нос) — любая похожая на нос архитектурная часть, и так далее. Гарбхагриха представляет сердце и изображения, антрая-мин (обитель Бога). Эта симвология побуждает искать Бога в соб­ственном сердце, а не где-то вовне.

Храм также представляет тонкое тело с семью психическими центрами, или чакрами. Гарбхагриха представляет анахату чакру (чет­вертый психический центр в области сердца), а верхняя часть калас — сахасрару (седьмой центр, расположенный в области макушки). Первые три центра (муладхара, свадхиштхана и манипура), сопряга­ются с частями храма, расположенными ниже уровня земли. Пятый и шестой центры (вишуддха и аджна чакры, расположенные в обла­сти горла и между бровями) находятся в шикхара-области.

Очень часто план храма представляет собой мандалу. Мандала отражает всю полноту Космоса, совмещая в себе противоположные начала: землю и эфир, статику и динамику. Наиболее характерная схема мандалы представляет собой круг с вписанным в него квадра­том; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, пери­ферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового ло­тоса или восьми членений, сегментирующих его. Квадрат ориентиро­ван по сторонам света, связанных с соответствующим цветом при­мыкающего изнутри пространства. Посередине каждой из сторон квад­рата находятся врата, продолжающиеся вовне уже за пределами квад­рата крестообразными изображениями. В центре внутреннего крута изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ.

Мандала — это геометрическая диаграмма с огромными потен­циальными возможностями духовной реализации. Ее главная харак­теристика — симметрия. Сотворенный мир, который является совер­шенным изделием совершенного Творца, лучше всего может быть представлен симметричной мандалой.

Внешний круг мандалы обозначает вселенную во всей ее целост­ности, очерчивает границу вселенной, ее пределы в пространстве, а также моделирует ее временную структуру.

Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внима­ния и охраны. Поэтому в этих местах квадрата, во вратах, часто помещаются Локапалы, или махараджи («великие цари»): Вайшра-вана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Виру-пакша на западе.

Движение в мандале совершается от внешнего мира к центру, мистической точке, в которой пребывает божество. Эта точка пред­ставляет собой творческий Принцип. Так и преданный, входя в храм, должен пройти несколько ворот, внутренние дворы и проходы, дви­гаясь к гарбхагрихе, сердцу храмового комплекса. В Васту шастрах содержится базисное осознание человека своей миссии в окружаю­щем пространстве, понимающего сакральное значение для него выс­троенной в соответствие с божественными рекомендациями окружа­ющей среды. Плотник в Древней Индии традиционно был также и лесником. Он хранил у себя текст, известный как «Вана Самракшана Самхита», повествующий о содержании и росте деревьев и лесов. Васту-тексты изобилуют информацией относительно типов деревь­ев, опасностей, подстерегающих человека в лесу, предостережений, касающихся содержания растительности в порядке.

Пуруша и мандала связаны с васту (определенным местом, уча­стком). Наука васту охватывает дом с участком и окружающей его средой. Согласно ведическим воззрениям, Пуруша — не только при­чина и жизнь, сто­ящие за всей пракри­та, но также и за все­ми творениями чело­века. Пуруша — со­знание, источник жизни. Он называет­ся также атман. Васту Пуруша Мандала счи­тается совершенной фигурой, фундамен­тальной формой в ар­хитектуре, из кото­рой выводятся все другие формы.

http://audioveda.ru/audios/4195

http://www.vyasa.ru/architecture/vastu-mandala/

http://jasbirmundi.com/?op=vedic1&id=33

 

 Васту Шастра. Вся теория

Добавить комментарий