Васту Шастра. Введение


ИСТОЧНИК: Васту Шастра. Вся теория

Вступление.

Васту-шастра основана на гармонии мироздания, которая выражается в лунном, солнечном и временном воздействии на сознание и физиологию человека. По этой причине эта наука тесным образом связана с ведической астрологией и аюрведой.
     Все рекомендации васту даны с целью помочь человеку достичь совершенства жизни, которое выражается в понимании Бога, своей собственной сущности и методов взаимоотношений.
    В доме проходит большая часть человеческой жизни и васту ставит своей целью избавить человека от дополнительных беспокойств, дав возможность сосредоточиться на главном.
     Принципы васту эффективны для устройства, как деревень, городов так и целых государств, так как основаны на законах гармонии общих для всего мироздания.
     Законы солнца выражаются в следовании временным отрезкам, предназначенным для определённого вида деятельности. Например с 3 до 9 утра действует период “мокши”. В этот период необходимо сосредоточиться на самосознании, практикуя метод повторения имён бога на чётках или другой метод молитвенной практики. Если вы не практикуете медитативные методы очищения сознания, то неплохо будет почитать священные писания или книги великих мудрецов.
 
Наука васту происходит из разных частей изначальных Ведических писаний.
 
Сканда – пурана. Планирование городов
Агни – пурана. Резиденции
Вайу – пурана. Храмы
Гаруда – пурана. Резиденции и храмы
Нарада – пурана. Ориентировка стен в доме, расположение системы водоснабжения, озера, храмы.
Манасара. Городские стены, дворцы, памятники.
Вишвакарма-прокаш. Резиденции, дворцы
Брихат-самхита. Плантации. Главы 53 и 56 в "Брихат-самхите" полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления "алмазного клея" (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов.
 
 
 Матсья-пурана. Упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков васту.
     Васту, как и фэн-шуй, основывается на ведической астрологии.
     Итак, индийский аналог фэн-шуй известен под разными названиями: васту-шастра, васту-джняна, васту-видья или просто васту. Санскритское слово васту означает "место", "дом, жилище" или "комната". Шастра — это "наука", а также "трактат". Видья и джняна — "знание".
     Таким образом, васту — это наука о домах.
  Индийские мастера утверждают, что перечисленные в классических текстах принципы васту имеют универсальное применение; на них не накладываются ни религиозные, ни географические ограничения. Эти принципы вполне можно приспособить к современным условиям жизни.
    Практика васту направлена на достижение не только материального процветания, но также душевного покоя, счастья и гармонии в семье и на работе.
      Наука васту в первую очередь учитывает энергии, излучаемые четырьмя сторонами света: севером, востоком, югом и западом.
     Она объясняет на простом языке принципы выбора участка для застройки, строительства дома и расположения в нем разных комнат, которые будут способствовать улучшению жизни.
   К примеру, столовая должна стимулировать у человека ощущение голода, гостиная — общительность, кабинет — живость ума, а спальня — способствовать отдыху.
   Когда человеческое жилище строится в строгом соответствии с принципами васту, человек становится сильнее, сталкиваясь с жизненными проблемам.
     Многие великие храмы и дворцы Индии являются шедеврами васту и свидетельствуют об эффективности этой древней архитектурной науки.
 
Наука васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания "Рамаяны" и "Махабхараты".
     В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре — "Манасаре". В "Махабхарате" рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире.
   В буддийской литературе тоже можно найти рассказы о зданиях, построенных с учетом принципов васту. В джатаках встречаются отрывочные упоминания о зданиях, построенных по индивидуальному проекту.
    Говорят, что Будда выступал с речами, посвященными архитектурной тематике, и даже указывал своим ученикам, что надзор за строительством зданий считается одной из обязанностей монахов.
      Во многих агамах также приводится много полезных сведений по архитектуре. Это в первую очередь "Камикагама", "Каранагама", "Супрабхедагама", "Вайкхансагама" и "Амсумадбхедагама".
      В некоторых тантрах — например, в "Кирана-тантре" и "Хайяширша-тантре", — тоже содержится много информации по архитектурной тематике.
К наиболее значительным индийским источникам по науке о жилище относятся "Манасара", "Самарангана-сутрадхара" и "Майямата".
     "Манасара" — это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как "Брихат-самхита" и "Майямата". Этот трактат и есть "Васту-шастра" в узком смысле — "Трактат о жилище". Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии.
    Трактат назван по имени автора трактата, о котором мало что известно; кроме того, манасара — это название цеха мастеров, занимавшихся измерениями (санскр. мана-сара).
       У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара).
    У архитектора должно было быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.
    "Самарангана-сутрадхара" написана царем Бходжей, правившим в 1018 — 1060 гг. н. э. Он покровительствовал поэтам и литераторам. Кроме "Самарангана-сутрадхары" его авторству приписываются еще тридцать три работы по таким различным предметам, как астрономия, теория поэзии, философия, политика, религиозный закон, драма, архитектура, грамматика, медицина и т. д.
    "Самарангана-сутрадхара" посвящена не только жилищной архитектуре, городскому планированию и храмовой архитектуре, но и обсуждению канонов живописи и принципов создания механических устройств, называемых янтрами. Это произведение состоит из 83 глав.
В "Майямате", приписываемой божественному архитектору Майе, тоже глубоко и всесторонне излагаются вопросы архитектуры, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и храмов. Помимо выбора мест для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения дверей, ворот и флигелей.
      В "Майямате" есть рекомендации по выбору места для колодца. В этом тексте рекомендуется располагать колодцы на севере, северо-востоке либо востоке участка.
     "Майямата" — самый известный среди древних трактатов по архитектуре и иконографии. Майя, автор трактата, считался экспертом в области не только васту, но и джьотиши. Знаменитый астрономический трактат "Сурья-сиддханта" тоже написан Майей.
В трактате "Вишвакарма-васту-шастра", ссылки на который существуют с шестого века нашей эры, систематизируются сведения об ориентировании городов, о людях и материалах, имеющих отношение к васту; рекомендации по исследованию грунта, городскому и сельскому планированию, храмовому строительству и сооружению дворцов.
 

Истоки и основные принципы Васту-шастры

Считается, что источником Васту-шастры является Стхапатья Веда, которая, в свою очередь, является частью Атхарва Веды – одной из четырех основных Вед. Стхапатья Веда основана на концепции целостного первоисточника мироздания, согласно которой все формы творения произошли от единого трансцендентального сознания, и поэтому оно полностью контролирует ум, тело человека  и  окружающую его природу. Эта Веда включает в себя: архитектуру, планирование, скульптуру, иконографию, живопись. Создание Стхапатья Веды приписывается главному архитектору Вселенной полубогу /или архангелу/ Вишвакарме.

Васту-шастра и наш мир

С каждым  днем  материальные  знания   людей   стремительно растут и  увеличиваются. Во времена бурной "промышленной революции", в строительстве и других областях жизни люди достигли высоких результатов, но древние духовные науки остались далеко позади.  Люди забыли основы многих знаний, в том числе Васту-шастру (далее VASTU), история которой насчитывает по крайне мере 5000 лет. Именно VASTU были впервые освящены правила о том,  как в небольших по площади домах создать максимум удобства и комфорта, достичь гармонии в отношениях людей, о том,  какое значение имеют направления в планировке участка и  дома,  и  его внешний вид.

Игнорируя правила,  предлагаемые Васту-шастрой люди нарушили гармонию  и  вполне понятно почему после  этого  изменились  отношения  людей друг к другу,  к окружающему миру,  стали появляться болезни, которых  во  времена  рассвета науки  VASTU  не было и в помине и человека стали окружать худшие проявления его социальной  жизни.  Во  времена  последних  мировых  войн,  связь  между человеком и духовным миром была прервана и помогало этому процессу в большей степени  стремление  людей  к всеобщей  модернизации  жизни.  Если   каждый последует принципам  Васту-шастрой  настолько, насколько  это  возможно,  мы сможем разумно жить и двигать прогресс,  живя в мире и социальном благополучии. Для существования   человека,   как   духовного  так  и  материального  объекта, необходимо наладить взаимосвязь  с  невидимыми  силами  природы,  с  помощью которых будет  возможно  отыскать место,  содержащее  в  себе гармонию пяти элементов, необходимую для лучшей жизни и открытую для людей Васту-шастрой.

Все в мире – растения,  люди,  животные,  согласно VASTU  состоят  из  пяти основных элементов: земля,  вода,  воздух,  небо, огонь, которые определяют тесную взаимосвязь человека с окружающей средой. Человеку отведено место на земле  в  соответствии  с  его  действиями  по  отношению  к  природе  и его богатствам. Если  мы  выбираем  себе  место  жительства,  где  пять  элементов находятся в гармонии,  то мы будем составлять с природой одно целое,  и наша взаимосвязь с  Богом  будет  намного  крепче.  Чтобы добиться  этого  нужно соизмерять  каждый  свой шаг,  поскольку природа наделена силами магического действия,  оказывающими влияние на человека.

Человечество уже  долгое   время  ведет войну с окружающей  средой на   всей земле,  забывая,  что  люди тоже являются частью природы.  В  давние  времена большинство домов строились из древесины.  Сегодня древесина почти  не используется  в строительстве,  вместо нее стали  использоваться  более твердые и крепкие  материалы – железо,  бетон,  алюминий и др. Люди покупают типовые дома дешевле, чем те, которые бы  они  строили  сами,  из  природных экологичных материалов, проявляя внимание и заботу о будущем своей семьи.

Современные здания лишены этих личностных качеств и поэтому  нередко  их владельцы испытывают трудности  в  финансовой,  психологической,  семейной, социальной сфере,  и в такие дома чаще приходят проблемы.  Для того,  чтобы  в доме  было  счастье,   благополучие и процветание мы должны следовать советам Васту-шастры.

Физический и абстрактный мир. Риши.

Систему нашего восприятия мира и наоборот, воздействия окружающего мира на нас можно объяснить с точки зрения двух концепций – физического и абстрактного мира. Физический мир представлен реальными, видимыми материальными объектами – зданиями, окружающими нас предметами, природными объектами и т.д. Все объекты физического мира можно назвать проявленной материей.  Но мы знаем, что в мире есть множество «вещей», которые мы не можем увидеть и не можем пощупать, но ощущаем, чувствуем их влияние и их можно назвать  непроявленной материей. Эти «вещи» или объекты или просто влияния существуют в нашем абстрактном мире, многие из них не могут быть объяснены или даже описаны научно и тогда люди описывают их в терминах символизма – магическими знаками и символами. В  Васту-шастре очень много принципов, которые могут быть описаны только в терминах символизма.  Это и принцип пяти элементов, и принцип восьми направлений, религиозные традиции, биологические и иные энергетические поля, древние диаграммы и влияние планет.

Современная наука оперирует в основном силами, которые могут быть узнаны нашими пятью чувствами или измерены приборами. Но наука VASTU оперирует также и силами или энергиями, которые ни люди, ни приборы ощутить и зарегистрировать не могут.

Согласно индийской мифологии древние мудрецы или Риши, изображаемые на картинах как полубоги, в медитации получили знания о некоторых природных силах, действующих во вселенной и влияющих на людей и все живое. Основная идея этих знаний состоит в том, что основа видимого мира и причины того, что происходит в видимом мире, лежат в мире невидимом, в мире духа. Более современным языком можно сказать, что вселенная образовалась из энергии путем ее трансформации в материю. Часть энергии приобрела такую плотность и такие вибрации, что преобразовалась в видимую человеческому глазу, плотную материю.  Часть энергии осталась не видимой и не ощутимой для человека, но современные приборы в состоянии ее засечь и измерить некоторые ее параметры, и чем чувствительнее приборы, тем глубже ученые погружаются в тайны энергии и тем больше новых частиц и видов энергии открывается и исследуется. Однако, большая часть энергии не материализовалась, она по-прежнему имеет такую тонкую структуру и вибрации, что остается не видимой и не поддается научному анализу.  Для описания этих, скрытых от нас сил, Риши использовали образы, символы и мифы. Одним из основных таких мифов является миф о Васту Пуруше – невидимой сущности, духе дома, сила которого определяется пересечением, сочетанием многих космических сил –  солнечной энергии,  земного магнитного поля  и  энергии планет.

Риши, которых было семеро, очень почитаются в Индии,  приведем их имена: Кашьяпа, Атри, Бхарадвайя, Гаутама, Вишмамитра, Ямадагни и Васиштха. Легенда гласит, что Риши были посредниками между людьми и богами, связующим звеном между ними, и когда Риши выполнили свою роль на земле, передав землянам необходимые знания, они вознеслись на небеса и стали семью сияющими звездами, образуя созвездие, которое мы называем Большой Медведицей.  Риши изложили необходимые землянам знания в ведических гимнах, т.е. в Ведах (Веда, в переводе с санскрита – знание), которые содержат в себе не только основу Индийской культуры и мысли, но и описание сакральных законов вселенной. Дата написания Вед остается неясной, но есть основания считать, что они существовали и ранее 2500 лет до нашей эры.

 

Добавить комментарий